Односельчане.ru


Агульский район

Высоко в горах Южного Дагестана у подножия вечных снегов Главного Кавказского хребта расположен Агульский район. Его суровые природные условия, исторические памятники, быт, культура и удивительно гостеприимное отношение к приезжим гостям делают этот край красивым и привлекательным.

Агулы, агульцы – небольшая по численности народность Дагестана, общающаяся на своем особом языке, относящемся к лезгинской группе кавказско-иберийских языков. Всего в мире насчитывается около 30 тысяч агульцев. В основном они живут в нашей республике – 23 тысячи человек, большая часть остальных – на севере Азербайджана.

Образован Агульский район в 1934 г. Территория составляет 778 кв. километров, население свыше 11 тысяч человек. В мире и согласии проживают здесь представители 7 народностей, преобладающими из которых являются коренные агульцы и даргинцы.

Главным достижением всех жителей района является их единство, духовная общность, уважительное и братское отношение друг к другу и особое гостеприимство.

Граничит Агульский район со своими верными соседями и кунаками - Хивским, Курахским, Дахадаевским, Кулинским, Табасаранским, Рутульским, Кайтагским районами. Районный центр - село Тпиг с населением около 1700 человек. Населенных пунктов - 18. Это села Бедюк, Рича, Чираг, Тпиг, Буркихан, Амух, Цирхе, Шари, Хутхул, Миси, Дулдуг, Гоа, Фите, Яркуг, Кураг, Худиг, Арсуг, Буршаг.

Расстояние от райцентра до Махачкалы - 240 км. Муниципальных образований 10. Агульцы издревле живут в контакте с другими родственными народностями. В разные периоды, в силу социально-политических, этнокультурных условий контакты осуществлялись с разными народностями и в разной степени интенсивности. Постоянные контакты существовали и существуют с даргинцами и лакцами на западе, с табасаранцами - на востоке и лезгинами - в южной оконечности агульского ареала.

На территории района имеется 10 сельских администраций, 35 объектов социально-культурного назначения. Имеется также 15 крестьянских фермерских хозяйств, 10 предприятий государственной собственности, 24 субъекта федеральной собственности и 9 кооперативной собственности.

Трудоспособное население составляет около 6737 чел., из них занято в экономике района около 3770 чел. Основа экономики - отрасль сельскохозяйственного производства. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляла 67 тыс. га, из них 2,02 тыс. га - пашни, 2,26 тыс. га - сенокосы, 62,72 тыс. га - пастбища, район преимущественно направлен на развитие животноводства. Из общего объема валового производства продукции сельского хозяйства в 2006 году 63% составляет продукция животноводства и 37% - растениеводства. На прикутанных землях несколько хозяйств занимаются и виноградарством.

В Агульском районе действуют 63 предприятия розничной торговли, из них 7 государственных, 56 частных. В районе 18 общеобразовательных учреждений численностью учащихся свыше 2000 детей.
В области здравоохранения района функционируют 2 больницы (ЦРБ с.Тпиг - 75 коек и участковая больница в с.Худиг - 10 коек), 16 фельдшерских акушерских пунктов и 1 амбулаторно-поликлиническое учреждение.

Дорога, соединяющая Агул с Махачкалой, почти полностью асфальтирована. В эти дни полным ходом идет асфальтирование оставшегося трехкилометрового участка.

МО "Агульский район" выиграл три гранта по конкурсу Фонда "Устойчивое развитие" на развитие райбольницы, по утеплению Тпигской ОСШ и на развитие туризма в Агуле.

С 2003 года Агульский район побратим с Кинель-Черкасским районом Самарской области. Между двумя братскими районами проходят с выездами друг к другу культурные и спортивные мероприятия. В Агул приезжают дети из Кинель-Черкасска на лето отдыхать. В летнее каникулярное время учителя из Агула ездят на строительные работы к побратимам из Самары. Регулярно идет культурный обмен спортсменами и артистами.

Продолжительные социально-политические, экономические и культурные связи агульцев с соседями оставили заметный след в их быту. По анкетным данным подавляющее большинство агульцев до революции владело лезгинским языком, а жители Кушан-Дере хорошо знали, помимо лезгинского, и табасаранский язык. Жители села Цирхе знали даргинский язык. В селе Буркихан, входившем до Октябрьской революции в состав Казикумухского округа, подавляющее большинство мужчин знало лакский язык. Азербайджанский язык знали только те, кто ходил в Азербайджан на отходничество.

Агулы всегда чувствовали себя единым народом, хотя единого правителя имели не всегда. Организационные структуры в виде советов старейшин, советов алимов и т. д. решали и межаульские споры и проблемы. Когда после иранского нашествия опустели южная часть Кушан-Дере и земля, где теперь расположено селение Хпюк, решением межаульского совета старейшин были направлены 4 семьи для создания аула Кураг (из Хутхула, Тпига, Гекхуна, Мисе), 3 семьи - для создания аула Хпюк (из Хутхула, Гекху-на и Укуза) и 4 семьи - для создания аула Яркуг (по две семьи из Дулдуга и Гоа). А за 2-3 века до этого в селении Рича были избираемые из знатных родов правители, которые правили всеми агулами, некоторыми лезгинскими селами; иногда их власть доходила до владений Кубинского ханства.

В Агуле пролегает единственная сквозная дорога через вершину Кукма-Даг, которая соединяет Северный Дагестан с Южным. Здесь останавливались войска Шамиля на неделю, набираясь сил для трудного перехода через перевал. По преданиям, не имея других ресурсов, агулы зарезали семь отборных быков для воинов Шамиля, и они, погостив и набрав провизии, двинулись дальше. Агулы, в частности аул Рича "Баб-ал-кънан-ал-Риджа", "Ворота справедливости" - так называли его арабы, в XI-XIII вв. играли очень важную миссионерскую роль в распространении ислама в Центральном Дагестане. Позже на учебу к алимам в агульские села Хутхул, Тпиг, Рича, Буркихан, Буршаг, Квардал приезжали из многих мест Дагестана. Одним из наиболее выдающихся исламских алимов являлся агулец из селения Квардал, идеолог движения газават, учитель трех имамов и Гасана Алкадарского Нурмухамед бек Исмаил-Эфенди из рода Mexlмудар, впоследствии получивший имя Магомед Ярагский только по причине своего недолгого (менее 10 лет) проживания в Яраг-Казмаляре и открытия там высшей исламской школы для завершающих мусульманское образование. Его родители, дедушка, тоже известный алим, - все родом из Квардала, могила его деда известна -похоронен в Квардале. Некоторые ученые утверждают, что Магомед Ярагский якобы родился и жил в Яраг-Казмаляре, тогда как фактически он переселился туда в возрасте 30 лет вместе с семьями своих братьев, тоже алимов, чтобы спрятаться от царских властей. До этого он года два прятался от них в Табасаране, потом уехал в Аварию, где умер и похоронен. Потомки Нурмухамеда и его братьев до сих пор живут в Яраг-Казмаляре и считаются квардалцами. Нельзя не сказать о том, что Нурмухамед является прототипом героя повести А.Бестужева-Марлинского "Мулла Hyp". Так что у агулов есть право гордиться тем, что героем произведения русского писателя о Дагестане и дагестанцах стал именно агулец.

После установления Советской власти в жизни агульцев произошли коренные изменения. Развивается дорожное строительство, связывающее Агул-Дере с Кушан-Дере. Дорога проходит и к жителям села Цирхе. Все это объединяет ранее разрозненное агульское население. Этот процесс еще более усиливается в связи с образованием в 1934 г. Агульского района, объединившего основную массу агульцев. До образования Агульского района 19 агульских сел входили в состав Курахского района, село Буршаг входило в Кайтагский район, Цирхе - в Дахадаевский. Преподавание в селе Буршаг в начальных классах велось на азербайджанском языке, в Цирхе - на даргинском.

Семь лет назад, 4 февраля 2001 года, на выборах главы администрации победу одержал я, будучи начальником управления образования района, на стороне которого была большая часть взрослого населения, учительство и молодежь. И эти выборы показали, что административный ресурс бесполезен перед волей и выбором народа.

Новое руководство района, благодаря непосредственной моральной и финансовой помощи району со стороны руководства Республики Дагестан, с первых же дней своей деятельности взялось за исправление допущенных ранее ошибок, заложило основу для подъема экономики, улучшения жизни населения, снятия остроты социальных проблем.

Все меры, принятые администрацией с перспективой на будущее, принесли за 7 лет ощутимые результаты. В районе широко развернулись строительные мероприятия по возведению, ремонту и реконструкции социально-культурных объектов во всех населенных пунктах. Тем самым в значительной мере решаются вопросы занятости населения, создания рабочих мест. Уменьшилось отходничество, отток специалистов-строителей из района. Новые веяния затронули практически все населенные пункты района.

Вода - основа жизни

За последние годы проведены водопроводы в сс. Буршаг (4,5 км), Кураг (600 м), Дулдуг (6 км), Фите (1 км), Хутхул (3 км), Миси (500 м), Тпиг (8 км), Бур-кихан (1,5 км), Чираг (5 км), Бедюк (1 км). В этих селах построено 22 родника.

Капитально отремонтированы водопроводы в сс. Худиг (900 м), Яркуг (500 м), Гоа (1 км), Рича (2 км). И в этих селах построены новые родники.

Мосты и дороги - артерии жизни

В районе в значительной мере улучшился облик дорог и мостов. В селении Худиг капитально отремонтирован мост. Все арочные мосты, расположенные в Кушан-Дере, начиная от селения Дулдуг, отремонтированы и ограждены. Произведен текущий ремонт по расширению дороги и подпорных кладок от селения Гоа до Фите. В Дулдуге построен новый внутрисельский мост. Капитально отремонтирован мост в Тпиге. В селах Тпиг, Хутхул, Буркихан, Кураг, Чираг произведен текущий ремонт дорог к сенокосным участкам. Произведено бутомощение улиц в селах Кураг и Миси. Полностью асфальтирована дорога до райцентра.

Руководство района оказывает всяческую помощь и поддержку доручастку в строительстве и реконструкции дорог и мостов в районе.

В торжественной обстановке, в присутствии руководства республики, дорожников и мостовиков, всей общественности района сдан в эксплуатацию мост республиканского значения в центре селения Хутхул - один из крупных в Южном Дагестане.

Духовное, физическое и культурное развитие - основа здоровой нации

Именно исходя из этого тезиса относится к развитию своего маленького народа администрация района. Благодаря усилиям администрации открыты спортзалы во всех школах района с придачей им отремонтированных помещений для различных видов спорта, инвентаря. Полностью обеспечены спортзалы дорогими татамами. В них работают квалифицированные специалисты. Новые спортзалы построены в селах Буркихан и Буршаг. Спортсмены района занимают призовые места на республиканских и межрайонных соревнованиях. Завершен и сдан в эксплуатацию в районном центре для молодежи споргивный зал, где предусмотрены все условия и для спортсменов, и для тренеров.

Агульцы гордятся своими земляками - знаменитыми политиками, учеными, бизнесменами, спортсменами, врачами, преподавателями, известными как в Дагестане, так и за пределами. Это безвременно ушедший от нас, павший от рук бандитов, бывший министр по делам национальностей, информации и внешним связям РД М.-С.М.Гусаев, Госсекретарь Дагестана Т.А.Махмудова, бывший 1-й зам. министра здравоохранения Дж.Г. Гасаев, профессор, декан филфака ДГУ Ш.А.Мазанаев, З.К.Тарланов, профессор Петрозаводского госуниверситета, автор книг по истории, языку и культуре агулов. Агульцы представлены по республике на ответственных государственных должностях и в преподавательском составе вузов и среднеспециальных учебных заведений республики. Это зам. министра по труду и соцразвитию С.А.Рамазанов, преподаватели ДГУ Л.Мазанаева, С.Гасанова, профессор, доктор исторических наук Х.Х.Рамазанов.

С 2007 года в Агуле проводится традиционный турнир республиканского масштаба по борьбе дзюдо, посвященный памяти знаменитого земляка ГусаеваМ-С. М.

Интересен и удивителен по совпадению тот факт, что два агульца являются советниками двух президентов - Российской Федерации и Республики Дагестан по развитию русского языка. Президента В.В. Путина - профессор З.Тарланов, дети которого - потомки А.С.Пушкина по материнской линии, Президента М.Г. Алиева - профессор Ш.Мазанаев.

Семья педагогов Мазанаевых известна еще и тем, что в одной этой семье четыре ученых.

По всему Дагестану работают педагоги из династии учителей Манафовых из села Хутхул, где отец семейства заслуженный педагог Джалил Манафович дал высшее педагогическое образование всем своим девятерым детям и младшему брату. А всего в династии Манафовых 35 учителей, а правнуки Дж. Манафова продолжают учиться в педагогических вузах страны. Общий педагогический стаж учителей Манафовых составляет свыше 500 лет.

Капитально отремонтировано и реконструировано здание администрации района, которое до этого было похоже на некий невзрачный рядовой казенный объект. Рядом с больницей разбит фруктовый сад в 5000 абрикосовых и яблоневых саженцев. Полностью реконструирована Тпигская средняя школа. Она подключена к Интернету. Всегда в поле зрения главы объекты культурного и духовного развития своего народа. Существенная помощь оказывается всем сельским мечетям. Капитально отремонтированы центральная мечеть в селении Тпиг и сельские мечети. Открыт первый и единственный исторический музей агульского народа, в котором представлены экспонаты культуры, быта, самобытных народных промыслов и т. д. В селении Хутхул произведено ограждение трех кладбищ, благоустроен прилегающий к ним участок республиканской дороги, капитально отремонтировано и обновлено здание сельской администрации.

В соответствии с национальным проектом развития здравоохранения в районе предприняты реальные шаги для укрепления материально-технической базы здравоохранения. В райцентре начато строительство новой больницы, которая рассчитана на 35 коек. В ней будут отдельные процедурные кабинеты, операционная и целый комплекс вспомогательных помещений. Общий объем финансирования объекта составляет 80657 тыс. руб., строительство должно завершиться в 2008 году.

На крышах домов агульцев через дом в каждом селении установлены спутниковые антенны, а это говорит о росте благополучия населения, его культуре. Впервые в районе построена малая ГЭС "Прометей", в проекте еще одна малая ГЭС.

Во всех селах района возобновлено давно забытое нами уличное освещения так называемыми мощными "кобрами". Не забыты объекты культуры и здравоохранения, дошкольные учреждения. Произведен текущий ремонт сельских клубов в сел. Худиг, Кураг, Фите, Дулдуг, Хутхул, Чираг, Буркихан, фельдшерско-акушерских пунктов в селах Чираг, Кураг, Дулдуг, библиотек в Фите, Дулдуге и Буркихане. Капитально отремонтирован и обеспечен новым инвентарем ясли-сад "Солнышко" в сел. Тпиг. Немалую помощь оказывает администрация района учреждениям и организациям района. Капитально отремонтировано здание управления соцзащиты и соцобеспечения. Построены новые здания УСХ, финотдела. Многое делается в обновлении электрохозяйства, в налаживании устойчивой связи. Во всех населенных пунктах установлена цифровая связь, есть мобильная связь ("Мегафон", "Дагтелеком").

Не без помощи администрации обеспечены автотранспортом УСХ, управление культуры, ветстанция, местное телевидение, больница, редакция газеты. В большинстве учреждений и организаций идет техническое перевооружение, компьютеризация. Подведено электричество, установлена новая аппаратура ретранслятора для с. Миси. Именно благодаря помощи администрации агульская национальная республиканская газета "Вести Агула" выходит на собственной компьютерной базе внутри района. Отремонтировано здание редакции, приобретена для нее офисная мебель.

Несмотря на суровую жизнь высокогорья, агульцы жизнерадостны, у них много интересных обрядов, обычаев, они ценят шутку, острое слово. Без преувеличения можно сказать, что агульская культура – одна из наиболее интернациональных в Дагестане. Это нашло отражение в языке, обычаях, одежде, жилище. На торжествах агульцы исполняют лезгинские, азербайджанские, лакские, табасаранские песни и музыкальные мелодии. Интернационализм и дружелюбие агулов предопределены даже географически – они живут в самом центре Дагестана, со всех сторон окружены территориями, где проживают разные народы Страны гор.

В Агульском районе действуют 16 клубных учреждений, есть свой районный Дом народного творчества, а еще - историко-краеведческий музей. В клубах функционируют хореографические, вокальные, театральные кружки. Управление культуры печется о сохранении традиционного наследия. Традиционным в Агульском районе стал фестиваль «Мы ищем таланты», в котором принимают участие все сельские культурно-досуговые учреждения, а также популярные исполнители агульских песен: Наргиля Даргаева, Роза Ахмедова, Яхья Исаев, Пирдам Агасиев и другие.

Агульцы бережно сохраняют лучшие традиции ашугского искусства. Известный ашуг Джегъил Япунов из селения Фите более 40 лет представляет песенное и музыкальное творчество своего народа на республиканских праздниках и фестивалях. И сегодня он передает мастерство детям и внукам, которые активно участвуют в семейном ансамбле Япуновых, являющимся украшением фестиваля семейного творчества «Семья Дагестана».

Сводный фольклорный коллектив Агульского района принимает активное участие в празднике лакского фольклора «Наследие» в селении Вачи Кулинского района, в зональном фестивале народного творчества и традиционной культуры «Наследие» в селении Касумкент Сулейман-Стальского района, в Международном фестивале фольклора «Горцы».

Новые структуры - дополнительные рабочие места

С началом строительства в районе мостов, дорог, родников и других социально-культурных объектов сотни строительных рабочих, специалистов, да и просто молодых людей нашли применение своим рукам, появилась возможность заработка внутри района, уменьшилось отходничество. Наряду с этим штатные рабочие места открылись с созданием в районе новых структур. А они, как манна небесная, сами собой с неба не падают и не создаются в нынешние времена. За них надо биться, отстаивать в самых высоких кабинетах. Для этого нужен боец в прямом и переносном смысле. С моим приходом в администрацию возобновлены МСО, ремстройгруппа, Госстрах, сохранен РКЦ, заработала столовая-кафе. К радости маленьких граждан и их родителей в селе Буркихан построен и сдан в эксплуатацию новый ясли-сад, обеспеченный всем необходимым, с соответствующим персоналом, открыта участковая больница в селении Рича, ФАП в Чираге, в райбольнице действует зубопротезный кабинет.

Открыты новые маршруты в селах, упорядочена езда по расписанию маршрутных такси в Дербент и Махачкалу. Создание в районе отделения Пенсионного фонда и ООО "Исход" упростило и ускорило выдачу пособий гражданам, дало дополнительные рабочие места.

У администрации много планов по улучшению культуры и быта населения родного района. Но основное, кровное желание, как главы, так и всего населения района, - это проведение природного газа в район. Проект его проведения через Курахский район уже составлен, включен в республиканский план экономического развития и газификации районов.

Дай-то, Аллах, осуществиться этой заветной мечте агульцев! Это будет скачком на целую эпоху вперед в развитии Агульского района. Лишь бы скорее дошла труба до наших границ с Курахс-ким районом! А дальше для проведения газопровода в район деловой хватки и запаса прочности у администрации хватит. Народ на администрацию надеется и ей доверяет. Иначе и не может быть!

Новый импульс уверенности в себе и своем будущем придает агульцам, руководству района Послание Президента Республики Дагестан Муху Алиева. Политика Президента, отраженная в его Послании Народному Собранию, - это начало нового периода в жизни как республики в целом, так и Агульского района в отдельности.

Президент в своем Послании Народному Собранию и дагестанскому народу диагностировал и скорректировал существующее социально-экономическое положение с позиций новой стратегии. Тем самым он формирует образ уверенной в себе и стабильной республики. Агульцы доверяют своему Президенту и уверены, что их ожидает улучшение во всех сферах жизни.

Ю.Г. Исмаилов, глава администрации Агульского района, журнал "Народы Дагестана", апрель 2007 года

Рейтинг: Р +1 -3
4 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Bagmen Схавов пишет:
21.11.2013

1. Сам Магомед Ярагский писал, что его прадед Нузур был из Ярага.

2. У самого шейха на могиле написано "аль-Яраги аль-Курали", что означает "из села Яраг области Кюра".

3. На могиле его сына Исмаила написано, что прадед шейха из Ярага.

4. Нет никаких сведений о том, что в Яраге жил кто-либо, кроме лезгин.

5. Сами потомки шейха, в числе которых известный историк Амри Шихсаидов, отрицают какое-либо родство с агульцами.

6. НЕТ НИКАКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ТОГО, ЧТО ШЕЙХ ИМЕЛ АГУЛЬСКИЕ КОРНИ! Вообще никаких!

Идея приписать Ярагского к агульцам пришла в голову престарелому агульскому историку Хидиру Рамазанову в начале 1990-х годов. И с тех пор некоторые больные на всю голову агульцы это дело подхватили.

Я клянусь Всевышним Аллахом, что все, кто утверждает, что великий шейх Магомед Ярагский имеет агульские корни, лгут!

Bagmen Схавов пишет:
22.09.2013

http://flnka.ru/glav_lenta/4007-o-proishozhdenii-muhammada-yaragskogo.html

Эпитафия с родословной не содержит упоминания агульских корней великого шейха

Вот уже 20 лет, как определенной группой нечистоплотных, малообразованных людей предпринимаются попытки поставить под сомнение этническое происхождение знаменитого лезгинского ученого, богослова, поэта, мыслителя, идеолога освободительной борьбы народов Северо-Восточного Кавказа, шейха и муршида тариката накшбандийа-халидийа, уроженца лезгинского селения Вини Яраг Мухаммада Ярагского, известного также как Ярагъ Мегьамед, Мухаммад ал-Яраги, Магомед Яраги, Курали Мухаммад, Мухаммад ал-Кури и т.д.

Все началось в начале 90-х гг. прошлого века, когда стали появляться публикации, в которых их авторы под надуманными предлогами пытались доказать агульское происхождение ярагского шейха. Существует мнение, что впервые эту мысль в устной форме высказал ныне покойный Галиб Садыки, известный арабист, лезгин по национальности. Прослышав про это, некоторые представители агульской интеллигенции с радостью подхватили этот совершенно необоснованный и невесть откуда взявшийся тезис об агульских корнях Ярагского. Так появились антинаучные публикации Х.Х. Рамазанова и А.Х Рамазанова, которые решили «осчастливить» агульский народ известием, что Ярагский, якобы, агульского происхождения, а корни его, дескать, из с. Квардал ныне Курахского р-на РД.

Разумеется, в том, что у кого бы то ни было могут быть агульские или любые другие корни, нет ничего предосудительного, но зачем их выдумывать? Хотелось бы подчеркнуть, что мой материал не направлен против агульского народа, к которому я отношусь с уважением. Напротив, я хочу помочь агульскому народу разобраться, где правда, а где ложь.

За эти двадцать лет стараниями некоторых малограмотных деятелей из числа агульской интеллигенции «версия» об агульском происхождении шейха Ярагского стала довольно популярной в агульской среде и стала обрастать самыми невероятными подробностями. Появились многочисленные публикации на страницах республиканских газет, журналов, в интернете, где невежественные авторы с энтузиазмом стали уверять агулов, а вместе с ними всю дагестанскую общественность в том, что фигура такого масштаба, как Мухаммад Ярагский имеет к агулам непосредственное отношение. Некоторые агульские авторы договорились до того, что Ярагский, оказывается, даже родился не в Яраге, а в Квардале, и до 10-летнего возраста жил там! В Квардале непостижимым образом вдруг сразу объявились «старики», помнящие о квардальском, якобы, происхождении шейха.

Разумеется, все здравомыслящие дагестанцы, для которых шейх Мухаммад Ярагский был, есть и останется лезгином, понимали и понимают, что агульскую и всю дагестанскую общественность вводят в заблуждение. Но фальсификаторы истории и не думали прекращать свои грязные инсинуации, всерьез вознамерившись «превратить» Ярагского в агула. Таким образом, вся эта вакханалия вокруг имени великого лезгина продолжается уже 20 лет, в течение которых группа бессовестных грамотеев дурачит агульский народ состряпанными на скорую руку баснями.

Долгое время лезгинская общественность просто не обращала внимания на всю эту недостойную возню, считая несерьезным даже реагировать на лишенные всякого смысла и аргументации потуги новоявленных «знатоков» истории. Однако дело уже дошло до того, что портрет ярагского шейха был выставлен на Агульском майдане во время прошедшего недавно Дня единства народов Дагестана. Тем самым, устроители этого «майдана», уже впитав в себя распространяемую ложь об «агульском происхождении» шейха, вводили в заблуждение и многочисленных представителей разных национальностей, посетивших праздник.

Наглость, бесцеремонность и бесчестие этой зарвавшейся публики перешли всякие границы. Мало того, что вся эта гнусная кампания не имеет никакого научного обоснования, никакой доказательной базы, ее авторы грубо задевают и чисто человеческую, этическую сторону вопроса. Ведь все ныне здравствующие потомки Мухаммада Ярагского единодушно утверждают, что им ничего не известно о каких-либо агульских корнях шейха. Они говорят об этом вовсе не потому, что им якобы неприятна сама мысль о родстве их знаменитого предка с агулами. Боже упаси! А потому, что они реально никогда не слышали об этом от своих предков.

Но и непосредственных потомков ярагского шейха новоявленные «знатоки» истории агулов смеют упрекать в «незнании» собственных корней и даже в неискренности. И это несмотря на то, что имеются достоверные документальные данные, свидетельствующие о том, что, как минимум, три поколения предков Мухаммада Ярагского жили в Вини Яраге. Однако, игнорируя все предъявляемые неопровержимые доказательства и элементарный здравый смысл, поборники так называемой «агульской версии» продолжают упорно твердить однажды заученную басню и вносить никому не нужную рознь во взаимоотношения близких народов.

Так на чем же основывается «аргументация» этой лживой публики? Про мифических «квардальских стариков», являющихся, якобы, «носителями исторической памяти», мы уже упомянули выше. Несостоятельность этого «аргумента» более чем очевидна, ибо до 90-х гг. никем не озвучивалось «родство» Ярагского с Квардалом и нет каких-либо доказательств на этот счет. Не смогли наши оппоненты назвать и квардальский тухум, к которому, якобы, принадлежал шейх.

В итоге оказалось, что остался один-единственный, самый главный, по уверению предводителя баснописцев, «аргумент». Аргументище, так сказать. Как утверждает апологет пресловутой «агульской версии» и, по совместительству, представитель ФЛНКА в Агульском районе Гаджи Алхасов, который договорился до того, что лезгины, оказывается, «битву за Ярагского проиграли подчистую», «единственным достоверным источником родословной Ярагского» является арабская эпитафия надмогильного памятника Исмаила-эфенди, сына шейха Мухаммада Ярагского.

Памятник Исмаила-эфенди находится в Вини Яраге. В этой эпитафии, как уверяет господин Алхасов, и кроется вся его аргументация, а именно – там, якобы, упомянуто в форме «К.р.д» агульское селение Квардал. Все возражения на это и даже ссылки на особенности арабского письма, не позволяющего отразить название с. Квардал посредством согласных «К.Р.Д» не возымели должного эффекта. Неугомонный Алхасов, возомнивший себя знатоком арабской письменности и единственным хранителем сокровенного знания, проигнорировал и эти аргументы.

Удивительно, но до сих пор не существует публикации полной версии перевода упомянутой выше эпитафии Исмаила-эфенди, как не опубликован до сих пор арабский текст этой эпитафии. Публикация перевода в журнале «Лезгистан» (№ 3-4 от 1993 г.) носит сокращенный характер и не может считаться добросовестной в силу приписки, отсутствующей в арабском тексте. Сокращенный перевод эпитафии Исмаила-эфенди имеется также у проф. А.Р. Шихсаидова, который и обнаружил впервые эту эпитафию (см. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых. М., 2012. С. 82).

В этой ситуации, считаю необходимым публикацию на сайте полного перевода надписи вместе с арабским текстом, сопроводив эту публикацию качественными фотографиями памятника (насколько мне известно, также нигде не публиковавшимися), дабы ни у кого не возникло ни малейших сомнений в подлинности и достоверности моего перевода. Фотографии сделаны мной во время посещения Вини Ярага весной этого года. Читатели смогут воочию убедиться в том, что никакого «К.р.д.», равно как и других топонимов и нисб, кроме «ал-Яраги», т.е. «Ярагский, из Ярага», в эпитафии нет.

Таким образом, наши оппоненты, а попросту говоря, самые настоящие дилетанты, так долго вводившие в заблуждение собственный народ, лишаются последней аргументации. Состряпанная на лжи и фальсификациях «версия» о, якобы, агульском происхождении великого сына лезгинского народа с треском рушится, с чем я вас и поздравляю.

Врезная эпитафия Исмаила-эфенди нанесена на прямоугольную стелу, расположенную на кладбище Вини Ярага. Орфография арабского текста сохранена. Он гласит:

?? ?? ????? ???

???? ????? ?????? ???????

?????? ????? ?????? ?????

??? ????? ?????? ???? ?????

??? ?????? ????? ?? ??? ??? ????

??? ???? ??????? ??? ???? ?????

??????? ???? ?????? ????? ???? ?????

?? ??? ??? ??? ????

ПЕРЕВОД

«Каждый, кто на ней (т.е. на земле – Tahar), исчезнет. Усыпальница шейха, выдающегося ученого, хафиза (т.е. знающего Коран наизусть – Tahar), ал-хаджж (т.е. хаджи – Tahar) Исма‘ила-эфенди, сына шейха, хафиза Мухаммада-эфенди, сына Исма‘ила-эфенди, сына шейха Малла Камала, сына Нузура ал-Яраги, – да освятит Всевышний Аллах их могилы, да будут освещены их могилы! Он умер (буквально: «забрал его Всевышний Аллах» – Tahar) в месяце сафар 1322 г.».

Дата по хиджре приходится на апрель-май 1904 г.

15.12.2010

Вот что дополнительно по Ярагскому сообщил мне ярагец.

"Ярагского отца звали Исмаил. Он в Яраге основал медресе. Его отца звали Шихкамал. А отца Шихкамала звали Нюзюр. Так вот, в своей книге единственной опубликованной книге Ярагский своего прадеда называет Нюзюр ал-Яраги, т.е. "Нюзюр из Ярага".

Что касается того агульца, то отец говорит, что за тем столом были два агульца: бывший секретарь райкома Муслим Рамазанов и тот самый Хидир Рамазанов. Также за столом был лезгинский арабист Садыки, заехавший к отцу вместе с ним. (Муслим сопровождал Хидира.) Это происходило в 1990-1991 годах, а заметка об Ярагском-агульце появилась в 1996 году, утверждает отец, от имени Хидира Рамазанова, а позже - от имени Муслима Рамазанова. Так пошла гулять ложь. Ярагцам это смешно. Мы то знаем свои корни, да и могилы на месте. Что касается "Моллы Нур", так это о разбойнике-лезгине с правого берега Самура. К тому же, Магомед Ярагский никогда не был НУРмагомедом.

Место, где ныне находится Ярагказмаляр, до 1868 года принадлежало Юсуф-хану. По просьбе сына Ярагского Исмаила хан уступил эти земли ярагскому обществу (Вини Ярагъар). До революции они были общественными землями. В 50-60 годы 20 века туда переселилось всё село Вини Ярагъар. К 70-ым годам туда переселились несколько семей из Гапцаха и Целегюна. В 1978 году туда переселили маленькое село Эч1ер. Ныне вини-ярагские в селе составляют где-то 70 процентов.

В Ярагказмаляре нет ни одной улицы, где компактно жил бы тот или иной тухум. Все тухумы живут вперемешку. Я знаю там все тухумы. Там никаких квардалцев нет. Тухум Ярагского называется "фекьияр" (священнослужители или муллы), а по линии внучки - "мансурар" и пожалуй всё. Про квардалцев в Ярагказмаляре никто не слышал".

Так что, уважаемые админы этой страницы, если у вас есть элементарная совесть, то вы удалите эту ложь со своей страницы.

14.12.2010

Насчет Ярагского просто даже представить себе невозможно как можно так нагло врать! Вы чего тут пишете, горцы? Увидев то, что вы написали, я связался с коренным уважаемым ярагцем (имя называть не буду), который мне ответил следующее:

"Это чушь по поводу Ярагского-агульца. Все предки Ярагского, по крайней мере до прадеда, похоронены в селении Вини Ярагъар (Верхний Яраг). Сам он родился там. Я знаю практически всех наследников Ярагского. Ни у кого из них нет родственников-агульцев. И село Ярагказмаляр, куда переселилось село Вини Ярагъар, не имеет никакого отношения к агульцам.

Версия про агульцев возникла за столом, за рюмочкой водки лет двадцать назад в доме у моего отца. Все говорили о Ярагском. Агулец при этом молчал. Отец, чтобы сделать приятное гостю-агульцу, пошутил, что есть легенда о том, что род Ярагского происходит из какого-то агульского села. Каково было удивление моего отца, когда он где-то через 10 лет прочёл заметку этого агульца о том, что сам Ярагский был агульцем..."

Ничего не имею против прекрасного агульского народа, но не смешите нормальных людей, и не мешите жителей Квардала, которые знать не знают про это.

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
   
комод в спальню в классическом стиле
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru