Односельчане.ru

Автор: Оруджев Фахретдин, газета "Ватан", № 21 (1539)

НА ПОРОГЕ К ТАБАСАРАНУ

Дарваг - один из крупных как по численности населения, так и по площади занимаемой им территории населенных пунктов Табасаранского района. Село расположилось на хребте, по нему тянется до села Татиль Горная стена, о которой писали многие историки и путешественники. Находящееся на самом важном стратегическом посту село было образовано иранцами в шестом веке. Как и другие населенные пункты вдоль стены, оно исполняло роль дозорного.

Его население составляет около 3000 человек. Количество хозяйств равно 680. На западе он граничит с селением Ерси, на севере - с поселком Геджух Дербентского района, на юго-западе - с селением Зиль, на юго-востоке - с Марагой.

Возникновение Дарва-га историки относят к эпохе раннего средневековья - 5-7 вв. Он возник вокруг одной из сторожевых башен Горной стены (Даг-бары), относящейся к оборонительной системе Дербента и считался важнейшим военно-стратегическим и административным пунктом.

Памятники Сасанидского строительства - стены, башни, крепости, наблюдательные пункты, которые защищали Дарваг, - делают его историю шире и глубже. Дарваг - ровесник стены «Даг бары», издавна он фигурирует под названием Баб-Вак, и основу его всегда составляли потомки воинов арабских гарнизонов, а арабский язык сохранялся в Дарваге вплоть до 19 века.

Первыми жителями были иранцы, в этом вопросе среди историков нет разногласий. Арабист К. Генко справедливо указывает, что арабы могли изменить названия этих населенных пунктов вдоль стены. Так, «Дарваг» первоначально мог иметь форму «дэрваг», что означает «открытые двери» (персидский язык). Арабское название «Бабвак» (баб-ворота) закрепилось в табасаранских селах.

Дарваг до 1944 года входил в территориальную границу Дербентского района. Ныне он является одним из сел, вводящих приезжих в Нижний Табасаран. История села богата событиями, которые отражены в «Дербенднаме». В Румянцевском списке названной хроники Дарваг упоминается с 764 года.

Дома здесь построены на твердой, порой каменистой почве, хотя в нижней части села наблюдаются оползни. Теперь почти не осталось земляных (глиняных) домов. Сейчас село переживает нелегкие времена: здесь нет работы, как раньше, когда функционировал колхоз «Красный Октябрь», были обширные виноградники и свой винзавод. Все утрачено. Попытки реанимировать хозяйство пока остаются безуспешными. Жители в поисках работы разъехались по всем городам России. Около пяти тысяч человек живут в селе. Мне, сельчанину, было непонятно даже, что жители верхних частей Дарвага не знают в лицо своих соседей, живущих в нижней части. Но сегодня здесь трудно найти молодежь, которая в поисках работы находится вне села.

Глава администрации Икрам Сулейманов качает головой: «В прошлом жители от мала до велика работали в хозяйстве, рядом с домом, вечером трудились у себя на участках. Теперь мужское население, да и женское тоже, покидает село в поисках заработка». Узкие улочки села каждый год ремонтируются, покрываются гравием.

Дорогое место для каждого дарвагца – «Мейдан». Слово означает «площадка», «гумно», «ток». Здесь, у развилки дорог в Нижний Табасаран, строится магазин, есть автосервис. Рейсовый автобус еще с советских времен продолжает свой маршрут, ибо население растет, связь с городом необходима. Я заметил, что мало сидящих на скамейке перед домом стариков. «Старики уходят, в селе никого почти нет. Все стремятся в город. Главная причина - нет работы»,- говорит один из аксакалов.

Пирмагомед Пирмагомедов живет у памятника старины – дома «Беглер эви» (дом беков), который виден на подступах к Дарвагу. Дом имеет богатую историю. Села этой части управлялись беками, которые восседали в селе Гимейди (ныне не сохранилось). Их родственник был владельцем Дарвага и жил в названном доме, который находится на высоком холме. Старинные опоры еле держат свод. Возможно, в ближайшие годы от дома ничего не останется.

Учитель средней школы Ризван Бабаев, принявший участие в реставрации сельской мечети, озабочен судьбой подрастающего поколения дарвагцев, которым он преподает русский язык. «Ситуация такова: селу грозит в будущем полное исчезновение. Люди не хотят оставаться здесь, уезжают в другие регионы и остаются там жить. Многие семьи годами не возвращаются на родину». Наверное, Дарваг - одно из редких сел, где есть спортзал, проводятся районные мероприятия. В этом деле нельзя не отметить братьев Сулеймановых, тренером по вольной борьбе является один из них. Его питомцы уже выступают в республиканских соревнованиях. Этот факт показывает, что и в селе можно вырастить хороших спортсменов. Школа специализируется на подготовке борцов вольного стиля. Наверное, нет другого села, откуда выезжающих так много, как Дарваг. Остались больные и дети. В селе две школы: средней руководит Касум Рамазанов, неполную среднюю возглавляет Абдулбесер Маханов.

Некогда прославленные дарвагские сады, где обильно росли груши, ореховые деревья, сегодня пустуют, деревья срублены или сожжены. Село считается горным, поэтому здесь повсюду есть вода. Знамениты на весь Табасаран родники «Исме булаг», «Гезбулаг», «Гумгум булаг». «Гезбулаг» в народе известен как родник от сглаза, от порчи. Из разных уголков Дагестана приезжают сюда люди. Есть поверье: если обрызгать людей, скотину, имущество «чудодейственной» водой, сглаз и порча их не возьмут. Я и раньше бывал в этом селе. Здесь кипела жизнь. Виноград, выращиваемый в Дарваге, прославлял сельчан повсюду. Сюда, на винзавод, завозили солнечную ягоду из других хозяйств. Сегодня пустые склоны на подступах к селу жаждут рук человека, его заботы, его тепла. Станет ли когда-нибудь лучше, неизвестно. Конечно же, самое ценное в любом селе – это люди. Они, несмотря ни на что, продолжают работать, хотя и не здесь, прославляя свою обитель, свое отцовское гнездо. Министр юстиции РД Азади Рагимов - выходец из Дарвага. Долгие годы работал в Махачкале его брат, кандидат исторических наук Абузер Рагимов. Семьи Бабаевых, Караевых, Сулеймановых участвуют во всех мероприятиях и торжествах не только в Табасаране, но и за его пределами. Выходец из Дарвага Азад Герейханов – глава администрации в Чинаре. Не могу не сказать еще об одном: сегодня в селе, хотя и трудно живется, глава администрации И. Сулейманов делает все возможное, чтобы жители почувствовали заботу со стороны местной власти. При наличии в селе газа, воды, наверное, можно создать условия для возрождения хозяйства, чтобы народ не искал работу вне села, а трудился на своей родной земле. Богарные земли пустуют, нужен хозяин, настоящий хозяин земли.

Достопримечательности села

• На территории села расположено несколько сторожевых башен крепостей стены Даг-Бары.
• В центре Дарвага, на одном форте, расположен бек-ский дом конца 19 - начала 20 веков.
• Основная достопримечательность - мечеть с минаретом, относящаяся к 15 веку.
• Священный родник «Гез-булак» (от сглаза), посещаемый жителями Дарвага и окрестных сел для жертвоприношений. Чаще его посещают в последнюю среду до весеннего равноденствия, отмечаемого ежегодно, как новогодний праздник Навруз-байрам.
27 комментариев (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
-
01.11.2014

Историю настолько извратили,что до сих пор сами даже не могут разобраться в ней)) Бесконечно переворачивают и переписывают каждый второй. Народ,где конкретика,может скажете???

Это Я пишет:
27.10.2014

В Табасаранском районе, в том числе в селе Дарвагъ живут только табасаранцы. Правда в некоторых сёлах, а их всего 9, по сложившийся историческим обстоятельствам, к большому сожалению, перешли на тюркский язык. Но это исправимо, просто надо активно работать в этом направлении.

-
26.10.2014

У разных источников-разные информации))

29.01.2013

если там Табасаранцы были заселены значит мы тоже табасаранцами должны были быть, но мы не табасаранцы, остается два варианта, значит турки пришли и изгнали табасаранцев, и второй вариант, эта территория пустовала и турки тут остановили свои войска

Marat Mirzaev пишет:
11.03.2013

Табасараны ни кем и нигде заселены небыли они и есть хозяева табасаранской земли ,пустует наша земля или нет это сугубо наше личное дело ,а турок,тюрок,персов и прочую нечесть в Дагестан и в частности Табасаран заметь ни кто не звал,пришли с огнем и мечом от него и погибли ,а те кто остались тех просто пощадили были бы они воинами их тоже уничтожили бы,а изгнать табасаран с табасарана у турок,тюрок ,персов и прочей ереси как показывает история на опе мускулов не хватило, не на того нарвались.

15.08.2012

Алескер, ты в курсе, в каком веке персы появились в Табасаране и начали колонизировать табасаранские земли? Начиная с 5 века н.э.

По твоему получается,что табасаранцы сами не заселялись на эти плодородные земли на которых расположен Гъвах(Дарваг), а специально ждали персов, чтобы те пришли и основали своё село. Вот ты шутник...

Ни иранцы, ни тюрки не являлись в Дарваге коренными, они на эти земли пришли с огнём и мечом. Память у табасаран хорошая - всё помнять.

29.01.2013

и еще Миклухо-Маклай этногеографию Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании изучал, а не Табасарана. И Миклухо-Маклай через дефис пишется

15.08.2012
Комментарий удален

коренные жирели Дарвага являются Иранцы зря вы спорите братья.:-)После Иранцев в Дарваге пришла эра Арабов потом и Турков ну всё таки коренными жителями нашего села остаются Фарсы тоесть(Иранцы).

04.06.2015

Ага, вот обычные Дарвагнцы обычный на вид азеры и персы

http://rusrep.ru/images/text/170499/darg_genwini.jpg

Дарваг - Табасаранское село, люди которого в качестве главного языка используют тюркский диалект. Отлично говорят на русском и редко когда и на табасаранском.

29.01.2013

и еще нас относят к туркам а не иранцам каким то,

Marat Mirzaev пишет:
10.03.2013

К кому вас относят и кто относит нам Дагестанцам без разницы,главное вас не относят к кавказцам и уж темболее к Дагестанцам, усек.

08.12.2011

Уважаемые дарвагцы, как вы думаете, не пора ли вернуть селу Дарваг его первоначальное историческое название - ГЪВАХ?

откуда берем эти выдуманные т.н. "исторические" название? дарваг и есть его пероначальное название данное его основательями - азербайджанскими тюрками. и не надо навязывать кому то выдуманные название под соусом "исторический" без всяких доказательств.

04.06.2015

Откуда ты взял, что основатели этого села твои придуманные азерские основатели? хахахаха Твои азики нифига не создавали, были персы, при власти которых население начало говорить по тюркски. Надир тот же не знал даже персидского, а был тюркоязычным. И я тебе напомню, мы его выгнали два раза.

Marat Mirzaev пишет:
11.03.2013

У тебя забыли спросить откуда берем,если тюрки азер-ские то что они потеряли в дагестане,кому-то навязывать говоришь,так это азера навязались нам и присутствуют там где их ни когда небыло и не должно быть.

Неа брат адмнистрация села не пойдет на такое чтобы поменять имя.

04.06.2015

Да зачем название менять, звучное и красивое название. Там же и река наверно проходит дарваг-чай.

As-salam Aleikum пишет:
07.05.2011

"Первыми жителями были иранцы, в этом вопросе среди историков нет разногласий."

наглая ложь))

08.12.2011

У человека, который написал, что "первыми жителями Дарвага были иранцы", похожа "крыша" поехала, а ещё наверное живёт в Табасаране, среди табасаранов. Пусть он так скажет среди табасаранцев и посмотрим что будет.

Разият пишет:
06.05.2011

Жители этого села табасаранцы или азербайджанцы?

азербайджанцы.

04.06.2015

Слышь ты, азербажанцы. Ты тогда русский, а лет через 100 и говорить не будешь по тюркски. Лет через 100 будешь нам доказывать, что ты истинный русский ахахахахаа аль-добрыня никитич хахахахаха

Я был в дарваге, там мужчины некоторые есть азербажаны, но девки все что видел табасаранки и бабушки табасаранские сразу видно. Да и мужики табасаранские тоже есть, а то что они из-за связи с азерами начали говорить по тюркски это проблема, у меня родственники тоже, если бы не русские сейчас по азиковски говорили бы, все родственники старшего поколения азиковский язык знают, так же как русский. Да и в советское время табасараны без разбору отдавали им своих девочек азерам, так как дербент полностью принадлежал азиками и они только своим деньги давали, вот и результат. Точно также кстати село Ерси начало говорить по тюркски, но оно документально закреплено как табасаранское и после 60-х оно начало официального говорить по тюркски.

И самое главное, видел много реальных азиков, они по менталитету даже разные. И языки у них немного разные, хотя и тюркские, и часто можно встретить бабушек и дедушек которые говорят по табасарснки. Однажды в хучни ехал, и в магазине женщина и девушка у их села были за прилавком, они не поняли моих слов, а бабушка с ними сидела и поняла. Так что откуда корни растут видно без телескопа.

Скорей всего заселеные туда ближневосточники были убиты или убежали, а потом в советское время азеры снова начали туда заселяться. В ссср азики даже в хучнях заселились. Не забывайте перед тем как русские взяли дербент мы его взяли два раза и выгнали Надира, и почти все южнодаргинские земли тоже нам принадлежали. Мы их до этого выгнали, а они в советского время вернулись. А загорелые это следы от персо-арабов, они имеются у всех дагестанцев. Дербентский, табасаранский и хивский районы только табасаранские, а азеры если видят что к ним нормально относятся должны спасибо говорить, а не такую чепухню что мол они турки нести.

Да и азербажаны сами по себе это персы, которые говорят по тюркски. Чуть-чуть арабов, чуть-чуть кавказцев и немного армян и грузин, вот тебе и азербажанцы.

As-salam Aleikum пишет:
07.05.2011
04.06.2015

Без опечаток написать не получается? Википедия это бредопедия, там даже ты смог написать такой бред. Там у меня семейство знакомое есть, табасаранский там и дети знают. Так что точно не моно село. Да и говорят они и между собой по русски.

 
1
 
Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью

Гостевая

Алескер, да братан ты прав, действительно село Дарваг является первым селом в Табасаранском районе которая встречается на пути по дороге Геджух-Хучни. Да, на счёт хорошего вина с.Дарваг точно является первым, тут спора нет.
10.02.2012
Дарваг село №1 в районе.
09.02.2012
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru