Односельчане.ru

Джамалудин Джамбулаев, "Дагестанская правда", 13 августа 1994 года, № 160

Принявшись за рассказ об этом ауле, неожиданно вспомнил слова одного седобородого аксакала, который поговаривал, что чаще орел гордится и бережет родное гнездо, но нередко случается и наоборот, когда гнездо гордится своим питомцем.

КАК ВСТРЕЧАЮТ ГОСТЯ
АУЛ ГЕБГУДА — один из ста четырех населенных пунктов Тляраты. Расположен на макушке почти километровой высоты отвесной скалы хребта Нукатль.

Наш УАЗик, преодолев бесчисленное количество крутых поворотов, затормозил у первого дома. Не успел налюбоваться удивительной красоты панорамой: отсюда открывается вид и на Анцухский каньон, в котором сливаются в Аварское Койсу Джурмут и Хзанор, на цепь снежных среди лета вершин Кавказского и Богосского хребтов, темный пояс лесов, - как подошла молодая женщина. По горскому обычаю порасспросила о семье и здоровье и, забежав в ближайший дом, вынесла навстречу тарелку с толокном и кувшин ключевой воды. Мои попутчики показали пример, отведав этот своеобразный хлеб-соль. Я не смог удержаться на уровне приличия и предложенный ковш приятного напитка допил до дна.

— Это обычай. Первая встретившаяся женщина обязана оказать гостю почесть — вы-нести ему толокно и воду. — пояснил гебгудинец Ахмед Хайбулаев. — Нам повезло, что прибыли вместе с гостем. А заметила нас первой Зарият Абдулатипова.

ОТХОДНИЧЕСТВО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО СУДЬБОЙ
В ауле около двух десятков хозяйств — чуть более пятидесяти душ, среди которых детей до четырнадцати лет всего-навсего одиннадцать.

В начальной школе, которой заведует Султанат Абдулатипова учится всего трое детей -двое во втором, один в четвертом классе. Но и эта перспектива, по всему видно, недолговечная. Ныне в ауле всего один грудной ребенок. Тем не менее, государство не поскупилось, построило в ауле благоустроенную начальную школу. В том же здании отвели комнату и ФАПу, обслуживающему помимо Гебгуды, еще два близлежащих аула — Хорта и Маали. — Зимой очень трудно обслуживать соседние аулы. — признается заведующая ФАП Хадижат Гусейнова. — По склонам не проберешься, скользко, а тропы заносит снегом, то и дело снежные обвалы. Неровен час — унесут в пропасть неосторожного путника.

За последние десять лет в ауле сыграли по меньшей мере двадцать свадеб, но три четверти молодых семей после свадеб выехало на жительство в иные края. В ауле осталось пять молодых семей, но и в тех мужчины-отходники, выезжают ранней весной и приезжают осенью.

— В горах без пашни не проживешь. Я вот попросил участок земли у родных в соседнем ауле и там выращиваю картофель. Многие поступают так, — говорит Ахмед Хайбулаев. — Не зря люди уезжают. На урожай с наших участков семьи не прокормишь.

- в нашем ауле испокон веков занимались отходничеством, - продолжает Патимат Абдулатипова. — Было время, ходили на заработки через перевалы в Цор (Белоканы, Лагодехи, Закаталы), ныне ездят на равнину. Но кое-что можно иметь и здесь. Имея небольшое поле, я вырастила девятерых детей. Только двое нынче живут в ауле, остальные разлетелись кто куда. А если и вернутся, то строиться всем просто негде. Судьба наша такая.

ВЫЖИТЬ ВСЕ ЖЕ МОЖНО
Гебгудинцы, однако, не унывают. Почти у каждого во дворе кормилица-корова, а кое у кого их по две или три. Осенью на этих головокружительных кручах не останется ни одной соломинки, ее скосят, а недостаток кормов восполнят, собрав опавшие листья в ближайших лесах. Даже Патимат Абдулатипову в ее семьдесят пять лет не удержишь в период сенокоса дома.

Зимы здесь суровые, но кое у кого имеются собственные пасеки, а значит и свой мед. Другие умудряются и на подобной высоте выращивать фруктовые деревья и, холя их подобно младенцу, собирают достаточное для компотов количество фруктов.

- Руки, если они трудолюбивы, везде прокормят. Знаю это по собственному опыту. — сказала семидесятилетняя Аминат Гаджимурадова. — Картошка с огорода, молочко помогут накормить семью. Долгие вечера в продолжительные зимы тоже можно провести с пользой. Я вот с той поры, как ушла с работы в избе-читальне, пристрастилась к портняжному мастерству. Особенно удачно выходили у меня платья для
невест.

В хорошем настроении и молодая Хабибат Нурулаева. Муж на заработках, а ей здесь после того как управится с куцым, в шестнадцать соток, полем, приходилось праздно проводить время. Отныне будет иначе. Аульские ребята добились заказа от одной из московских швейных фабрик, завезли и установили здесь десять швейных машин и всем молодым девушкам аула представится возможность зарабатывать. Большая, согласитесь, удача в наше время.

В отделе культуры района, как выяснилось, изучают возможность открытия в ауле клуба или избы-читальни. Ведь продолжительной зимой половине аульчан негде убить время. А вот магазин здесь вряд ли кто откроет. Ни один гебгудинец не осмелится взять у своего аульчанина-родича лишний рубль, поэтому коммерсантом в родных краях никто из них не стал, а потребкооперации содержать здесь магазин невыгодно. Поэтому аульчанам приходится за всякой мелочью, вплоть до спичек, спускаться в Анцух, а то и ездить в Тлярату.

АУЛ БЛАГОУСТРАИВАЕТСЯ
Десятилетия Советской власти не прошли зря — Гебгуда стад довольно-таки благоустроенным аулом. За два последних десятилетия здесь построен десяток новых домов, отличающихся от дедовских саклей и красивым видом, и большими удобствами, и внутренним убранством, В каждом доме можно встретить современную бытовую видеотехнику, мебель. Все это началось, пожалуй, с той поры, как покойные ныне участник Великой Отечественной войны Абдулатип Гаджимурадов (отец Рамазана Абдулатипова, его сестер и братьев) и его родственник аксакал Гаджимурад Хайбулаев добились прокладки через реку Джурмут металлического моста и прокладке тракторной тропы в аул? а в этом году тракторную. тропу в аул отреставрировали, кстати, с помощью выступлений нашей газеты, в приличную автомобильную дорогу.

ЗДЕСЬ ДОРОЖАТ ЧЕСТЬЮ
Давно заметил, в горских аулах прошлое не только неразрывно связано с настоящим, но и влияет на будущее или, иначе говоря, на характер людей и их поступки.

В ауле есть собственная святыня — могила общего для всех живущих здесь прапрадеда Гаджимурадхаджи. У могилы, расположенной на краю примыкающего к годекану древнего аульского кладбища, гебгудинец, усаживается на минутку перед долгим расставанием с родным аулом и задумывается над тем, что в любом случае надо сберечь чистоту своего имени, а значит, и честь родного аула. Здесь же он останавливается, возвратившись в аул, и. мысленно отчитываясь, чувствует себя лучше, если за плечами дела, которыми можно гордиться. Не случайно здесь, как и повсюду в горах, честь ценится дороже жизни.

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
04.11.2015

Жители села являются анцухцы. Анцухцы - один из коренных народностей Дагестана, которые включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык).

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru