Односельчане.ru

Автор: Ахбердило Ахбердилов, учитель истории Тидибской средней школы

Возникновение села Тидиб учёные относят к XIII веку. Оно расположено в живописной Гидатлинской долине (нынешний Шамильский район), в которой выявлено более 20 археологических памятников, свидетельствующих о жизни людей здесь с далёкой древности. В ауле были построены две башни, которые преследовали оборонительную цель. Верхняя башня имела высоту семи этажей. (К сожалению, башни до сегодняшнего дня не сохранились). Имелся подземный колодец, путь к которому пролегал через подземный ход на глубине 8 метров и протяжённостью 100 метров. Каждый дом обычно делился на две половины: хозяйскую и кунацкую. Свет проникал в дом через маленькие окна и узкие щели в стене, которые служили и амбразурами. Печку топили по-чёрному, мебелью служили деревянные табуретки и нары с резьбой. Украшением в кунацкой были ковры и паласы. Одежда у жителей села Тидиб была тёмной, которая прекрасно сочеталась с суровым местным пейзажем. Найденные при раскопках многочисленные предметы: бусы, бронзовые кольца, браслеты, бляхи и т.д свидетельствуют об обширных связях жителей села с другими народами.

Население села Тидиб издавна делилось на четыре тухума: Артукилал, Хайдарилал, Хандилал, Нахатилал. Через Гидатль проходил важнейшего стратегического и торгового значения путь на Самур, Курах и в Чечню. Жители села занимались земледелием, скотоводством, различными видами ремесла (производством серебряных изделий, художественной обработкой камня и дерева, изготовлением натуральных красок и больших шёлковых женских платков путём разведения тутового шелкопряда и т.д). До распространения христианства в Тидибе господствовало язычество.

Свидетельством тому служат множество камней с изображением сцен охоты, военных столкновений, лабиринтов и различных рисунков. Проникновение христианства сюда началось в IX – X вв. и продолжалось до II пол. XV века. Были найдены 11 камней с изображением крестов, христианские захоронения, остатки христианской церкви. Вслед за христианством в XV веке в село проник ислам, распространителем которого был Хаджи-Удурат из селения Мачада. В конце XVII века в Тидибе была построена сельская мечеть, к которой позже был проложен деревянный водопровод. Из села Тидиб вышло немало людей с глубокими знаниями об исламе и тарикате. Среди них устар Ибрагимхалил Хапиз-эффенди. Одним из образованных тидибцев своего времени был Магомед Хандиев – основоположник аварской азбуки, грамматики и хрестоматии. Он же первым перевёл на аварский язык «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. С Хандиевым встречался всемирно известный лингвист П. К. Услар, который был изумлён его умом и стремлениями.

В селе Тидиб в 1840 и 1842 гг. побывал известный художник Г. Г. Гагарин, а 1887 году – выдающийся русский учёный М. Ковалевкий – автор книги «Закон и обычай на Кавказе». В 1925 году аул Тидиб посетили знаменитый «мирискусник» Лансере и его дагестанский ученик Джемал, зарисовавшие «Тидиб вечером» на своих полотнах. Есть сведения, что здесь существовал отдельный кодекс законов села, вошедший в сборник «Гидатлинские адаты», автором которого был житель Тидиба Чурилов Гасан. Тидибцы приняли активное участие в Кавказской войне, немало их сражалось в войсках имама Шамиля. При его пленении на горе Гуниб 25 августа 1859 года одним из переводчиков между имамом и князем Барятинским был М. Хандиев. Ещё более активное участие приняли тидибцы в восстании 1877-1878 гг. против царизма (малый шариат). В Гидатле завязались ожесточённые бои, а в Тидибе «каждую саклю приходилось брать с боем». Несколько семей после подавления восстания были отправлены в Сибирь. В годы гражданской войны в селе Тидиб побывал Н. Гоцинский и попытался поднять контрреволюционный мятеж. Для подавления мятежа сюда были брошены отряд 11-ой Красной Армии во главе с Лапиным и отряд Кара Караева. После небольших переговоров здесь была установлена Советская власть.

В 1929 году в селе Тидиб было открыто два ликбеза. В 1931 году открыта начальная школа, в 1940 г. – семилетняя, преобразованная в 1959 году в восьмилетнюю. Из-за нехватки местных педагогических кадров в школе работали направленные из центральных областей СССР русские учительницы. В 1975 году Тидибская школа стала средней. В 1985 году здесь открылась новая современная школа со всей необходимой учебно-материальной базой. В 1931 году был создан колхоз имени Махача Дахадаева. В 1938 году в селе Тидиб, впервые в нагорном Дагестане, под руководством Гаджиева Расула Казанбиевича была построена маленькая гидроэлектростанция и в саклях тидибцев загорелись «лампочки Ильича». Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли 68 тидибцев, половина из которых не вернулась с полей сражений. В память павших на поле брани в селе сооружены несколько монументов с фамилиями всех фронтовиков. В селе Тидиб действует участковая больница с современным оборудованием, медпункт, работает медресе. Учащиеся школы ходят на секции по вольной борьбе, ушу-саньда, волейболу, акробатике, здесь открыт филиал школы искусств, работают библиотеки, Дом культуры, музей, чайный цех и т.д.

Село Тидиб в разные периоды посетили имам Шамиль, Нажмудин Гоцинский, художник Лансере, профессор Расул Магомедов, краевед Булач Гаджиев, композитор Мурад Кажлаев, экс-президент Дагестана Муху Алиев и многие другие известные личности. Все они восхищались красотой местного пейзажа, гостеприимством жителей, памятниками культуры и достижениями народного ремесла.

Среди жителей села Тидиб много знаменитых деятелей науки, культуры и спорта. Это энергетик Гаджиев Расул, депутат Верховного Совета ДАССР Хайбулаев М., бывший министр здравоохранения Ибрагимов И., Заслуженный учитель РФ и РД  Алиев И. М., академик Ибрагимов Т., профессор Ахмадудинов М., Заслуженный врач РФ и РД Алиев И, генерал Далгатов Д.и другие.

Жители села Тидиб по праву гордятся своими знаменитыми земляками, их боевыми и трудовыми подвигами, богатой историей своего прекрасного края.

2 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители села являются гидатлинцы. Гидатлинцы - один из коренных народностей Дагестана, которые включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык).

15.06.2012

а че так мало про село но все равно я люблю свое село и свой тухум мы мы АРТУКИЛАЛ СИЛА

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru