Односельчане.ru

Автор: Шахбанов Малламагомед Малламагомедович

Село Цумилух, сравнительно с другими селами района, считается одним из крупных. На 1 января 2010 года в селе имелось 145 хозяйств, где проживает 612 человек. Расположено на южном склоне отрога Нукатлинского хребта, выше, примерно на 800-900 метров, реки Джурмут, напротив Главного Кавказского (Водораздельного) хребта, на расстоянии 19 км от райцентра.

Место расположения села, видимо, предками было выбрано из-за холодной родниковой воды, которой и теперь дают высокую оценку жители не только соседних сел, но и жители других районов, посетившие село.

На этом же склоне, примерно в 500 метрах ниже села находится село Росноб. Напротив села, на плато одного из отрогов Водораздельного хребта, находится село Талсух – родина 2 шейхов, центр паломничества мусульман (в основном жители Тляратинского района). Противоположный склон покрыт смешанным лесом , который постепенно переходит в сплошные полосы рододендрона, еще выше альпийские луга, далее идут голые скалы без всякой растительности.

А за селом поднявшись 150-200 метров открывается другой вид. Северный склон покрыт смешанным лесом, где жители села заготавливают дрова на зиму.

Напротив, уже на склоне другого отрога Нукатлинского хребта, расположены села Никар, Сикар, Тадиял. Если посмотреть вниз по Богнодинской речке на запад, то увидите склоны, покрытые лесами, пастбища жителей Кутлабского, Тляратинского,Хидибского, Чадаколобского и других сельских советов. Хорошо виден Богосский хребет с его отрогами.

Не удалось точно установить, откуда, как и почему село получило название Цумилух. По всей вероятности это название произошло от слова ЦIум –Орел. Рядом с селом находится скала, которая носит название ЦIумал чIолеб эгъ , что означает «скала , где гнездятся орлы».

По рассказам старожилов село Цумилух, как и Росноб, Тохота возможно и Нитиисух, возникло в результате переселения жителей из местечка «ХIанакь», что расположено ниже села Цумилух примерно на 300-350 м.

Существует и другая версия. Раньше село было большое из-за скудности пахотных земель (пашни), часть жителей переселилась из Росноба и обосновали село Цумилух. А жители местечка ХIанакь, по известным причинам, переселились в селении Тохота, Гведыш и часть в Азербайджан, продав свои земельные участки жителям села Цумилух.

Годы переселения  определить не удалось. По надгробным камням /стелам/ на кладбищах в местечке ХIанакь и в селе /снизу дороги/ время захоронений определить не удалось. Надгробные камни /стелы/ в большинстве разрушились или на них нет дат. Записи имеются только с арабской надписью. Новое кладбище занимает сейчас площадь более 1700 кв м.. Рассматривая надгробные камни /стелы/ нашли самую раннюю дату – 1301 г. Более 120 метров к середине кладбища стелы разрушились, а на сохранившихся отсутсвуют даты. С середины кладбища умерших хоронили  в обе стороны – на восток и на запад (по тухумам), ибо село обосновали представители двух разных тухумов.

В исторической литературе или в других публикациях упоминания о нашем селе не встречались, кроме как в публикуемых статьях газеты «Истина» по истории Закаталы –«ЧIарлъухъ тарих». Там указано, что в обеих действиях Чарцев (Закатальцев) против Грузии в 1740-х годах принимали участие Чародинские и Тебельдинские отряды. Там же дается и разъяснение, что тебельдинцы это жители села Цумилух и близлежащих сел. Жителей  Саниортинского сельсовета и сейчас называют Тебельдинцами «Лъебелал». Это название закрепилось и за жителями целого района в устах аварцев нашей республики.
По приблизительным расчетам  село обосновали 300-350 лет назад.

Кроме этих данных из прошлой истории села почти ничего не известно, известно, что жители села издавна вели полукочевой образ жизни. Основная часть населения осенью, после завершения работ, целыми семьями уходили в ЦIор –Азербайджан. Нужно иметь в виду, что всякие связи с внешним миром они имели в основном через ЦIор, жили в селах Макал, Пашан. В селе оставалось 10-15 человек, которые присматривали за домами и за скотом ушедших в ЦIор. Ранней весной, как только  возможно было пройти через перевалы Главного кавказского (Водораздельного) хребта, главы семьи или трудоспособные члены семьи приходили для выполнения весенних полевых работ, оставив в Азербайджане остальных членов семьи, и оставались в селе до 5-6 месяцев до полного открытия дорог через перевалы.

Даже наиболее состоятельные семьи не могли прожить за счет своих мульков (собственных земельных участков), без переброски продуктов питания. Основным продуктом питания было тIех – толокно (ржаное или ячменное) и мясо-молочные продукты. Изготавливали в незначительном количестве и ржаную муку из ЦIора (Азербайджана).

Дома были расположены очень близко, оставляя лишь узкие проходы между домами. В большинстве случаев в доме одну стену использовали как общую смежную для двух семей. Огонь разводили посреди комнаты (позже у одной из стен), оставив посередине крыши дымоходы(позже на краю крыши). Окна были очень маленькие, ради сохранения тепла в домах. О стекле говорить и не приходится – его не было, о нем и не знали. В отдельных комнатах вместо стекла применяли мочевые пузыри крупного рогатого скота. В каждом доме имелась, за редким исключением, только одна комната , в которой была отделенная досками клеть цIагъур-цугъур, где хранились продукты питания.

В каждой семье постелью служили войлоки – кизал, тулупы – кIачал, паласы – чулиял, из домокатного грубого сукна. Домашняя утварь – гончарные и деревянные изделия. Состоятельные семьи имели медную и другую утварь. Во всех домах имелись чугунные или медные котлы, кастрюли. Домашняя утварь, постельные принадлежности – все было пропитано дымом, испачкано сажей и золой.

Одежда была в основном из домотканого сукна – сугъур брюки, свитера, черкески. Обувью служили лапти – чурухал, выступающие на 3-4 сантиметра от ступней, сверху завязываемые шнурками из кожи. Другой вид обуви – лапти, полностью прикрывающие ногу с щиколотками, тоже завязываемые шнурками – магурал, носки были двух видов: одни с узорами или без узоров – для надевания на них выше указанной обуви, а другие – для самостоятельного ношения – «кочал» с трехслойной основой под ступней. Чабаны носили, кроме вышеуказанной одежды и обуви, еще чобосы – вроде бурки, но из более толстого войлока.

Участников Октябрьской Революции в селе не имелось. Старики помнили, что в село приходили и сторонники революции и ее противники, но в селе не оставались, не вели агитационной работы. В годы гражданской войны проходя через село годоберинцы забрали у многих сельчан серебряные украшения на нужды «справедливой войны», но никто не понимал на  чей стороне они воевали. Принимали ли они вообще участие в боевых действиях или они, используя смутное время, забирали все это себе, никто не знал. Житель села Магомедов Тинов пошел вслед за ними и вернулся с этими драгоценностями в село. Кто ему помог , как он сумел вернуть все это не известно.

Цумилухцы имели значительные летние пастбища, которые сдавались в аренду каждый год за определенную плату, за которые брали овец.

Более четкими, осознанными были предвоенные воспоминания 30-х годов. По их рассказам, в 1929-1933 в селе в рамках ликвидации безграмотности открыли ликпункт, на базе которой в 1932-1933 годах открыли начальную школу, а в 1940-1941 гг. неполную среднюю школу (5 классов). В годы войны и до 1950 года школа опять стала начальной, в 1950-51 учебном году преобразованная в семилетнюю, с 1963 года – восьмилетнюю, а в 1976 году – в среднюю общеобразовательную школу. По контингенту учащихся и количеству учителей школа является одной из крупных школ района. В школе обучаются дети из соседних сел Росноб, Нитиисух, Гараколоб (9-11 кл).

В 1937 году был образован колхоз имени Жданова. Базой, основой колхоза послужили крупный и мелкий рогатый скот, в основном собранный у жителей Цумилуха. До 1956 года колхоз существовал в основном за счет государства, колхозники за работу ничего не получали. Большая работа была проведена колхозниками в Бабаюртовском  районе Чувал Гутан, по осушению болот и расчитске пашен и пастбищ от кустарников. Людей отправляли туда со своими продуктами питания. С 1956 года колхозники стали получать за свой труд натурой:  пшеницу, сыр и другие продукты в незначительном количестве, которое увеличивалось с каждым годом. В 1969 году колхоз вошел в  состав совхоза «Гиндибский».

Не обошли село и репрессии 30-х годов. В 1937-38года из села были высланы Магомедов Абдуразак, Магомедов Омар (дибир), Гаджиев Курамогомед. Первый как кулак, а второй и третий как духовные лица, выступающие против колхоза и советской власти. Грамотных людей в селе не было.

Только в 1932 году Гаджиев Магомед (по его словам) был направлен в Кахибскую среднюю школу, в 1936 году Гасанов Абулмуслим (по его словам) был направлен на курсы колхозных работников в Хунзах. В Хунзахе на курсах бухгалтеров в 1939 году обучался Маломагомедов Абдулкадир.

Хотя и не имели достаточных знаний в довоенные годы учителями в разных селах работали: Гаджиев Магомед в селе Герель, Маломагомедов  Шахбан  в селе Тохота, Меселов Меселав, Магомедов Омар (МахIач) оба в селе Талсух. В Цумилухе , хотя и временно, в годы войны учителями работали : Алиева Хава, Рамазанов Дибирмагомед, Рамазанов Хеде. Маломагомедов Шахбан в 1939-40 годах работал председателем Колобского сельcовета.

В суровые годы великой Отечественной войны свою долю в Победу над фашисткой Германией внесли и жители села. Всего из села мобилизовано или добровольно ушли в Красную Армию 14 человек.

Из них не вернулись: Абдуразаков Курбан, Гусейнов  Шахбан, Карнаев Гаджимуса, Магомедов Тинамагомед, Маламагомедов Абдулкадир, Меселав Зайнулабид, Омаров Абдулхалик, Рамазанов Шахбан.

Живыми с ранениями вернулись: Гаджиев Магомед, Маламагомедов Шахбан, Гасанов Абулмуслим, Рамазанов Иманов, Магомедов Курбан, Хайбулаев Исмаил.

На оборонительные сооружения в годы войны были мобилизированы: Абдурахманов Абдуразак (умер там), Алиев Магомед (умер там), Гасанова Рукият, Магомедов Шахбан (ГIаличиязул), Напиева Хадижа
На нужды фронта своих лошадей сдали: Магомедов Магомед (Яраги), Магомедов Хизри, Мусаев Курбан, Рамазанов Ибрагим, Шумейсат, Алиева Херав из селения Нитиисух.

Свои серебряные украшения в фонд Победы сдали: (следуя примеру Рамазановой Ани из села Кутлаб): Гасанова Рукият, Магомедалиева Хава, Исаева Аминат, Гаджимусаева Салихат, Курбанова Рабият, Агарова Хабсат, Исмаилова Аминат и другие женщины села.

Активное участие принимали жители села в сборе и сдаче теплых вещей и продуктов питания для фронтовиков. 12-13-летними детьми в годы войны в госучреждениях райцентра работали: Исмаилов Ибрагим, Агаров Агар.

За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 19 человек награждены медалями.

В 1960 годах началась в селе перестройка. Почти все дома построены заново, много новостроек, дома стали более просторными, светлыми. Почти во всех домах (после строительства автодороги в 1970 и электрификации села в 1971 годах) появилась добротная мебель, электробытовая техника, о которой жители села имели смутное понятие или вообще и не слышали.

Коллективы художественной самодеятельности школы с сельского Дома культуры с 70- х годов принимают самое активное участие во всех праздничных мероприятиях в селе, райцентре. Неоднократно выступали коллективы с концертами в разных селах района.

Оживилась спортивно-массовая работа в селе и школе после прихода в школу физрука Омарова Курбана Магомедовича. Команда школы постоянно занимает призовые места по легкой атлетике, вольной борьбе среди команд района.

Сразу после Великой Отечественной войны в селе был открыт медпункт-ФАП. Долгие годы здесь трудных условиях работали русские. В 1964 году заведующим медпунктом работал Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович (и.о главы Республики Дагестан). После него бессменно на этой должности, добросовестно исполняя свои обязанности, работает Курбанов Гамзат, выпускник Хасавюртовского мед училища 1961 года. Ему в работе в последние годы помогает выпускница Махачкалинского медучилища Магомедова Патимат. В последние годы (с конца 80-х г) у частных лиц или в духовных учебных зведениях обучались и обучаются ребята: Гаджимусаев  Гаджимуса , Абдуразаков Раджаб, которые внесли значительный вклад в распространение основ Ислама, обучению тасфира среди жителей села и райцентра. По рассказам старожилов, первым из односельчан, совершившим Хадж, был Омар-хIажи (брат дедушки Шахбанова Гаджи), Курамагомед-хIажи (продедушка Агарова Агара, Рамазанова Рамазана и Хеде). А первым представителем нового поколения, исполнивщий этот обязательный для всех мусульман арканов, является Магомедалиев Садрудин.

Основное занятие населения – земледелие и скотоводство. Каждая семья имеет в селе или на участке «Колоб» земельные участки в размере 0,25 га. Для обработки этих участков применяется старая техника – плуг, мотыга, лопата, кирка. Как и прежде происходит скирдование.

Добавил Шамиль Рамазанов

5 комментариев (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
04.11.2015

Жители села являются анцухцы. Анцухцы - один из коренных народностей Дагестана, которые включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык).

Валерий ... пишет:
13.02.2013

Шамиль, а кто такой Малламагомед Малламагомедович?

13.02.2013

Это был уважаемый не только в селе и в районе человек , учитель истории !!! к сожалению его с нами нет .

Валерий ... пишет:
13.02.2013

Спасибо, что добавил описание на сайт.

13.02.2013

не за что .

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru