Односельчане.ru

Селение Хив расположено в живописной местности — в долине между речками Чирах-чай и Рапак-чай. Северо-восточные и юго-западные гористые окрестности села покрыты лесами широколиственных пород. В лесах водятся медведи, волки, кабаны, зайцы, лисицы, дикие кошки и шакалы. Богат и разнообразен мир пернатых, а в речках водятся форель и пескарь.

Селение Хив — одно из древнейших табасаранских селений, история которого до сих пор мало изучена. Время образования селения не известно. Захоронения протяженностью 3 км (от местечка Хазрат до СимсункIул) свидетельствуют о том, что их здесь было много. По одним данным, на месте нынешнего селения находился город Гердешан, по другим — много мелких сел.

Селение Хив неоднократно подвергалось нашествию иноземных захватчиков. Так, во время похода на Рича в 1239 году монголы разрушили мечеть возле минарета и разорили село. Через Хив прошли войска Надир-шаха, опустошая и разоряя все на своем пути. Ими были разрушены Гамак-накьар, Гасул-гъул, Чуру-хюл, Журас, Ккалай-гъул и город Гердешан. Оставшиеся в живых хивцы построили небольшое село.

Дата начала строительства, естественно, не известна. Однако палеографические материалы, сохранившиеся в виде надписей на могильных памятниках, дают возможность раскрыть некоторые тайны истории села.

На восточном кладбище села Хив в марте 1986 года заведующим сектором арабских стран Российской академии наук Аликберовым А. К. была обнаружена самая ранняя датированная эпитафия Северного Кавказа.

Памятник, высеченный из очень твердой породы камня — доломита, наклонен лицевой стороной вперед: вот почему надпись более чем тысячелетнего возраста так хорошо сохранилась — она нанесена куфическим шрифтом со значительными элементами насха и занимает 7 строк. Перевод гласит: «Это могила Хаджи, сына Халифа и мать его М. Р. Х. К. Умер он в чуму в триста двадцатом (году)» (320 г.х. = 13.1.932-1.1.933 г.).

Этот и другие обнаруженные экспедицией 1986 года на территории села Хив эпиграфические памятники свидетельствуют о том, что данный населенный пункт (возможно, первоначально как город Гердешан) имеет длительную историю, уходящую своими корнями в домусульманскую эпоху. Письменно с. Хив зафиксировано в 932/933 г., т.е. в первой половине X века.

В нескольких метрах от описанной стелы обнаружены обломки памятника, палеографические особенности которого позволяют отнести его к X веку.

Центральное поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеет надпись в 10 строк хорошей сохранности, которая гласит: «Милостивый, милосердный. Это могила Баиша, дочери Л.ш.х.н.р. Да осветит Аллах их могилу. Я верю в Аллаха... с опорой Аллаха. Пусть Аллах... спасет его». Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что принадлежит он женщине.

В самом с. Хив исследователи обнаружили три старинных могильника: восточный могильник с богатым эпиграфическим материалом X-XI веков, западное кладбище с эпиграфическим материалом XIV-XV веков и несколько памятников без надписей в центральной части аула, внешний облик которых характерен для стен XII-XIV веков. Наличие здесь нескольких старинных могильников позволяет с известной долей вероятности говорить о том, что приблизительно с ХII-ХIII веков аул был многотухумным, т.е. он уже в XII веке из родового поселения превратился в территориально-родовую общину, известную в источниках под термином «карят».

Украшением селения Хив является минарет в центре села, дата строительства которого не установлена. Ныне он напоминает округлую башню высотой 12 метров и сложен из грубообработанного камня.

Любимов Г. И. и Хан-Магомедов С.О. в своей книге «Народная архитектура Южного Дагестана» описали и дали фотографию этого минарета, но считалось, что никаких надписей на нем нет. Однако в том же 1986 году Аликберов А. К. обратил внимание на надпись, высеченную на одной из доломитовых плит в стене минарета на высоте 7-8 метров. Надпись в переводе с арабского гласит: «Это работа Давуда, сына Али. Восстановлен после разрушения устадом Али, сыном Ибрахима». Надпись на минарете содержит ценное указание на то, что построен он был первоначально Давудом, сыном Али, затем был разрушен и впоследствии восстановлен устадом Али, сыном Ибрахима. Хотя даты разрушения минарета нет, однако историко-фольклорные данные, связывающие его разрушение с монголами, помогают установить время приблизительно.

Рассказывают, что во время монгольского нашествия часть защитников села укрылась в мечети и минарете, продолжая ожесточенно сопротивляться завоевателям. Вскоре мечеть запылала, все укрывшиеся там горцы были перебиты. Дольше всех держалась горстка горцев в минарете.

Но в конце концов и она была уничтожена после того, как была разрушена верхняя часть минарета. Предание заслуживает внимания прежде всего потому, что время монгольских походов в Дагестан хронологически соответствует палеографической датировке надписи. В своей работе «О пребывании монголов в Рича и Кумухе (1239-1240 гг.)» известный историк-арабист Шихсаидов А. Р. датирует хив-ский минарет XII веком. В ней он пишет, что первый отряд монголов под предводительством Субэдэ и Джебэ прошел по нагорному Дагестану в 1222 году, а в 1239-1240 годах другой монгольский отряд прошел по маршруту Дероент-Белиджи-Мамрач-Касумкент-Алкадар-Хив-Дуруштул-Тпиг-Рича-Чираг-Кумух, т.е. вдоль реки Чирах-чай.

Этой версии можно верить по следующим причинам: 1) отрезок пути монголов после с. Хоредж Хивского района и приблизительно до с. Гоа Агульского района имеет название «Мугъу-дере», которое можно перевести как «монгольское ущелье»; 2) хронологическое совпадение времени похода монголов со временем разрушения минарета, с одной стороны, и содержащиеся в фольклоре конкретные сведения — с другой, говорят о том, что хивский минарет был разрушен именно монголами в 1239 году.

Наибольший интерес представляют каменные столбы возле минарета, из которых осталось всего несколько штук. Каждый из столбов имел различную форму и совершенно не похожие на другие украшения. Столбы образовали четырехугольник, примыкающий к минарету. За каждым из них сидели представители различных тухумов во время сельских сходов и обсуждали наболевшие вопросы села. На такие сборы сельчан призывал громкий голос с минарета.

В селении было около десяти тухумов. Крупными из них были Сейидяр, Газизяр, Кавхяр, БазтIар, Рягьим, Ханяр. Тухум Сейидяр был наиболее крупным и влиятельным из них. Представители этого тухума имели много земель в своем владении, из своей среды они назначали кавху-главу села. Должность кавхи передавалась по наследству.

Селение Хив имело два квартала и два кладбища: верхний и нижний, граница между ними проходила по линии минарета.

Хив — узденское село, здесь не было особо богатых людей, жили зажиточные семьи. Жители занимались земледелием, животноводством и ковроткачеством. Пастбища были общественными, все имели одинаковое право на пользование ими, а вот сенокосные участки (харяр) были и частные. До сих пор сохранились названия: эбремарин хяр, хитя-рин хяр, рягьманарин хяр и т.д. В селении жили умелые мастера: плотники, каменщики, кузнецы и специалисты других ремесел. Со своей продукцией хивцы ездили в город Дербент и соседние районы.

На фронтах Великой Отечественной войны сражалось более ПО хивцев. Командир Дагестанского отдельного кавалерийского эскадрона гвардии капитан Абдулазизов А. героически погиб в г. Кишиневе. Отважный разведчик кавалер двух орденов Славы Абумислимов Г. вернулся домой без одной ноги. В первый день войны с фашистами в бой вступил участник обороны Брестской крепости Гаджитаев Г. Хивцы, работая в тылу, обеспечивали фронт продуктами, одеждой, собирали деньги, драгоценности на строительство боевой техники. Селение Хив — единственное в Южном Дагестане село, на которое в 1942 году была сброшена вражеская бомба.

В селении была одна мечеть, в которой учили детей читать Коран. Грамотных людей было мало.

В 1913 году была построена начальная школа, ставшая в 1947/48 учебном году средней.

23 марта 1935 года селение Хив из-за выгодного географического расположения становится центром одноименного района.

В 1939 году в селении был создан колхоз им. Кирова. Первым председателем колхоза стал Курбалиев Меджид. Колхоз позже был преобразован в совхоз. Ныне в селении опять есть небольшой колхоз.

Из селения Хив вышло много известных людей. Назовем некоторых из них.

Село Хив с каждым годом расширяется и благоустраивается. В селе 650 индивидуальных хозяйств, проживают 2590 человек, из них 1216 мужчин, 1374 женщины.

В селе функционирует спортивная школа, строится спортивный комплекс. Рустамханов Руслан стал мастером спорта международного класса по вольной борьбе, а его брат Арсен — мастером спорта по этому же виду спорта.

Юные борцы братья Гасаналиевы Рафик (мастер спорта), Раим и Вазим (призеры различных республиканских и всесоюзных соревнований по дзюдо) стремятся к высоким спортивным достижениям.

В селении Хив проживают участники венгерских, чеченских событий и афганской войны.

Многие из с. Хив проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Махачкале и в других городах Российской Федерации и странах ближнего зарубежья.

Из книги "К 70-летию Хивского района"//2006 г.

2 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
04.06.2012

ФАРИД КЕРИМХАНОВ ОТЗОВИСЬ ИЗ ХИВСКОГО РАЙОНА С ХИВ

As-salam Aleikum пишет:
24.06.2013

я его брат, че хочешь?

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
Источник: Боков: если "Зенит" играет вничью с "Торпедо", то о золоте говорить рано.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru