Односельчане.ru

Селение Хучни - центр Табасаранского района. По общему мнению его жителей, значение его в прошлом было очень велико. Этим он обязан своей ролью "ворот" из Нижнего в Верхний Табасаран, из внутреннего Табасарана в Дербент. Путь в Дербент издревле шел через Марага, Митаги, Мугарты к последней преграде перед древним городом - крепости Джалган-даг. Немаловажным пунктом на пути в Дербент было с. Хучни, которое было невозможно миновать: дорога проходила вдоль крепостной стены, ходили по ней и лошади, и арбы.

Нижний Табасаран принял ислам едва ли не вторым в Дагестане (после Дербента). Тем любопытнее, что в табасаранской речи до сих пор уцелело проклятье: "Пусть тебя накажет умчар". "Умчар" выступает здесь как некое сверхчеловеческое существо. Современные табасаранцы не могут объяснить этого слова. Видимо, "умчар" - имя или обозначение одного из доисламских языческих божеств. Табасаранский язык сохранил и древнее местное название Дербента - "Цалии" (в смысле "стена"). Это удивительно, ибо уже четырнадцать веков стена пересекает табасаранские земли и временами играла заметную роль в исторической жизни Табасарана.

Любопытным является и проклятие, бытующее в Табасаране, но употребляемое не по мелким поводам, а в отношении измены, предательства, подлости: "Двадцать тысяч проклятий тебе!". Такая его гиперболическая форма, скорее всего, связана с исключительно большим (даже по дагестанским меркам) количеством невзгод, обрушивавшихся на этот уголок Дагестана. Ведь почти ни один завоеватель не миновал Нижнего Табасарана. Гунны, сасаниды, арабы, сельджуки, монголы, турки, персы - все побывали здесь; любопытно в связи с этим бытующее в Хучни, в Ерси и некоторых других аулах Нижнего Табасарана поверье, что аул сгорал (разрушался) до тла семь раз - и семь раз вновь возрождался на том же месте. В этой фразе лаконично изложен весь смысл истории Табасарана. К слову сказать, проклятья - это целый жанр дагестанского фольклора, заслуживающий изучения и не лишенный исторического интереса.

На расстоянии 3-4 км от Хучни, на возвышенности, сохранились остатки крепости, известной названием "Крепость Семи братьев". О крепости существует легенда, известная в нескольких вариантах, некоторые из них приводились и в литературе. Мое внимание, однако, привлекли именно отличительные детали вариантов легенды: сообщая подробности и взаимно дополняя друг друга, они могут содержать и элементы исторической реальности, не сохранившиеся в источниках других видов. Поэтому приведу здесь различные варианты этой легенды. Все предания говорят о том, что в крепости неко-гда жили 7 братьев и их красавица сестра. Подчеркивая ее красоту, некоторые предания утверждают: ее косы были настолько длинны, что она, желая достать воду, привязывала кувшин к косам, спускала его в реку, а затем вытягивала кувшин с водой с помощью кос наверх в крепость. По некоторым вариантам предания, братья поселились в крепости по приглашению жителей близлежащих селений для их защиты, ибо братья были признанными богатырями и умелыми, опытными воинами. Население содержало братьев.Братья успешно защищали окрестные села и неоднократно выдерживали осады. Сестра готовила им пищу и выполняла домашнюю работу.

Однако во время одной из неприятельских осад сестра влюбилась в одного из воинов (по другим вариантам - в предводителя вражеской армии). Далее расхождения между вариантами предания усиливаются. Один из вариантов именует врагов иранцами. Братья обороняли от них проход в Верхний Табасоран. Однако иранский воин - возлюбленный сестры - уговорил ее тайно налить соленой воды в дула ружей и в ножны шашек братьев. Она сделала это, после чего попыталась убежать к врагам, но братья вовремя заметили ее бегство, схватили ее и совершили над ней ритуальное убийство камнями (т. н. "даш-къалагъ" - "побиение камнями"). Однако, видя, что оружие их приведено в негодность, они поспешно покинули крепость, успев все же сделать завещание своего имущества окрестным жителям: земельные участки - селениям Ханаг и Ругудж, книги - селению Гасик, домашнее имущество - жителям Хили-Пенджика.

По другому варианту предания, вражеский военачальник попросту подкупил сестру, она собралась перебежать к врагам. Но тут один из братьев поднялся на стену крепости и увидел удаляющуюся сестру. Сразу догадавшись, в чем дело, он бросил ей вслед камень. Тотчас это сделали и остальные братья, которые тем временем тоже поднялись на стену. Братья бросали в нее камни до тех пор, пока она не погибла под целым каменным холмом. С тех пор в знак проклятья до самого недавнего времени каждый прохожий плевал на холм камней - могилу предательницы и швырял туда камень. Холм этот существует и поныне. По третьему варианту предания, военачальник врагов - иранец, возлюбленный сестры, предложил ей испортить оружие братьев соленой водой. После того как братья погибли, враг ворвался в крепость и двинулся в Верхний Табасаран, причем была казнена и сообщница-сестра. Враги рассудили, что женщина, предавшая братьев, не может быть верной и кому-либо другому, а потому заслуживает смерти. Труп ее был оплеван табасаранцами и забросан грудой камней. По четвертому варианту предания, сестра была скорее излишне доверчивой, нежели подлой. Она решилась испортить оружие своих братьев соленой водой по наущению вражеского воина - ее возлюбленного - "лишь после того, как враги пообещали ей, что братья её останутся живыми и будут назначены старшинами в 7 больших селениях Табасарана. Однако, захватив фактически безоружных защитников крепости, враги нарушили данное слово - они начали казнить братьев одного за другим. Так были казнены пятеро. Двоим каким-то образом удалось вскочить на быстроногих, летящих как ветер лошадей и спастись от врагов. Один из этих братьев - Касум - прожил долгую жизнь и основал селение Касумкент. Между тем, поднялись жители всех окрестных сел, иступили против врагов, не пустили их в Верхний Табарасан, и в конце концов враги вынуждены были уйти восвояси. А изменницу-сестру победившие табасаранцы казнили избиением камнями. И, наконец, в Лидже есть еще один, очень краткий вариант предания, где врагами табасаранцев, противниками братьев названы монголы ("мугалы"). Сестру же, по здешнему преданию, убили сами братья: узнав о ее измене, они сбросили ее со скалы.

Возможно, что в Табасаране существуют и иные варианты этого предания. Существование его во многих вариантах является весьма любопытным, даже поучительным. Хорошо прослеживаются постепенно наслаивающиеся исторические детали. В качестве противника выступают то монголы, то иранцы, то безымянные "враги", хотя, конечно, в реальной истории едва ли совместимы монголы времен Чингис-хана (другое дело татары Золотой Орды) и огнестрельное оружие. В некоторых вариантах вводятся фантастические детали, характерные для сказки (невиданные косы красавицы сестры). Глухо звучат какие-то социальные моменты (братьев, оказывается, содержали окрестные сельчане). Наконец, в разных вариантах сталкиваются различные этические подходы - от безусловного следования родственному и общественному долгу до стремления выставить в качестве смягчающих обстоятельств неподвластные человеку факторы (сильные чувства, рок и т. д.), даже робкое стремление как-то указать на личные права сестры. Но, во всяком случае, следует отметить, безусловно, положительное отношение народа к братьям - защитникам родины и, безусловно, отрицательное отношение к врагам во всех вариантах предания.

Крепость у с. Хучни, с которой связано изложенное выше предание, очень наминает по размеру и планировке форты Дербентского оборонительного комплекса. В горах немало крепостных сооружений, башен и т.п., но крепость с. Хучни выгодно отличается от них. Прежде всего, в горах оборонительные сооружения построены либо из огромных, почти необработанных глыб, либо из небольших тесаных камней (иногда оба способа сочетаются) без применения цементного или известкового раствора. А кладка стен хучнинской крепости сделана на связующем растворе. Камень местный - это не вызывает сомнений - подобран один к одному. Кладка сделана правильными рядами. Длина стены крепости, обращенная в сторону Хучни, примерно 50м, ширина обеих боковых ее стен около 25 м, толщина около 2-2,5 м.

По четырем углам крепости выстроены угловые башни. Они сплошь заполнены землей. В северной стене находится единственный вход в крепость. Проход в рост человека. Интересно, что по сторонам его - массивные вертикальные выступы четырехугольного сечения. В стенах прохода сохранились вертикальные пазы, по-видимому, для подъемной двери, некогда скользившей по ним вверх и вниз. Хучнинская крепость - двухэтажная, но нижний ярус заполнен землей наполовину, поэтому высота и изнутри несколько меньше, снаружи она достает в среднем 7 м. Стены до сих пор в хорошей сохранности, крепки, имеют бойницы. В общем, хучнинская крепость походит скорее на феодальный средневековый замок, нежели на укрепленный населенный пункт типа средневекового городища. Крепость расположена на выступе горы, у самого ущелья. Со стороны Хучни крутой обрыв, здесь доступа к крепости нет. Подойти к ней можно только с севера, но эта сторона хорошо просматривалась и простреливалась. Впрочем, из крепости во все стороны хороший, далекий обзор. Расположена она так, что контролирует пути в Верхний Табасаран, в Кайтаг и стратегически связана с конечным отрезком Дербентского оборонительного комплекса. По склонам ниже крепости, по-видимому, когда-то было расположено поселение: до сих пор там сохраняются следы кладбища и строений. Скорее всего, оно было связано хронологически с функционированием крепости.

Целый цикл хучнинских преданий связан с борьбой против Надир-шаха. Вот некоторые из них. Население аулов Кулик, Ряхжиг, Цуриг, Гариг, Джатри, Журдаг, Дирчи избрало предводителе борьбе против Надир-шаха некоего Мажвада. Однако Мажвад вместе с "сыновьями Джюга" перебежал сторону врага. Другой руководитель горцев - Навруз из Кулика героически погиб при обороне Куликовской крепости от иранцев. Иранцы долго осаждали ее. Наконец, когда защитники были изнурены осадой, иранцы смогли захватить крепость. Однако вскоре об этом узнали гунинцы - жители Верхнего Табасарана. В ту же ночь они прибыли к Кулику, напали на иранцев, находившихся в крепости, и истребили их полностью. Около с. Хустиль до сих пор есть местность, называемая Гюни-Раццар - "кровавые токи", в память о "молотьбе шаха", особом виде казни, производившимся войсками Надир-шаха во многих селениях Дагестана: связанных людей укладывали сплошным слоем на ровном месте и затем гоняли по ним упряжки лошадей с молотильными досками до тех пор, пока все не погибали.

7 комментариев (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Нуров Нур пишет:
26.06.2015

Обидно когда по поводу Хучни ведутся такие дебаты неосведомленными людьми. Во - первых язык в Хучнях не тюркский а османский. Разница в том что старый тюркский язык (османский) к вашему сведению был основным межнациональным языком в Дагестане, а Хучни был центром торговли предгорных и горных районов Дагестана. Следовательно постоянное общение на этом языке привело к тому, что он укоренился как основной. К вашему сведению во всех близлежащих селениях знали этот язык. На счёт завоевателей. До начала 18 века Табасаран был одним из крупных княжеств в южном Дагестане. К вашему сведению пока на севере собирались для того чтобы начать войну с персами, Табасаранцы и в частности хители Хучни и близлежащих сёл у с. Дюбек разгромили передовую гвардию лучников Надир-шаха, кстати одни из немногих сходу завоевавших Индию. До этого майсум Табасаранский с 3 тысячами воинов встретил войско Надир-шаха возле села Сиртыч. Между прочим бой продолжался с этой армадой 3 дня. Перед Хучнинской крепостью с северной его стороны на поле 7 слоёв трупов. До сих пор при въезде в с. Хучни находится кладбище с братскими могилами, после нашествия Надир-шаха. Надир-шах не смог этого простить и вырезал практически все взрослое мужское население Табасарана. Так что лакцы, даргинцы, аварцы и остальные знайте кому вы должны и какая цена была отдана для того чтобы вы успели договориться. Вообще в самом Хучни кладбище занимало около 10 гектаров земли. Могильные камни были настолько тесно расположены что взрослый человек после послеобеденного намаза старался не заходить туда боясь потеряться.На кладбище кирхлер в Дербенте, плотность была меньшей чем здесь. Это расскажет вам любой старик который жил в довоенное время. А теперь ответьте кто здесь пришлый и кто для Дагестана и Табасарана сделал больше.

15.09.2013

http://www.aif.ru/voting/?voting=749&id=14276 голосуйте за Марата Рахметова

18.01.2013

А что есть народность азербайджанский тюрк? Может эта народность называет себя хучнийцами? Интересно было бы узнать об их самоидентификации. Я чувствую где-то Нижне-Катрухцы и эти тюрки близки по языку. Может кто разъяснит мне неучу...

27.09.2012

Ассалам алайкум ув Хучнинский джамат ищу друга Адилов Айваз знающего прошу передат ему мой сот тел 89088853539 или написать его номер сотового ищут его и однокурсники наши

[B]Советская карта 1953 года[/B]

[IMG]http://s018.radikal.ru/i501/1201/3e/95f2cbf03dbb.jpg[/IMG]

жители хучни азербайджанские тюрки а где то четверть или треть табасаранцы.

Marat Mirzaev пишет:
25.01.2014

кому и что ты пытаешься рассказать,самому не смешно,а где вы были и по какую сторону когда весь Дагестан зашищал свою землю от персов, тюрков и прочих завоевателей? ты наверно думаешь что Табасараны не знают как и откуда в наших краях появилились закавказские турки, живите пока живется,а то что вас в свое время не отправили на историческую родину это большая ошибка как показало время иначе не было-бы таких нелепых предложений.

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью

Гостевая

хватит в одноклассниках сидеть давайте раскачаем наш сайт.............
12.10.2010
Ва-салам алейкум тiюргъяр что-же сайт-то такой пустой неужели нечего писать;;;;;;;;;;$$$$$$$$$$$$
14.09.2010
Выпускаемую отечественную купить соль для фильтров белего цвета
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru