Односельчане.ru

Чуниб - маленькое историческое пятнышко на теле Чароды, источник моего нравственного очищения, душевное пристанище моё. Я люблю Чуниб как образ, как историю, как самый милый сердцу уголок Дагестана. Чтобы увидеть его. надо удалиться от шумных перекрестков Махачкалы и пройти, опираясь руками о стенки, по его узким кривым улочкам, где каждый камень хранит память нескольких поколений...

Чуниб в свое время объединил несколько хуторов в одно поселение. Первый тухум. который заселился здесь «на крыше облаков», был чундерил тухум - Чуниб. Этому роду принадлежал и мой дедушка по линии матери -Давуд. Его предки построили первый дом в Чунибе. Они сейчас на макушке огромной скалы, внутри которой находится большая пещера. В Чунибе богатейшая природа: поля, леса, хвойные и сосновые, многочисленные родники, изумительный каскад скал, шиповниковые поляны, алмазной чистоты небольшие ручейки, тысячи каменных глыб размером с одноэтажный дом каждый...

Согласно преданиям, раньше эти места входили в «грузинское царство». В Чунибе обнаружены христианские захоронения с монетами, стрелами, кувшинами и другой утварью кавказской культуры...

В 1845 году в Чунибе насчитывалось 26 домов. 61 человек мужского населения и 52 женского. Всего 113 жителей. По моим подсчетам, в 1960г. в Чунибе - 31 дом, 42 человека мужского пола и 72 женского; всего 114 человек. Как видим и сегодня там количество жителей почти на таком же уровне. Девять чунибцев погибли в Великой Отечественной войне. Отсутствие роста населения Чуниба связано еще и с тем. что в 1941г. пол аула было переселено в Чечено-Ингушскую'республику, затем - в селение Кульзеб Кизилюртовского района.

Чуниб моей молодости каменные небольшие двухэтажные дома, земляные крыши и земляные полы. Даже в 60-х годах не помню в Чунибе дома с деревянным полом. Ни магазина, ни почты, ни медпункта, ни электрического света, ни автомобильной дороги, а лишь скалы и небо. Самой красивой достопримечательностью села, гордостью его архитектуры считается мечеть, построенная в 1913 году моим дедом Абдуллой и двумя его братьями.

За последние 30 лет в Чунибе. как и во всех аулах района, произошли большие перемены: построены современные дома, дороги, водовод. В домах - холодильники, телевизоры, у многих автомашины... Чуниб - один из самых образованных аулов Чароды: 108 человек с высшим и средним специальным образованием, один доктор наук (Абдулла Магомедов) и 3 кандидата наук (Лабазан Омаров, Нурулла Мургазалиев. Айшат Шахманова). Али Амиров заслуженный строитель республики Дагестан. Ветеринарный врач Лабазан Омаров является заслуженным деятелем науки РД, заслуженным ветврачом Российской Федерации. Он награжден орденом Знак почета и многими медалями.

Чуниб дал Дагестану 6 мастеров спорта по вольной борьбе: Далгат Далгатов. братья Саидмагомед и Омар Муртузалиевы. Магомеднаби Газимагомедов, мастер спорта международного класса Ахмед Омаров и заслуженный мастер спорта России, серебряный призер чемпионата мира Давуд Магомедов.

2 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района являются карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не хунзахцы!

18.12.2016

Мы аварцы и гордимся этим!!! Быть каратинцем , ахвахцем, гидатлинцем, карахцем и т.д. нам никто не запрещает, что ни село, то у него свой диалект, свои какие-то обычаи, нравы и т.д. Может это не относится к Даг Каратинскому, но хочу сказать послеперестроечная политика в основном антиаварская, которая была направлена на разделение аварцев, ослабление их влияния на руководство Дагестана, подхватили многие представители аварских общин, которые хотели показать себя, свое лидерство, тем самым разделяя братский народ. Каждое село теперь будем называть нацией со своим президентом?.. Кстати, Чародинцы это не только карахцы (точнее къаралал)- там еще три вольных общества: Тлейсерух (Кьесер), Муккратль (Муккракь) и Рисор (РисгIор). Но мы не разделяем себя, называемся Чародинцами, далее Аварцами и далее Дагестанцами. Никто нас рабами не называют и при чем тут хунзахцы!? Аварцы великая нация, богатой исторической прошлой!!! Этот провокационный комментарий, так называемого каратинца, в чем я сомневаюсь, распространен везде. Прошу не поддаваться провокациям!

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru