Односельчане.ru

Предки нынешних жителей селения Чарода жили на ле­вом берегу реки Каралазул ор в 2-3 километрах от современ­ного села. Называлось это село Тлях.

Месторасположение села было очень неудобным, скалистым, с крутыми холмами, что мешало расширению села. Горы загораживали солнце, и оно всходило над селом зимнее время к 12 часам. Селение Тлях на окраине чародинской тер­ритории, что затрудняло сообщение с хуторами, где находилось основное хозяйство сельчан (всего 27 хуторов). На том месте, где расположено нынешнее село был хутор Чарода. Свое название хутор получил от слова ч!ар (трава), место, где обылно росла трава. 1923-24 годов началось переселение из с. Тлях в хутор Чарода и название было со­хранено.

До 1935-36 годов сельчане проживали зимой на хуторах, а весной переселялись в село. В наших горах Советская власть установилась в 1922 году. В 1929 году сел. Чарода бы­ло преобразованно в районный центр, по имени села и полу­чил свое название и Чародинский район.

Еще с испокон веков в с. Чарода (Тлях) были тухумы: Зенелал, Мах1адилал, Искантарилал, Х1есух1андилал, Лагъ-дулал.

Адаты, обряды и вера во всем районе одинаковые. Раньше селением управлял бегавул, а теперв - глава ад­министрации села.

Обрядв! села - де гей рожади много, семвя бвша крепкой, дочерей ввщавали замуж по усмотрению отца и брата. До за­ключения брака жених и невеста не встречались. Брачные союзы раньше были крепкими, чем в наше время. Чем больше рожали детей, тем тухум становился больше и крепче, а сей­час на это не смотрят и даже не знают к какому тухуму при­надлежать (особенно, те, кто живет в городе).

Похороны - раньше каждый ао состоянию, по возмож­ности хоронили, а сейчас метод соревнования (он так, я тоже как он).

Гостеприимством чародинцы всегда славились, а вот куначество немного подзабыли. Раньше в каждом селении бывал постоянный отцовский кунак. Имя этого кунака пере­давалась по наследству. В наше время этот обычай теряет свой смысл, дети стали забывать имена отцовских кунаков.

Обычай взаимопомощи всегда был в селении, он сохра­нился и сейчас. В радости и в беде сельчане всегда помогают друг другу, кто как может.

Увеселительным народным играм и праздникам отно­сятся такие, блин, как праздник первой борозды, ураза бай-рам, Курбан байрам, блин, рождение сына, свадьба, проводы в армию и возвращение из армии. В наше время в дополнение к этим праздникам проводятся праздники Нового года, дни рождения, дни каждой специальности и т.д.

По рассказам старейшин села, раньше имели место и случаи убийств, кровной мести сельчан. Но это было давно, и потомки этих людей живут в мире и в согласии. И вообще таких случаев в селе были лишь единицы.

Наверное, все -таки раньше, духовная культура людей была больше развита, чем материальная! А теперь материаль­ная больше развита.

Раньше сын не мог ходить в компанию, где сидит его отец из уважения к нему, не мог курить в его присутствии, не мог пить, пьянство считалось позором. Теперь отец и сын, так же старший и младший брат сидят, пьют и курят вместе, не соблюдая обычая.

В селение Чарода впервые в районе была открыта на­чальная школа в 1925 году, и учителями в ней работали: Али­ев Асадула (с. Сумета), Гираев Магомед (с. Кудали), Алиев Давуд (с. Чох), Магомедов Амин (с. Кахиб).
В 1939 году начальная школа была реорганизована в се­милетнюю, в 1962 году - в восьмилетнюю, а в 1998 году в общеобразовательнюю.

В 1962 году по инициативе колхоза было построено но­вое школьное здание, которое работает и по сей день. За вре­мя существования школы с 1925 по 1939 год было выпущено 116 учащихся с 4-х классным образованием.

Первый выпуск семилетней школы был в 1943 году, с 1943 года по 2005 год 483 учащихся выпущено из стен шко­лы. Из них высшее образование получили 87 человек, среднее спец. образование 140 человек. Среды выпускников 3 доктора медицинских наук и 1 кандидат: это Асхабова Луиза, Алиев Ахмед, Алибеков Расул и кандидат м.н. Дибиров Расул.

В настоящее время в чародинской общеобразовательной школе учатся 52 ученика и обучают их 13 учителей. Более 35 лет работает заслуженный учитель РД Мусаев Зайнудин, вы­пускник этой же школы. Учителей много среди выпускников школы и работают они по всему Дагестану.

В селе имеется фельшерский пункт, где работает два мед. работника. Жители села много употребляют лекарствен­ные растения, летом собирают и сущат их на зиму.

У нас в селе имеется свои знаменитые спортсмены - это Исмаилов Магомед - чемпион мира по кик-боксингу; Азизов Зайнулабид -- чемпион Дагестана по вольной борбе. В на­стоящее время много юных спортсменов занимаются в школе в секции по вольной борбе.

В селение много певцов: одной из любимых исполни­тельниц старинных аварских песен была певица Алиева Аишат (покойная), в настоящее время работае в школе музыкан­том и сам поет в чародинском мужском хоре Рашидов Муса.

Выпускница чародинской школы Ризванова Эльмира -является Заслуженным работником культуры РД и ныне ра­ботает директором районного муниципального краеведческо­го музея.

Якубова Патимат - доярка колхоза им Тельмана - на­граждена орденами Октябрьской революции, Знак Почета и звание Заслуженный животновод РД. Ее же мать Якубова За-бура награждена медалью работник трудового фронта во время ВОВ.

Магомедов Шарапудин бывший председатель колхоза награжден орденом Трудового Красного Знамени, Похваль­ной грамоты Верховного Совета ДАССР и звание Заслужен­ный наставник молодежи РД.

Асхабов Магомед также является орденоносцем, и дол­гое время работал секретарем райкома партии.

А также награждена медалем Тагирова Айшат-«3а доб­лестный труд», Алиева Патимат - «За трудовое отличие», ма-ламагомедова Хадиж?т и Манилова Умайганат - «За добле­стный труд».

Характерным ремеслом для селения было и остается земледелие, животноводство и садоводство.

Специалистами из России были учительницы, которые приехали в село по направлениям с 1947 года по 1992 года до ухода на пенсию, проработала учительницей математики и завучем школы «Заслуженный учитель РД» русская женщина Иванова Просковья Ивановна из г. Мичуринска. Она вышла замуж за Магомедова Шарапудина и живет Дагестане. Также учительница младших классов Омельченкова Валентина Ти­мофеевна из Белграда.

Доктор мед. наук Алибеков Расул в настоящее время ра­ботает зав. хирургическим отделом в клинике факультетской хирургии Смоленской медицинской академии в Смоленске.

Расулов Магомед Мусаевич - заслуженный врач РД и РФ, более 40 лет работал главным врачом УГСЭН (Народа, Избербаш, Кизилюрт), имеет государственные награды.

ВОВ участвовали из селения 82 человека: из них верну­лись 40 человек, а 42 человека отдали жизнь за Родину. На фронт уходили по 2-3 человека из семьи - это Асхабовы: Омар, Муртазали, Абдурахман; Нурудиновы: Омар, Магомед, Джаватхан. 8 семей отправили по 2 человека и многие из них не вернулись.

Гидазаров Шапи командовал полком и имел звание пол­ковника, блин, награжден орденами и медалями.

Асхабов Муртуз - гвардии штурман, летчик - истреби­тель, погиб в неравнем воздушном бою.

Магомедов Шарапудин, Тихаев Абдулазиз, Тихаев Ма­гомед, Искандеров Искандер и др. награждени орденами и медалями ВОВ.

Мусаев Расул Мусаевич активный организатор колхозов в 30-х годах, а 1939-41 годах работал предсЧдателем чаро-динского райисполкома, добровольцем ушел на фронт и вое­вал на Малой Земле, и в звании капитана вернулся домой, и продолжил работать на ответственных должностях до ухода на пенсию, имеет государственные награды.

В бывшее здание мечети был преобразован под колхоз­ный склад, но в последние годы помещение реставрировали и опять здание передали сельской мечети. Алимами в селе счи­тались: Магдилахама - шейх, Гаджи-Абдурахман, Кудиев Манилав.

До установления Советской власти в медресе муалимом и дибиром в селе работал Абдурахманов Магомед, которого вскоре выслали, как представителя мечети и распространите­ля религии.

Сейчас отношение к религии у пожилых сельчан душев­ное, они искренне верят в аллаха, а молодежь скачкообразно, кто верит, кто нет. А если и верит, то не все молятся регуляр­но.

Хадж в Мекку совершил из села 7 человек, а Шахрунов Гамзат совершил хадж 18 раз.

В настояшее время в селе 133 хозяйств и проживают 350 человек.

6 комментариев (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района являются карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не хунзахцы!

Xl GJ пишет:
20.09.2014

Даже невежа знать обязан! с большой буквы должны быть упоминания о Всевышнем!

I K пишет:
22.09.2014

"невежда" и "невежа" разные слова с разными значениями. в вашем предложении должно стоять слово "невежда".

07.02.2011

Спасибо,что упомянули наше село,но хотелось бы напомнить вам чтоб исправили ошибки в орфографии,в написании имен,их не допустимо много,даже для школьника начальных классов!!!

I K пишет:
22.09.2014

раз пошло такое дело, то "недопустимо" пишется вместе

07.02.2011

Немного жестко , но в тему. Ошибок реально много, такое ощущение что откуда то копировали

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru