Односельчане.ru

Нижнее Гаквари

Наш край гостям кажется экзотичным не только из-за неповторимого природного ландшафта, но и из-за своеобразия характера людей. В любом горском ауле никто не пожелает признаться в принадлежности к их сообществу никчемного человека, а вот если земляк известный, прославившийся храбростью, доблестью, добротой или иными талантами, то дойдут в поисках до седьмого колена, гордясь тем, что корни рода достойного человека - именно в их селе.

В ауле Нижнее Гаквари Цумадинского района и стар, и млад любят говорить, что дед имама Шамиля Денгамагомед был их односельчанином, что он, будучи кузнецом и жестянщиком, уехал на работу и осел на жительство в Гимрах, каждому гостю покажут развалины дома в квартале Чиквадачи, который будто бы принадлежал деду великого имама. Для аульчан этот факт настолько очевиден, что были разговоры о реставрации дома под музей.

Аул расположен на Андийском хребте, на скалах, омываемых тихими журчащими в погожие дни и буйными в периоды таяния снегов, ливневых дождей речками Гакваринка, Гута-кайдач, Ина-гадал, Асадха. Гакваринскую котловину берегут от ветров окружающие ее с трех сторон цепи скал, так что даже в самые холодные месяцы днем на улочках аула тает снег. Здесь много живописных мест. Особенно берегут гакваринцы березняки в урочищах Учудахе, Асали, Уунч, Нижнее Гаквари и сосновый лес в урочище Самуч.

1050 нижнегакваринцев, живущих не только в главном ауле, но и в небольших - Цидатль, Кочали, Гигих, Гавутли, Цуйди, - патриоты своего края.

Всякий с радостью поведет гостя по улочкам старого аула, который, и это видно по обилию превращенных в жилые дома бывших сторожевых башен, соединенных подземными ходами, представлял в древности неприступную крепость. Расскажут о том, что происходят сельчане от трех братьев из Хунзаха, поселившихся здесь в давние времена, о частых междуусобных стычках с жителями соседних аулов. В стене мечети, например, нашли камень с надписью «Кединцев не жалейте, сильдинцам помогайте».

Из уст в уста передаются предания о том, как в составе войска чамалинцев аульчане принимали участие в битве против Надир-шаха близ Согратля. Войско под предводительством наиба Микаила помогло имаму Шамилю освободить Гергебиль. Расскажут об участнике русско-японской войны офицере Закарье; о медресе устара Сайпудина, у которого учились Омар Гварзаев, Супьян Измаилов и другие известные ботлихцы; об установлении красными партизанами Муслима Атаева советской власти в ауле; о первом председателе колхоза Сажиде А6-дурахманове; о первом учителе школы, открытой в ауле в 1930 году, Абдулкериме Башатил; о том, как в 1935 году провели в аул телефон, а в 1952 году - электричество...

В августе 1996 года нижнегакваринцы совместно с жителями соседнего аула Верхнее Гаквари отметили 1500-летие аулов. Именно такую дату установили местные краеведы, изучив предания и надписи на надмогильных плитах, домах, мечетях. Особенно тяжелый след оставила в истории аула Великая Отечественная война. Несколько десятков аульчан не вернулось с фронта. А вернувшихся, как сказал инвалид войны Хайрула Накаевич Микаилов, можно было сосчитать по пальцам. Сам он буквально напичкан свинцом, полжизни провел в больницах, бережно хранит одиннадцать боевых медалей и орден Отечественной войны первой степени.

В Нижнем Гаквари много имен произносят с уважением. Среди них - учителя М.Багавдинова, собравшего легенды и факты из истории аула, ученых X.Магомедова, Б.Гаджиева, М. Хайбулаева, А. Абдулаева, П.Магомедова. С теплотой рассказывают о работающем в Москве кандидате медицинских наук М.Абдулхабирове.

Джамалудин Джамбулаев

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
04.11.2015

Жители села являются чамалалы. Чамалалы - один из коренных народов Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык).

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru