Односельчане.ru

Аул Хинуб географически расположен на благодатной земле и граничит с другими селами: Ириб, Магар, Хурух, Чуниб Кесерского участка Чародинского района (в прошлом Карахского вольного общества.

Название аула, на мой взгляд, исходит из слова "хинаб". Возможно, что твердый шипящий "х" трансформировался в хь . что, естественно, звучит мягче. А еще возможно, что в прошлом в отличие от соседей это место назывался "хинаб", т.е. 'теплый", он защищен с двух сторон горами. Таким образом, слово "Хинуб". т.е. хинаб (теплый) преобразовался в Хинуб(Хьинуб).

Наличие кладбищ христианского и мусульманского и настенных надписей, сохранившихся на старинных строениях, позволяет судить, о возникновении аула примерно 600-700 лет назад.

К началу XX века в Хинубе реально существовали четыре тухума (семейные общины): Т1асакъамал, Гъоркамал, Маграл. Хъах1рокъал. Последний считался самым состоятельным в экономическом отношении, хотя по численности он был самым малочисленным.

По истории религии в ауле как и, во всем Дагестане, npeжде было язычество, до второй половины IX века существовало христианство, до исламизации. Если даже в Хунзахе ислам был принят в результате военных действий, то в горах ислам быт принят гораздо позже.

А кладбище исламского захоронения возникло в другом месте, отдельно, и по площади и по количеству могил селу должно быть примерно 300-400 лет.До начала XX века в ауле действовало общинное самоуправление, все вопросы решались на сходе общины, выбирались дибиры и кадии.

Спорные вопросы решались по адатам и частично решались по шариату. Однако, следует заметить, что веками укоренившиеся адаты имели преимущество, поэтому шариатские законы не занимали главенствующей роли.

В семейно-бытовом отношении Хинуб особо не отличался от соседей, он тоже отличался гостеприимностью. Здесь ни один путник или торговец не оставался без устройства в куначестве. При этом местные, приютившие пришельцев, отвечали за дела и безопасность новых кунаков, их сопровождали до границы следующего аула, т.к. было принято ради сохранения безопасности, за тем стояла честь всего аула.. Хинубцы в течение XX века не помнят и не знают ни одного случая преднамеренного убийства, поэтому не было и случая кровной мести.

Самыми почитаемыми праздниками в прошлом и сегодня были и остаются: Ураза-байрам, Курбан-байрам, День первой борозды, 9 мая, 1 мая.

Основой материальной культуры и экономики традиционно считались: домашние очаги, овцеводство, скотоводство, земледелие и народные промысла. В основном сеяли: ячмень, просо, в советский период - пшеницу, кукурузу, картофель. Но хинубцев не привлекают капуста, помидоры, огурцы, морковь, хотя охотно едят. Здесь очень слабо садоводство.

Земли в прошлом были: частные, общинные и вакууфные (примечетские). В отличие от гумбетовцев, ботлихцев, цумадинцев и других хинубцы сегодня не требуют возврата земель, принадлежавших их отцам, дедам.
До XX века в ауле были развиты традиционные народные промысла. Здесь ткали прекрасные паласы, покрывала, суконные брюки, дорожки, шили накидки, бушлаты, хурджины и сумки, тулупы и папахи.
К сожалению, появление современных материалов и одежды вытеснило и безвозвратно исчезло былое искусство, его не сохранили даже для музеев бытовой утвари. Хинубская начальная школа существует с 30-х годов прошлого века, но сегодня здесь обучается более 10 детей, и те являются детьми родителей, не проживающих в селении, поэтому школе грозит новая реформа образования. В селе в прошлом, конечно, была приличная мечеть, которая прекратила существование с 1937-1938гг. В 1986 году мечеть открыта в бывшем здании детского ясли, где долгие годы работал дибиром бывший участник Отечественной войны, 45 лет проработавший водителем грузовой машины Гаджиев Юсуп. После него дибиром работали и работают представители из других селений, пока из хинубцев никто не учится в медресе или в исламском университете. В Хинубе давно работает Дом Культуры, которым многие годы руководит уважаемый Ибрагим. Хинубский клуб является одним из самых лучших в Чародинском районе, здесь прекрасная мягкая мебель, хорошие условия для веселья и отправления тазиятов. В селе работает и фельдшерский медицинский пункт, которым руководит многие годы уважаемый земляками Абдурахманов Сиражудин.

Подытоживая вышеизложенное. Хинуб не имеет возможности возродиться и стать похожим на современный аул.

Несмотря на нерадостное будущее, аул мог и сможет похвастаться своими талантливыми людьми. Еще в 30-е годы XX века в селе был сильный человек по имени Абдул Ибрагимов, равного в метании камня не было в Гунибском округе.

В 40-е годы был борец по имени Магомед Гаджиев. по мнению Ахмеда Самедова (с. Шали) и Зиявудина Османова (на фронте и ФЗО г. Каспийска, где было около 4 тысяч юношей), не было равного. В 50-е годы Абдулатип Гаджиев стал чемпионом дивизии, гарнизона и был членом сборной команды Дагестана вместе с Асиятиловым Суракатом, Али Алиевым, А. Агаевым, Станиславом Гаджиевым.

В настоящее время гордостью не только чародинцев и Дагестана является мастер Международного класса, серебряный призер чемпионата мира среди юношей, участник Олимпийских игр в Афинах Шихамир Османов, его дядя Рамазанов Абас - борец, участник спартакиады страны.

Лучшими музыкантами-зурначами были: Зурнаабукар, Аюб, Салус.
Лучшим певцом на праздниках был Османов Магомед. Сегодня хорошо поют: Берцинав Магомед, Ибрагимов Магомед, хорошо пел Ибрагимов (Бааров) Магомед, Абдула, Абуталиб, И. Касум и др.

Сегодня не только хинубцы, чародинцы, но и Дагестан может гордиться талантливым профессиональным актером и певцом, народным артистом Дагестана и заслуженным артистом России Магомедом Нурмагомедовым, единственным заслуженным артистом РФ из Чародинского района.

Аул может гордиться многими специалистами и заслуженными работниками с высшим, средним специальным образованием, почетными званиями и учеными степенями. Но среди них первыми учителями стали: Абас Магомедов Абдулатип Гаджиев, Шейхмагомедов Магомед, Омармагомед, Гирай, Шамсудин.

Потом стали с высшим образованием: Магомедов Xайбула, Гаджиев Ризван, Магомедов Тиномагомед, Шихабуди ' Али, Муслимат, Алилай, Рамазанов Абас, Османов Магомед, Хабиб, Абасил Хабиб, Инукасум, Суракат, Сул. Ахмед, Саадула, более 20 учителей.

Врачами стали: Нурмагомедов Джахбар, Шихмагомедов Омаргаджи, Абдуллаев Магомед, Ибрагимов Магомед, Билалов Казим, Зиявудинов Зиявудин, Магомедова Чамасдак. Ибрагимова Сайра и др.
Инженерами: Алидалов Лабазан, Абдуллаев Омар. Алиев Магомед, Ахмедов Иламагомед,Гаджиев Даниил. Гаджиев Руслан и др.
Агрономом: Омарасхабов Бадрудин.
Ветврачами: Омаров Гаджи, Асхабов Асхаб.
Экономистами: Асхабов Ахмед, Магомедов Султанахмед, Маккашарип и Саидбег, Абусупьян и др.
Прокурорами: Омаров Магомедшапи. Бнлалов Башир, Магомедрасулов Курбан.
Зуботехник: Омарасхабов Нажмудин.
Судьей Верхсуда - Гаджиев Баймирза, Магомедрасулов Курбан.
Работники МВД - полковник Шамсудинов
подполковник Омаров Омар, подполковник Гаджиев Рамазан, майоры Гаджиев Гаджимагомед, Гаджиев Османасхаб,. рахман, Билалов, Гаджиев Абдурахман, участник афганских событий, имеет орден, И. Гамзат.
Медсестры: А. Сиражудин, О. Айшат, Пасихат,, А.Айшат. О. Магомед. X. Тайбат. и т.д.
Шоферы: Юсуп, Сиражудин, Чуайб, А.Магомед, Шамиль, Курбанмагомед, Гасан, Асильдар, Муса и др.
Строитель мостов и домов: Османов Муслим. Строителями за границей работали Абдуллаев Эмемав, Алидалов *
Рамазан. Работал за 3-х и более человек для села Нурмагомедов Осман.
Кузнецы знаменитые: Мохо, Билалов Абулмуслим,. Османов Магомед. Культработника Абдуллаев Ибрагим, Тинамагомедов Абдулла.
В спорте выделялись в районе, потом и в республике Рамазанов Абас, Османов Магомед. Ибрагимов Магомед. Ибрагимов, Абусупьян, Гаджиев Гаджимагомед. Гаджиев Даниял и др. Рамазанов Абас (дядя). Османов Магомед (отец) фактически были тренерами Шихамира Османова.

Более 20 сельчан были в Мекке один и более раз.

Из Хинуба более 90 чел. имеет высшее образование. Среди награжденных государственными наградами. абас Магомедов, Абдулатип Гаджиев.

Заслуженные почетные звания республики имеют: Абас Магомедов, Абас Шихамиров. Ризван Гаджиев. Магомед Нурмагомедов, Тинамагомед Магомедов. Абдулатип Гаджиев, который работал 13 лет министром культуры РД.

Кандидаты наук: Гаджиев Абдулатип, Шихамиров Абас, он же декан факультета физ. культуры ДГУ., Абдуллаев Омар, Алиев Магомед.

Перед хинубцами имеет заслуга некогда молодая и красивая девушка-учительница, ныне здравствующая на отдыхе Мария Ивановна Кухаренко-Рамазанова, которая вышла замуж за самого красивого мужчину в селении, участника Отечественной войны Рамазанова Шихамира, которому она подарила прекрасных двух детей: сына Абаса и дочьПасихат. За пределами республики работают: Шахназар Магоме дов, врач Зиявудинов Зиявудин.

В ауле нет крупных бизнесменов, но есть представители средней гильдии, работающие вне аула. Это Омар Абдуллаев Магомед Алиев, Магомедов Шахназар, Омаров Гаджи, Тино-Магомед, Гусейн.
К сожалению, из 39 участников Отечественной войны не вернулись с поля боя более половины участников.

На трудовом фронте, на рытье окопов на Сулаке и Тереке отличились: Юсупов Гаджи (бригадир), Шихамиров Рамазан, Чакар Шихахмедова, а также многие другие.

К сожалению, не вернулись с трудового фронта: Щихахмедова Чакар. Тагиров Осман, Шихамиров Рамазан.

Первый в селе награду СССР, орден получил чабан Шихамиров Омар.

Сегодня в Хинубе примерно 70 хозяйств, но здесь, кроме пенсионеров, живут учителя и работники госслужбы и медицины. Но строительство домов продолжается, хотя они пустуют.

Конечно, если бы Чародинский район развивался бы по правильному пути, то аул Хинуб тоже не оставался бы в стороне.

К сожалению, сами хинубцы не видят выхода из сложившейся ситуации, которая, как ни странно, предвещает превращение села в хутор. А жаль!

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района являются карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не хунзахцы!

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru