Односельчане.ru

Село Урух-Сота входит в состав Гочобской сельской администрации, живут с ними традиционно добрососедских отношениях, имеют смешанные браки.

Немного об истории.

Урух-Сотинцы  по  происхождению - Гидатлинцы. В конце XV - начале XVI в.в. шло укрупнение Гидатлинских аулов. Мелкие хутора объе­динялись, некоторых даже принужда­ли, а свободолюбивые и мужественные Гидатлинцы не поддавались такому  принуждению.   В  частности   и жители села Хорода (Х1арада) не поддались такому принуждению и поставили ультиматум: "Дайте нам такое место, чтобы у речки ловилась рыба и в горах водились туры". Именно такое свободное место оказалось в Чародинском районе между се­лами Гочоб, Сачада, Сумета, Цулдинским хутором Мачуб и Цемер. И примерно в конце XV - начале XVI в.в. Урух-Сотинцы переселились из Гидатлинской долины на нынеш­нее место расположения. Название села означает: Урух - у речки и Сота - крепость. Это название вполне соответствует своему географическому положению. Начало села на обрыве скалы и с двух сторон омывает речками (Садул ор и Гочоб ор). И фактически вход в селение был только с одной сторо­ны.

Развитие села шло примерно, в такой же исторической хронологии, как развивались и изменялись села Карахского участка Чародинского района. Люди занимались земледелием и скотоводством. Обычаи, обряды и традиции такие же, как и в верхних селах Карахского участка.

Сохранился Гидатлинский диалект. Люди очень муже­ственные и стойкие. Зимой 1953 г. во время страшной стихии на отгонных пастбищах Кочубейской зоны, и когда во многих хозяйствах района почти полностью погибло поголовье овец. Урух-сотинцы без потерь привели свои отары на летнее па­стбище. Чабаны сутками не спали, спасая овец: это был тру­довой подвиг чабанов: Алиханова Цихик, Исалова Магомеда, Мусаева Муртазали, Омарова Магомеда и многих других.

Свое мужество и решительность Урух-сотинцы показа­ли и во время ВОВ. Из аула, где сорок дворов, 25 человек ушли на фронт (часть из них добровольно), но вернулись лишь - 9 человек.

Семья Шариповых послала на фронт 3-х сыновей (Абдула, Абдужалил и Магомедали) и все остались на поле боя.

Семья Абдулмажидовых 2-х сыновей (Али-Омар и Ма­гомед) - оба погибли в боях за Родину.

Семья Жамалудиновых - 2-х сыновей; вернулся лишь -Гололав - инвалидом, ныне проживает в Махачкале и являет­ся наставником молодежи.

Крупный ученый - арабист Шамиль - сын Мусамагоме-да остался в тени истории, в виду своей скромности. Никто о нем не писал и писать в то время было некому. Составленную им книгу по арабской грамматике является бесценным сокро­вищем. Ныне рукописное издание этой книги находится Ра­мазана-хаджи (у правнука сестры Шамиля).

Сельчане принимали участие в жизни района.
Омаров Шарапудин 1940-1947 г.г. служил в рядах Со­ветской Армии, прошел всю войну. После демобилизации окончил партийную школу, работал на руководящих работах в районе и 1957 г. погиб трагически при исполнении служеб­ных обязанностей.
Омаров Пахрудин - заслуженный врач ДАССР.
Израилов Магомедбег - заслуженный учитель РД.
Шарипов Алиомар - начальник управления образования района.
Джаватханов Рамазан-хаджи - представитель ДУМД в Чародинском районе.
Джаватханова Супият, Магомедалиев Асадула - учите­ля высшей квалификационной категории и т.д.
Врачи, учителя, экономисты из села работают в респуб­лике и за ее пределами.
В селении были прославленные мастера- каменщики (Гамзатов Али, Исрапилов Абдулбари, Газиев Жаватхан и др.).

Были силачи; своей природной силой славился Тикмалахама, который поднимал камень более 200 кг. И сейчас этот камень, как памятник находится на старом годекане.

Селение Урух-сота имеет 6 матерей героин родивших и воспитавших 10 и более детей: 1.Кадирова Айшат, 2.Джабраилова Аминат, З.Кадирова Аминат, 4.Джаватханова Тайбат, 5. Меджидова Шахрузат, 6. Ибрагимова Тавус.

Израилов Магомедбег, заслуженный учитель РД

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района являются карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не хунзахцы!

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью

Гостевая

где урух сотинцы ?
14.12.2011
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru