Односельчане.ru

Нынешняя ситуация дагестанского села, особенно в горной части, прямо-таки трагична. С позиции большой науки она вполне объяснима. Деревня функционирует по законам традиционной цивилизации. А традиционная цивилизация, опирающая на вековые традиции, явление средневекового периода и естественно, оно уходит, уступая медленно, мучительно, свое место современной либеральной цивилизации, опирающейся, прежде всего на свободном выборе личности.


Отныне, не государство, не партия, не сельская община, а человек сам волен выбирать, как жить, это очень сложная и тяжелая ноша, где иждивенчество исключается категорично, где мысль. постоянно и конкретно должна функционировать денно и ношно над тем как жить в сложившейся ситуации после реформ - и как выжить.

У аула очень мало шансов сохраниться в этом же облике как мы его знаем, любим, хотим застать неизменно в целости.

Миграционные жернова всей своей тяжестью в первую очередь прошлись по ним.
В Тляроше даже новейшие дома, построенные с любовью после перестройки, пустуют.
Годекан - очень демократичное и симпатичное универсальное место сельской общины, катализаторов всего аула, его сердцевина, где стар и млад, черпали эмоциональный настрой, опустел. Грустно!

В Тляроше перестали пахать, сеять и жать; не видны скирды, не слышен веселый шумный гомон вокруг сентябрьской молотбы в х1арут1а.

Школа в Тляроше — первая средняя школа района, давшая целую плеяду образованных государственных и научно-педагогических кадров, медленно чахнет.

В этой непростой ситуации сельчане ухватились за прошлое, традиционное, возрождая средневековую идеологию, которая не есть спасение для современного человека.
Я очень хочу, дорогие сельчане, чародинцы. чтобы вы нашли себя в эти очень непростые для всех нас времена!

Халил-апанди из Тляроша (прадед мой) построил мечеть и всего год дибирствовал в селение. Он числится у Гасана Алкадари в книге среди 50-ти популярных ученых Дагестана. Когда умер ему было где-то 36-37 лет. Перед смертью
он своих учеников отправил в Гачада к Исрапилу. У него учился известный лакский ученый Али Каяев. Это хорошо сказано в книге философов - Юсупа Меджидова и Магомеда Абдулаева "Али Каяев". Халил-аль-Карахи (он так известен среди алимов) дружил с Исрапил-Наиб из Чоха и когда умер Халил, имя своего трехлетнего сына - Андил изменил на Халила и стал не али мом а художником. Алиев Расул из Чоха собрал стихи Чохцев и в этой книге 4 стихотворения посвящены Халил-апанди и его смерти:
«Хвеларо, хвеларо Халил-апанди, Хваразе даре кьезе уму ватила».

Он был весельчаком, не раз замечали, что он ходит Х1арут1а и сам танцевал там.
Свою библиотеку Халил завешал Малаеву Магомеду (старший) - двоюродному племянику. Халил ему доверил библиотеку, но потом хниги исчезли, некому было, и пользоваться и ухаживать за ними. К восстанию 1877 года он имел какое -то отношение. Он прятался от властей в пещерах (Халил-нохо) и в Закаталах и остался жив, видимо, как молодой алим имел связи с Абдурахман-хаджи из Согратля.

Тлярош богат своими талантливыми предками, среди них особое место занимает династия известных в Дагестане Грузии и Азербайджане лекарей Абакаровых: Муса и его сына Магомедрасула, жившие 19 и до середины 20 столетия.

Муса в те годы делал сложнейшие операции на внутренних органах людей, лечил больных с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. Лекарства применял, изготовленные на травах, которых сам собирал.

Мусаев Магомедрасул, до революции несколько лет работал в Киеве аптекарем, врачевал в Казани, свободно владел русским, кумыкским, азербайджанским, лакским языками.

Первый фельдшерский пункт функционировал в его доме в 20-30 годах прошлого века, несколько лет у него фельдшером работал, в последствии известный врач, профессор, зав. Кафедрой ДМИ, Нагорный. Магомедрасул спас от физического уничтожения двух тухумов в Тляратинском районе иэ-за.кровной мести. За ним на лошади прибыл один из родственников многочисленных раненых из Тлярата. Приехав на место Магомедрасул, вызвав старших представителей обоих тухумов поставил ультиматум:примирение обоих тухумов, но и прекращение кровной мести, противном случае он не окажет помощи ни одному раненному. Был он там более двух недель, он не только вылечил многочисленных раненных обеих тухумов, но и добился прекращения кровной мести.


Благодарные родственники послали в Тлярош гонца заранее. погнав одного быка и одну лошадь, зная, что он их не возьмет после завершения лечения.

Умер Магомедрасул в 1947 году. Большое количество лекарств и препаратов после его смерти были уничтожены.

Продолжателем своих знаменитых лекарей предков стал правнук Магомедрасула, Зайнудинов Зайнудин Мусаевич 1970 года рождения. Окончив успешно в 1993 году ДМА, прошел ординатуру по педиатрии в 1-м Мйсковском Государственной мед. Академии, там же поступил в аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию в 1999 году и докторскую диссертацию в 2005 году. Зайнудин Мусаевич очень талантливый и очень перспективный врач, врач по призванию. имеет более 50 научных публикаций в центральной медицинской печати и за рубежом, систематически выступает своими научными результатами на общероссийских и зарубежных конгрессах. Тема его научных исследований «Цирроз печени у детей». С 2005 года Зайнудин работает старшим научным сотрудником ГУ Научный центр здоровья детей РАМН г. Москва.

Другой правнук Магомедрасула - Магомед Халилулаевич Мусаев, кандидат медицинских наук, занимает высокий пост в Москве - генеральный директор Всероссийского выставочного центра (ВВЦ).

Сохраняя традиции своих предков, многие Тлярошцы нашли свое место и в рыночной экономике, занимаются бизнесом во многих городах России

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района являются карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не хунзахцы!

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью

Гостевая

Дагьудиляв - Мухlаммад - Сайгид-Батlал - Шахабас - Сайгид-Батlал
19.05.2010

Партнеры

© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru