Односельчане.ru

До образования селения Заната все земли солнечной стороны теперешнего Батлуха принадлежали батлухцам. Где расположено селение Андых была граница между голотлинцами и батлухцами. На этих землях были почти I5 хуторов. Все они занимались охотой, животноводством и земледелием. Для защиты от нападения извне и само выживания эти поселения начали объединяться в одно укрепленное место. Как и в других местах, в средние века, после нашествия Тамерлана, эти хутора объединялись в селение Батлух. В укрепленное место батлухцев поселялись из хуторов «Цатлиб», «Тляргиб», «Иколатль», «Гачаритль», «Кулжах», «Циясо» и «Килатль». Самостоятельно проживали люди хуторов «Махало», «Заната» и «Нокотль». Такую же образ жизни вели «Могох», «Тлияни», «Тлярата» и в других хуторах теперешнего Могоха. Подобно, в других местностях теперешнего района укрупнение сел происходили в основном ХШ-ХУ веках. О существовании в то время, этих поселений свидетельствует, что на окраине Занатинского хутора «Махало» и в самом Заната имеются средневековые могильники с каменными склепами, где имеются деревянные, стеклянные, глиняные даже бронзовые изделия. Имеются I-II могильники христианского периода.

По версиям жителей сел.Заната и докторов исторических наук, к примеру: Хашаева Х.О., Давудова О.М., название «Заната» произошло от слова «Зенит». Селение расположено на выступе скалы, где утром рано светит солнце.

Вторая версия: Здесь из природного камня можно добывать хорошие памятники (зани) и надгробные плиты для могил. От слова «зани» произошло название «Заната».

Сел.Заната образовалось в результате переселения людей из «Махалс» и «Нокотль», так же в это селение из Батлуха переселился человек знатного рода Дибиров Омар. За отцом переселились и его два сына Гитиномагомед и Гитиномухумая. В настоящее время в селении Заната основной тухум происходит от этих братьев.

При сносе, в семидесятых года 70-х годов у самого крайнего дома в сел.Заната под глиняным полом в трещине скалы, посреди золы была найдена деревянная дощечка с надписью, что этот дом был построен в 9I8 году лунного календаря, по солнечному календарю -I5I2г. Может быть и эта дата не окончательная. Имеется версия, что населенный пункт Заната образовался от переселенцев из Батлуха тухумов «Атагъилал».

Доктор исторических наук Омар Давудов пишет, что Батлухское общество в I752 году приняло решение: «Если кто нибудь, кого нибудь будет обвинять в том, что батлухец убыл человека, то I5 человек из рода обвинителей должны дать клятву о верности этой версии. Клясться не обязательно, если это убийство произошло при драке между людьми другого общества, особенно с занатинцами и могохцами. Также в нем написано, как надо вести себя в обществе и сохранить мир между тухумами в селении. Чтобы не нарушить мирное соглашение, самый распространенный способ был размер пахотной земли. В I796 году (I200 г. хиджри) составленном в сел. Заната адате имеется решение джамаата, как упрочить единство односельчан, покончить со сплетнями и враждой в селе. Для этого необходимо было заложить 20 участков, где можно сеять кали (мерка) зерна. Занатинцы учили детей к мужеству, отваге, учили уважению старших, честности трудолюбию и т.д.). Проведя канал на_расстояние 7 км. орошали все земли. Соседные села его называли маленький «Цор». В ХVIII веке по величине сел.Заната в Батлухском обществе занимало второе место после Батлуха.

Сейчас в сел.Заната только 59 хозяйств. Подавляющее большинство населения проживают в городах республики и вне Дагестана. Из рода Гитиномагомедовых вышел сын Думалав знатный лекарь и мастер всех дел. Его сын Абдурахман ученный арабист, регистр, работавщий кадием во время правления аварией Кайтмазом аварским в Хунзахе.

В своей книге «История потомков Мухаммадхана Казикумухского» на стр.I80 и далее, доктор исторических наук Т.Айтберов пишет, что Абдуррахман, сын Демилава из сел.Заната в подарок потомку Корейшитов Аликлычу Чупанову была написана книга «О происхождении и жизни Мухаммадхана», о вражде Сурхая сводными братьями. Книга написана по арабски подстрочным переводом на аварский язык. В I877 году он был сослан в Саратовскую губернию, а в 20-х годах в Астрахань и в Н-Дженгутай. В свое время он 2-3 раза побывал на Хадже знал арабский, тюрский, русский, персидский языки. Его двоюродный брат тоже арабист, совершивший хадж Гитиномухума-Хаджи и его сын Шайхулислам, сделавший многое для распространения ислама. Сам он был мюридом ХIумайда Эфенди андыхского, ХIусенил МухIаммада из Уриба, МухIаммадаарифа из Кахиба. Умер в I958 году. В сел.Заната были арабисты и тарикатисты Мухума Кодоч, Хаджи Хорта, Гитиномухума и многие другие. Занатинцы принимали участие в отрядах имамов Газимагомеда, Гамзата и Шамиля. Воевали в I877 году против Турок русского царя. Участвовали во всех войнах совершенных против России и СССР, но имена их сейчас не помнят.

В нашем районе впервые товарищество и коллективное хозяйство было создано в 30-х годах, в сел.Заната и Тлях. В честь этого, в сел.Заната было открыто сельПО, а в Тляхекурсы реальной школы. Об этом была сочинена песня народным поэтом Дагестана Гамзатом Цадаса.

После первой половины тридцатых годов занатинцы Гитинов Али работал завОНО в Цумадинском районе. Маламагомедов Маламагомед - первым секретарем РК ВЛКСМ в Гумбетовском районе. Малаев Магомед- директором школы в сел.Ассаб. Маламагомедов Гитиномагомед - директором школы сел.Карата, Ахвахского района. Во время войны в I94I-45 годах все они были офицерами, обучались в полковых школах и не вернулись с войны, также из 22 человек не вернулись домой I2 воинов.

Выходцы из сел.Заната на различных должностях работают вне района, Республики и россии так, в ДНЦ РАН заместителем директора работает доктор исторических наук профессор Давудов О.М. окончив аспирантуру в ДНЦ РАН работает и Маламагомедов Джамалудин Джамалодин. Давудов Шамиль доктор исторических наук, работает в Москве. Из сел.Заната была певица Думалаева Патимат, выигравшая на конкурсах в Махачкале среди певиц того времени, признавшая лучшим голосом Дагестана. В МВД РД работает Магомедов М.Д. подполковник милиции, участник Афганских и Хаджалмахинских событий, награждён орденами и медалями. Маламагомедов А.Г.-начальник ревизионного отдела ДПС РД, «Отличник потребкооперации РД», «Заслуженный экономист РД», награждён орденом за заслуги в развитии потребкооперации России и другими грамотами. Гаджиев М.И.-«Заслуженный строитель РД», директор МСО района, Гитинов Х.М.-«Заслуженный экономист РД», бухгалтер ОАО «Шамильское ДЭП № 43», Гаджиев М.М.-«Заслуженный юрист РД»-работает юристом администрации района.

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители села являются батлухцы. Батлухцы - один из коренных народностей Дагестана, которые включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык).

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
http://recamgr.ru/ продажа запчастей для спецтехники.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru