Односельчане.ru

с.Зиуриб расположен на гребне горы, откуда открывается панораму на долину Аварское Койсу и Хунзахский водопад. При ясной погоде из селения видны более 20 населенных пунктов Шамильского,Хунзахского, Гунибского районов. В I2-I3в в окрестностях с. Зиуриб жили грузины, здесь находятся христианские могилы. По преданиям предков жили 2 грузинские семьи Гверги и Панус. Они жили в отдельных хуторах и постоянно между ними была вражда, из-за этой вражды они ушли в другие места. Сейчас тоже есть два колодца под названиям Георгия и Пануса.

Сел.Зиуриб произошло от слова Сивуниб, что означает в переводе на русский язык (в башне). Действительно, в селе была 5- этажная башня, постепенно произошло наращивание звуков «з» на «с» (Сивуниб Зиуриб). Селение образовано из выходцев гидатлинского общества. Место, где находится селение считался границей Телетлинской и Гидатлинской общины, чтобы охранять свою землю переселились два брата из Гидатля, Курбан и Гунаш, в конце I5 века- они считаются основоположниками села. В настоящее время есть в селении тухумы Курбан-Гунашилал. В надмогильных памятниках есть записи, сделанные в конце I5 в. Многие зивурибцы, защищая нашу землю, пали в войне Чар, что находится в Азербайджане в I830г, и при малого газавата в Дагестане I877г, в честь павшим в газавате построен памятник. Многие выходцы из села стали партизанами Ибрагимов М, Гасаналиев Г, Ашалаев М, Амиралиев А. В начале 20в жил в ауле Бесо ГIумар, который читал наизусть коран и с детства был слепым.

В I935г было организовано коллективное хозяйство, куда вошли 50 хозяйств, а I936г все жители села вступили в колхоз. Колхоз развивался, люди занимались животноводством и садоводством, но мирный труд был нарушен нападением Германии на нашу Родину. По зову Родины на защиту Отечества из села уехали 27 человек, из них не вернулись 9 человек. Многие участники войны, честно выполнив свой долг вернулись в родное село и активно включились в мирную жизнь. Среди них хочется отметить имена Чеэрова Магомеда, который I3 лет возглавил колхоз. После него долгое время председателем колхоза им. «Буйнакского» работал прекрасный человек Хириясулаев Ашахан.

Амирханов Гаджи один из первых учителей села. Среди тех, на кого равнялась в селе молодежь, был и Малахмаев Магомед, который долгое время учительствовал разных селениях Шамильского и Тляратинского районов.У частником ВОВ с начала до победного конца был Ибрагимов Гамзат. Среди вернувшихся и не доживших до юбилея Победы был Хадис Гитинов,который потерял ногу на поле боя, вернулся домой на костилях. Абубакар Алиев до последных дней своей жизни работал бессменным колхозным бригадиром. В I930 году в селе был открыт первый ликпункт. Первым учителем был Мажидов Магомед из селения Кахиб. Занятия до I934г велись в частных домах, например, у Магомедовой Китиле.Там учились больше 40 чел. В I934 году была открыта начальная школа где обучалось I5 учеников. Класс находился в частной квартире. Заведовал школой Кебедов Магомед из с.Телетль. В школе работали учителя: Амирханов Кади из с. Геницориб, Амирханов Гаджи из с. Зиуриб, Магомедов Асадула из с. Митлиуриб-отец певца Дакку, Мирзое Расул, Мирзоев Мирза из с. Телетль. В I94I-I953 годах в школе работали многие учителя из разных сел района и из России. В те трудные годы в село приехали по направлению райОНО русские девушки Грановская Елена,Чубарова Ольга, Иванова Таиса и Катерина. В I952г на базе начальной школы была открыта 7 летняя школа где обучались-65 уч-ся. Директором работал Мирзоев Расул.I964г была открыта 8 летняя школа, где обучались 85 уч-ся.

В селе работает дом культуры, который долгое время руководил жизнерадостный человек Гаджиев Магомед А. После смерти отца руководит его сын Гаджиев Гаджи М. Работает в селе медпункт, который руководит Хириясулаев Сидик М.

Сегодня мы с благодарностью вспоминаем имена Магомедова Чупалава Ч, долгое время работавший начальником культуры района и других ответственных постах района, Гаджиева Магомеда А. который более 10 лет возглавил районный отдел , культуры и госстрах района. Сейчас Магомед в заслуженном отдыхе.

Главным богатством для нас является люди, выходцы из села, которые не забывали поддерживает село. Заведующий частной поликлиникой Магомедов Гаджимурад Ч , проживающий в г. Махачкале, систематически оказывает материальную помощь односельчанам.

Гордостью называем имя профессора, доцента педуниверситета, Заслуженного работника экологии РД Магомедова Ибрагимхалила. Его новеллы и рассказы о родном крае хорошо встретили читатели, Хириясулаев Магомед-редактор журнала « Соколенок», заслуженный работник культуры РД Магомедова Залмо- автор трех книг.

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители села являются гидатлинцы. Гидатлинцы - один из коренных народностей Дагестана, которые включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык).

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru