Односельчане.ru

Нижний Батлух

Сельсовет Батлухский образован Декретом ВЦИК от 20.01.1921 г. в составе Батлухского участка Аварского округа как Гортльбатлухский, а с 1946 г. Батлухским сельсоветом. В 1946 г. вошёл в Кахибский, с 1960 г. в Советский, а с 24 февраля 1994 г. в Шамильский район. Постановлением Президиума ЦИК ДАССР от 6.12.1929 года присоединена сел.Заната из Могохского сельсовета. С 23.07.1992 года из его состава вышла сел.В.Батлух и образована самостоятельная сельская администрация.

Один из древнейших селений высокогорного Дагестана наряду с такими селениями, как Тануси и Карадах, считается и селение Батлух. Батлух - Бакълъухъ - в переводе с аварского языка означает «У солнца», «На солнечной стороне». Селение Батлух расположено на гребне горы с скальным утесом, находящийся у подножья Хунзахского плато и у начала Богосского хребта. О древности села Батлух можно судить по многим фактам. Это и находки, найденные при строительстве домов, свидетельствующие о том, что люди здесь жили еще в период бронзового века и начала железного века. Это и язык, то есть диалект южно-аварского языка, на котором говорят в селениях Карадах, Голотль, Батлух и Анцух. Это говорит о том, что эти селения появились здесь еще в период освоения бассейна Аварского Койсу, то есть в IV-III тысячелетиях до н.э.

Древнее селение Батлух было расположено на скальном утесе, куда вход был только с одной стороны, называемый «КавутIа», т.е. «у ворот». В самом селении и вокруг него обнаружены доисламские захоронения, найдено много вещей в могилах, также обнаружена могила катакомбного типа, что не характерно для горного Дагестана. Вокруг села Батлух находились еще 6-7 маленьких селений, которые со временем присоединились к селу Батлух. Причиной образования большого села Батлух мы считаем внешнюю угрозу и незащищенность этих селений. Еще причиной можно считать религиозный фактор.Малые селения ГIакуда, Щалгьи, ГьикIолалъ, Кулжахъ, ЦIиясуб, Килалъ были расположены на незащищенных природой местах. Население этих селений исповедовали разные религии: христианство, проникшее из Грузии; зороастризм; разные верования. Малочисленные эти селения не могли защищаться от врагов: Хунзахских феодалов, грузинских царей, монголо-татар.

Именно в ХII-ХIV веках в Дагестане начинается процесс укрупнения сел. Это связано и с проникновением и распространением в нагорном Дагестане Ислама. Батлухцы приняли ислам в ХIII-ХIV веках и объединились в одно село Батлух. Об этом свидетельствуют такие факты, как строительство большой мечети, находящейся за пределами старого села. То есть мечеть, построенная в 973 году Хиджры (1565-1566 гг.), находится в центре села, образованного из трех тухумов-кварталов: Атагъилал, Пачагъилал, Тапсолал. Эти тухумы (родовые общины) пришли из селений объединившихся в село Батлух: Тапсолал - из села-хутора ЦIалгьи, Атагъилал - из села ЦIиясуб, Пачагъилал - из села Килалъ и Кулжахъ. Но не все села вошли в новое объединение. Например, жители села ГьикIолалъ, не желая жить выше где мало воды и плодородной земли, ушли и вместе с двумя другими тухумами положили начало селу Ансалта в Ботлихском районе еще в XV веке. И после объединения в село Батлух среди тухумов происходили споры и разногласия, доходившие до открытого противостояния. Об этом свидетельствует маленькое кладбище в авале: «Магъили», где похоронены люди из тухума-квартала - Тапсолал. Общее кладбище находилось за селом ближе к тухуму Пачахилал и когда между тухумами Тапсолал и Пачахилал было противостояние, умерших из тухума Тапсолал хоронили именно здесь.В 981 г. Хиджри от селения Батлух образовалось селение Заната. Об этом свидетельствуют эпиграфические памятники, обнаруженные при строительстве дома в с Заната. Совет старейшин села Батлух, не желая дальнейшего обострения отношений между тухумами, переселил некоторую часть жителей в местность, называемую Заната. Там уже в XV веке было отдельное селение.

Территория села Батлух на востоке смыкалась с территорией села Голотль ,в местечке, где сейчас находится село Андых. Здесь находилось пастбище батлухских быков и их стоянка на берегу речки. В XV веке здесь, чуть выше дороги, которая вела в Хунзах, появилось селение Андых, основоположниками которой являлись жители села Батлух и Хунзах. В XVIII в образовалось селение Могох, от переселившихся жителей села Батлух. О том, что могохцы переселились позже всех говорит тот факт, что диалект у них более похожий на батлухский. По данным завещания Андуника, составленного в 1485 году, батлухцы находились не в составе Хунзахского ханства, а на границах Хунзаха. В XV-XVI веках батлухцы платили чисто символическую дань Хунзаху: мешок с зерном вместе с ослом. Батлухцы в одностороннем порядке расторгли этот договор о платеже дани Хунзаху. Хунзахский хан грозился, что он разрушит это село с «колоннами», т.е. «чалабазул росо». Но после того, как батлухцы оказали помощь Хунзаху в борьбе с жителями Салатавии и Гумбета, "НахъбакI", хунзахский хан в благодарность этому отдал Батлуху пастбище «ЧАРА-МЕГIЕР».

Батлух -село метких охотников, талантливых каменщиков и находчивых воинов. Когда воины ушли на помощь Хунзаху, враги захватили территорию вокруг села. Узнав о том, что воинов в селении нет, они начали пировать, предвкушая близкую победу. Один старик, который не мог сам ходить, попросил, чтобы его вынесли к воротам, т.е. к КавутIа и дали ему лук со стрелой. Через наблюдательное отверстие этот старик поразил вражеского зурнача через отверстие в зурне. Пир смолк, зурнач упал бездыханным. Враги собрались и ушли восвояси.

Мечеть в селении отреставрирована в 1838 году, по указу наиба ГьитIинова, в 1848 году построили и минарет. Этот минарет был заново отстроен в конце XIX века выдающимся зодчим по имени ТаламухIамад. Этот минарет и сейчас высится в сел. Батлух и украшает село. ТаламухIамад (ТалохIма) построил такой же минарет и в селении Тануси Хунзахского района.

Около 30 человек из Батлуха были мюридами имама Шамиля и приняли участие в борьбе за независимость в 20-х годах XIX века. О мудрости и находчивости наиба МухIумы из Батлуха говорится и в хрониках кавказских войн. Батлухское наибство с 1860 года до 1900 г. находилось в составе Аварского округа, а с 1900г- в составе Гунибского округа.Батлухцы приняли участие и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. На этой войне, проявив храбрость, погиб бегавул Батлуха Хъвайчилав.

Большой отряд батлухцев приняли участие в восстании 1877 года во главе с имамом Мухамад-хаджи. Руководители этого отряда Чахъма-дибир, Нури-дибир после подавления восстания были отправлены в ссылку в Саратовскую губернию вместе с семьями.Батлух в ХVII-ХIХ веках стал центром батлухского союза сельских общин или по-другому - Тлурутли, регулировал отношения внутри общества, союза и отношения с окружающими Хунзахом, Гидатлем и Ахвахом. Батлухцы приняли участие в русско-японской и в Первой Мировой войнах. Сын Нури-дибира Абдула участвовал в этих двух войнах, а также в гражданской войне в Дагестане, а его сын Магомед (Борис) - офицер Советской Армии - дослужился до звания майора в Великой Отечественной войне. Махол Мухума (Ахмед Аварский) - всадник I-го Дагестанского полка во время Первой Мировой войны стал офицером, участвовал в гражданской войне, правда на стороне Нажмудина Гоцинского, впоследствии в 1920 г эмигрировал в Турцию, стал бизнесменом и крупным публицистом, свободно владел аварским, турецким, арабским и русскими языками. В 1970-м году приезжал в Дагестан, похоронен в Турции на острове Бююк Ада.

Деятельное участие батлухцы приняли и в гражданской войне. Многие с оружием в руках воевали в отрядах Шамхала Салихова и Муслима Атаева. Отряд из Батлуха ушел с партизанами, боровшимися с деникинцами и дошел в марте 1920 года до Порт-Петровска и вернулся осенью того же года домой.

В 1928 году в сел. Батлух была построена начальная школа. В 1927 г. создана комсомольская ячейка. В 1936 году создан колхоз. В основном занимались разведением скота и земледелием. В 30-х годах силами молодежи села построили автомобильную дорогу до села.

Во время Великой Отечественной войны из Батлуха на фронт ушло 55 человек, из них 31 - не вернулись. Батлухцы во время войны оказали фронту огромную помощь: женщины и подростки заменили ушедших на войну мужчин, покупали у государства заем, собирали теплые вещи и продукты для воинов, участвовали бойцами в истребительном батальоне и доставке военных грузов в труднодоступные горные районы Дагестана и Грузии.

В 1969 году в сел. Батлух открыта средняя школа, 1-ый выпуск которой, за исключением немногих, все получили высшее образование. Среди них был и депутат Верховного Совета Дагестана, главный врач диагностического центра Дагестана, убитый террористами в 1992 г. Магомед Сулейманов, чье имя носит сегодня средняя школа в селе Батлух. В просвещении жителей Батлуха большую роль сыграли русские учителя, которые в 50-70 годах работали в селе.Известно село Батлух и своими учеными-арабистами и тарикатскими шейхами. На съезде ученых-алимов Дагестана, созванном в ноябре 1923 года в селении Кахиб среди более чем 70 ученых были и батлухцы Сааду-хаджи и Яхья-хаджи. Большую известность и значение приобрел сын Сааду-хаджи - Сааду-хIажиясул МухIамад, (да очистится его душа) и много его учеников. Среди его учеников-алимов большую популярность в Дагестане имеет ученый- арабист ГIабдулгъапурил ГьитIиномухIамад. Выдающимся ученым XVII века, на которого ссылался в своих работах Магомед Кудутлинский, был Гъулил МухIамадил МухIамад, в XIX веке- Будун ХIажи, ИсхIакъ Дибир, Нурил Дибир, Чахъма Дибир, МухIамад-дибир который был членом шариатского суда в Хунзахе, где председателем был Гамзат Цадаса. Одно время они учились перед Абдурахман-Хаджи из Заната.

Исполняя указание СаадухIажиясул МухIамада, в начале 90-х годов в Батлухе построили одну из первых в Дагестане медресе. В медресе стали обучатся дети со всех концов Дагестана и вскоре выпускники медресе стали учителями и имамами почти во всех уголках Дагестана.

Сейчас селение Батлух - это большое и благоустроенное село с современными домами, дорогами, водопроводом. В селе проживают более 450 хозяйств. В 2005 году в селе открыт исламский институт, имеющий государственную лицензию на преподавание исламских наук, начальная школа.

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители села являются батлухцы. Батлухцы - один из коренных народностей Дагестана, которые включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык).

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью

Гостевая

Ассаламу Гlалайкум
24.08.2010
ХЪБТО
23.06.2010
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru