Односельчане.ru

Урадинцы издавна проживают в Гидатлинской долине и прилегающих к ним горных массивах (ныне Шамильский район.) Этому свидетельствует то, что в 3 км к востоку от «Гинчи» , на правом берегу между двумя скальными откосами у подножья двух горных склонов находилось поселение. Здесь были выявлены остатки каменных стен, жилых и хозяйственных строений. Это поселение относится к эпохе энеолита, 5-4 тысячелетию до нашей эры. Имеются здесь поселения относящиеся к ранней бронзы. Возле хутора «Гоно» под крутой скалой находится могильник, выявлены коллективные погребения и остатки погребальных костров. «Исаков М.И. I966г.» Такие погребения и находки можно отнести чохскому периоду. На земле Гидатля сейчас проживают люди из сел. Урада, Тидиб, Гентаб, Мачада, Хотода Тлях, Накитль и Ракватль, эти поселения издавна проживают компактно. Выходцами из Гидатля являются и жители селения Хучада и Зиуриб. Известно что выходцами из Гидатля были первоначально основаны с. Уриб , с. Кулаб (Гунибский район), с. Кеди (Цумадинский район), с. Черкей (Буйнакский район) и сел. Урада (Тляратинский район). Примерно в I0-II веках произошло компактное проживание и отделение некоторых тухумов, братьев из числа Гидатлинцев, в результате появились и другие поселения. Нам известно, что в I5 веке произошло разделение земель между сыновьями знатных людей, как Шамхал и Кабтар. Шамхал - это титул хана, происходил от Казикумухского Шамхалства. К Казикумухскому Шамхалству относилась вся территория Андалалцев и Гидатля. И так Шамхал Гидатлинский жил в местности «Цинаб», где сохранены строения, стены и фундаменты. А в местности «Чолода» вблизи селения МачIада был другой человек по имени Кабтар. Шамхал имел 6 сыновей, трое у которых мать жива, а трое у которых мать умерла. У Кабтара был один сын и одна дочка. При разделе земли между Шамхалом из «Цина» и Кабтаром из «Чолода», Кабтару дали возможность первым выбрать земли. Он выбрал себе Мучдул, Тлагал, Ратлада (Ралъада, земли у Аварского Койсу) он взял и земли по Ратлубской речке. Остальные земли оставил Шамхалу. Шамхал по жеребьевке разделил земли между сыновьями. Сыновьям , у которых мать была жива, достались земли сел.Урада, Тидиб, Гента. А тем сыновьям, у которых мать не была жива, достались земли сел.Хотода, Гоор, и Кахиб. Шамхал и Кабтар после этого поженили своих детей. За старшего сына Шамхала из Урады выдали дочку Кабтара. Через некоторое время дочь Кабтара подарила Кабтару внука. Вместо приобретенных подарков, по совету отца зять Кабтара выпросил древние и благодатные земли Тлагал (Тляха), принадлежавших Шамхалу.

Название Урада, по преданиям, произошло от того, что поселение было воздвигнуто на возвышенном, обзорном месте «ГIурада». Есть еще предположения , что поселение находится между речками (ЦIвенда, Гичиниб, Кьурулъар) ,то есть, «гIоразда гьоркьоб»- ГIоразда, Гiорада, ГIурада. Джума - мечеть у урадинцев находится там, где было первое поселение в нижней части Урада. Мечеть в нижней части Урада построен в подобии «каабы» в I7 веке. Сейчас оно относится к памятнику архитектуры I7 века. Мечеть расположена недалеко от дома выдающегося ученого-арабиста, известного и в Арабском мире, работавшего 7 лет Шерифом Мекки и 3 года преподавателем в университете «Аль-Азхар», прадед первого имама Дагестана Газимагомеда, Ибрагим-хаджи из Урада, в литературе исламского мира знают как «Сайид аварского». В годы нашествия на Дагестан Иранцев во главе с Надир-Шахом , Ибрагим - хаджи был одним из главным объединителем народов Дагестана в отражении нападения иранцев. С ним советовались ханы, шахи, даже Крымский хан (в то время Крым был под влиянием Турок). Из Гидатля вышло более I00 крупных ученых арабистов, I6 шейхов и 5 муршидов. Среди них: Ибрагим- хаджи первый и второй, Муслим апанди, Ундал - хаджи, Замирил МухIамад, ХалихIмадило, МуртазагIали, Удурат, Муртазаали (Мурли), Исмаил, АбдулхIамид, Абдуладибир и многие другие. Урадинцы ислам приняли от первого мусульманина Гидатля шейха Удрата - хаджи в I475 году. После кончины Абумуслима - шейха Казикумухцы и Гидатлинцы совершали набеги в сторону теперешнего Ботлиха и Аргуна для распространения ислама. Урадинцы приняли активное участие в борьбе против нашествия Татаро - Манголов, разгрома войск Надыр- шаха, против царской России. Немало воинов из Урады участвовали в боях против царской России, во время Имамата. Гидатлинцы в целом активно поддерживали движение имамов, так как предки с отцовской стороны первого, третьего имама были из Урада. Имам Газимагомед и Шамиль были родственниками. В Гимри их дома тоже расположены рядом. В книге Магомед-Тахира аль- Карахского «Блеск Дагестанских сабель в некоторых Шамилевских битвах» стр. 38 о сражении в Кутиша пишет: « Остались также осажденными в одном доме около 6 человек из округа Хид «Гьид». Солдаты три раза пытались приступом взять их, но не смогли одолеть. С наступлением темноты русские повернули обратно , а эта шестерка вышла , и присоединилась к имаму в Салатау. Сын известного тарикатиста муршида, шейха Джамалудина Казикумухского, зять Имама Шамиля. Абдурахман пишет: «Гидатль является краем добропорядочных и мужественных людей, источником духовности, чистоты веры и крупных ученых».

В составе дагестанского конного полка урадинцы участвовали в Русско-Японской войне I903-I905гг. участники Русско-Японской войны Курбанов Ибрагим и Магомедов Гаджимагомед были удостоены знаками солдатской доблести - Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней.

В период установления Советской Власти в Дагестане урадинцы приняли участие в партизанском движении. Такие как Исаев Гаджи, Курбанов Ибрагим, Халихмадилов Шехмагомед, Алиев Магомед, Нуров Нурмагомед и другие. Они явились участниками партизанского движения и принимали активное участие в установлении советской власти в Тляратинском и Цунтинских районах.

Многие Урадинцы приняли участие и проявили героизм в годы ВОВ I94I-I945гг, из 225 участников ВОВ вернулись только II5 человек. Урадинцы-офицеры Советской армии- Танкаев Магомед, Танкаев Гитиномагомед, Магомедов Бакар, Ибрагимов Исалмагомед, Бутаев Гелач, Чеэров Асадула, Ибрагимов Магомед, Гаджимагомедов Магомед (Махо), Алиев Хирахмад, Нуров Магомед, Кудиев Магомед, Махмудов Арип, в годы ВОВ командовали взводами, ротами, батальоном и полком.

В период ВОВ Урадинцы принимали участие и в трудовом фронте- укреплении тыла. Колхозники колхоза им. Кирова и им. Сталина имели 37 тысяч, голов МРС, I700 КРС, два цеха по выращиванию птиц, 3I0 гол лошадей, обрабатывали около 3 тыс. гектаров пашни. Урадинцы в возрасте с I4-I6 лет и 55-56 лет участвовали в трудовом фронте. Более 60 урадинцев награждены медалями за оборону Кавказа и 275 чел награждены «За доблестный труд в ВОВ» более 200 чел участвовали в строительстве оборонительных сооружений I942-I943 годах. Таким образом, урадинцы внесли весомый вклад в победе Советской Армии над коварным врагом- Фашисткой Германией, а также империалистической Японии.

Урадинцы всегда были и являются флагманами развития здравоохранения, образования и общественных наук. 623 урадинца имеют высшее образование в том числе I8 профессоров, I2 доцента работали и работают во благо района, Дагестана и России. Особое место в развитии и здравоохранения в Дагестане, России занимает такие урадинцы как: Хамидов Ахмед Исаевич, Махов М. М., Асиятилов А. X., организатор здравоохранения М. Муртазалиев, Г. М. Муртазалиев, доктор,медицинских наук М. Хамидов. Профессор Магомедов Магомедрасул и Суракатов Нурмагомед возглавляют кафедры в Дагестанской политехнической Академии. Профессор, депутат -председатель комитета народного собрания, одним из флагманов дагестанского спорта Суракат Асиятилов возглавляет кафедру истории Дагестана в Дагестанском государственном университете. Патимат и Хадижат Исрапиловны Гаджиевы, Хадижат Ахмедовна Хамидова, Халимат Магомедовна Инусова, Патимат Магомедовна Омарова работают и передают знание и опыт студентам ВУЗов Дагестана и Москвы. А Багадурова Зайнаб Апандиевна более 20 лет работает заместителем министра-главным педиатром Минздрава Республики Коми.

В селении Урада СШ открыли I954г., а колхоз имени Кирова был организован в I935г.

Село Урада всегда славилась своими спортсменами: один из первых мастеров спорта Суракат Асиятилов- чемпион СССР по борьбе самбо, и двухкратный чемпион РСФСР по вольной борьбе. Мастер спорта международного класса-Магомед Магомедов (Мага I00) четырехкратный чемпион Европы, двухкратный чемпион СССР, чемпион Универсиады, трехкратный чемпион Мира среди ветеранов, Ибрагимов Магомед - мастер спорта международного класса.

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители села являются гидатлинцы. Гидатлинцы - один из коренных народностей Дагестана, которые включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык).

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
Открыть счет в латвийском банке www.lgn.ru.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru