Односельчане.ru

В селе Хотода сельсовет образован Указом ПВС ДАССР от 05.03 I99I г. за счёт разукрепнения Тидибского сельсовета Советского района. с I994 г входит в Шамильский район РД.

История селения «Хотода« своими корнями уходит в глубокую древность. Существует предание о том, что первоначально селение располагалось на плоскости, ныне она имеет название «росукь«. Этому свидетельствует часть стены, скрытая от взора людей земельным пластом толщиной I,5 метра, которая обнажилась в результате оползня в паводковый период. И было это село такое большое, что в походы (скорее это были набеги) отправлялись из него I00 юношей всадников одинакового возраста, т.е. I7-I8 лет на белых конях.

В настоящее время селение расположено на солнечной стороне долины «Гидатль«. Название села произошло от травы, обильно растущей на окрестных склонах, которая на местном диалекте называется «хIет«. В арабских источниках учеными историками Дагестана было найдено упоминание о некоем Шамхале, который в то время правил всем Гидатлем. Селение «Хотода« было передано по настоянию второй жены Шамхала в наследство детям от его первой жены, за что оно и поныне называется дочерней долей. А потом, по преданию предков, разразилась сильнейшая эпидемия холеры. Люди умирали целыми семьями, и мало кто остался в живых. Когда в селении остались считанные люди, в интересах своей защиты от внешних врагов, а к таковым могли быть отнесены даже жители соседних селений, ибо и они зачастую вели себя чрезвычайно агрессивно, они начали строить себе жилища в укрытом со всех сторон месте «ИхIино«. В последующем жизнь шла своим чередом. Ночи сменялись днями, шли годы, и увеличивалось население села. К этому времени, когда село в местечке «ИхIино« процветало, относится и упоминание о первых феодалах. В частности рассказывают о богатом феодале Эрмени ХIажиё, из закромов которого пшеничная мука, когда была вынесена на поляну из-за того, что она вследствие долгого хранения пришла в негодность, стояла амбарами под открытым небом. Еще в преданиях упоминают о некоем хане ГIайла ГIащикъе, дворец которого находился на самом видном месте в «ИхIино«, и который впоследствии был убит урадинцами в споре по поводу пастбищ и сенокосов в местечке «Ц1алано«. По мере роста населения в «ИхIино« стало тесно и люди начали постепенно переходить на склон к югу от «ИхIино«, где и находится в настоящее время основная часть старого села.

В настоящее время по мере роста благосостояния жителей село переживает четвертое по счету переселение. На этот раз снова на плоскость, где нуждающимся в жилье были предоставлены земельные участки для строительства жилых и хозяйственных построек.

Всем известно, что селение «Хотода« является родиной легендарного Хочбара, который возглавил самоотверженную борьбу Гидатлинского вольного общества за свою свободу и независимость против притязаний хунзахских ханов на гидатлинские владения. Хочбар являлся не только легендарным героем, но и исторической личностью, что подтверждается наличием в селении Хотода его потомства, а также историческими данными о нем. В старом селе еще сохранился и дом со сторожевой башней, в котором жил наиб имама Шамиля Мугурил ГьитIинав. Говорят, что в этом доме останавливались и гостили у него люди в белых чалмах. Есть предположение о том, что при переходе с Ахульго на Гунибское плато Шамиль со своими мюридами останавливался в этом доме, так как здесь пролегает кратчайшая дорога в Гуниб. Мугурил ГьитIинав является единственным наибом Шамиля, который был похоронен в родном селе, тогда как остальных хоронили на поле брани. Он погиб в сражении с отрядами князя Орбелиани при селении Буртунай.

Наиболее древними, влиятельными и многочисленными в селении считается два тухума: «Мугурилал« и «Мачилал«. Но есть и сравнительно многочисленный тухум «ХIанталал«. Эти тухумы имеют свои многочисленные дочерние и сыновние отпочковивания, но все представители тухума продолжают придерживаться своих родственных отношений.

Основным источником пропитания, как и для всех горцев, для наших сельчан было земледелие и скотоводство. Сельчанин имел передаваемый по наследству от отца к сыну большие и малые земельные участки, небольшое количество крупного и мелкого рогатого скота и домашнюю птицу. А некоторые более состоятельные семьи располагали садом и виноградником.

Однообразной была хозяйственная жизнь сельчан: разводили домашний скот (в основном крупный продуктивный, а некоторые семьи разводили и овцепоголовье, рабочий скот содержали в ограниченном количестве) и занимались растениеводством (сеяли в основном пшеницу и кукурузу). Столь же однообразной бывала и пища сельчан: хлеб или хинкал в прикуску с молочными продуктами, а реже и с мясом, особенно при наведываний гостей. Находились семьи до того убогие, нищие, что хлеб часто ели в прикуску с солью. И хлеб насущный им доставался с большим трудом и не всегда, чтобы есть досыта. Малоземельные и безземельные крестьяне – батраки работали на зажиточных сельчан - кулаков за сущее пропитание - обед и ужин.

Так было до конца 20-х годов ХХ-го столетия. В 20-х годах в селении появляются первые формы кооперации - совместная обработка земли. Они назывались товариществами. За годы советской власти, во время строительства колхозов, наиболее состоятельных людей «кулаков« насильно заставляли вступить в колхозы, но многие были против этого.

В I936 году сельчане, кто добровольно, а кто и по принуждению сверху объединили свои пахотные земли, сельскохозяйственный инвентарь, рабочий, а частично и продуктивный крупный и мелкий рогатый скот и образовали коллективное хозяйство. Избрали правление и председателя колхоза, которым стал более образованный для того периода сельчанин Малахов Абдула. Через два года, т.е. в I938 году на этом посту его сменил Хуршиев Абду.

В период становления и развития колхозного производства на долю сельчан выпали суровые испытания военного лихолетья. На фронт отправлялось взрослое мужское население, годное к несению военной службы. Все производство в колхозе свалилось на плечи стариков, женщин и подростков. Вдобавок ко всем тяготам военного времени и без того еще слабая экономика колхоза должна была поставить фронту почти всю производимую в колхозе продукцию. На свой трудодень, которым измерялось трудоучастие в колхозе, колхозник получал I0 копеек деньгами и I стакан (200 граммов) натурой (т.е. зерном). Чрезмерно ухудшалась жизнь колхозников, но они терпели, еще усерднее работали, чтобы помочь армии и как можно ускорить победу над врагом.

В послевоенные годы экономика колхоза начала быстро набирать темпы. Колхоз получил кутаны на прикаспийской низменности, что позволило увеличить поголовье скота, расширились посевы под зерновые, началась закладка садов в окрестностях села. Колхоз смог приобрести грузовой транспорт, сельскохозяйственную технику. Для укрепления колхоза, обогащение его экономики, улучшение жизни сельчан, культуры и быта на селе очень многое сделал умело руководивший колхозом в течение более 30 лет Махачев Магомедгаджи Гитинович. Сельчане очень благодарны ему за это. При нем колхоз не сходил с районной доски почета. Он являлся кавалером ордена «Красного знамени«и «Знак почёта«. До I990-х годов колхоз носил имя выдающегося болгарского революционера коммуниста - Георгия Димитрова, а потом он был переименован в колхоз им. Хочбара - легендарного героя борца за свободу и независимость от Хунзахских ханов. Самозабвенный труд крестьян-колхозников вывел колхоз в ряд передовых хозяйств района.

На полях сражений сложили свои головы - геройски погибли во имя свободы своего народа и независимости своей Родины сельчане: Алиев Гасан, Алиомаров Г-М. Абдулмеджидов Гасан, Адалов Магомед, Ахмедов Удурат, Бороев Магомед, Будунов М-г., Генчуев Гаджи, Мухаев Хадир, Мусаев Гаджи, Чакарило, Мансуров Г, Шехилов Муса, Энков Гаджи, Энков Гитино. Немногим удалось выжить и вернуться, но вернулись с высокими боевыми наградами. Среди вернувшихся были: Ахмедов Магомед (ЦIабакино), награжденный Орденом Отечественной войны I степени. Кавалерами многих орденов и медалей были Нурмагомедов Хирамагомед, Нурмагомедов Ибрагим, Магомедов Батомагомед, дошедший с боями до реки Эльбы и встретивший там американцев, а потом побывавший и в поверженном Рейхстаге в самом центре Берлина. Гаджиев Гасан, испытавший ужасы блокады в Ленинграде. Исаев Магомед, рядовым бойцом ушедший на фронт и вернувшийся с войны в чине старшего лейтенанта с полной грудью правительственных наград. Дибиров Магомед, участвовавший в очищении Дальнего Востока от японских милитаристов-захватчиков. Усманов Гелач, награжденный Красной звездой и многие другие...

В эти тяжелые годы военного времени колхозное производство переложилось на плечи женщин, подростков и стариков, которые с достоинством вынесли эту тяжелую ношу.

День Победы 9мая I945 года в селении Хотода отмечался с особым вдохновением. Гинчу МухIа играл на своем барабане, а на зурне - знаменитый зурнач Гелач Усманов. Радостно были озарены лица людей. Со слезами на глазах вспоминали о погибших и не вернувшихся с поля боя сельчанах.

В I927 году в селении Хотода была открыта начальная школа для обучения детей и пункт по ликвидации безграмотности для взрослого населения. Заведующим начальной школой и первым учителем являлся ныне покойный Гасанов Гаджи (Лъебел ХIажи), а в пункте по ликвидации безграмотности работали тоже ныне покойные: Айла Патимат - работала с женщинами и Ахмедов Абдула - работал с мужчинами. Начальная школа в селении просуществовала вплоть до I958 года. Она ютилась в двухкомнатном доме, конфискованном у раскулаченных сельчан. Затем было построено новое здание для школы - уже зав.школой Гаджиевым Гасаном. С I958 года до открытия средней школы в I977 году дети сельчан учились сначала в семилетней, а потом в восьмилетней школе. С I977 года в селении функционирует современная средняя школа с двухэтажным зданием, с современным спортзалом, кабинетным обучением, которая оснащена всем необходимым и в которой работают все специалисты с высшим образованием. Окончившие школу выпускники, получив высшее образование работали и работают в разных областях экономики, культуры и социальной сферы:

  • Гаджиев Муслим Магомедханович, кандидат исторических наук. Работал первым секретарем Кахибского РК ВЛКСМ. Находился на партийной работе в Ритлябском районе Чеченской Республики. В I950-е годы работал сначала 2-м секретарем Буйнакского РК КПСС, потом I-м секретарем Ахвахского РК КПСС. В 60-е годы работал I-м секретарем Буйнакского горкома КПСС. Затем директором школы глухо-немых в г. Буйнакске. В последние годы своей жизни преподавал историю в ДГПИ им. Г.Цадасы.
  • Алиомаров Алиомар Газимагомедович, кандидат технических наук. В I984 году окончил Московский Энергетический институт. Служил в Афганистане, капитан СА. Начальник автоматизированной системы управления Чиркейской ГЭС.
  • Исалмагомедов Гусен Магомедович, заслуженный строитель Республики Дагестан; - Набиев Исалмагомед Набиевич, председатель рескома Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана, закончил экономический факультет Дагестанского сельскохозяйственного института; Махмудов Алило Махмудович, отличник просвещения РСФСР; Магомедов Гитиномагомед Магомедович, почетный работник общего образования РФ; Махачев Магомед Гитинович, отличник просвещения РСФСР; Магомедов Магомед Магомедович, заслуженный экономист РД; Абдулаев Магомед Абдулаевич, заслуженный строитель РФ; Магомедов Ибрагим Генчуевич, заслуженный работник сельского хозяйства РД; Омаров Магомед Джаватханович, кандидат технических наук, окончил Дагестанский политехнический институт (в I994 г.)и Санкт-Петербургский горный технический университет (в 2005 г.). гл. специалист ОАО «ЕЭС России«; Абдулаев Ахмед Ахмедович, кандидат медицинских наук, ведущий хирург, работает в институте им.Склифосовского г.Москв; Гасанов Гасан Набиевич, адвокат, член адвокатской палаты РД, окончил Харьковский юридический институт в I98 8 г.; Малаев Магомед Гаджиевич, начальник отдела исполнительного производства Главного управления ФССП России по РД, советник юстиции II класса.

Очень многое для становления средней школы, для развития образования в селении сделал долгие годы, т.е. с начала 60-х и до начала 90-х годов, руководивший школой ныне покойный Махачев Магомед Гитинович, которому очень благодарны сельчане.

С I940-х годов и вплоть до конца 50-х годов в селении функционировал еще один очаг культуры - изба-читальня, которая позже была преобразована в библиотеку. Руководили этими очагами культуры сначала ХIажихирапатимат, а затем Батомагомедова Патимат. С I960-х годов в селении был открыт сельский клуб, затем переименованный в сельский Дом культуры и который функционирует до сих пор. Руководителем этого СДК является Махмудова Арсуле.

2 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители села являются гидатлинцы. Гидатлинцы - один из коренных народностей Дагестана, которые включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не рабы! Мы не хунзахцы! У нас есть свои языки и свои корни!

04.03.2011

бомбовая селуха

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью

Гостевая

асалам алейкум хотодинцы ишу сослуживца нурмагомедов ахмед служили на флоте тихоокеанском г владивосток
14.06.2013
Милан актуальный состав 2014 футбол милан футбол состав.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru