Односельчане.ru

Селение Мурух расположено над обрывом на скалистой местности вблизи с известным богатым лесом района «Бецор». Выше села расположена сигнальная башня, откуда вид­ны восемь сел района. Говорят, что село построено еще во времена Надыр-шаха. Найдена в селе древнегрузинская над­пись на камне которая была переведена учеными историками как «Рух! парахалъизе гьабеги, ц!об лъейги, аминь», что в переводе «да покоится душа и смилостивится, аминь». Пере­дается, что название села произошло от слова «мугьру» - печать.

Основные тухумы села: «Усманилал», «Исхакилал», «Хандулал», «Дамадахандилал», «Шахрудиновы», «Махатихандилал» и т. д.

Селом раньше управляли, как и в других горных селах, бегавулы и ста­рейшины села. Национальные обряды при бракосочетании, свадьбах, рож­дении детей и других не отличаются от других сел района. Гостеприимство и куначество в селе почитается и це­нится каждый гость, не зависимо от рода, национальности, положения. Мурухцы очень гостеприимный ува­жительный народ, для них честь иметь
какого то кунака или гостя. Ради гостей, ради кунаков они готовы отдать и поделиться самым последним. Лучшая еда, лучшая постель, самый большой почет и уважение бывает гостю. И на взаимовыручку выходят первыми, в любых об­стоятельствах, в любом тяжелом положении или в радости мурухцы оказывают друг другу помощь, поддержку. При па­хоте, прополке, косьбе, молотьбе, при настиле крыши и т.д. все сельчане как одна семья идут помочи, а по очереди, если это сезонная работа.

Народные игры и праздники которые отмечают сельча­не - метание камня, городки, альчики, гонки, день села, день первой борозды, Ураза-байрам, Курбан-байрам и другие.

Обычаи кровной мести, насколько нам известно, в селе не сохранены.

Раньше обучение происходило в частном доме у опре­деленного человека. А первая школа (начальная) в селе была открыта в 1959 году. Обучалось впервые всего 16 учеников. На сегодняшний день школа сохранена, а количество уча­щихся сократилось.

Среди выходцев села 3 врача, 8 учителей, 10 инжене­ров. Лечились больные у своих же знахарей, бабушек, кото­рые знали очень много древних способов лечения больных. Медицинских учреждений в селе нет. В настоящее время больные лечатся в близлежащем селе Гачада.

Спортом мурухцог занимаются, как и во всех селах рай­она, с самого детства в спортивных школах. Мурухцы имеют одного мастера спорта (Рахматулаев Рахматула), чемпион Да­гестана Газимагомедов Давуд, чемпионы района 12 человек. Первый чемпион из села Гаджимусаев Муса.

Мурухцы тоже поют играют на пандуре как и все чародинцы. Имеют они и своих орденоносцев, вообще они большие труженики. Омаров Магомед награжден орденом труда, Даудов Каир - орденом труда, Магомедбекова Патимат - ор­ден труда, Хизриева Рукият - орден труда, Османов Гаджимуса является ветераном труда, награжден медалью в связи с 300-летием Российского флота.
Есть в селе и каменщики, плотники, в основном сельча­не занимаются ведением своих хозяйств, садоводством, ско­товодством.

В Великой Отечественной войне принимали участие: Абдулаев Шахрудин, Исаков Магомед, Хадулаев Абдул-Патах, Хандулаев Абдулмажид, Ибнухаджаров Магомед, Ма­гомедов Нажмудин. Участником афганских событий является Омаров Шахназар. Участник ликвидации Чернобыльской катастрофы Магомедов Сайгид. Участник Корейских событий - Хизриев Магомед.

Сотрудниками правоохранительных органов и военной службы являются: Газимагомедов Магомед - старший следо­ватель прокуратуры Кизлярского района, Мирзабеков Мирзабек -- следователь прокуратуры (Махачкала), Рахматулаев Савух - работник водной милиции, Самедов Магомед (Феде­ральная служба безсласности), Бариев Магомед (военная служба), Салманов Хабиб, Махмудов Мурад, Мирзабеков Абидин.
В селе находится и мечеть. Когда была построено дос­товерных данных нет. В 2000 году его полностью реконст­руировали. Алимами села были ученый-арабист Гаджимуса, который долгое время работал имамом села Телетль, Кахибского района (ныне - Шамильский район). В настоящее время 5-6 мутаалимов. Но сельчане всегда были и остаются богобо­язненными, поклоняющимися Всевышнему, людьми.

Количество хозяйств, проживающих в селе на 2005 год -20.

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района являются карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не рабы! Мы не хунзахцы! У нас есть свои языки и свои корни!

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru