Односельчане.ru

Селение Мугурух расположено на границе Чародинского с Гунибским районами. Исторических сведений о том, в каком году возникло селение нет, однако рассказывают, что оно произошло из слияния двух населенных пунктов «Щи-диб» и Эдетль».

«Эдетль» говорят – это город, бывший в те далекие времена, расположен недалеко от Мугуруха, где проживал хан и он запрещал даже вытряхивать от пыли ковры и матрасы паласы из домов расположенных на краю села Мугурух, что, мол пыль садится на дома и людей города. Говорят, что, от слова «мерго» (веретено). Это связано с тем, что в те времена вокруг села находились более семи крепостей для защиты села. В населенном пункте «Щидиб» - («Щулияб» - крепкая) находилась крепость, которая не подчинялась хану-царю и царь не мог добраться до крепости. И было принято решение сжечь эту крепость. Для этого наматывали шерсть на веретено, заливали его смолой, зажигали и бросали в крепость. Таким образом, сожгли эту крепость. Изготавливать «мерго» (веретено) царь поручал жителям Мугуруха. Таким образом, произошло и название селения. А жителей населенного пункта «Щидиб» изгнали. Они переселились в Тляротинский район с. Щидиб.

В селении Мугурух 4 тухума: махатал (мах1ат!илал), адихунисел, цнашлал, чегерисел (ч1ег!ерисел).

Обряды и обычаи села сложились из далеких времен.
«Оц бай» - день первой борозды; «Рали бох!и» - праздник после уборки урожая; «Гвагьи бай» - совместная работа, помощь друг другу; свадьба; «къел» - праздник по рождению сына, а также по прибытию Овец из зимних пастбищ по другим значительным поводам в летние и возвращение сыновей из Армии.

Оцбай - раньше считалось самым главным праздником. На праздник приглашали и приезжали представители разных сел и районов. Праздник сопровождался спортивными состязаниями (спортивная борьба, кидание камня, легкая атлетика и т. д.), выступлением художественной самодеятельности. Из среди сельчан отличались Квемав Магомед в соревнованиях по спортивной борьбе Неоднократно являлся победителем тогдашних турниров по бегу Али (векерухан), певец Нурмагомед, танцор Наби и т. д.

Управлением села занимались раньше бегавул, позже советское время - сельсовет, председатель колхоза и парторг, в период демократии - глава администрации села.

Мугурухцы очень гостеприимные люды. Из соседних сел и районов очень много кунаков и родственников. Раньше, когда в селение приходили гости устраивали праздники. Собиралась молодежь организовывали разные игры, пели песни и устраивали танцы. Мугурухцы народ верующий даже в советское время, когда запрещали развитие ислама в селение совершали пятничный намаз «Рузман» и люди ходили в мечеть. В селение были ученые- арабисты Тинав Али, Гасанов Али. Тинав в течение 10 лет был имамом мечети.

В селении 1996 году односельчанами построена новая мечеть и в 2002 году открыта новая мечеть в Уйташе (территория отгонного животноводства) Карабудахкентского района, где в настоящее время в основном проживают Мугурухцы.

С 1931 года по настоящее время в селение существует начальная школа. В настоящее время учащихся в селение стало очень мало, в основном дети учатся в Уйташе. В Уштае 2 школы: одна начальная - 15 учащихся и основная общеоб­разовательная, где учатся 75 учащихся на 2005-2006 уч. год.

Из выходцев села учителями стали более 20 человек, 8 врачей, 3 инженера, 3 кандидата наук и один доктор наук.

В селении были и народные лекари, среди них был известен лекарь Алиев Осман. С разных сел приезжали к нему больные за консультацией и на лечение. Он был известен и как костоправ, по своему рецепту из различных трав изготавливал разные лечебные средства, и обладал большим талантом по диагностике заболевания.

Многие выходцы селения занимались спортом, основной вид спорта - это вольная борьба. Любовь к спорту сельчанам привил известный борец и большой организатор спортивных мероприятий, человек, который отдал очень многое для развития спорта района и республики - Гасанов Магомед Супьянович. Магомед Супьянович выходец из селения Мугурух, он являлся одним из первых мастеров спорта Дагестана по вольной борьбе, неоднократным чемпионом Республики и чемпионом Грузии. По его стопам, мастерами спорта стали и его сыновья Гасанов Гасан Магомедович и Гасанов Сапин Магомедович. Сапин Магомедович является чемпионом СССР по вольной борьбе, победителем многих международных турниров.

Абакаров Осман Асадулаевич - первый мастер спорта Дагестана по пожарно-прикладному спорту, чемпион СССР. За сборную команду Дагестана по волейболу выступали Ахмедов Газихан и Абдуллаева Раисат. Из подрастающего поколения чемпионом Дагестана по вольной борьбе среди юниоров стал Ахлидов Шамиль и является победителем многих турниров, за сборную юношескую команду Дагестана по баскетболу выступает Абакаров Магомед и т. д.

Многие сельчане в республике занимают ответственные посты г имеют государ ;твенные награды и заслуженные звания - среди них Махачев Магомед Магомедович - бывший председатель колхоза, человек сделавший очень многое для развития села. Награжден 2 орденами Трудового Красного знамени, 9 медалями в т. ч. за оборону Кавказа, за доблестный труд в Великой Отечественной войне.

Ходжалов Омар - ветеран колхоза, награжден орденами славы 1 и 2 степени. Омарова Патимат и Махачева Атикат орденами Трудового Красного знамени. Абдулаев Абакар начальник РКЦ банка России - заслуженный экономист РД. Гасанов Гасан Магомедович - ректор филиала Московского автомобильно-дорожного института - заслуженный строитель РД и РФ, доктор технических наук. Гасанов Абусупьян - начальник автоколонны 1209 - заслуженный работник транспорта РД, почетный транспортник РД, кандидат экономических наук. Абакаров Супиян Сайпудинович - главный врач Республиканского Дома ребенка, заслуженный врач РД, врач высшей категории. Махачев Сиражудин Магомедович - главный врач детской республиканской клинической больницы, заслуженный врач РД, врач высшей категории, кандидат ме­дицинских наук. Мичилов Магомед - директор школы-интерната по с. Кочубей, заслуженный учитель РД. Шахрулов Магомед - бывший директор школы-интерната ст. Уйташ, заслуженный учитель РД. Махаева Зайнаб - заслуженная артистка РД. Гасанов Сапин - директор автомобильно-дорожного колледжа, кандидат экономических наук. Исаев Магомедхан - директор консервного завода г. Кизляр. Ахмедов Нуцалхан Г. - директор школы-интерната в пос. Бавтугай, Кизилюр-товского района. Алиев Магомед директор школы-интерната ст. Уйташ. Абдуразаков Абдуразак - заместитель главы администрации Чародинского района, заслуженный работник РД муниципальной службы РД.

Характерное ремесло для селения - это скотоводство и садоводство. Для развития села раньше Россия помогала специалистами, среди них учителя: Иванова Зоя, Кожевникова Нина и Куруглополаева Нина; врач - Иванов Владимир. Ими была проведена большая работа по обучению детей, поднятию культуры села и лечебно-профилактическая работа.

Из сельчан в Великой Отечественной войне участвовали 46 человек, из них 33 человека не вернулись, 13 человек вернулись инвалидами и раненными.

Из выходцев села 9 человек работает сотрудниками правоохранительных органов. Среди них: Баачилов Магомед – Герой России, Секретарь Совета безопасности Республики Дагестан , полковник милиции. Махачев Шамиль - капитан милиции, работает в управлении собственной безопасности (УСБ). Абасов Рашид • капитан милиции, работает в спец. отряде ОМОНа. Махачев Заур - лейтенант милиции, сотрудник ОМОНа.

В селении всего 180 хозяйств, из них 30 хозяйств в настоящее время проживают в селе, а 92 хозяйства в Уйшате, Карабудахкентского района, остальные 58 хозяйств в разных городах и районах Дагестана и России. В настоящее время в селе 552 человека, их них детей - 192, пенсионеров - 108 человек. 

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района являются карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не рабы! Мы не хунзахцы! У нас есть свои языки и свои корни!

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru