Односельчане.ru

Селения Моксоб и Сох не имеют своей написанной истории, не можем сказать, откуда мы произошли и сколько нам лет (веков). Но имеются исторические сведения вообще о горцах и горских народах Дагестана.

С древнейших времен, т. е. в IV-V в.в. на юго-западе горного Дагестана проживала аварская группа народностей Дагестана. Селения Моксоб и Сох были расположены на вер­ховьях реки Кара-Койсу у подножья горного хребта Нукатль на высоте 2000-2500 м. над уровнем моря. В IV в. до н. э. Дагестан входил в государство - Кавказ­ская Албания, что означает страна гор. Но в горах жили мно­го племен независимых от администрации этого государства, так же последующих государственных образований.

Таким образом, моксобцы и другие племена горцев с древнейших времен жили независимо, вольно, согласно адатам, установившимися веками самими людьми. В древнейшие времена горцы жили родовыми общинами, т. е. существовала общая коллективная собственность рода и тухума на землю, скот, жилище и т. д. с развитием семьи об­разовалась семейная собственность, и отдельные семьи жили самостоятельной жизнью. Таким образом, родовая община

перешла в тухумы. В тухуме поддерживались экономические и этнические связи родственных семей: взаимопомощь, защи­та от других тухумов, послушание старшего в тухуме и т. д.
Признание тухумов сохранилось до XX в. так в селение Моксоб 5 тухумов: «Омаровы», «Тинаалиевы», «Османовы», «Муталовы», «Гунциловы»; в селение Сох было 3 туху­ма: «Сурхаевы», «Анлъкилишилал», «Гашимовы».
Низовой политической организацией горцев в XIX в. становится сельская община, состоящая из тухумов и инди­видуальных семей.
Каждое сельское общество вырабатывал для себя адатные нормы поведения и хозяйствования. Руководил сельской общиной бегаул. Большую роль в жизни общины играл Джамаат - народное собрание, которое выносил важнейшие ре­шения жизни села: это обеспечение безопасности территории и жителей общин, выбор судей-маслиата, регламентация сельскохозяйственной работы и другие вопросы.
Существовала тесная связь между соседними селами и сельскими общинами, ^образовывая союз сельских общин. Эти были вольные общества сельских общин. Моксоб и Сох вхо­дили в Карахское вольное общество. Если не вольные обще­ства Аварии платили подати аварским ханам, то Карахское общество жило независимо и самостоятельно.
Во время движения горцев под руководством Шамиля в XIX в. вольные общества превратились в наибства и управляли ими наибы, назначаемые имамом. Известны наибы Карахского наибства - Нурмагомед из Караха и Гаджияв сын Дибиргаджи из Гочоба.
Об участии моксобцев в войнах Шамиля нет сведений. Но зато некоторые моксобцы приняли участие в восстании горцев против царского насилия в 1877 г., а после подавле­ния восстания один из сельчан по имени Муртазали был каз­нен в присутствии его родственников.

 

В 1 империалистической войне (1914-1916г.) принял участие добровольно житель селения Моксоб, Магомедов Жаватхан служил во 2-конном полку Дикой дивизии.
А другой житель села Жамалудин сын Гаджимагомеда вступил в партизанский отряд, руководимый Асхабали из с. Мугдутль. Он прошел с отрядом через горы до Кахибского района.
В 20-30 годы пришла советская власть и в далекий Моксоб. В 1929 году был образован Моксобский сельсовет, куда входили 4 близлежащих села: Моксоб, Сох, Сачада и Сумета. Первым его председателем был Гасанов Магомед из с. Сачада.
В 1938-39 гг. бы: организован колхоз. Сначала обобществовлялся скот, а потом и землю. Первым председателем объединенного колхоза был назначен Гаулов Тинамагомед из Сачада, который жил в городе Буйнакске и был знаком с по­рядками Советской Власти.
А в 1943 году колхоз разделился на два колхоза. В один из которого вошли Моксоб и Сох, а в другой - Сачада и Су­мета. Вообще, Моксоб и Сох имеют общую судьбу, тесные родственные связи.
Моксобцы и сохцы большие потери понесли во время Великой Отечественной войны. Как и для других, эта была большая беда и потрясение для сельчан. Призыв в армию на­чался еще в 1939-40 г. Перед войной с. Моксоб имел 80-85 хозяйств. Было призвано в армию и отправлено на фронт 42 человека. Из них вернулись 20 человек, т. е. 48%. Селение Сох имело 35-40 хозяйств. Было призвано в армию 23 челове­ка, а вернулись домой только 5 человек, т. е. 23%. Были та­кие семьи, из которых ушли на фронт по 2-3 человека и не вернулись ни один из них. Во время войны среди нас моксобцев сохцев не было ни одного дезертира, симулянта и раз­бойников. Двое из призванных в армию стали офицерами: это Махачев Магомеднаби - педагог, и Шамсудинов Магомед.

Магомедов Ислам прошел боевой путь из Дальнего Востока до Калининграда. Имеет боевые награды.
Традиции ветеранов войны продолжили и молодые уча­стники войны, такие как подполковник Геличев Гаджи - ка­валер ордена Красной звезды и афганских наград. «Воин-афганец» и др.
Сегодня среди нас живут четыре участника Великой Отечественной войны 1941-45 годов:

  1. Омаров Магомед   - участник Сталинградской бит­
    вы.    В   мирное   время   председатель   с/совета,   секретарь
    с/совета.
  2. Омаров Магомед - ушел в армию 16-17 лет. Воевал
    на Курской дуге, награжден боевыми орденами и медалями.
    Работал долгое время главой администрации села.
  3. Алиев  Магомедали - службу проходил в погранич­
    ных войсках в Азербайджане и Иране. После войны трудился
    в колхозе. С 1998 года на заслуженном отдыхе.
  4. Абдулаев Ибрагим - участник в боях за западную
    Украину и Белоруссию. Был ранен в боях за Киев. После вой­
    ны долгое время работал в животноводстве.

Еще солдаты возвращались с фронта, еще не были зале­чены раны, нанесенные войной на село обрушилась новая бе­да: в марте 1944 года село добровольно-принудительном по­рядке было переселено в Чечню. Это было событие, которое круто изменило судьбу села.
Оставив свои дома, домашнее хозяйство, скот и др., взяв на спину малолетних детей, одежду и питание на дорогу, жи­тели сел. Моксоб и Сох вышли на дорогу. Через несколько мучительных дней, пешком добрались до г. Буйнакска. Здесь людей погрузили товарные вагоны и привезли в г. Хасавюрт. Отсюда пешком и на арбах добрались до с. Алерой Саясановского района. Здесь сохцы и моксобцы не нашли того рая, ко­торое обещали инициаторы переселения. Начались массовые заболевания и гибель людей. За 1944-45 г.г. здесь похоронено около 100 человек из 2-х сел. И все же оставшиеся в живых начали устраивать жизнь на новом месте. Восстановили кол­хоз, создали ОТФ и МТФ, начали сеять поля и выращивать скот. В это время колхозом руководил бывший фронтовой офицер Шамсудинов М. Под его руководством колхоз встал на ноги и начал развиваться. Тогда наши животноводы со­держали многотысячные отары овец, кочуя летом в горы -близ Анды и Чечни, а зимой на Кочубейские пастбища. А продукцию: мясо, шерсть сдавали государству.
В те годы ОТФ руководил опытный овцевод, трудолю­бивый и честный человек Сагидов Омар. С ним вместе, не зная сна и отдыха, работали чабанами Алиев Багаудин, Гаджиев Насрула, Махачев И. и его сын Газибег, Абдулаев Магомедхан, Абдулаев Ибрагим и многие другие. За свой герои­ческий труд они не получали ни заслуженной оплаты, ни бла­годарности.
Казалось, жизнь улучшилась и входит в свою колею, и вдруг на село обрушилась новая беда: в связи с возвращением чеченского населения, предстояло новое переселение. В ок­тябре 1957 г. село переселилось в Хасавюртовский район на чистое и необжитое место (степь). Районное руководство и местные жители кумыки близлежащих сел нас приняли ра­душно и тепло «по-братски». Сразу к нам в село приехал мой друг и духовный брат Абдулхан Джанхуватов произвести пе­репись жителей нашего села. Большую заботу о переселенцах проявляли руководители района: Рашид Алимханов, Идрисов, Акавов. Оздеаджиев и др. За 1958-60 гг. село было по­строено заново на чистом месте. Люди с большим энтузиаз­мом взялись за новую жизнь на новом месте.
В то время по-прежнему хозяйством руководил Шамсу­динов Магомед, бриыдирами работали Адухов Магомед и Давудбегов Магомед - опытные хозяйственники.
Начали выращивать и получать хорошие урожаи зерно­вых, технических культур, овощей. Был заложен сад и вино­градники. Были построены МТФ, временный мост через реку Аксайчу и дорогу. Очень хорошо дружно и слаженно трудились все: механизаторы, женщины-овощеводы, полеводы жи­вотноводы, поливальщики, трактористы. Всю свою созна­тельную жизнь Нурулаев М. посвятил специальности поли­вальщика, этой нужной и полезной работе.

С 1964 по 1973 гг. колхозной экономикой руководил Шуайбов Тинамагомеч, агрономом работал Адухов Муртазали - оба хорошие энтузиасты. Благодаря их умелому и энер­гичному руководству колхозное хозяйство получило даль­нейшее развитие. Была создана научно обоснованная система севооборота, посажены лесополосы, озеленено и благоуст­роено село, построена система водоснабжения села. А также были построены новый клуб, новые помещения для МТФ с последующей механизацией труда, административное здание. В это время колхоз получал рекордные урожаи зерновых, овощей, подсолнечника. МТФ стала одной из передовых в районе и в республике.

В это время колхоз получил переходящее Красное знамя РСФСР, а председатель колхоза Шуайбов Тинамагомед был награжден орденом Трудового Красного знамени.
С 1979 года руководить хозяйством пришлось мне Шуайбову Магомеддибиру. Это было время некоторого спада колхозного производства в силу ухода в промышленное про­изводство и строительства ГЭС основных работников. Несмотря на это, колхозное производство имело хорошие и средние показатели в районе, а ферма была одной из передо­вых.
В то время фермой руководил Омаров Магомед, а дояр­ками работали лучшие в районе и республике доярки Гамза­това Аминат, Магомедова Кавсарат, Магомеднабиева Аминат, Мухидинова Патимат и др., они были занесены в респуб­ликанскую книгу 3-х тысячников. Они также получили госу­дарственные награды и премии.
Наше село всегда славилось хорошими доярками. В 1952 году за успехи в молочном животноводстве доярка Иманалиева Патимат была удостоена ордена Ленина, а в 60-х го­дах доярка Агилгаджиева Аминат удостоена ордена Трудово­го Красного знамени.
За добросовестный труд Омаров Магомед награжден орденом Трудового Красного знамени и многими медалями и
премиями.
Говоря о наших женщинах, сегодня надо упомянуть имя Шахтамановой Патимат. Эта не получившая образования женщина руководила в 40-50 гг. сельсоветом. Эта была чест­ная, смелая, справедливая женщина. Она говорила правду в глаза начальству и заботилась о женщинах, детях, колхозни­ках.
Мне хочется отметить два хороших дела, которые мне
удалось решить.
1. В 1957 году село потеряло свое историческое назва­ние «Моксоб» село назывался Кушбар (Хочбар, Кучбар). Это было очень большой моральной потерей для сельчан. Над восстановлением своего исторического названия я работал с 1975 по 1982 г. и наконец 1982 году указом Верховного Сове­та РСФСР было восстановлено название села - Моксоб. В это же время колхоз был назван именем выдающегося политиче­ского и государственного деятеля Дагестана - А. Даниялова, который носит и сейчас.
2. В 1960 году было ликвидировано штат сельского со­вета. В течение 1991-1992 годов, мне удалось с помощью главы администрации района Бексултанова А.А. открыть штат сельсовета.
Сейчас в основном колхозные работы механизированы, почти нет ручного труда. А поэтому хозяйство держится, бла­годаря работе механизаторов старшего поколения, хотя сего­дня многих среди нас уже нет.
Эти: Шамилов Зайнудин, Алиев Ризван, Османов Адух, Магомедрасулов Ахмед, Магомедов Магомедгаджи и др.
О сегодняшнем состоянии колхоза им. Даниялoвa. В основном сейчас выращивают зерновые, кормовые культуры и подсолнечник. Урожайность полей невысокая. Имеется од­на из лучших в республике молочно-товарная ферма, где со­держат коровы красно-степной породы. В этой же ферме впервые в России под руководством доктора наук Шуайбова Тимура выведена новая порода крупного рогатого скота -зебувидная.
Эта перспективная порода скота, отличительной чертой, которых является устойчивость к инфекционно-паразитарным заболеваниям, и хорошо переносят жаркий климат юга России. Коровы дают высокие удои молока с жирностью 4,5% и выше.
Колхоз ежегодно оказывает материальную помощь уча­стникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, ин­валидам и вообще нуждающимся жителям села. В настоящее время колхозом руководит Шамиров Даитбег. Несколько слов о моксобской интеллигенции, талантах села, поэтах, учителях, ученых. Шахтаманов Омаргаджи -поэт, журналист, критик, прозаик, - заслуженный работник культуры. Он был зачинателем и создателем журнала «Гьудуллъи», (Дружба) газеты «БагТараб Байрахъ» (Красное зна­мя). Написал несколько книг поэзии и прозы, умер 1990 году.
Есть среди моксобцев учителя, врачи, инженеры, агро­номы.
Сорок человек имеет высшее образование. Двое имеют ученую степень: Сайфудинов Залбег кандидат юридических наук, а Шуайбов Тимур - доктор биологических наук.
Магомедрасулов Магомедрасул из Соха - «Заслужен­ный работник Государственной службы РД» ныне работает заместителем министра по делам молодежи и туризма РД.
Долгое время в школе детей обучали и воспитывали учителя: Агиева Е.А. - заслуженный учитель школ Дагестана и РСФСР; Адухов Сурхай - участник Великой Отечественной войны; Магомедов Ислам - участник Великой Отечествен­ной войны; Магомедова А.А. - награждена орденом Дружбы народов СССР; Омарова Загидат и многие другие.
Моксоб славится своими спортсменами, особенно бор­цами вольного стиля:
1.  Магомедгаджиев Анварбег - заслуженный тренер
Дагестана и России;
2. Магомедов Наизбег - мастер спорта;
3.   Магомедов Иса-Гаджи -- мастер спорта, чемпион
Европы;

  1. Махачев Саитбег - мастер спорта;
  2. Махачев Х-Б - мастер спорта;
  3. Омаров Шамиль - мастер спорта, чемпион СССР по
    восточному единоборству;
  4. Шуайбов Тимур - мастер спорта по боксу.

Есть среди нас и предприниматели, бизнесмены. Од­ним из первых в Москве открыл свой коммерческий банк Омаров Шарапудин, который рано ушел из жизни.

Под руководством Магомедгаджиева Микаила (ныне покойного) предпринимательской деятельностью занимаются в г. Махачкале много молодых моксобцев.
Магомедов Узбег - предприниматель, также занимается благотворительной деятельностью. Он является спонсором строительства мечети в селение Моксоб.
Мы, наверное, не смогли все охватить из истории Моксоба, и не всех имена назвать, заслуживающих уважения. Думаю, этот пробел нам простят наши земляки.

5 комментариев (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
-
29.06.2016

Статья, конечно познавательная, но, а как же те,кто вернулись в горный район(в свои сёла, свои дома)? Они ведь, (те, кто жив ) и, по сей день там живут, со своим хозяйством .... в Моксобе, если мне память не изменяет ( 2 хозяйства), в Сохъ-1 хозяйство.

Просто, не всё описано и не полностью тема раскрыта. А так, спасибо автору)

Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района являются карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не рабы! Мы не хунзахцы! У нас есть свои языки и свои корни!

08.01.2014

вранье!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! совести нету у взрослого человека,пускай всю правду напишет.на 50% только правда,на том свете за вранье тоже отвечать надо,побойся аллаха

З Ш пишет:
23.12.2015

У нас в селении Моксоб один человек по имени Исмаилов М-д , который ныне проживает в городе Махачкала.

У меня в уме не укладывается ,что этот человек мог написать такие глупости.

Шуайбов Залбег Шуайбович 89637971413

Комментарий удален
Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
Недостаток витамина в17 b17-amigdalina.com.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru