Односельчане.ru
Поделиться:

ЛЕЗГИНЫ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Автор: Сария Агаширинова, доктор исторических наук, профессор, журнал "Возрождение", 2000 г.

Лезгины (самоназвание - лезгияр) компактно проживают на юго-востоке Республики Дагестан и сопредельной, северной части Азербайджана. В 1998 г. общая численность в России и странах СНГ составляла 466833 чел., в том числе в Дагестане 255849, в Азербайджане 171395. Остальные проживают в других республиках СНГ. Антропологически лезгины относятся к южной (балкано-кавказской) ветви большой европеоидной расы.

ЭТНОГЕНЕЗ (ПРОИСХОЖДЕНИЕ) И КРАТКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Лезгины - один из древнейших коренных народов Дагестана. Их территория входила в ареал формирования восточно-кавказской этнокультурной общности (VI-V вв. до н. э.), которая с III в. начинает распадаться на отдельные этнокультурные субобщности. В III-II вв. до н. э. племена лезгинской группы образовали одну ветвь племен носителей куроаракского неолита, с распадом в I в. до н. э. на отдельные племена. В дальнейшем формирование лезгинского народа шло неразрывно с другими дагестанскими, закавказскими и переднеазиатскими народами в русле культурного и этнического общения и взаимодействия с ними. Письменная история лезгин неразрывно связана с историей государственного объединения на территории современного Северного Азербайджана и Южного Дагестана - Кавказской Албанией, просуществовавшей в период с III в. до н. э. до V в. н. э. Античные авторы упоминают о "гелах" и "леках", как о народах, живших на востоке Кавказа, это дает основание предполагать, что предки лезгин входили в состав Кавказской Албании. И, судя по их сообщениям, предки лезгин играли весьма важную роль в развитии и расцвете этого древнейшего государственного объединения. С VI в., после распада Албании под ударами хазар, часть лезгин вошла в состав Дербентского (Чора) владения, управляющегося иранским наместником, а основная часть лезгин была объединена в государство Лакз, просуществовавшее до XIII в.

В ХШ-ХV, да и в последующих, веках на территории лезгин не существовало единого государства, а был ряд мелких политических образований: Ахты, Курах, Кюре. С конца XIV в. до начала XVI в. особенно усиливаются взаимные связи и политическая зависимость лезгин с Ширваном. А с XVI по XVII вв. история лезгин характеризуется усилением отдельных политических образований, таких как Ахтыпаринский, Докузпаринский, Алтыпаринский союзы обществ, во главе которых стояли наиболее сильные сельские общины. В XVII в. лезгины находились в составе Кубинского и Дербентского ханств. В конце XVII в. с. Курах становится резиденцией Казикумухского правителя над Кюрой, которая с начала XIX в выделяется в отдельное Кюринское ханство. В СамурскоЙ долине по-прежнему оставались союзы сельских общин, не признававшие власти феодальных правителей. К ним относились Ахтынский, Алтыпаринский, Докузпаринский, Рутульский и Мискинджинский союзы сельских обществ.

В начале XIX в. (1813 г.) все лезгинские общества вошли в состав России. После введения царского управления (1839 г.) самурские лезгины были объединены в Самурский округ. Еще раньше, в 1812 г., царское правительство создало Кюринское ханство, куда вошли территории Кюринской плоскости, Курахского, Кушанского, Агульского и Ричинского союзов сельских обществ. А кубинские лезгины вошли в состав Кубинского уезда Бакинской губернии, которая еще в 1806 г. была присоединена к России. По новому административному устройству лезгинское население оказалось в составе разных политических образований. Лезгины Кубинского ханства вошли в состав Бакинской губернии; лезгины Кюринского ханства, Табасаранского майсумства и Самурского округа вошли в состав Дагестанской области. Так, исторически единый лезгинский народ с компактной территорией был искусственно разделен в административном и этническом отношениях. По приказу князя Барятинского, наместника царя Николая I на Кавказе, южная граница Дагестанской области была определена по р. Саму р. Такое необдуманное разделение единого лезгинского этноса порождало и порождает многократно выражаемое недовольство народа. После установления советской власти эта несправедливость не только не была исправлена, но наоборот, вхождение части лезгин в состав Азербайджана было законодательно закреплено 5 мая 1920 г. и подтверждено Конституцией Азербайджанской ССР. Самурские и кюринские лезгины в ноябре 1920 г. вошли в состав Автономного Дагестана. Законодательно этот акт был закреплен решением ЦИК РСФСР в январе 1921 г. и в дальнейшем Конституциями республик и Советского Союза.

Лезгины во второй половине XX-начале XX в. представляли собой единый этнос в форме народности феодального типа, которому были свойственны патриархально-родовые пережитки. В рамках этой этнической общности наблюдалось выделение еще субэтносов и этнографических групп в виде ахтынцев, кубинцев, курахцев и других, которые еще сохраняли специфические черты в культуре, быту, идеологии и самосознании.

ХОЗЯЙСТВО

Становление земледельческо-скотоводческого производящего хозяйства у лезгин, как и во всем Дагестане, произошло в неолите (конец VII-VI в. до н. э.). На эпоху бронзы приходится резкий подъем земледельческо-скотоводческого хозяйства, рост террасного земледелия, внедрение основных злаков, садоводства, виноградарства, завершение доместикации животных.

Прекращение кочевнического давления способствовало установлению в ХVIIХ вв. естественной хозяйственной специализации по природно-географическим зонам, с наложением на них естественно-экономических зон и основных хозяйственно-культурных ареалов: 1) равнинно-нижепредгорный ареал оседлых пашенных земледельцев и стационарных скотоводов; 2) среднегорный ареал оседлых пашенных (террасовые поля) земледельцев и отгонных скотоводов (в форме трансюманса); 3) высокогорный ареал оседлых подвижных скотоводов и пашенных (склоновые поля) земледельцев.

Все три ареала составляют единое целое с общедагестанскими ареалами, которые образуют единую совокупность хозяйственно-культурных ареалов дагестанской историко-культурной области.

Традиционные занятия - пашенное земледелие (зерновые, бобовые, огородные, бахчевые культуры), виноградарство, садоводство, а также скотоводство, на равнине - преимущественно выгонно-стойловое, в горах - отгонное и подвижное (главным образом овцы). Традиционные промыслы и ремесла - производство ковров, джурабов, сукна, войлока, обработка дерева, металла (оружейное и ювелирное дело), кожи, гончарство. До Октябрьской революции многие лезгины уходили на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана.

Половое разделение труда определяло и возрастное. Реализация во многом зависела от хозяйственных занятий. В земледельческом хозяйстве преобладал мужской труд, в скотоводческом - женский. Мужские работы: вспашка, сев, полив, снятие урожая с деревьев и уход за ними, работа со скотом и упряжью, с транспортом, выпас скота, изготовление орудий труда, оружия и деревянной утвари, уход на чужбину на заработки, для закупок, товарообмена и т. п. Женские: прополка, уход за скотом и птицей, сбор плодов, заготовка впрок продуктов, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспече ние семьи водой, приготовление пищи, чистка, уборка, стирка и т. п. Общие: уборка хлеба, сена, доставка сена, молотьба, заготовка дров и др.

В настоящее время в экономике и культуре произошли коренные изменения. Создано механизированное сельское хозяйство, распространились новые технические культуры (табак), произведены крупные ирригационные работы, дальнейшее развитие получили садоводство, виноградарство, шелководство (особенно у азербайджанских лезгин), животноводство с Птицеводством и пчеловодством. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция.

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Основу социальной организации лезгин составляла сельская территориальная община - джамаат, базировавшаяся на общинной собственности и совокупности частновладельческих ее видов (мульков). Общины объединялись в союзы сельских обществ, независимые ("вольные", в русской историографии XIX в. их иногда называли "республиками") и в зависимые от феодалов. Хозяйство и быт общины регулировались адатом, соединенным с частью шариатских установлений. Нормы адата носили универсальный, обязательный характер равно для всех сословий и сельской администрации. Во главе управления общины стоял кадий, обладавший полнотой духовной и светской (надзорной власти).

В XIX в. у лезгин господствовали феодальные отношения, в значительной мере переплетавшиеся с пережитками патриархально-родового быта. Архаические формы, черты застойности некоторых пережитков былых общественно-экономических формаций особенно сохранились в семейно-бытовом укладе. Например, в начале XX века существовали большие семьи и семейно-родственные организации, основанные на кооперировании основных средств производства и коллективных форм труда. А отголоски патронимических родственных связей наблюдаются вплоть до наших дней, о чем свидетельствуют реликты территориального, хозяйственного, общественного и идеологического единства этой социальной организации, присущей эпохе разложения первобытного общества. Обрядовая сфера лезгин отличается значительной консервативностью и архаичностью, наблюдаемыми в родильных, свадебных, похоронных обрядах, народном календаре и бытовой сфере народа.

БРАК И СЕМЬЯ

Брак заключается преимущественно по шариату. Этапы бракосочетания - сватовство, сговор, обручение, пребывание в "другом доме". Локализация патрилокальная. Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную (общую) комнату, первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов.

В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйка-мать.

В традиционной материальной культуре лезгин много общедагестанского.

ПОСЕЛЕНИЯ

Поселения представлены тремя основными видами: 1) селение - "хуьр", крупные территориально-родственные поселения (один квартал - один тухум); 2) хутор -"казмаляры", хозяйственные базы - однодворки с жилыми функциями; 3) отселок - разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями (малодворные). Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце (юг-запад), имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую, скученный тип расселения.

В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки.

ЖИЛИЩЕ

Традиционное жилище - каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах - двух- и многоэтажное, на равнине - одно- или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры. В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных. В домах выросло значение балконов, галерей (например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики). Земляной и каменный пол сменился деревянным, плоская крыша - стропильной кровлей, в планировке жилища получает развитие многофункциональность (кунацкая, столовая, спальня, детская, кабинет, кухня и т. д.). В убранстве возрастает значение современной мебели, предметов быта и обихода.

ОДЕЖДА

Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин – рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, чухта, головные платки. Из украшений - мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца и т. д. На ногах мужчины и женщины носили башмаки - сыромятную обувь типа поршней и шерстяные носки с цветным орнаментом. Традиционный костюм ныне вышел из употребления. В горной части сохранились некоторые элементы национального костюма: папаха, овчинная шуба, бурка, сыромятная обувь, платки (шерстяные, шелковые, особенно кировобадские), шерстяные узорчатые носки. В большей степени сохранились комплексы ритуальной одежды (похороны, свадьба). Традиционные украшения редки.

ПИЩА

Основные повседневные блюда - хинкал (галушки), бозбаш, различные слоеные пироги и вареники с разнообразной начинкой (мясо, творог, зелень, требуха, яйца, тыква, картофель, птица, курага, каша и др.), молочные супы, праздничные - плов, голубцы, джигиртма (куриная), бастурма, шашлык. Хлеб преимущественно пресный. Сказалось влияние азербайджанской кухни. В основе современной пищи - традиционные блюда. Однако появилось и много новых блюд, напитков и кулинарных изделий русских, украинцев, азербайджанцев, грузин, армян и других народов Дагестана. Сохраняются традиционные культурные блюда, которые готовят во время религиозных праздников, похорон и т. п.

27 комментариев (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
-
05.10.2014

Даргинцы потомки Гуннов.

Аварцы потомки Аваров.

Кумыки потомки Хазаров.

Лезгины,Лакцы и Табасараны выходцы из Кавказской Албании.

24.02.2014

Очень жаль, что от этой культуры и ценностей осталось совсем не много...

15.05.2013

ТОЛЬКО У ЛЕЗГИНОВ ЕСТЬ ТАКАЯ ИСТОРИЯ

15.03.2013

ЧУН ЛЕКЬЕР Я

Чун лекьер я. Чаз, лекьериз, сергьят чидайд туш,

Гьава чиди, ракъар чибур, дагълар чибур я.

Къузгъунривай мублагъ цавар кьегьят жедайд туш,

Дуьз аранар, тик синерни сувар чибур я.

Чун лекьер я. Чаз, лекьериз, сергьят чидайд туш,

Цавун аршдиз экъеч1да чун - гужлу я лувар,

Рагъ лувара кьуна лув гуз къугъваз жеда чун.

Рекьер пайиз, чилер пайиз пехъерин лужар

Мешверада хьурай чпиз — яргьаз жеда чун

Абурун кьац1ай къатилдикай. Чун, азад къушар,

Цавун аршдиз экъеч1да тик - гужлу я лувар.

Виняй вири аквазва чаз: багъри ерияр,

Мублагь чилер эк1я хьанвай Касдилай Къафдал.

Къацу багълар, нехирарни лацу суьруьяр…

Девлетлу я лек1рин ватан малдал, алафдал.

Виняй вири аквазва чаз – багъри ерияр.

Хъвер къвезва чаз: хуьшреканри ягъзава гьалар,

Чип1ер ягъиз пайзава чи девлетар чпиз.

Эк1я женни кьил агъузна тик синер, гъурар

Жанавуррин к1урарик гьич чпел айиб гъиз?

Хъвер къвезва чаз: хуьшреканри язава гъалар.

Чун ц1аяр я. Чаз, ц1аяриз, часпар чидайд туш.

Аллагьди хуьй! Акьалт1 тавуй лекьерин сабур –

Чи ах патал чаз шадвилер-гъамар чидайд туш!

Чи лувар я Алпанд ц1аяр хуьдай чи абур.

Шукур Аллагь! Акьалт1 тавуй лекьерин сабур –

Чун ц1аяр я. Чаз, ц1аяриз, часпар чидайд туш!

15.03.2013

сагърай чи лезгияр))

-
24.11.2012

Не ссорьтесь девочки ))

Валерий ... пишет:
28.05.2012

Как говорил Сулейман Стальский: "У нас есть обычай, когда лезгин идёт в к другу в гости, он несёт лучшие плоды своего сада".

01.05.2012

Сагърай Лезгияр

22.03.2012

Про лезгинов мало надо писать не правду, надо писат как есть,у лезгин хватает достойных мужиков!

Кто не согласен жалуйтесь на свою не информированность! Фактически один из умнейщих народов мира!

Сагърай лезгияр и остальные мелкие национальности!!!

02.09.2012

ну раз ты про остальные национальности пишешь, что они мелкие, то это уже говорит о том, что ты относишься к числу не достойных мужиков ))))

Валерий ... пишет:
02.09.2012

Вот что хорошо в интернете, так это то что каждый может выставить себя нагишом ))) Для тех кто понял напоминаю о наличии кнопки "пометить удалённым". Использование оной позволяет чуток приодеться!

06.11.2011

Фантаст джуси, ты забыл добавить, что от лезгин, кроме указанных тобой чужих народов,ещё произошли китайцы, папуасы, французы, немцы с Гитлером, греки, индейцы племени апачи и т.д.

ПrОsТо Daga пишет:
06.01.2012

МОЛОДЕЦ, ВОТ ПРИКОЛИСТ :-D

 
1
 
   
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru