Односельчане.ru
Поделиться:

Табасараны - один из коренных народов Дагестана; они насчитывают 93,7 тыс. человек, что составляет 4,5 % населения Дагестана. Основной территорией их расселения является юго-восточный Дагестан. Большая часть (64 %) табасаранов живет в сельской местности в Табасаранском районе (80 %), Хивском (62 %) и Дербентском (15 %). Небольшое число их живет в Каякентском и Кизлярском районах. Горожане сосредоточены главным образом в Дербенте и Дагестанских Огнях (до трети населения в каждом), а в Махачкале и других городах число табасаранов незначительно.

На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные политические образования - племенные объединения. С IV в. до н. э. по II - III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. В последующие века жителям Табасарана пришлось бороться против сельджуков и татаро-монголов. Против иноземных завоевателей табасараны выступали всегда совместно с остальными дагестанскими народами. В XV-XVI веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана. Оно включало в себя не только территорию, населенную табасаранами, в его состав входили некоторые современные лезгинские и азербайджанские аулы. На протяжении XV-XVII вв., как и в предыдущие века, табасараны вместе с остальными дагестанскими народами вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других завоевателей. По-прежнему табасараны находились в разносторонних взаимоотношениях с даргинцами, лезгинами, азербайджанцами и др. дагестанскими народами. В XI-XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Карахи, Рад-жаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами. Название книги - “Диндин асулар шубуб - иман, ислам, суннет ву” (“Иман, ислам, суннет - основные черты религии”). В XVII - XVIII вв. создавали свои труды ученые Хасан ибн Рабадан и его сын Гаджи-Магомед из Зирдага. Они сыграли большую роль в культурном развитии не только табасаран, но и других народов Дагестана.

Видным представителем дагестанской культуры был известный табасаранский поэт Мирза Калукский (1697 - 1741). По данным XVIII - первой половины XIX в., Табасаран распался на владения майсума, кадия и на ряд союзов сельских обществ. Основными занятиями табасаран оставались земледелие, скотоводство и различные промыслы и ремесла. Во второй половине XVIII - начале XIX в. отношения табасаран с Россией, как и всех остальных народов Дагестана, усиливаются. Следствием всего этого явилось присоединение Табасарана к России в 1806 г., а Дагестана - в 1813 г. Однако жизнь табасаранского народа, как и остальных, не улучшилась. В XIX в. табасараны вели антиколониальную борьбу против царизма, а также против местных владетелей. С завершением антиколониальной борьбы в Дагестане были образованы округа. Население Северного Табасарана вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а Южного - в Кюринский. В пореформенный период социально-экономическая жизнь табасаран характеризуется некоторыми сдвигами в развитии производительных сил. Получили дальнейшее развитие отдельные отрасли кустарных промыслов. Малоземелье, низкий уровень развития производительных сил, тяжелые условия жизни привели к росту у табасаран промышленного и сельскохозяйственного отхода. Сотни табасаран отправлялись в Дербент, Кизляр, Грозный, Баку и другие города, области. Когда иностранные интервенты и внутренняя контрреволюция развязали гражданскую войну, табасараны, как и остальные дагестанские горцы, поднялись на борьбу против внутренних и внешних врагов. Войны с иностранными интервентами дагестанским народам стоили больших потерь и лишений. Многие табасаранские аулы были разорены и разрушены. Посевы и количество скота сократилось наполовину. В аулах царил голод, свирепствовали болезни.

В первые годы Советской власти местными органами власти и управления были окружные и участковые съезды Советов, сельские и соответствующие исполкомы. При окружном исполкоме функционировали отделы народного образования, военный, земледелия, здравоохранения и пр. Они подчинялись исполкому и соответствующему наркомату. В округах появились и крестьянские комитеты, которые организовывали взаимопомощь при неурожаях и стихийных бедствиях, обеспечивали маломощные и батрацкие хозяйства продуктами питания, семенами. В табасаранских аулах были построены лесопильные заводы, создавались пункты фруктосушения. Велась также работа по восстановлению и кооперированию кустарной промышленности. Уже в 1921 г. были организованы десятки товариществ по объединению кустарных артелей. В табасаранских аулах проводилась работа в области культурных преобразований: по созданию новой советской школы на родных языках основных народностей Дагестана, по подготовке педагогических кадров, строительству школьных зданий, клубов, кинотеатров и других учреждений.

Важнейшим этапом в истории всего табасаранского народа было образование в 1929 г. Табасаранского района. До образования района территория северного Табасарана входила в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а южный Табасаран - в Кюринский. По Конституции 1927 г. Дагестанская АССР состояла из 16 округов. В связи с тем, что старое административное деление задерживало культурное и экономическое развитие края, VI Вседагестанским съездом Советов было принято постановление об ускоренном проведении нового районирования на основании имеющихся экономических данных. В основу была положена четырехчленная система административно-территориального деления: сельсовет - район - округ - республика. В результате дальнейшего изучения экономики, культуры и этнического состава Республика Дагестан была разделена на 26 районов.

7 Вседагестанский съезд Советов (16 апреля 1929 года) внес изменения в Конституцию Дагестана согласно новому районированию. Округа были упразднены. Был образован Табасаранский район с районным центром Бурганкент. В состав этого района входили табасаранские аулы нынешнего Табасаранского района и нынешнего Хивского района (до образования Хивского района). С 1934 года центром Табасаранского района становится селение Хучни.

К началу весны 1930 года в Табасаранском районе функционировало 42 колхоза. Было начато строительство Арбакуранского фруктосушильного завода для переработки фруктов и овощей крестьянских хозяйств. Большим был удельный вес в экономике района и ковроткачества. В районе действовали ковровые артели в селах Кандик, Межгюл, Аркит и Хучни. Для артелей получали стройматериалы, пряжу и т.п.

Большая работа проводилась по развитию культуры табасаран. Было решено перевести школы с арабской письменности на новый алфавит, созданный на основе латинской графики.

Хотя вопрос о создании национальной письменности для табасаран обсуждался в 1927 г., еще до 1932 г. они не имели своей письменности. В создании табасаранской письменности огромны заслуги Г. Гаджибекова. На основе латинского алфавита составлялись учебники для табасаранских школ. Автором первых учебников был Т. Шалбузов. Большую роль в ликвидации безграмотности, создании школ в районе еще в 30-е годы сыграли Кахриманов Гаджи-Тагир, Асланов Рамазан, Гасанов Раджаб, Мусаев Кафур и др. Активными участниками ликвидации безграмотности в районе были Полов Урудж, Айдемиров Гасанбек и др. Еще в 20-х г. была создана газета “Голос табасаранца” на тюркском языке. В 1932 г. организована газета для табасаран в Бурганкенте, которая получила название “Уру Табасаран” (“Красный Табасаран”) и являлась органом Табасаранского райкома партии.

В Табасаране появились свои поэты и писатели - А. Джафаров, Д. Раджабов, Б. Митаров и др. Составной частью культурного строительства явилось открытие клубов, библиотек, изб-читален и т.п. Уже в начале 1940 г. в Табасаранском районе было 17 клубов, 18 изб-читален, 2 библиотеки, радиоузел, обслуживающий райцентр.

В 1941 г., когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, сотни табасаран вместе с остальными народами героически защищали каждую пядь родной земли. Тысячи табасаран за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами Отчизны, а также за самоотверженный труд в тылу награждены орденами и медалями Советского Союза. В послевоенные годы табасараны, как и все народы Дагестана, направили свои усилия на ликвидацию тяжелых последствий и дальнейшее развитие народного хозяйства и в целом республики.

Большой рост в Табасаранском и Хивском районах получило ковровое производство. За высокое мастерство по изготовлению ковров Совет Министров ДАССР присудил 37 лучшим ковровщицам Дагестана дипломы мастера коврового производства первой, второй и третьей степеней. Среди известных ковровщиц - М. Эсрепова, Н. Алибекова, М. Магомедова, М. Тагирова, Г. Пачаева, У. Аскерова и др. В послевоенные годы в аулах открывались или расширялись медпункты, сельские аптеки, библиотеки, клубы, школы. Проявлялась большая забота о подготовке специалистов из числа табасаран. Они учились как в средних, так и в высших учебных заведениях в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и в других городах Советского Союза. Серьезное внимание придавалось подготовке сельскохозяйственных, медицинских и других работников. В системе народного образования в Табасаранском и Хивском районах, помимо местных учителей, трудились сотни учителей - представителей народов Советского Союза: русские, азербайджанцы, армяне, осетины и др. Следует отметить особую роль русских учителей, обучавших и воспитавших ряд поколений школьников, ставших впоследствии учеными, педагогами, агрономами. Сегодня у табасаран есть доктора наук, профессора: А. Юсуфов, Б. Ханмагомедов, С. Ханмагомедов, 3. Юзбеков, Н.Исмаилов, 3. Загиров, М. Алиев и др. Десятки табасаран стали кандидатами наук.

Новых высот достигли поэты, писатели. В послевоенные годы дальнейшее развитие получила табасаранская литература. Образ современника раскрывается в произведениях А. Джафарова, М. Митарова, М. Шамхалова, А. Везирова, И. Шахмарданова, К. Рамазанова, Б. Раджабова, Ю. Базутаева, Ш. Казиева, А. Асланова, Ш. Шахмарданова, П. Касимова и пр. Большая работа проделана по дальнейшему развитию культурно-просветительных учреждений, печати, издательского дела, кинофикации и радиофикации. В Табасаранском, Хивском районах функционируют десятки библиотек и клубов, при домах культуры созданы коллективы художественной самодеятельности, которые выступают с концертами перед населением, разъезжают по селам, обслуживают животноводов и хлеборобов на полях и кутанах. Большим событием в культурной жизни табасаран стало создание народного театра в Хиве в 1960 г., а также в Хучни. На страже здоровья трудящихся -десятки медицинских учреждений и сотни специалистов.

Мы не только наследники прошлого нашего народа, но и предки тех, кто будет жить после нас, обреченные на вечный их суд. Сейчас мы как бы заново вглядываемся в историю каждого народа. Равенство народов не должно быть лишь конституционной строкой. В нынешних условиях необходимо учитывать тот факт, что крупные перемены, происходящие в жизни нашей страны, неуклонный рост национального самосознания и этнического самоутверждения настоятельно требуют внимания и развития творческих сил всех народов и этнических групп.

37 комментариев (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
? AraFat ? пишет:
16.01.2014

Могу сказать в кратце, что некоторыми сказаными речами я согласна, что табасараны существовали до н.э . Доказательсво этому служит отмечаемый нами праздник эбельцан, что это за праздник? это праздник так называемой весны символ этого праздника - огонь. До ислама исповедовали -зорастризм. это почти схожее с идолопоклонничеством,но зорастрийцы поклонялись огню,воде, тем самым обожествляя их и предовали жертвоприношение. Позже в 8 ом веке при появлении Ислама через нашествия со стороны Персии табасаранцы начали исповедовать Ислам, но отмечать праздник они не перестали и так из покаление в покаление дошло и до наших дней. Что очень плохо. зная что мы мусульмане, совершаем намаз, отмечая этот праздник мы делаем ширк.

? AraFat ? пишет:
16.01.2014

ИИР: Существует множество версий относительно происхождения племенного и географиче-ского названия Таба-сар-ан, в том числе и учитывающие его иранскую этимологию, одна-ко все они малоубедительны, поскольку отталкиваются от этой формы как от исходной. А между тем во всех источниках, созданных до монгольского нашествия, зафиксирована лишь одна форма этого топонима, а именно – ??????? Табар-сар-ан. Впервые это название упоминается в числе персидских титулов, которые Хосров I Ануширван дал местных вла-детелям, а также ворот, «которые являются входами в ущелья горы ал-Кабк», контроли-руемыми различными племенами (Баб филаншах, Баб табарсараншах и др.). (Хосров I Ануширван (перс. от пехл. an??ag-ruw?n — «с бессмертной душой»; 501—579) — шахиншах из династии Сасанидов, правивший Ираном с 531 до 579 года.) Подтверждая сведения ал-Балазури, ал-Йа‘куби и других своих предшественников, Йакут ал-Хамави приводит идентичный материал, но со ссылкой на «книги персов». Табар-сар-аном этот край называл и автор местной хроники Та’рих ал-Баб (начало XII в.), житель Дарбанда. Безо всякого сомнения, Таба-сар-ан – искаженная форма названия Табар-сар-ан, засвиде-тельствованного во всех арабо-персидских источниках, но никак не наоборот, как счита-лось до сих пор. Под влиянием языка исконного населения этой местности срединный звук -р вследствие редукции выпал, и Табар-сар-ан превратился в Таба-сар-ан. В переводе с персидского языка форма множественного числа ???? саран (мн. от ?? сар «голова», «вершина», предводитель»; в пехлевийской транслитерации sl) означает «предводители войска», «военачальники». В переводе с табасаранского языка форма единственного числа означает «один, единст-венный». Еще одно значение сар – “избранник”; соответственно, в множественном числе это слово, возможно, отражает практику избрания местных военных предводителей, которая сохра-нялась вплоть до прихода арабов. По этой причине Б.А.Дорн для термина табар предлагает только это значение – «гора». Таким образом, буквальный перевод названия табар-сар-ан в той форме, в которой оно засвидетельствовано в источниках – «предводители гор», «военачальники гор». Табасаран- на табасаранском языке это страна горных вершин и хребтов (таб,тав) и при-морских равнин (Арран-благодатная земля). Примечательно, что источники подразумевают под Табар-сар-аном «войско», причем ут-верждается, что Табар-сар-ан – «лучшее войско Баб ал-абваба». В одном из списков Дар-банд-нама утверждается, что «прежде войско Дарбанда [набиралось] из Табар-сар-ана». Далее, источники связывают категорию ахл ас-сугур главным образом в Баб ал-абвабом. Исходя из значения сагр «пограничный пост», становится ясно, что речь идет об обитате-лях крепостей, возглавляемых военачальниками, т.е. сарами, и расположенных в округе Дарбанда, прежде всего на территории т.н. «Аррана и Таба-сар-ана». Большая часть крепостей Дарпушта (Дарвак, Ирси, ал-Хумайдийа и др.), называемых рус-таками Баб ал-абваба, так же как Горная стена, расположены как раз на территории Таба –сар-ана Исследование вопросов исторической географии отдельных регионов Дагестана в разные эпохи, в том числе и Табасарана, является одной из актуальных задач науки. Для раскры-тия темы нами использованы письменные источники, свидетельства очевидцев. Это со-общения письменных документов, вещественных памятников, данные этнографии, фольк-лора, языка, топонимики и т.д. Большой интерес для изучения этих вопросов представля-ют труды древнеперсидких, арабских авторов, а также и др. Важные историко-географические данные содержат эпиграфические памятники. Историческая география Табасарана «Фигура всего Каспийского моря, - пишет Дионисий, - представляет собой закругляю-щуюся окружность; его, пожалуй, не переплывешь на корабле в три лунных круга, столь велик этот трудный путь. Устремляясь снова на север, оно (Каспийское море) соединяется с течением океана... Я расскажу (теперь) все о том, какие племена живут вокруг него, на-чав с северо-западной стороны. Первые - скифы, которые населяют побережье возле Кро-нийского моря (океана) по устью Каспийского (моря); потом - унны, а за ними - каспии, за этими - воинственные албаны и кадусии, живущие в гористой стране; вблизи их - марды, гирканы и тапиры...». Дионисий Периегет - греческий географ II в. после Р. X. Ему принадлежит написанное гекзаметрами сочинение "Periegesis", в котором он описывает, по Эрастофену, все извест-ные в его время моря и земли. Сочинение это много раз комментировалось (Руфом Фес-том Авиеном в IV в. и др.) и в переводе на латинский язык (Присциана) еще в средние ве-ка считалось ценным учебником по географии. Итак, как ясно следует из данного отрывка, Дионисий начинает перечисление племен, обитающих «вокруг» Каспийского моря, с северо-западной стороны. Поэтому последовательность перечисляемых им племен нельзя понимать иначе, как толь-ко по направлению к югу вдоль западного побережья Каспийского моря. Ибо Дионисий подчеркивает, что начинает описывать племена именно с северо-западной стороны, так как на севере, согласно античнойгеографической традиции, которой следует Дионисий, Каспийское море своим «устьем» «соединяется» с океаном, тем самым как бы разделяясь им на западную и восточную половины. Первыми в описании следуют «скифы», которых Дионисий помещает возле Кронийского моря (океана) по «устью» Каспийского моря (возможно, что «устьем» подразумевается дельта Волги). Затем, т. е. южнее по западному побережью Каспийского моря, следуют унны (т. е. гунны)- в стране Гуннов (Гъунарин ви-лаят), после которых сразу же названы каспии (так вот эти «Каспийские ворота», опреде-ляя первоначальные пределы Каспианы, которые на севере доходили до Дербентского прохода, показывают, что каспии когда - то жили у юго - западного побережья Каспийско-го моря в местности так, называемой –Арран, каспии (это не племя. В лексическом соста-ве табасаранского языка имеются корневые слова, позволяющие уточнить этимологию этнонима «Каспий»), албаны (в разделе Кавказская Албания), тапуры (марды, гирканы –по названиям мест обитания). Таким образом, последовательность обитателей местностей, действительно обитавших вдоль Каспийского моря на территории Албании на западе до Гиркании и Табаристана на юго-востоке, в целом выдержана верно и совпадает с анало-гичным перечислением этих же обитателей местностей знаменитыми географами древно-сти (Эратосфен, Патрокл, Страбон, Плиний, Птолемей и др.). Завидная точность для ан-тичного автора, и это несмотря на далеко несовершенные географические представления II в. н. э. Читатель спросит, а где табасараны из Табарсарана? Все выше перечисленные племена относятся к табасаранскому народу. А народы у Дионисий, обитающие вдоль побережья Каспийского моря соответствуют названиям местностей. Таким образом, ис-ходя из проделанного нами анализа сообщения Дионисия о новом как для второй полови-ны II в. н. э., так и для этнической номенклатуры Кавказа этнониме, пожалуй, можно сде-лать следующий вывод: к 160 г. (время написания труда) какая-то группа племен, ставшая известной под названием «гунны», уже перешла Волгу и обитала у Прикаспия. Вопросы исторической географии Табасарана затронуты в «Истории Дагестана», в трудах P.M. Магомедова, А.Р. Шихсаидова, Х.Х. Рамазанова, А.А. Магометова, Л.И. Лаврова, ВТ. Гаджиева, М.Р. Гасанова, Б.Г. Алиева, М-С.К. Умаханова и др. Магомед Гасанов М. Р. Гасанов родился в с. Хурих Табасаранского района ДАССР. В 1957 году поступил на историко-филологический факультет ДГУ, который окончил в 1962 г. с получением квалификации учителя истории. В 1963 - 1965 гг. обучался в оч-ной аспирантуре Института ИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. После оконча-ния аспирантуры работал научным сотрудником в Институте ИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Ученый-историк, кавказовед, академик Международной академии наук высшей школы, заведующий кафедрой истории Дагестана ДГПУ, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Даге-стан Однако вопросы исторической географии Табасарана всего лишь обозначены и целью на-стоящей статьи является сведение воедино имеющихся данных по этой теме. На географическую карту Табасарана большое влияние оказали внешнеполитические фак-торы - разносторонние многовековые связи, нашествия иноземных завоевателей. Эти осо-бенности определяются в первую очередь положением Табасарана, как области, располо-женной к приморскому проходу -Каспийского моря. Население Табасарана с V-VI вв. было этнически разнородным, хотя преобладающее ме-сто занимали местные жители - табасараны. Колонии персидских поселенцев, а также арабских семей, здесь так же были многочисленны, и это подтверждалось как письмен-ными источниками раннего средневековья, так и позднейшими данными. Территория Табасарана на севере соприкасалась с Хайдаком, на северо-западе с Гумиком, на юге с Лакзом, на востоке с Баба-ул-Абвабом, на юго-востоке и Ширваном. Табасаран не только граничил с ними, но и сыграл важную роль в политических событиях, связан-ных с историей Кавказа. В VII в. с целью укрепления в Дагестане своих позиций из разных областей Ирана в район Дербента и соседний Табасаран были переселены тысячи семейств татоязычного населе-ния. Они были поселены в с. Зидьян, Бильгады, Камах, Гимейди, Марага, и др. аулы ны-нешнего Дербентского и Табасаранского районов. Таким образом, население Табасарана становится полиэтническим. Как отмечают исследователи, в раннем средневековье Табасаран занимал значительную территорию юго-восточного Дагестана. «Земли, подвластные городу (Дербенту - М.Г.) были незначительными, - пишет А.Р. Шихсаидов, - простираясь на несколько десятков километров к югу и юго-западу от города, что можно объяснить военно-политическим престижем соседних владений. Амри Рзаевич Шихсаидов (20 марта 1928, Дербент, Дагестанская АССР, СССР) — один из основателей современной дагестанской школы арабистики, доктор истори-ческих наук, профессор. Родился в семье Рзы Шихсаидова — первого наркома здравоохранения Дагестана, по национальности лезгин. Амри Шихсаидов приходится правнуком учёному Гасану-Эфенди Алкадари — автору книги «Асари Дагестан» — первой хроники по истории Дагестана. Территория города-государства ал-Баб, как считает В. Ф. Минорский, простиралась толь-ко на очень короткое расстояние за пределами городских стен». Все это дает основание полагать, что Табасаран непосредственно граничил с Дербентом в тот момент, когда поя-вились исторические источники. В зависимости от обстановки на восточном Кавказе иногда Табасаран граничил с Ширва-ном, и последний должен был установить отношения с Табасараном еще раньше, чем с ал-Бабом. Большой интерес для выяснения географического положения Табасарана представляет сообщение Абу Хамида ал-Гаранати. По его данным, Табасаран распадался на 24 рустака. Рустак - это группа деревень наподобие русской волости, в которую входили от пяти-шести до десяти деревень. Если допустить, что рустак состоял в среднем из 6 аулов, то в Табасаран входило более сто сорока аулов. Все это дает основание считать, что в состав Табасаранского майсумства входила не только территория нынешнего Табасаранского района, но и часть территории Дербентского района - Гимейди, Билгади, Кемах и др. вплоть до Дербента. О Табасаране, как о политическом и географическом целом, свидетельствуют факты упорной борьбы его жителей с сефевидами во второй половине XI в., в частности шейхов Хейдара и Джунейда. «Средневековые авторы, - пишут XX. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов, - часто выделяют Табасаран как значительное государственное образование. Так автор «Джахан-намэ» пишет о Табасаране на южном склоне Кавказа добавляет, что это -«укрепленный замок, в районе которого живет 40000 семейств». В первой половине XVI в. территория, населенная табасаранами, продолжала составлять единое самостоятельное владение - майсумство Табасаранское, граничащее на севере с уцмийством Кайтагским, на юго-востоке с Дербентским ханством, южнокюринскими обществами. О Табасаране, как о едином владении, упоминают русские источники. Наряду с майсумст-вом, на части территории Табасарана существовали союзы сельских обществ. Жители Та-басарана, поддерживаемые остальными дагестанскими народами, в течение полутора ме-сяцев оказывали упорное сопротивление иранским завоевателям. Но под напором значи-тельных сил противника отступили в горы. Захватив значительную территорию Табасара-на, шах в отместку за убийство своего отца Джунейда бесчеловечно расправился с мир-ным населением. Из вышеизложенного можно заключить, что вряд ли Табасаран мог вое-вать с грозным завоевателем Исмаилом I, если он не представлял из себя единое целое. В XVI в. в майсумстве обостряются классовые противоречия, приведшие к углублению феодальной раздробленности. Сепаратистские устремления феодальных группировок усилились во второй половине XVI в. в связи с обострением классовых противоречий и усилением вмешательства сефевидов во внутренние дела Табасарана. Размах междоусобной борьбы усилился во второй половине XVI в. На власть майсума претендовали не только представители майсумского рода, но и кадий. По имеющимся данным, майсумство распадается на два владения. Согласно эпиграфическим данным, майсумы в с. Джарах переселились во второй половине XVI в., на что указывают и архив-ные материалы. «Между беками из майсумского рода, - говорится в документе, - разгоре-лась междоусобная война, в которой принял участие и народ». Наряду с майсумством воз-никло и владение кадия. Документы конца XVI в. упоминают владетелей «табасаранского Максута князя» и табасаранского «князя Кадий Зихрар» сына. В майсумство и кадийство, наряду с табасаранскими, входили аулы, населенные азербайджанцами, татами. Устано-вить численность жителей Табасарана в XVI-XVII вв. из-за отсутствия материалов невоз-можно. Табасаран распадался на союзы сельских обществ: Дирче, Девек и др. О табасаранских владениях XVII в. можно судить и по той борьбе, которую вели жители этих владений против иранских и турецких завоевателей. В XVII в. табасаранские правители предпри-нимали попытки расширения своих владений. По свидетельству А.-К.А. Баки-ханова, во времена правления турок (конец XVI-нач. XVII вв.) табасараны овладели территорией, принадлежавшей Щабрану. Шабран (Шабаран, Шаваран, Сабаран) (азерб. ?abran) — историческая область и одно-имённый средневековый город, существовавшие в V—XVIII вв. на территории современ-ного Азербайджана. Название города в настоящее время восстановлено. Турки, имея в ней нужду, не требовали возвратить его. Следует отметить, что табасараны заняли важную территорию, ибо «владея этим пунктом, затрудняли сообщение между Дербентом и Шабраном». Аббаскули Ага Бакиханов родился в 1794 г. в табасаранской семье. В 1802 году семья его переселилась в Кубу. В 1809 году кубинским ханом был назначен его отец Мирза-Мухаммед II, живший в это время в Кубе. «ОписанииТабасарана» Мы располагаем разнообразными материалами для характеристики географического по-ложения Табасарана в XVIII-нач. XIX вв. «В первой половине XVIII века, - пишут Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов, - территория Табасарана начиналась от города Дербента и простиралась до владения кайтагского уцмия». О территории, входившей в Табасаран, И.Г. Гребер в первой четверти XVIII в. писал, что Табасаран «начинается близ города Дербента, простирается к норду до хайдаков и карахайдаков, которых оной разделяет река Дарбах, к весту до Зурхаева владения, которые разделяет Агула, к зюйду до куролей, от которых оной востримы горами отделен». Во второй половине XVIII в. происходит дальнейший распад табасаранов на еще более мелкие политические единицы. Так, по сведениям П.Ф. Колоколова, около 1780 г. кадий Муртузали, воспользовавшись смертью Муртазали-майсума, завладел магалом Ярей. За-тем его сын Рустам-кадий завладел магалами Хучни и Таей, жители же магалов Чуркул и Хыраг признали себя независимыми. С того времени наследники майсумов управляли ма-галами Хараг-Шилли, Агул-дере, Амергу и Этег. В «Описании Дагестана 1796 г.» Д.И. Тихонова говорится: «По правой стороне ее (реки Дарбах-М.Г.) течения до самого почти места укрепления персидского шах Надыра, называемого Иранхараб, принадлежат земли табасаранским владельцам Махмуту, а вверх реки - кадию и Махмет беку». Описание Табасарана, сделанное во время снятия земли на карту Кавказского грена-дерского полка секунд-майором Федором Симоновичем в 1796 году, под распоряжени-ем оберквартир-мейстра подполковника Федора Лена. Федор Филиппович Симонович /1760-1815/, "славянской нации из венгерских дворян", перешел в 1793 г. из австрийской армии в русскую. «Южный Дагестан природа разделяет хребтом Табасаранских гор на две равные половины к полдню и к северу. Южная половина заключает в себе часть Табасарана и провинцию Кубу, Хамутаю казы-кумыпкому принадлежащую, Рутульское, Ахтинское, Кубинское и Дербентское владения. Она окружается к северу Табасаранским хребтом, к западу Кавказскими снеговыми гора-ми, к полдню отраслью Бермецких гор, вышедшею от Курт Булака и отделяющею кара-ван-сарай Эшме Дагестан от Ширвана, а к востоку омывается Каспийским морем. Про-порциональное сей половины протяжение в длину, от севера к югу, 140, а в ширину, от запада к востоку, 80 верст и составляет площадь 11 200 верст квадратных. Верста? — русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или 1 066,781 метров (что соответствует 3500 футам). Горы сии суть восточные отрасли Кавказского хребта, делающие продолжение по тече-нию рек к Каспийскому морю. Гора Кох-мадаг есть холм настоящего Кавказского хребта и глава Табасаранским отраслям, вышла у вершин рек Койсу и Гургели. Господствует го-рами во всем Дагестане. Посредством Табасаранского хребта составляет рубеж, отделяю-щий Северный от Южного Дагестана. К северу отражает Кумухские, Акушинские и Кара-кайдацкие, а к востоку и к полдню Табасаранские и Курасские горы. Из сей вытекают ре-ки: Койсу, Буам и Гургели. Табасаранский же хребет, Бент называемый, отделяет от себя по течению рек Меньшего Дарбаха и Рубаса две главные отрасли - Ерайскую и Карасирт-скую, простирается на восток к Каспийскому морю и, не доходя оного расстоянием на две версты, кончится теснистыми и каменистыми крутизнами, образующими Дербентское подгорье. Из Табасаранского хребта вытекают реки: Большой и Малый Дарбах, Хаменди, Рубас, Недрех, Агул и другие. Простирается от горы Кохма-даг между реками Большой Дарбах и Гургели по четырем верхним полосам. К северу граничит с уцмийскими народами, терекемей, кайдаками и ка-ракайдаками, к востоку с Дербентским владением, к полдню с провинцией Кура, а к запа-ду с казыкумыками. Примечательнейшие в оном реки: Большой и Малый Дарбах, простирающие свое течение в Северный, и Рубас, Недрех и Гургели, текущие в Южный Дагестан. Табасаран разделяется на три главные владения, как-то: на масума, на кадиево, на Девек Нлеми. Первые заключают в себе других частных временных владельцев, братьев и срод-ственников настоящих владельцев, как-то: масумово, Мустафы бека, шамахала, Али Гули масума, Дрич Табасаран. Главные их места суть Чёграх, главное Табасарана селение и пребывание масума, на острой и крутой, вышедшей от Карасирта, при ручье, впадающем в Рубас. Со стороны гор защищается оно поперечною стеною и двумя башнями, а с других сторон утесом горы. Керчаг, пребывание Мустафы бека, при реке Зызык, впадаюшей в Рубас, имеет с Чёграх сходное местоположение и защищается также со стороны гор на большое пространство стеною и двумя башнями, а со стороны реки утесом каменистым и горами, по которой идет частыми поворотами трудная дорога. Чулат, пребывание шамхалово, при ручье, впа-дающем в Гургели, Хорик, пребывание Али Гули масума, на ручье, впадающем в Рубас. Дрич Табасаран включает в себя горные деревни по Карасирту; они управляются незави-симыми узденями, служащими масуму. Всего деревень в масумовом Табасаране до 70, а число жителей мужского пола до 21000 душ. С горских некоторых деревень, кроме 3000 рублей ханскими деньгами, масум табасаран-ский положенных доходов не имеет, а всем нужным на содержание свое довольствуется от подвластных ему в роде подарков по приезде к ним или по призыве к себе чрез разные их приласкания. 2-е, к кадиеву Табасарану принадлежат частные временные владения Махмут бека, Маго-мет бека и Мурза бека, во оных местах следующие, примечания достойные, места. Эрси, главное селение и пребывание кадиево, с северной стороны Табасаранского хребта, при ручье Егри Булак; повыше сего места к деревне Зил находятся развалины бывшей Дер-бентской линии по Табасаранскому хребту. Хаменди, пребывание Махмут бека, при печке Хаменди, впадающей в Меньший Дарбах. По обеим сторонам сего места продолжается линия упомянутых укреплений, из которых знатнейшая башня на Камахской горе, коман-дующей всеми сими местами. На возвышенной гряде, простирающейся от Камахской горы к северу против Табасарана, стоял Надир шах в походе своем на табасаранцов и других горских народов укрепленным лагерем с намерением и город на том месте расположить, но по некоторому неудачному своему предприятию и воспоследовавших к тому дурных следствий назвал сие место Иран Хараб, то есть гибель Персии. Другое ж поперечное земляное укрепление простира-ется от деревни Хаменды в Северный Дагестан, перерезывая прямым валом все долины от одной отрасли гор до другой. Пенчи, пребывание Магомет бека, на утесистой каменистой горе при роднике, впадающем в Рубас. По дороге к деревне Маграчи у урочища Кадчи стоят две каменные башни, запи-рающие проход с той стороны к сей деревне. Маграча, пребывание Мурзы бека, на утеси-стой же каменистой горе у дифилеи Деремержлер, где и жидовская деревня. Всего состоит в кадиевом Табасаране 20 деревень. Кадий табасаранский пользуется доходами таковыми же, как и масум, да получает от жа-лованных дербентским Фет Али ханом деревень на 5000 р. ханскими деньгами. и 3-е, Девек Елеми, составляет горный Табасаран, простираясь от Кадия к Дрич Табасара-ну, казыкумыкам и каракайдакам, и управляется народом под разными узденями или на-следными начальниками, служащими большей частью кадию табасаранскому, а по об-стоятельствам, и другим. Оной заключает в себе до 15 деревень, из которых знатнейшие суть: Ягдик, Пилек и Хурук; число жителей мужеска пола в сей части простирается до 5000 душ, а всего во всем Табасаране мужеска пола до 32 000 душ. По обыкновенному же народному исчислению, состоит Херх Мин Табасаран, то есть 40 000 табасаранцов. По расположению шаха Абумуслима состоял он при двух кадиях под владением майсумо-вых предков, сделавшихся после независимыми; от сих же кадиев происшедшей кадий табасаранский, пользуясь выгодными местами своими и соединясь родством, хотя побоч-ной линии, с уцмием каракайдатским, составил себе особливое, от майсума не зависящее, владение. Майсум же получил сие имя по предку своему Майсуму. В прочем Табасаран достаточствует скотоводством и есть способен, выключая некоторые горские деревни' и другие, лежащие по южной стороне хребта, к произведению всех пло-дов, изобилует при пчеловодстве и разными плодами древесными и огородными, особли-во же славится яблоками, грушами и орехами. Из Северного а Южный Дагестан, минуя Дербент, идет большая дорога мимо Иран Хараб, по долине Меньшего Дарбаха, на Майдан Булак, чрез деревню Дарбах и, переходя Дер-бентскую стену и крутизну Табасаранского хребта по долине Деремержлер, которая пере-менилась у деревни Маграга в страшной глубокой дефиле теснистыми каменистыми про-ходами, до урочища Девичу Магатан. От сего места разделилась на две другие дороги: идет в Дербент и к большой дороге, Ельчи юл называемой. По оной дороге шел в 1796 го-ду отряд генерал-порутчика Булгакова с полевою артиллериею и обозом для обложения Дербента с южной оного стороны, другая ж табасаранская дорога идет от Майдан Булака вверх по долине Меньшего Дарбаха чрез деревню Зыл, Дербентскую стену и Табасаран-ский хребет, деревню Пенчи, урочище Кадучи, мимо деревни Масраги, узкими прохода-ми и теснистыми каменистыми местами к урочищу Девичу Магатан и далее. В Табасаране знатнейший лес простирается по Бенту и Карасирту». Текст воспроизведен по изданию: С. М. Броневский. Историческия выписки о сноше-ниях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, на Кавказе обитаю-щими со времен Ивана Васильевича доныне. РАН. Институт востоковедения СПб. 1996. Семён Михайлович Броневский (1763—27 декабря 1830) — участник русско-персидской войны 1796 г., директор Азиатского департамента МИД Российской империи, Феодосий-ский губернатор, историк Кавказа. Земли табасаранския простираются по хребту, вышедшему от восточных гор у вершин рек Кайсу и Самура, занимают в долину от востока к западу около 70 верст, а в ширину от юга к северу около 50 верст, к востоку граничат с дербентским владением, к югу и западу с владением Хамбутая казыкумыцкаго и народом, называемым кура, к северу с владениями уцмея каракайдацкаго. Реки Гургели, Буам, Большой Дарбах и Рубас вытекают из Табасаранских гор и, обмывши подошвы оных к северу и к полудни, впадают в Каспийское море. Между последними двумя реками текут еще Меньшой Дарбах и Хашенди, которыя соединяются при урочище Хамейди капир и разливаются по полям Иран-Харабским. Верхнее возвышение главнаго хребта, тамошними жителями называемое Бент, покрыто дремучим лесом, с обеих же сторон имеет крутыя спуски и множество каменистых утесов, которыя образуют трудныя проходы к верхним жилищам табасаранцев и запирают по по-ложению Дербента сообщение севернаго Дагестана с южным и с Ширваном. Сие крепкое местоположение, без сомнения, было причиною к построению дербентскою крепости в древнейшия времена и к протяжению против севера каменных стен и укреплений, коих развалины, состоящия из круглых башен, прямых стен, занимающих тесныя проходы, и четверо-угольных бойниц, имеющих по углам башни, и отныне видны, а именно: повыше Дербента при деревнях Камах. Зидиян. Хамейди и Дарбах. на дарбайской и зыльской до-роге повыше деревень Зыль и Ерси и далее к снеговым горам. Другое поперечное земля-ное укрепление прикрывает долины, к морю лежащия против гор, и простирается от де-ревни Хамейди к северному Дагестану, пересекая прямым валом все долины от одной от-расли гор до другой. Сверх того, главный проход в Табасаран со стороны севера и Кас-пийскаго моря прикрывается возвышенною грядою, идущею от подошвы Камахской горы к северу на две версты. Шах Надыр по завладении Дербентом в 1741 году стоял на сем месте укрепленным лагерем и по неудачным предприятиям своим, против горских наро-дов испытанным, назвал оное Иран Хараб то есть персидская неудача. Главная дорога из севернаго Дагестана в Табасаран идет мимо сего места по долине меньшаго Дарбаха, где сия дорога разделилась на четыре. 1-я дорога в деревню Ерси, про-чия три дороги чрез табасаранский хребет к Ширвану проложены на следующия места: 2-я на Махмет бекову деревню Митахи. 3-я чрез кадиеву деревню Дарбах. 4-я чрез кадиеву деревню Зыль. Все сии дороги, идущия по крутизнам гор, каменистым стремнинам и тес-ным ущелиям, окруженными лесами или утесами для проходов регулярных войск весьма трудны. По последней дороге на деревню Зыль проходил отряд российских войск в 1775 году со стороны южнаго Дагестана к деревне Ерси для наказания уцмея каракайдацкаго и кадия табасаранскаго за пленение профессора Гмелина. Гмелин Самуил-Готлиб-Георг, сын лекаря, родился в Тюбингене 23 Июня 1745 года и обучался в тамошнем Университете. Приобретенныя им сведения в науках, особенно в Естественной Истории, доставили ему звание профессора. В 1767 году он был вызван в Россию С.-Петербургскою Академиею Наук, а в следующем (т.-е. в год, когда началась первая война Екатерины Великой с Турцией. П. Б.) отправлен императрицею Екатериною II с четырьмя студентами, аптекарем и живописцем в южные губернии для физического описания тех мест. Политическая география Табасарана В XVII-нач. XIX вв. происходит процесс дальнейшего дробления феодальных владений и союзов сельских обществ Табасарана на более мелкие единицы. Так, жители аулов Хурик, Ханаг и др. термином «нитрикар» называют жителей аулов Хив, Хоредж, Кондик, Чувек, Куштиль, термином «калукар» называют жителей, занимавших территорию южнее горы Калук (около аула Тюряг), термином «элетар» - население аулов, расположенных восточ-нее хребета Касырт, тянущегося от аула Ружник до Мехтикент (аулы Сыртыч, Тинит, Чу-лат и т.д.). Жителей группы аулов - Гурик, Ляха, Гисик, Дагни, Гюхряг, Куваг, Харни, Кулиф и др. - хурикцы и их соседи называют чуркулар, а жителей ее. Кужник, Шилла, Гулли, Улзиг, Чурдаф и др. — хырхъар. Под термином «галандар» (от «гал» - кутан, зимнее пастбище) подразумеваются жители с. Дюбек, с. Сюгют, где живут табасараны и жители азербайджанских сел - Ерси, Дарваг, Марага и др. У жителей южного Табасарана существуют свои названия населения групп аулов или союзов обществ. Так, ничрасцы жителей аулов, расположенных севернее Рубас, - Гурик, Ханаг, Хурик, Пилиг и др. называют чуркулар. А жителей ее. Гуми, Кюряг, Ляхля и др. - гъуннар. В связи с названием жителей группы аулов северного Табасарана гъуннар следует отметить, что у табасаранов бытуют легенды о гуннах и об их пребывании в Табасаране. Одну из легенд записал известный лингвист, член Российской Академии П.К. Услар. Интересно, что он в своей работе подчеркивает: табасараны свой язык называют «гъумгъум ч1ал». Другая легенда, связанная с гуннами - это легенда о Базузайхане. Согласно этой легенде, гунны напали на местного владетеля Базузайхана и разграбили его имущество. Таким образом, начиная с раннего средневековья, в зависимости от внутреннего развития Табасарана, Дагестана и всего Восточного Кавказа в целом, а так же от внешнеполитиче-ского положения этого региона, границы Табасарана и его владений менялись.

ИИР: «Арран»- слово табасаранского происхождения и означает -прибрежная низменность, т е Табар- горные вершины и хребты, а Арран- прибрежная низменность вдоль Каспийского моря и всего лишь является малой частью всей Кавказской Албании. А Арраншах, назван по названию местности. Слово «Арран» в переводе с табасаранского языка на русский язык –благодатная земля. И по сегодняшний день табасараны прибрежную низменность Каспийского моря называют Арраном (в с. Тивак (ТIивак) имеются святые места: "Аран шар" - целебный источник - на восток, 2км). А обитателей Аррана называли каспии. В начале были наделы (огороды), впоследствии начали осваивать. Историограф первого века до н. э. Диодор Сицилийский, зачастую использовавший дан-ные Ксенофонта и путешествовавший по многим странам Азии и Европы, написал состав-ленную из сорока книг историю, охватывающую период от древнейших времен до Цезаря. Из них уцелело первые пять томов, а также одиннадцатый и двенадцатый тома. Ксенофо?нт (греч. ???????) (не позже 444 до н. э. — не ранее 356 до н. э.) — древнегрече-ский писатель, историк, афинский полководец и политический деятель, главное сочинение которого — «Анабасис Кира» — высоко ценилось античными риторами и оказало огром-ное влияние на латинскую прозу. Диодор, ссылаясь на Ктесия, упоминает и об Албании, в частности, в ее состав он включа-ет каспийский район и "Ворота Каспия" - Дербент. Диодор Сицилийский (лат. Diodorus Siculus, прим. 90 — 30 гг. до н. э.) — древнегрече-ский историк и мифограф; родом из Агириума на Сицилии. Диодор посвятил 30 лет соз-данию своих исторических сборников (Bibliotheca Historia) и предпринял для этого ряд путешествий. Прав Диодор Сицилийский: АРРАН —табасаранское название обширной области со многими городами, в числе кото-рых Джанза, а народ ее называет Ганджа, Барда, Шамкур и Байла-кан. Все, что находится западнее и севернее этой реки, относится к Аррану, а что находится восточнее ее, к Азер-байджану. Мнение о том, что закавказские тюрки сложились якобы путем смешения с индигенным населением, не подкрепляется фактами; скорее всего, местное табасаранское население было оттеснено персами, арабами, тюрками в Дагестан и вдругие места. В отдельные ис-торические периоды - после арабского завоевания края (639-643 гг.) и позднее, нашествия тюрков (XI-XII вв.) - область Азарбайджан объединялась с Арраном и Ширваном (терри-тория современной Азербайджанской Республики). Как пишет Мовсес Каланкатуаци, гунны напали на албанцев и продвинулись до берегов реки Кура. Подобно тому, как в Исфахане и Хорасане имеются местности с названием Ширван, в окрестностях Кашана есть местность, называемая Арран. Да, связано наличие этих названий с миграцией части табасаранского населения Аррана и Ширвана. Мовсе?с Каганкатваци?, Моисе?й Каланкату?йский (VII или X вв.) —албанский историк, ав-тор книги «Истории страны Алуанк» посвященной истории Кавказской Албании. Из сообщения самого Мовсеса Каганкатваци известно, что он был уроженцем области Утик, села Каланкатуйк, от названия которого и происходит его имя. По происхождению он был албаном. Каганкатваци вслед за Мовсесом Хоренаци называет агванский язык «изобилующим гортанными, грубейшими и труднопроизносимыми звуками».

ИИР: «Табар»-горные вершины и хребты, «стан»-страна т. е «страна горных вершин и хреб-тов». Село в Табаристане Табаристан- (современный Мазандаран-в переводе с табасаранского языка на русский язык-«Мазандин дере-долина Мазана. Мазан –имя человека у табасаран) средневековое название провинции, лежащей на южном побережье Каспийского моря. История Табари-стана изложена Сайедом Захируддином Мараши и издана академиком Б. А. Дорном («Geschichte von Tabaristan», Pers. Text, СПб., 1850). В Оксфорде имеется рукопись Му-хаммеда сына эль-Хасана, «Тарихи-табаристан», то есть история Табаристана (доступ к рукописи ограничен –непонятно по каким причинам). Термин табур ????? и на персидском, и на арабском языках означает «отряд», «шеренга», «линия строя», обнаруживая тем самым прямую аналогию с термином ас-суфуф «ряды», «шеренги войска». В таком случае Тапуристан/Табуристан – название, указывающее на систему военной организации локальных обществ в Юго-Западном Прикаспии, а Табур-сар-ан (букв.: «предводители отрядов», «избранники отрядов») – эквивалент арабского термина а‘йан ас-суфуф, который Та’рих ал-Баб использует в качестве обозначения воен-ной элиты пограничных крепостей в Табар-сар-ане, иными словами, сар-хангов, управ-лявших рустаками Баб ал-абваба. Особую важность для установления значения корня ТАБАРИСТАН имеют диалекты, рас-пространенные в самом Табаристане, которые в достаточной степени различались от дру-гих диалектов персидского языка. Согласно Захир ад-дину Мар‘аши, на «табаристанском языке» слово ??? табар имеет собственное значение, а именно – «гора»; соответственно, Табаристан – это «Горная страна», полная калька названия другой «Горной страны» Даге-стана – Табарсаран. Персы называли и называют жителей Табаристана и Табасарана –«тэбэр» Тому подтверждением является Авеста, Авеста — собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиран-ской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, назы-ваемом в иранистике «авестийским». ?m?y — «Амол». Город Амол — столица Табаристана. В период Аббасидов в IX н. э. один из крупнейших городов на севере (Le Strange 1966; 370). Amuy, араб. Amul — столи-ца Табаристана (совр. Мазандаран), получил свое название от этнонима не-иранского племени. T?s — «Тус». Город Тус (Тос), по-видимому, это город Сусиа (??????), первый город провинции Арейа, которую захватил Александр (App.III 25, 1) см. также Маркварт-Мессина. С.47. Тос — это название провинции, столицей которой был Табаран. Табаран в своем названии сохранил этноним неиранского населения (??????? или ???????) (App. III 8, 4. 11,4), которое впо-следствии захватило территорию расселения мардов (по близости к Амулу в Табаристане), которых переселил туда аршакидский царь Фрадат I. Тос-и Нодаран в Шах-наме выступает как наследный главнокомандующий армии в пери-од правления Кай-Кавуса и Кай-Хосрова. Gurg?n — «Гурган». Горга?н или Гиркания или Джурджан (перс. ????? «Земля Волка») — город в Иране, столица провинции Голестан. Горган находится на севере страны, на побережье Каспийского моря, приблизительно в 400 км от Тегерана. В древности город был известен как Гиркания или Хиркана; в более позднее время также назывался Астра-бадом или Астерабадом (до 1937), также назывался Тапаристан или Табаристан. P?ti?huvar. Ср.-перс. Padi?xw?rgar — «Падишхваргар», др.-перс. p?ti?huvari?, парф. pry??wr. В «Письме Тансара», Гушнасп носит титул «Принц и царь Табаристана и Барша-вадгана, Гиляна и Дейламана и Думбаванда» (N?me-ye Tansar 1354; 49: Boyce 1961; 12). Padi?xw?rgar — горный массив в Табаристане и Гиляне (Эльбурс). Др.-ир. *p?ti?huvara с vrddhi. Засвидетельствовано также в надписи Дария I в Бехистуне — P?ti?huvari имя од-ного из оруженосцев. См. Нюберг.op.cit., II, 1974, p.157. У Мовсеса Хоренаци тот же са-мый ороним засвидетельствован в форме Pati?ahar gavar — «Область Патижахар». Мовсе?с Хоренаци?, Моисей Хоренский (арм. ?????? ????????) (традиционно считается, что родился ок. 410 и умер в 490 гг (или в начале VI века), вместе с тем ряд учёных отно-сит годы его жизни к периоду между VII и IX вв. включительно) — крупнейший армян-ский средневековый историк, автор «Истории Армении», за создание которой, несмотря на существование более ранних исторических трудов на армянском языке, был назван «отцом армянской историографии». Некоторые учёные отмечают наличие анахронизмов в ряде событий, описываемых в книге. Согласно зороастрийскому своду «Денкард», по повелению Арташира верховный перво-священник Тусар (или Тансар) собрал сохранившиеся списки книг Авесты и изучив их, установил канон маздаясны, религии по учению Заратуштры. Известно послание Тусара к царю Табаристана, с увещанием признать Арташира за-конным государем Ирана (Ардаш?ир Папаќан (ок. 180—241 по Р. Х.) — первый шахан-шах Ирана в 224—241 гг. из династии Сасанидов). Зарату?стра (также Заратуштра от авест. Zara?u?tra и перс. — Zarto?t; Зороа?стр от греч. ??????????) — в зороастризме — основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — Священного Писания зороастризма. Биографические сведения о Заратустре недостоверны и считаются согласно зороастрийской традиции. Родился вероятно в семье всадников в Радесе, сейчас пригород Тегерана Рай (Реу) и жил в восточном Иране ориентировочно между VI и первой полови-ной V века до н. э. (возможно, в 628—551 годах до н. э.). Рей (Реу) (др.-перс., Рага, перс.) — город в северном Иране, в провинции Тегеран. Вот, что пишет Л. Н. Гумилёв: 'Dar-ba-ru– «Поселения верхних тапуров». Племя тапуров занимало район в северной час-ти Ирана, вдоль южного побережья Каспийского моря. Примерно с VII в. н.э. этот район стал называться Табаристаном. До этого в персидских источниках назывался Тапуристан. Есть несколько версий названия Тапуристан. Одно из версий: От слова «тапур»- топор. Табаристанцы на врага шли толпою с большими топорами с длинними ручками на плече. Но, ни одна из версий не имеет под собой почву. Как объясняют арабские источники с по-явлением на Кавказе, скорее эта была зависть и ненависть персов к маленькому народу, который на протяжении многих столетий отчаянно боролся за свою свободу и независи-мость. Когда арабы спросили у них откуда вы и кто вы? Они ответили: Мы табаристанцы, из Табаристана. С появлением арабов на Кавказе в исторических источниках появилось слово «Табаристан». По северной части Табаристана проходит хребет Эль-бурзских гор. Главный город — Амуль. Арабский географ Ибн-Русте (X в.) определяет протяжение Табаристана в 50 фар-сахов (300 вер.), а ширину — от 36 до 40 фарсахов. История Табаристана изложена Зегир-эд-Дином Мераши и издана академиком Дорном ("Geschichte von Tabaristan", Pers. Text, СПб., 1850). Табаристан — горно-равнинная земля, там занимаются земледелием, разводят вьючных животных и ковроделием. А язык их не арабский и не персидский… и Амул, Натил, Ча-лус, Калар, Руйан, Мила, Бурджи, Чашма-йи Алхам, Сари, Михраван и Таммиших нахо-дятся в Табаристане. В древности город Горган был известен как Гиркания или Хиркана; в более позднее время также назывался Астрабадом или Астерабадом (до 1937), также назывался Тапаристан или Табаристан. Области Южного Прикаспия, защищенные с севера морем, а с юга — могучим хребтом Эльбурса, были надежным убежищем для древних этносов, сохранявших фактическую независимость и при Селевкидах, и даже при Сасанидах. Дело в том, что свободолюбивое население этого сурового и неприступного горного края никак не могло примириться с потерей своей свободы, которой оно пользовалось фактически при Сасанидах (226—651 гг.). Эта борьба между мужественными горцами и арабской властью халифата началась с памятного для табаристанцев 25/646 г. Согласно данным, порой эта борьба имела страш-ные по своему результату последствия. В качестве примера можно сослаться на факт поч-ти полнейшего уничтожения горцами в горных теснинах Табаристана арабского двадца-титысячного войска и гибели его руководителя Маскалы ибн Хубайры при халифе Муа-вии I ибн Абу Суфйане (41/661—60/680 гг.). Он вторгся в страну, убивая и захватывая пленных. Когда он преодолевал перевалы и горные проходы при своем движении с тем, чтобы выйти [из них], враг занял их против него и его войска и обрушил на них с гор большие камни. Как отмечено в примечаниях к тексту, катастрофа арабских войск в Та-баристане должна была быть настолько сильной, что арабские авторы даже не подумали о том, чтобы хотя бы в какой-то мере ослабить значение этого события, очевидно, оставив-шего на современников удручающее впечатление. Народ по этому поводу сочинил даже поговорку. Как передает Ибн ал-Факих ал-Хамадани, когда хотели сказать о чем-либо не-выполнимом, то в народе говорили: этого не будет до тех пор, пока Маскала не вернется из Табаристана, т.е. данному делу не сбыться никогда. Проходившая в последующем с переменным успехом борьба жителей Табаристана с но-вой силой развернулась при втором аббасидском халифе Абу Джафаре ал-Мансуре (136/754—158/775 гг.). Правящие круги горной области, очевидно, предполагали, что только что пришедшая к власти в результате государственного переворота династия Аббасидов все еще непрочно чувствовала себя на троне и в 141/758 г., 142/759 г. и 144/761 г. они возглавили три народ-ных выступления горцев Табаристана против халифата. И в последующем народные дви-жения в Табаристане и сопредельных областях в Дайламе, Джурджане и Джилане прини-мали весьма опасный для Аббасидов характер. Так было, например, при преемнике хали-фа ал-Мансура халифе Мухаммеде ал-Махди (158/775—169/ 785 гг.) в 167—168/783—785 гг. Арабское завоевание тоже не нарушило течения жизни горцев Эльбурса, так же как гор-цев Астурии, Басконии и Киликии, хотя и вызвало ненависть к арабам. Влияние ислама, принятого лишь в 842 г., было ничтожно, а потому шиитская пропаганда, по сути дела ан-тиарабская, нашла в Дейлеме и Табаристане подходящую почву. Эти горцы охотно шли сражаться не за Алидов, Алиды — потомки халифа Али Ибн Абу Талиб аль-Муртада, зятя и двоюродного брата Мухаммеда, и его жены Фатимы. Ими основано несколько феодаль-ных династий в средневековых мусульманских странах: Идрисиды в Магрибе, Сулейма-ниды в Мекке, затем в Йемене, Сулейманиды (другая ветвь) в Магрибе; к Алидам относи-ли себя Саадийские [1525—1659] и Филалийские шерифы в Марокко [с 1664] и др., Фати-миды в Северной Африке и Египте (910—1071), Зейдиты и другие ветви алидов в Табари-стане (864—928) а против Аббасидов. И чем более слабел Багдадский халифат, тем гроз-нее становилась сила дейлемитов, реликта, не растратившего своих сил, как арабы и пер-сы, и достойного противника степных тюрков, единственной боеспособной армии суннит-ских владык. В 872 г. вождь восставших Табаристана Хасан вторгся в Гурган и завоевал его, а потом захватил богатые города Казвин и Рей (Реу). Персидский аноним X в. Худуд ал-‘алам называет Табаристаном обширные области вдоль побережья каспийского моря вплоть до Аррана, включая район Казвина. Казви?н, Газвин— город на севере Ирана, административный центр и крупнейший город остана Казвин. Население — 331 тыс. человек. Важный центр текстильной промышленно-сти — производство хлопка, шёлка, кожи. Об истории и топографии Казвина имеются сравнительно подробные сведения, так как из него происходил историк и географ XIV ве-ка Хамдаллах Казвини. Основателем города считается Шапур, сын Ардашира, родона-чальника династии Сасанидов. Долгое время, даже при Аббасидах, был одним из погра-ничных пунктов Халифата, так как Дейлем, горная часть нынешнего Гиляна, не был за-воеван арабами. Жители ещё в XIV веке оставались большей частью суннитами шафиит-ского толка и, по словам Хамдаллаха Казвини, никогда не подчинялись исмаилитам, глав-ные твердыни которых находились непосредственно к северу от города, в местности Руд-бар. Здесь было до 50 сильных крепостей; главными были Аламут и Меймундиз. При ша-хе Тахмаспе I (1524—1576) Казвин был некоторое время столицей империи Сефевидов. Сефевиды азерб. S?f?vil?r d?vl?ti; Османск.:Devlet-i Safeviyye; — иранская шахская дина-стия, правившая с начала XIV века районом Ардебиля Иранскoй провинции Азербайджан, входившим в состав государства Ак-Коюнлу, с 1502 по 1722 гг. всем Ираном. Основате-лем династии был Исмаил I (1501—1524 гг.), потомок основателя суфийского ордена Cефевие. Понятно, что борьба жаждавших мести народов горных областей за утерянную ими даже относительную свободу не велась изолированно от общих исторических событий, имев-ших место в халифате раннего средневековья. Она тесно переплеталась с теми или иными историческими явлениями, которыми пыталась воспользоваться как одна, так и другая враждовавшая сторона. И правители Табаристана, и господствующая верхушка халифата во главе со своими эмирами правоверных, следует полагать, не упускали любой создав-шийся благополучный момент для достижения намеченной цели. Задача халифата состоя-ла в том, чтобы окончательно подчинить горные провинции Ирана своей воле. Целью же горцев было вернуть себе независимость. Прибрежные области Южного Каспия, Гилян и Табаристан, а также холмистые внутрен-ние районы, защищенные могучими хребтами Эльбурса, всегда служили надежным убе-жищем для различных народностей и их верований. Здесь продолжали существовать ос-татки этнических групп, еретические религиозные учения, древние языки, старинные ру-кописи и обычаи. Карта Кавказа в середине 7 века по армянским источникам В тексте встречается много личных имен при перечислении правителей Табаристана, на-значенных халифской властью. Таких лиц всего 42. Этот достаточно длинный список та-баристанских правителей, на наш взгляд, заслуживает подробного изучения с привлече-нием дополнительного материала и, первым долгом, труда известного средневекового ав-тора Ибн Исфандийара по истории Табаристана. В первом ряду среди перечисленных лиц по длительности времени правления стоят из-вестный Халид ибн Бармак, один из представителей персидского рода Бармакидов, пра-вивший Табаристаном в течение пяти лет (остальные правители Табаристана правили от 2 месяцев до 2 лет– такая участь была этих людей). Кей-Кавус, он единственный, который происходил из рода феодальных властителей Табаристана. Кей-Кавус- Кави Усан (авест. Кави Усан; ср.-перс. Кей-Ус или Кай Ус; фарси Кай Кавус или Кей-Кавус; таб. Кьаби-Усман) — мифический царь древнего Ирана. Кави Усан правил 75 лет, «пока не отправился на небо», и еще 75 лет после этого — итого 150 лет. «Тропой Кави Усана» называют Млечный путь. Но, несмотря на все эти страшние испытания и переименования, коренное население, на-зываемое сейчас мазандеранцы, сохранило свою самобытность, не смешавшись с другими народами. Поэтому их можно считать прямыми потомками табаристанцев.

ИИР: «Кто не посвящен в таинства, тот не должен их знать». Гениальный мыслитель Ф.Гегель, чье интеллектуальное величие до сих пор остается не-превзойденным, в своей уникальной работе «Философия духа» писал: «Только в Кавказ-ской расе дух приходит к абсолютному единству с самим собой, достигает самоопределе-ния, саморазвития и тем самым осуществляет всемирную историю. Прогресс осуществля-ется только благодаря Кавказской расе». Известный специалист по древнегреческой мифологии Ранке-Гравес отмечает, что древ-ние греки считали Кавказ «троном Богов». На Кавказе происходит великая титаномахия -битва олимпийских богов с титанами. Одним из титанов является Иапет -отец Атланта, Прометея, Эпиметея и Менетия. Библия - священная книга, созданная семитскими народами. То, что ее авторы помещают первую обитель человека не на Земле обетованной, а на Кавказе, говорит не только об их высочайшей объективности, но и о том, что они имели для этого веские исторические ос-нования. Тайны древнейших цивилизаций отдаленных от нас огромными временными дистанция-ми, вызывают живой интерес не только у специалистов, но и у широкой публики. Эти тай-ны привлекают нас еще больше, если касаются нашей родины и наших предков. На гра-нице Хивского и Агульского районов есть долина, которая зовется Магу дере (Магъу де-ре), которая переводится как «долина магов». Название долины уходить в глубокое древ-ность и считается святым местом. Магамы звались жрецы огнепоклонников. Тому подтверждение: Разрушенные села, раскиданные по всему Табасарану безымянные кладбища с наспех поставленными необтесанными плитами над могилами непрошеных «чужеземных гостей» и великий табасаранский язык моего маленького народа, который сохранил в своем лексическом составе корневые слова, позволяющие уточнить этимоло-гию важнейших этнонимов древности. Подтверждение тому: В «Авесте» главный бог именуется Ахура-Мазда. Также в табасаранском языке есть слово «арми-адми», которое сегодня имеет значение «человек». Данное слово не встречается ни у кого из соседей. Кроме этого слова с значе-нием человек используется еще слова «кас» и «инсан» Также в табасаранском языке силь-но употребляется слово «Ахур» (Аьхюр) в значении главный, старший, господин. И слово «ахир» (аьхир) тоже есть, оно имеет значение конец, крайный, последный и также производные от него слова "ахират" - конец жизни и «ахирзаман» - конец света. В виде ругани также сильно используются слово Захриман (Зегьриман). Например, в основе слова «Урарту» составляет корень «урар» – ворота, «ту»- «т1аъ» - от-крывай или «Урарту» - «Открывай (открытые) ворота». Получается слово «Урарту» - имеет табасаранское происхождение. И тот факт, что в Урарту мужской бог Ахура "Аьхюр" Мазда, превратился в женское бо-жество, говорит о значительной его эволюции и является свидетельством древнего проис-хождения бога Ахуры Мазды, а значит и самого Заратуштры. Тем самым подтверждается верность датировки времен жизни Заратуштры Э. Мейера. Из последующих исследовате-лей эту датировку принял лишь Л.А. Лелеков, отметивший, что «лингвистический анализ «Гат» – самой священной части «Авесты», автором которой считается Заратуштра, позво-ляет отнести эпоху деятельности пророка к 12-10 вв. до н.э.». А где же она родина –Заратуштры? Множество культурных источников свидетельствуют о том, что табасараны с давних пор, еще до появления Корана, верили в существование незримых существ, или джиннов. Сло-во «джинн» является производным от арабского «джанна», что означает «спрятать», «скрыть», «сделать неясным». «Джиннами» называются существа скрытые, недоступные для восприятия органами чувств человека. Слово «джинн» не является производным от арабского «джанна», а является чисто табасаранским словом. «Джинн»-в переводе с таба-саранского на русский язык означает; джинн йихь-спрячься, джинн ап1ин-спрячь, что оз-начает скрытий. Противоположным по значению является арабское слово «инс», букваль-но – «род человеческий». Слово «Инс» тоже имеет корень слова табасаранского проис-хождении «Инсанар» - род человеческий. Уже здесь, на языковом уровне, подчеркивается сущностное различие существ из огня (джиннов) и существ из плоти и крови (людей). К джиннам в широком смысле слова относятся ангелы, шайтаны и собственно джинны: АНГЕЛЫ – добродетельные создания из света. Они не совершают греха, не вводят чело-века в заблуждение и подчиняются повелениям Аллаха. ШАЙТАНЫ (или дьяволы) – существа, вводящие человека в заблуждение и направляю-щие его к совершению зла. Они имеют ту же природу, что и джинны (в узком смысле это-го слова). В с Кондик Хивского района имеется местность, которая называется «Шейт1нин урхъар»-Норы Шайтана. ДЖИННЫ находятся между ангелами и шайтанами. Им свойственны как добродетели, так и пороки. Они созданы Аллахом из чистого огня. Ни одна религия никогда не забывала свою родину, даже после того, как на этой роди-не не оставалось её последователей. Корень слова, от которого произошел теоним «Зевс». В древнегреческом языке это слово означает «небо». В табасаранском языке небо - это «зав», Топоним “Дагестан” правильно толкуют как “Страна гор”. Слово «дагъ» имеет табаса-ранское происхождение и в переводе с табасаранского на русский язык означает «гора». Слово «дад» в различных вариациях распространено во многих языках мира. В табасаран-ском языке слово «дада» -«мама». Может и слово Адам произошло от табасаранского слова «Адаш или Даши (Аши)» и обозначает «Отец». В основе этического учения зороа-стризма противопоставление двух понятий: Аша и Друдж. Аша (a?a- из *arta) — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро (отец Аши — Ахура Мазда). В древнегреческих мифах о Кавказе говорится об изумрудном хребте Каф, окружающем землю, как перстень палец. Откуда же произошло слово "Кавказ"? Мой маленький народ сохранил свой древний язык, свою историю и культуру. В переводе с табасаранского язы-ка на русский язык «Кав»-Гъваъ»-«Крыша», «Каз»-«Кас» - «Человек» и означет «человек на крыше» Исключительный интерес древние проявляли к Дагестану. Ведь не случайно здесь бывали царь Саргон, царица Семирамида, иранские правители, гунны, хазары, скифы, Александр Македонский, римские полководцы Помпеи и Лукулл. В Библии Кавказ упоминается с первых страниц как часть созданной Богом благословенной земли -Эдем: «И насадил Гос-подь Бог рай в Эдеме на Востоке; и поместил там человека, которого создал». Согласно мифам, Геракл отправляется на Кавказ и освобождает прикованного к скале Прометея. Античная традиция локализует Kавказские скалы, к которым был прикован Прометей

Dag Karatinski пишет:
24.12.2014

Сначала этноним табасаран обозначал всех жителей Кайтаго-Табасаранского округа и части Кюринского округа (включая дербентских азербайджанцев, татов, часть лезгин), затем он стал названием только для табасаран как самого многочисленного народа этого района. Ещё в 1930-е годы, по данным А. Н. Генко, «табасаранский язык почти никогда местными жителями в бытовом обиходе табасаранским не назывался», а «термин „табасаран“ (варианты произношения — таппасаран, таппарасан) ограничен сферой административного и книжно-литературного употребления». Часто табасаранский язык местным населением именуется «их чlал», что переводится как «наша речь».

Выдающийся кавказовед XIX века барон П. К. Услар утверждал, что название табасаран имеет не кавказское, а, вероятнее всего, иранское происхождение.

Dag Karatinski пишет:
24.12.2014

"В дореволюционной литературе высказывалось мнение, табасаранцы в Дагестане пришлый народ монгольского происхождения".

Здесь возможно есть доля правды, поскольку название "табасараны" это не самоназвание современных табасаран. Этот термин сначала русские приписывали ко всем жителя области Табасаран, (тюркам, татам, современным табасаранам, евреям), а потом отдельно начали приписывать к современным табасаранам. Мне кажется, что часть современных табасаранцев (северные табасаранцы) это дагестанизированные монголы и тюрки. У них внешние черты монголоидные (об этом говорил мне хивский табасаранец). Вот южные табасаранцы, они близки к лезгиноязычным народам (близки к горцам), а северные разобщенные. Они братом считают свои азербайджанца - шиита, нежели этнических дагестанцев. Это возможно говорится о том, что они генетически близки к азербйаджанцам (тюркам), чем к этническим дагестанцам. В общем, что-то странное есть у этого народа, чувствуется что большая смесь у табасаранцев с различными азиатскими народами. Иначе не понять ихнюю любовь (северных табасаранцев) к народам не этнически дагестанского происхождения.

Dag Karatinski пишет:
24.12.2014
Комментарий удален
22.06.2013

Табасаранский язык самый сложный язык в мире!

Dag Karatinski пишет:
24.12.2014

Это не гордость, это печаль! Табасаранский язык стал таким сложным, из-за того что оказалась под влиянием тюркизма и персизма. В связи с этим грамматика Табасаранского языка изменилась.

19.01.2013

Самый древний народ это Табасаранцы это даже ежу понятно, Табасаранцы всю жизнь воевали за свой народ с тюрками и.т.д по этому на сегодняшний день нас стало так мало а те народы которые жили на севере таких нападений не видали , убедительная просьба к каждому уважающему себя человеку не будьте нацистами , если вы уважаете свой народ изучайте историю и гордитесь своим народом !!!!!

I K пишет:
07.02.2012

не особо важно как произошли, главное кому принадлежим и к кому предстоит возвращение

As-salam Aleikum пишет:
11.02.2012

принадлежим Всевышнему Аллагьу и к Нему наше возвращение ИншАллагь.

wolan05 пишет:
07.02.2012

да табасаранцы агульцы рутульцы от лезгинов произошли ))

29.02.2016

это правда

Marat Mirzaev пишет:
25.01.2014

Большей глупости еще не слышал,а почему интересно в наши дни от лезгин кроме лезгинчиков никто не происходит?,может мы чего не знаем, и ты нам поэтапно расскажешь как все это происхождение произошло, интересно-же людям.

01.04.2013

Не правильно!

03.01.2013

Табасаранца, при упоминании слова лезгин начинает тошнит.

03.01.2013
Комментарий удален

табасаранцы самый древний народ в Дагестане. если ты произашел от лезгинов это не значит что все табасаранцы произошли от лезгинов!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Играм K пишет:
17.06.2012

каждый кто говорит,что Табасаранцы произошли от лезгинов,тот черт!

21.01.2012

Ай сагъул))

21.01.2012

Шамиль, на дурачков, психически больных людей не обращай внимания.

Табасаранцы всегда были самостоятельным и известным в истории древним народом.

Дуракам психушки, табасаранцам здоровье!!!

20.01.2012

табасаранцы кореные жители дагестана они не могли произойти от лезгинов. чем верит таким глупостям лучше прочти статью происхождение табасаранцев ,там есть подробное описание.

Казим Свой пишет:
22.08.2011

Говорят что табасаранцы произошли от лезгинов, разве это так?

Еще Страбон в 5 веке упоминает о Кавказской Албании и о народе Таваспары.Так что табасаранцы это древний народ и от лезгинов они не произошли. Если языки похожи то это говорит о том что еще раньше был у нас общий язык ,как старославянский для русских ,белорусов,украинцев.

01.04.2013

Вот это правильно! Да, у нас в языках есть некоторые похожие слова по произношению и по писанию. Но это не значит, что Табасаран произощел от Лезгинского народа!!!

02.09.2012

абсолютно точно )

Seed Anarchious пишет:
23.01.2012

О табасаранне упоминают в источниках начала нащей эры...

02.09.2012

и до нашей эры тоже

Seed Anarchious пишет:
23.01.2012

Полная глупость и тупизм !!!!! Табасаранское государство упоминается как развитая и самостоятельная социальная и военная единица когда как в это время о лезгинах даже не знали, и скорее всего их не существовало тогда. Так что не говори глупостей!

David Nelson пишет:
04.10.2011

Такую глупость не слушай и не говори.

Все народы дагестана древние, и не кто друг друга не похожи по языку и составу.

нет это совсем не так , просто родственные народы в далеком прошлом разделись и каждый пошел своим путем

03.01.2013

Тогда почему менталитет разный, тоже изменился? То, что для табасаранца хорошо, для лезгина - смерть.

02.09.2012

согласна

19.07.2015

да табасараны и лезгины древние народы и родственные. но самыми близкими к ни являются баски португальцы. обратите внимание на город сагриш . норвежцы.датчане.шведы. тоже являются родственными для табасаранов и лезгинов так же как и некоторые племена североамериканских индейцев. а они в свою очередь самые древние народы именно как человеческие сообщества со своими языком и культурой. древнее ариев и евреев. я в 1985 году понял это. всем добра и мира. нол связывать нашу культуру с арабами не стоит.

 
1
 
 
Табасаранцы
 
   
На сайте http://www.polpen.ru есть информация об картах em-marine.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru