Односельчане.ru
Поделиться:

Чеченцы-аккинцы (самоназвание - аъккий) представляют собой этническую группу чеченцев, проживающих в Дагестане. Говорят на аккинском диалекте чеченского языка. Наиболее раннее упоминание об аккинцах встречается в письменных источниках XVI-XVII веков. Дагестанские чеченцы-аккинцы являются переселенцами из Лам-Акки, расположенной в верховьях реки Гехи (отроги Главного Кавказского хребта на нынешней территории Чечни).

По поводу происхождения аккинцев известный историк и этнограф У.Лаудаев писал: “Ауховцы называются аккий; название это они получили от того, что, живя прежде в Аргунском округе, составляли тейп из аккинской фамилии. Скудные земли, принадлежащие этому тейпу, заставили половину этой фамилии переселиться в Аух, где кумыки и русские их называли ауховцами; сами же они для себя, как и для чеченцев, удержали название первобытной фамилии Аккий, т.е. выходцев из Акки”.

Расселившись по долинам среднего течения рек Ямансу, Ярыксу и Акташ, аккинцы образовали Ауховское общество. Аккинцы из тейпа Парчхой основали два села: Шир-Юрт (Юрт-аух) и Парчхой ( Акташ-Аух); выходцы из тейпа ЦIечой - аул ЦIечой (Кишень-Аух). Несколько позже выходцы из тейпов Беной, Цонтарой, Курчалой и другие основали еще несколько аулов, которые также вошли в состав Ауховского общества. После образования Ауховского общества, в течение последующих четырех веков, аккинцам пришлось претерпеть несколько переселений. В конце XVI века часть аккинцев была вынуждена перебраться в Терский городок (нынешний Кизлярский район).

В XVII-XIX веках Ауховское общество насчитывало девять аулов.

Другая этническая группа дагестанских чеченцев, известная под названием качкалыки, обосновалась в шести аулах, расположенных вдоль долины среднего течения рек Ямансу и Ярыксу по соседству с кумыками, примерно в XVI-XVIII веках. В XVII-XVIII веках на равнину устремились также выходцы из карабулакских тейпов (Н.Т.Волков. Топонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.,1973, с.150). Оказавшись после переселения в Аух на землях, подвластных дагестанским феодалам, аккинцы вынуждены были вступить в даннические отношения с аварскими ханами и кумыкскими феодалами (в частности, с эндиреевскими князьями), владевшими равнинными землями. Подселение в ауховские аулы чеченцев продолжалось в XIX веке и позже, вплоть до начала 1940-х годов. После переселения в Дагестан аккинцы подверглись определенному культурному влиянию соседних дагестанских народов, одним из последствий которого была исламизация ауховцев.

Особенности этнополитической истории, а также относительная изолированность аккинцев нашли отражение и в их языке, сохранившем наиболее древние формы вайнахских языков.

Примерно половина аккинцев была переселена в равнинные кумыкские аулы в 1841 году, в основном в Эндирей-аул. В 1877 году произошло новое насильственное переселение аккинцев в аулы Кумыкского округа, которое было связано с поражением национально-освободительного восстания горцев 1877 года.

С образованием в 1860 году Дагестанской и Терской областей Ауховское общество вошло в состав Кумыкского округа, переименованного позднее в Хасавюртовский округ Терской области. После установления Советской власти в Дагестане и Чечено-Ингушетии решением Северо-Кавказского ревкома в конце 1920 года вся территория Хасавюртовского округа, включая Ауховский участок, вошла в состав Дагестана. Ауховцы неоднократно обращались к властям с просьбой создать национальный район, однако лишь накануне их выселения Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 октября 1943 года был образован Ауховский район с центром в селе Ярыксу-аух (ныне Новокули) за счет разукрупнения Хасавюртовского района ДАССР. В Дагестане Ауховский район расположен в прекрасном климатическом поясе, великолепные природные условия благоприятствуют развитию сельского хозяйства, особенно животноводства, зерноводства, садоводства.

Но и после образования Ауховского района аккинцы подвергались нескольким переселениям. Из них самое страшное - репрессия 1944 г.

В 1941-1945 годы в нашей стране были репрессированы целые народы - этносы. Вынужденными эмигрантами стали 13 народностей, или 3,2 млн человек. На Северном Кавказе такому геноциду подверглись 162,2 тыс. советских немцев, 607 тыс. чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев и балкарцев.

Именно в Дагестане было репрессировано около 37 тыс. чеченцев, из них 14,7 тыс. человек из Ауховского района.

Об ужасах репрессии, о страшных муках в спецпоселениях, о чрезвычайно трудной 13-летней жизни изгнанников на чужбине много написано очевидцами. Но вместе с тем хотелось отметить, что зверская имперская политика центральных органов вынуждала исполнительные власти применять бесчеловечные методы и к живым людям. В результате этого за 1944-1948 гг. вымерло 24 процента, или 145 тыс., репрессированных кавказцев.

Репрессированных поселили в различных республиках Средней Азии; жили в шестистах населенных пунктах, в тюремных условиях спецпоселений.

Радостной вестью для репрессированных было принятие 16 июля 1956 г. Указа Президиума ВС СССР “О снятии ограничений по спецпоселению чеченцев, ингушей, карачаевцев и их членов семей”. Через полгода выходит новый Указ о восстановлении ЧИАССР.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. “О восстановлении Чечено-Ингушской АССР” и снятием ограничений чеченцы, ингуши и многие другие репрессированные вернулись на свою Родину. Вместе с ними вернулись и чеченцы, высланные из Дагестана. В 1957-1958 гг. в Республику Дагестан вернулось большинство чеченцев-аккинцев, и к 1963 году они составили 6387 семей, или 28 тыс. человек.

Народы нашей республики встретили своих братьев - чеченцев - с радушием и окружили вниманием.

В Дагестане чеченцев 108,8 тыс. чел. (на 01.01.2001 г.). Их численность за последние 8-10 лет значительно возросла. Если в 1970-е годы их численность составляла около 50 тыс., то за последнее десятилетие количество чеченцев Дагестана увеличилось в два раза. Они теперь составляют 4,5 % населения Дагестана. Сельское население - 48 %. Оно сосредоточено в Хасавюртовском (25,6%), Бабаюртовском (8%), Казбековском (13%), Новолакском (13%) районах. Чеченцы-горожане живут в основном в Хасавюрте (35,6%), Махачкале (4,3%) и Кизляре (6,5%).

В Хасавюртовском регионе в отдельных селах общественно-экономическая обстановка сложная и противоречивая. Она связана с нерешенными проблемами репрессированных и депортированных народов этой зоны. Руководство и общественность РД решительно и гневно отвергают методы и практику репрессий и насильственного переселения целых народов и принимают всевозможные меры для окончательной реабилитации чеченцев-аккинцев, утверждения единства, согласия и дружбы всех народов Дагестана.

3 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
dikmir пишет:
30.07.2012

Я, конечно, понимаю, что следует стараться сохранить хотя бы спокойствие в обществе. Но, грубо говоря, вранье как раз и порождает ответную реакцию. О каком таком "Народы нашей республики встретили своих братьев-чеченцев - с радушием и окружили вниманием" вы говорите. Что же получается, чеченцы, которых приняли народы Дагестана как "рабочую силу", а не как сограждан, элементарно не вернули то, что их деды веками хранили ценою жизней сотен тысяч своих соплеменников в том числе и от "Золотой орды". Чеченцев не прописывали в собственных домах, не говоря о том, что братья-дагестанцы все-таки должны были позаботиться и о компенсации, и о том чтобы вернуть этим людям, прошедшим ад, их жилища и их священную землю. Братья-дагестанцы до сих пор на какие только коварства не идут, лишь бы не вернуть "братьям-чеченцам" то, что им дано было Господом, пока "красный безбожник" не пошел против воли Всевышнего. Народ - это группа людей, которая имеет: язык, культуру и свою территорию. Убери у народа хоть один из этих достояний - он перестанет существовать полноценно. Братья-дагестанцы сделали и делают до сих пор, чтобы чеченцы, проживающие не по своей воле в Дагестане, не являлись полноценным народом. Вот это и есть истинная картина и далекого 57 года и сегодняшняя, по истечении столького времени.

Валерий ... пишет:
30.07.2012

Ассаламу алейкум dikmir! Скажу прямо, Вы зря переживаете относительно спокойствия в обществе и относительно спокойствия на сайте. Относительно вопроса учёта земель хотел бы сказать следующее, прежде чем подводить баланс надо учесть все территории современного расселения чеченцев. А то какой-то не честный баланс получается, а обман, как Вы сказали, порождает ответную реакцию.

Djamilja пишет:
16.06.2012

Чеченцы лучшие.

   
Источник: Live! Conferenza Stampa Mancini prima di Milan-Inter 22.11.2014 h 14:00 CET.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru