Односельчане.ru
Поделиться:

Агулы (агъулар) - одна из малочисленных коренных народностей Дагестана, проживающая на территории современного Агульского и Курахского районов. Частично агулы проживают в городах (Махачкала, Каспийск, Дербент), в плоскостной части Дагестана. По данным на 01.01.2001 года, агулов насчитывается 16,5 тыс. человек.

Самоназвание агулов - агъулар, что означает “жители Агула”. Ближайшие соседи, табасараны, называют их рукъушанар, что, видимо, связано с названием одного из основных ущелий Кушандере. У лакцев они известны как агъал - кушайми, лезгины называют их агъулар, у цахуров именуются хывынби.

Агульский язык (агъул чIал) принадлежит к лезгинской группе дагестанских языков. С древних времен существуют диалекты агульского языка - керенский, кушанский, собственно агульский, кекхюнский (буркиханский) и одноаульный фитинский.

Благодаря торгово-экономическим связям, агулы издавна знали лезгинский, табасаранский и даргинский языки. Языком общения с соседями чаще всего служил азербайджанский язык. Жители аулов Буршаг, Худиг, Арсуг, расположенных по соседству с табасаранами, владели языком последних. В селении Цирхе, находящемся рядом с даргинскими селами, знали даргинский язык, а буркиханцы - лакский. В настоящее время агулы, наряду с родным языком, знают второй, а то и третий языки.

Агулы проживают в 21 селении, которые занимают территорию центральной части Юго-Восточного Дагестана у верхнего течения рек Чирах-чай, Курах-чай и их притоков. На севере они граничат с даргинцами и лакцами. На юге их соседями являются лезгины, на западе - рутулы, на востоке - табасараны.

История агулов тесно связана с историческим прошлым других этносов, проживающих на территории Дагестана. Их интернационализм предопределен исторически и географически. Имеющийся археологический материал, а также сведения письменных источников и топонимики, указывают на то, что в IV в. до н.э. агулы входили в состав государства Кавказская Албания. Филолог Гаджи Алхасов предложил свой вариант расшифровки албанского письма. Так, в Агульском районе близ села Буркихан сохранились развалины населенного пункта, носившего некогда название “Алпан” (Алпанах).

В раннем средневековье агулы вошли в состав политического объединения “Лакз”. О многочисленности этносов Ал-Лакза свидетельствует сообщение историка Масуди. В стране Лакзов встречается (456 г. х./1064 г.) название местности К.р.к., возможно современное агульское селение Курах.

Касаясь вопросов распространения ислама среди агулов, нужно отметить, что к XIV веку ислам прочно укрепил свои позиции в Агуле. А.Р.Шихсаидов находит в агульских селах куфические надписи, относящиеся к X-XII вв. Эпиграфический материал, а также хроника “История Абу-Муслима” свидетельствуют об окончательной исламизации агулов еще до прихода монголов. В хронике упоминаются агульские владения: Рича, Усуг, Тпиг и говорится о принятии ими мусульманской религии.

В XIII в. агулы оказали героическое сопротивление татаро-монгольским завоевателям. Об этом свидетельствуют письменные известия о пребывании татаро-монголов в горах Дагестана. Сохранилось несколько надписей в с.Рича (обнаружены в 1848 г. Н.В.Ханыковым), вносящих ясность о времени пребывания и маршруте продвижения.

Территория агулов подвергалась опустошительным набегам отрядов Тимура. Существуют предания о пребывании войск Тимура в Агуле. По преданиям, Рича, Тпиг, Хутхул и другие селения были до основания разрушены войсками Тимура.

В XVIII веке агулы испытали нашествие Надир-шаха. По пути движения Надир-шаха через переходы Магудере остались разрушенными агульские селения Фите, Тпиг, Рича. После сокрушительного поражения в Аварии, преследуемые отрядами горцев персы беспорядочно отступали по дороге Кумух - Хосрех - Чираг - Рича - Курах - Дербент. Агулы и на этот раз отразили удары отступающих персов.

В 1812 г. Кюра была присоединена к России. Было образовано Кюринское ханство, куда вошли территории Курахского, Кушанского, Агульского союзов сельских обществ. Во второй четверти XIX в. территория агулов оказалась вовлечена в антиколониальную борьбу горцев Дагестана против царизма. С окончанием военных действий в августе 1859 г. агулы вошли в состав Кюринского ханства и управлялись курахским наибом, села Буркихан и Цирхе были включены в состав Казикумухского ханства.

Агулы традиционно занимались земледелием и скотоводством. Важную роль в крестьянском хозяйстве агулов играли также кустарные промыслы: обработка шерсти, кожи, железа, камня, дерева. Из шерсти производили сукно, которое шло на изготовление черкесок, бешметов, шаровар, рубашек. Кроме сукна из шерсти изготавливали ковры, сумахи и другие ковровые изделия. Агульские ковры, наряду с известными табасаранскими и лезгинскими, находили большой сбыт в Дербенте, Кубе и других городах Дагестана. Центрами коврового производства были Тпиг, Хутхул, Гоа, Курах, Буршат.

Важное место в хозяйственной деятельности агулов занимала обработка металла. Из-за ограниченности сырья, перевозка которого требовала немалых усилий, отдельные предметы поступали из Харбука, Кумуха, Амузги, Кубачи. Основными изделиями агульских кузнецов были косы, серпы, топоры, мотыги, ножи - все то, что нужно в хозяйстве.

Традиционными промыслами агулов были выделка овчины и обработка кожи. Сыромятная кожа из шкур крупного рогатого скота шла на изготовление обуви: чарыков, сапог, а также ремней, поясов и т.п.

Несмотря на то, что территория, занимаемая агулами, была бедна лесами, обработкой дерева они занимались еще в средневековый период. Обработка дерева была многообразна: от изготовления деревянных конструкций для дома до производства деревянной посуды, утвари. Резьбой по дереву украшались столбы, деревянные конструкции фасадов, двери и окна, колонны балконов.

Высокого совершенства достигли агулы в строительном деле. Со строительством жилищ, мостов, мечетей непосредственно была связана и художественная обработка камня. О мастерстве агульских каменщиков говорит и то, что их приглашали соседи для строительства различных объектов, особенно соборных мечетей.

Огромное значение в жизни агулов имели торгово-экономические пути сообщения. Во второй половине XIX века была проведена колесная дорога от Дербента, через Табасаран, до с.Буршат. Это дало возможность жителям агульских сел быть вовлеченными в торгово-экономические отношения с ближайшими соседями. Функционировала дорога по торгово-стратегическому пути Чираг - Кумух - Согратль.

Необходимую сельскохозяйственную и фабричную продукцию агулы приобретали в обмен на продукты животноводства, главным образом сыр, шерсть, мясо и ковровые изделия. Излишки сельхозпродукции реализовывали на базарах Казикумуха, Ахтов, Касумкента, а также в Дербенте, Кубе, Баку. Агулы принимали активное участие также на базарах местного значения - Курах, Икра, Хив, Хучни, Кандик и Тпиг. В агульские аулы табасараны возили зерно, сельхозпродукцию, фрукты, джулинскую посуду, сукно, паласы и т.д. Тесные торгово-экономические отношения агулов с табасаранами подтверждаются тем, что табасараны устраивали праздничные шествия “в горы к агулам” к месту Сулан Сив (лисья гора), когда начинался сбор черешни.

В начале XIX века агулы входили в союзы сельских обществ Кушандере, Курахдере, Агулдере. После присоединения Дагестана к России, когда сельская администрация фактически назначалась начальниками округов, старшины и их помощники стали сосредотачивать в своих руках лучшие пахотные и сенокосные участки. Самой многочисленной группой населения агулов были свободные уздени. Основная часть узденства имела небольшие мюльки, но были и такие, которые не располагали ни землей, ни скотом.

В годы советской власти, в 20-х годах, встал вопрос о создании агульской письменности. Но из-за отсутствия подготовленных кадров, из-за малочисленности носителей агульского языка и по другим причинам вопрос не был решен положительно. До 1952 г. обучение в агульских школах велось на лезгинском языке, а затем - на русском. В 1990 г. решением Правительства Республики Дагестан была создана агульская письменность, и с 1992 г. обучение в агульских школах ведется на родном языке. На агульском языке выходит районная газета “Агъулариин хабарар” (“Агульский вестник”), стали издаваться книги.

В 1935 году постановлением ВЦИК был образован Агульский район. Это было огромным событием в жизни народа. С образованием района местные и партийные органы активно вовлекали население в колхозы и совхозы. Большое значение для развития хозяйства агулов имело строительство дорог. В прошлом каждая сельская община обязана была ремонтировать дороги своей округи. С образованием района возникла крайняя необходимость в строительстве дороги через Магудере, которая связывала агулов с плоскостью.

В послевоенные годы во многих агульских аулах открылись медпункты и больницы, библиотеки и школы, развивалась инфраструктура района. Большое значение уделялось подготовке кадров из числа агулов.

Сегодняшние проблемы агулов связаны с их тяжелым материальным положением. Одной из острых проблем района является безработица. Перенаселенность, нехватка пахотных земель и пастбищ отрицательно влияют на жизненный уровень населения. По этим и другим причинам молодежь вынуждена покидать район, выезжать за пределы республики в поисках работы и трудоустройства для создания условий нормальной жизни. Возникла реальная угроза разрушения компактности проживания агулов, которая может привести к печальным ассимиляционным процессам. В период возрождения национального самосознания и культурного роста народов Дагестана решение проблем, стоящих перед малочисленными народами, требует особого внимания.

Агулы хорошо представлены в высшем руководстве республике. Такибат Алаудиновна Махмудова, уроженка с.Тпиг Агульского района, является зам. Председателя Госсовета РД, Магомед-Салих Магомедович Гусаев, уроженец с.Цирхе Агульского района, - министр по национальной политике, информации и внешним связям РД. В руководстве ряда министерств и ведомств республики много агулов, которые зарекомендовали себя как трудолюбивые, скромные и квалифицированные работники.

Среди агулов есть известные ученые, врачи, деятели культуры. Долгое время деканом исторического факультета ДГУ был доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ и РД Х.Х.Рамазанов. Его традиции продолжает сын Ахмед Рамазанов, который защитил докторскую диссертацию. На всю страну известен зав. кафедрой русского языка Петрозаводского университета доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ З.Х.Тарланов. Его сын, наследник А.С.Пушкина в шестом колене, Евгений Тарланов также защитил докторскую диссертацию. Хорошо известна династия ученых из с.Буршаг Мазанаевых, многие годы деканом филологического факультета ДГУ является доктор филологических наук, профессор Ш.А.Мазанаев, который со своим братом кандидатом филологических наук И.А.Мазанаевым основал письменность агулов.

Большой вклад в развитие агульской письменности внес один из авторов первого букваря на агульском языке С.Н.Гасанов. В разных вузах республики работают кандидаты наук З.С.Асланов, М.Ш.Гусейнов, Д.М.Гусейнов, М.-Э.Магомедов, С.Д.Магомедова, С.Р.Мерданова, А.-М.Алиев, С.Эмиров, Ю.К.Бигаев, И.Г.Ибрагимов, Л.Ф.Мазанаев, С.З.Асланова и многие другие.

У агулов появились свои профессиональные поэты и писатели. Читатели знают имена Камалдина Ахмедова, Фаткулы Джамалова, Абу-Муслима Мутова, Шерифа Шерифова, Гаджи Алхасова, Габибулы Омарова, Раисат Рамазановой и других авторов, выпустивших первые поэтические сборники.

Сегодня трудно представить Дагестан без Агула и агулов. Вклад, вносимый ими в общую сокровищницу культуры и искусства, может быть, скромный, но без капли нет и океана.

 

Комментариев нет (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
   
   
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru