Односельчане.ru

Село входит в состав Гилибского сельсовета. Всего 101 хозяйств, из которых большая часть (64) проживает за преде­лами села.
Расположено село у основания скалистого хребта, с за­падной стороны которого на обрыве высится величавая баш­ня «Капур-си», неизвестно когда воздвигнута. С восточной стороны скала также обрывается небольшим ущельем, за ко­торым в сторону соседнего села Карануб продолжаются ме­стность Зизах, котрая за последние десятилетия застраивает­ся. Расширения населенного пункта продолжается до возвы­шенности, над которым находится селение Карануб.

Внизу за дорогой, ведущей в Карануб, протекает речушка «ГьетIаб гlop». На противоположном склоне, т. е. северном склоне расположена пашня, которая переходит в луга и смешаные леса. Попытки застраивать этот склон жилыми строениями перспективу не получили, так как здесь сыро и до­вольно холодно. Здесь вместо неко­гда бывшего детского сада с мага­зином завершается строительство сельской мечети. Инициативу в возведении мечети взяла на себя семья Омара-Хаджи, чему он посвятил последние годы. В лесах много родников, которые собраны воедино и по трубопроводу проведены в селение. Благоприятные условия позволяют оборудовать дома внутренним водоснабжением.

Об истории данного населенного пункта известно мало. Много таинств связано с упомянутой выше башней. Дошед­шая от предков информация свидетельствует о том, что скала, на которой построено село, некогда было покрыто дернем и здесь пасли овец. Башня стоит здесь с незапамятных времен и она имела подземное сообщение с протекающей внизу реч­кой. Следы строений у основания башни действительно ведут вниз. Неизвестно какую функцию выполняла сама башня. Наличие брустверов, казалось бы, должны были свидетельст­вовать об оборонных целях, но башня расположена настолько высоко, что вряд ли лучные стрелы и даже стрелковое оружие того времени могли оказывать поражающее воздействие на противника.
Неизвестно также какое стратегическое значение пред­ставляла данная местность для завоевателей. Можно лишь предположить, что на территории, прилегающей селам Доронуб-Карануб, ограниченной со всех сторон горами с естест­венными преградами могла сосредоточить немалое количест­во скота. Башня могла выполнить сигнально-сторожевые функции. Можно предположить так же, что для отражения непрошенных гостей могло успешно применяться искусст­венно устроенный камнепад, для этого здесь имеются весьма благоприятные условия.
История двух соседних сел Доронуб-Карануб, естест­венно, не могла быть иной, чем в целом в других селах рай­она и данного региона. Но обнаруживаемые здесь захороне­ния и писания на камнях позволяют делать вывод о том, что пребывание людей здесь уходит в доисламский период. Рас­копки, производимые здесь в процессе возведения новостро­ек, казалось бы, в местах с первозданным почвенным строе­нием, обнаруживают гончарные предметы, кости, угли и дру­гие следы горения. Из дошедших от предков скупых сведений известно, что село неоднократно горело.

О том, что означает «Доронуб», ничего не известно. Принято   считать   доронубцев   людьми   нерасторопными,

склонными осмысливать свои поступки до того, пока их не совершат. Следует признать, что это действительно характер­но для представителей данного села.
Характерным для доронубцев, как впрочем и для пред­ставителей многих небольших населенных пунктов, является развитое чувство коллективизма. Здесь по большому счету горе не бывает для отдельных лиц, как не бывает и радости для единиц. Так что радость и горе и связанные с ними меро­приятия протекают как в одной большой семье, безучастных практически не бывает. Более того, случись нечто (похороны, свадьба и т. д.) в соседнем Каранубе, не дожидаясь пригла­шения примут самое активное участие.
Гостеприимство - особая черта доронубцев. Здесь при­нято дорожить мнением, с которым гость покидает село. Бы­ло время, когда неотъемлемым атрибутом гостеприимства была выпивка. За последние годы стали доминировать ислам­ские ценности, поэтому многое в этом плане изменилось. В Доронубе всегда были люди, которые квалифицированно вы­полняли исламские обряды в жизнедеятельности сельчан. Ученые-арабисты (Хабибула, Омарасхаб, Махант) пользова­лись большим уважением и почетом далеко за пределами се­ла. Нынче духовные наставники имеют молодой возраст. Много тех, кто успешно завершили учебу в медресе, в этом небольшом селе десятки молодых людей читают коран, име­ют соответствующего духовного наставника. Ежегодно сель­чане посещают святые места и достойно носят звание Хаджи. По убеждению сельчан покой, относительный материальный достаток и благополучие доронубцев - это благодать местно­го шейха Магомеда Омарова, устазов и алимов, посещавших село. Дай Аллах, чтобы так оно и было!
Духовность доронубцев имеет свои надежные корни. Она заключается в почтенных, мудрых старцах, без которых трудно представить прошлое села. Поистине безупречным авторитетом пользовались такие аксакалы, как Исрапилов Магомед, Хатилов Хамзат и др. На годекане то и дело звучали искрометные мудрые изречения старцев, о которых часто вспоминают поныне. Каждое поколение четко соблюдало от­веденное жизнью место, строго соблюдалась сложившаяся иерархия межличностных отношений. Таким образом, управ­ляемость жизненными процессами была легкой, непринуж­денной и очень эффективной. По сей день здесь нет офици­альных управленческих структур. Среди тех, кто в последние годы поддерживает порядок в селе можно назвать Омар-Хаджи Омарасхабова, Гасана Халилулаева. Соотношение старший-младший, мужчина-женщина соблюдается, но все это сильно отличается от того, что было лет 20-30 назад.
Достойный вклад внесли доронубцы в Великой Отече­ственной войну. Из участвовавших в войне 17 человек верну­лись 8 (Давуд Исрапилов, Зиявудин Шарипов, Исрапил Шарипов, Курамагомед Зияудинов, Магомед Гантилов, Магомед Исрапилов, Раджаб Хайбулаев, Сиражудин Гамзатов). Не вернулись Абдулгапур Омаров, Абдулгапур Ибрагимов, Абдулхамид Магомедов, Исмаил Тинамагомедов, Магомед Абдулаев, Магомед Зияудинов, Маламагомед Алиев, Раджаб Магомедов, Рамазан Магомедов. Усилиями сельчан память об участниках войны увековечена обелиском.
Поверженность к исламским ценностям отражается на жизненном укладе сельчан. Как правило, здесь во время сва­деб и других торжеств обходятся без спиртных напитков, со­ответственно нет и правонарушений. Трудно вспомнить слу­чай, когда кто-то из сельчан был уличен в преступлении и привлекался к уголовной ответственности.
В воспитании детей определенную роль играет школа. На два села (Доронуб-Карануб) одна начальная школа, кото­рая была расположена на равном расстоянии от населенных пунктов и в связи с расширением Доронуба в восточном на­правлении эта школа сегодня оказалась на его окраине. На­полняемость школы не стабильна. За последние 5 лет количе­ство учащихся сократилось от 35 до 10 учеников. В школе работают два учителя.

Многие из старшего поколения фундаментом получен­ных знаний обязаны Курамагомеду Зияудинову, который практически весь сознательный период своей жизни прорабо­тал здесь директором школы. Целая династия Зияудиновых (сыновья Яхья и Махач, дочь Аминат) продолжает работать в школах. Еще одна династия учителей (Валиевых) грудится в школах Доронуба и Гилиба.
Нельзя не упомянуть о том, что в Доронубе раньше ра­ботали русские учительницы (Аня Королева 1954-1958г.г., Галина Шишкина 1966-1970 г.г.), которые оставили неизгла­димые впечатления у своих учеников. Те, кто учились у при­езжих учительниц и по сегодняшний день отличаются уров­нем знания русского языка. В настоящее время среди доронубцев 65 человек с высшим и 15 - со средним специальным образованием.
Учреждения культуры и здравоохранения представлены в селе библиотекой и медпунктом. Хирург высокой квалифи­кации Искандер Омаров, работающий в ТМО Чародинского района, неофициально осуществляет наблюдение за больны­ми сельчанами, оказывает квалифицированную консультаци­онную помощь. Культурный очаг села продолжительное вре­мя находится в ведении семьи Гаджи Валиева.
Издавна село славилось хорошими животноводами, как и другие села района. Ведущей отраслью производства явля­ется овцеводство. При коллективизации основой для образо­вания местного колхоза им. Маленкова служило поголовье наиболее имущих в то время собственников, в большей части Магомеда Исрапилова (старшего), наряду с ним известными животноводами были Магомед Джамалудинов, Саидахмед Гамзатов и другие. Позже в числе передовых чабанов считали Г. Сиражудинова, Д. Магомедова и Т. Гаджимурадова. Вся сознательная жизнь в качестве зоотехника была связана с жи­вотноводством у покойного Ибрагима Хайбулаева, честней­шего и справедливого человека. Говоря о сельскохозяйствен­ном производстве на селе, нельзя не упомянуть о Магомеде-Хаджи Гантилове, котрый вернувшись с войны инвалидом 1 -и группы, на протяжении долгих лет добросовестно и неус­танно трудился на различных руководящих должностях в родном колхозе. Бессменным бухгалтером колхоза был Омар Магомедов, которого отличали такие качества, как точность, аккуратность и справедливость.
17-летней девочкой по направлению прибыла в Чародинский район специалист-агроном Арапова Эмиля Павлов­на, которая затем вьняла замуж за Рамазана Шарипова и на­всегда связала свою судьбу с доронубцами, нашим районом и республикой.
Доронубцы - люди мастеровые. Каждый второй может прекрасно сложить стены из камня, стелить полы, выполнить сложные столярные работы. Наиболее продвинутом в этом отношении можно назвать род Омарасхаба Гантилова (его сыновья Омар-Хаджи, Ибрагим-Хаджи и Абдулхалик). Де­сятки домов в Доронубе и немало их в соседних селах по­строено этими замечательными мастерами. Сам Омарасхаб, в молодости славился прекрасным певцом. В строительной от­расли свое место занимают Ш. Гамзатов, Р. Магомедов, М. Давудов, М. Абдулаев, а также новое поколение специали­стов, в числе которых два архитектора (М. Зияудинов и X. Гантилов).
Не помню, чтобы в селе не работала кузница (непре­взойденный кузнец покойный Алил Абдула был известен да­леко за пределами села), потомки другого Абдулв (Сайпула и его дети) и ныне продолжают кузнечное дело.
Особо следует подчеркнуть о тех организаторах и руко­водителях, с именами которых связана экономика ряда колхо­зов и района в целом. Часто приходится слышать ностальги­ческие отзывы о них, особенно когда речь заходит о сего­дняшнем неблагополучном положении дел в сельском хозяй­стве.
Более 25 лет возглавлял крупнейший в районе колхоз им. К. Маркса Зияудин Шарипов, который удостоился чести быть депутатом Верховного Совета ДАССР. Наряду с боевы­ми наградами был удостоен ордена Знак Почета. Хозяйство это состояло из 8 населенных пунктов, имело более 22000 го­лов овцепоголовья. Руководить таким хозяйством - значит быть ответственным за жизненный уровень большого коли­чества людей, быть цричастным к их судьбам. Уважают в районе и его сыновей. Шарипов Ильяс работал заместителем главы администрации ОМОНа, в налоговой инспекции. Сей­час работает Ми ровым судьей района.
Среди тех, кто занимал и продолжают занимать руково­дящие должности разного уровня можно назвать его сына Хизри Шарипова - руководитель межрайонной технической инспекции
Из отстающих хозяйств в передовые выводил колхозы им. Орджоникидзе (Ириб) и им. К. Маркса, талантливый ор­ганизатор Раджаб Хабибулаев. Его заслуги так же были отме­чены орденом Знак почета, руководимые им колхозы удо­стоились многочисленными переходящими Красными знаме­нами. Колхоз им. К. Маркса был занесен на Доску почета ВДНХ СССР.
В нелегкий для района период первым секретарем РК КПСС проработал Ах.лед Шарипов, человек высокой культу­ры и квалификации.
Для такого маленького села Доронуб таких выходцев, которые с честью и достоинством служили людям, это боль­шая честь. Сельчане дорожат памятью о них.
Позже успешно руководил колхозом им. К. Маркса Ра­мазан Шарипов. Председателем колхоза «Арчибский», затем Управлением сельского хозяйства района руководил Исламбег Абдулаев. Одним из крупных колхозов Тарумовского района «Юрковковский» руководил Зайнула Исрапилов. Ны­не он фермер-предприниматель. Начальником дноуглуби­тельного флота Махачкалинского торгового порта работает Магомед Гамзатов. Руководителем дорожно-строительной организации работает опытный специалист Абдулбасир Абдулаев. Всех и не перечислишь, но, думаю, что приведенный состав работников свидетельствует о созидательном потен­циале маленького селения.
Представители села вносят определенный вклад в пра­воохранительную деятельность республики. Гантилов Султанали прошел путь от инспектора до заместителя министра внутренних дел республики, оставляя везде где работал доб­рый след и уважительное отношение к себе. В настоящее время работает Советником Председателя Народного Собра­ния РД. На посту начальника ПОМ, одного из крупных тер­риториальных подразделений республики от рук террористов погиб подполковник милиции Магомедшапи Шарипов, нынче эту должность занимает подполковник милиции М. Сиражудинов. В системе МВД так же достойно несут службу М. Хабибулаев, Д. Шарипов, Ш. Гантилов, А. Магомедов и другие. Мировым судьей района работает и грамотный специалист Ильяс Шарипов.
За профессионализм и добросовестное отношение к де­лу, которому посвятили свою жизнь, ряд доронубцев отмечен высокими званиями, в частности:
Зияудинов Курамагомед Ибрагимович -- Заслуженный учитель ДАССР( 1960 г.);
Шарипов Рамазан Исрапилович - Заслуженный зоотех­ник ДАССР (1990 г.);
Гантилов Султанали Магомедович Заслуженный юрист РД (2000 г.);
Абдулаев Ибсламбег Абдулаевич - Заслуженный работ­ник сельского хозяйства РД (2004 г.);
Гантилова Машидат Исрапиловна - Заслуженный работник коммунального хозяйства РД (2005 г.).

4 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
08.03.2015

Округ Кесерук:.

На притоке Койсу, которое называется Карак, в высоких горах. К нему относятся села: 1. Рихеб или Рихцими. 2.Хилиб или Халилу. 3.Кутих или Кутихи. 4. Друнно,также Дурими,которое также называет Кесерук и Кенсерук. 5.Каранно или Карайми. 6.Нукуш. 7. Цимир. 8.Тлераб. 9.Рулда. 10. Ириб. 11. Хину. 12 Мукрух. 13 Чуну. 14 Ереми. 15 Мухор. Это округ независим, но хан Казикумухский имеет некоторую верховную власть в нем.(Гильденштедт И.А.) 1770-1773г

Поему Доронуб назывался Кенсерухом будем искать(иншаАлагь) в других источниках.

Ehldar Gadzhimuradov пишет:
21.02.2014

О том, что означает Доронуб ничего неизвестно. Но слово "дара" означает ущелье или долина. Это иранское слово проникло в южные диалекты аварского (дара), так и азербайджанский язык (дере). Местоимение "нуб" означает, по кьесерскому говору - расположение местности. В некоторых топонимических источниках современный Доронуб называется - Дрануб или Дарани (Дурани).

-
18.11.2012

Гамзатов Шахбан с Доронуба, мог бы отлично вписаться в летопись селения!

Честь имею!

08.02.2011

Прекрасно написано, только сходите к соведям в Карануб и напомните, что про их село нет комментариев. Неудобно даже, будто никто писать не умеет.

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru