Односельчане.ru

Село Гунух расположено на высокогорной равнине, удобной заниматься земледелием, животноводством. Поэто­му основной сферой жизнедеятельности сельчан является земледелие и животноводство.

Гочоб издревле считался самым гостеприимным аулом. Когда приходит гость, то на годекане каждый считал своей честью привести его домой, угостить, помочь ему в его делах.

В прошлые века село Гунух называли «Маленькой Мек­кой», так как в селе жили высокообразованные алимы-шейхи Накшубандийского толка (суфизма). Об этом свидетельству­ют факты приезда в селение имама Шамиля со своим личным секретарем Мухамадом Тахиром аль-Карахи из Цулда.

Останавливались они у родственников Мухамада Тахира аль Карахи Шейха Ахбудилав. Ахбудилав и Нурмахамад помогли собрать ополченцев в армию Кавказкой войны, одновременно снабжая ополченцев продовольствием.
В 30-е годы коллективизации сельского хозяйства, об­разованные арабисты -- Султанали, Умайла-хана были ре­прессированы, погибли в Махачкалинской тюрьме. После их ареста, богатейшие библиотеки арабской литературы были разграблены активистами - коммунистами района и села, ар­хивные записи не сохранились.
В селении до сего времени сохранились названия туху-мов: Чугилуалал, Мухуалал, Гуазилал, Ибрагуилал, Куполал,
Катучилал.
Названия родов, видимо, произошли от предводителей-предков родов.

Как и во всех селах Дагестана в селении были богатые тухумы и бедные. Бедными они были, видимо, заселившиеся в селение после распределения земельных угодий давно в се­ле обосновавшиеся.
Торжественно и празднично проводят всем селением праздники первой борозды и уборки урожая. В дни проведе­ния первой борозды, среди молодежи села проводились кон­курсы-состязания на лучшего скакуна, борьба, бегуна, прыгу­на, танцора, музыканта, певца. Победителям конкурса, почет­ные старики вручали,'-как лавровые венки в древней Греции, большие хлебные бублики, испеченные из пшеничной муки, меда, орехов, с кувшином пенистой ячменной бузы. «Чем­пионы», полученные от старейшин дары делили поровну с друзьями, с шутками создавая атмосферу дружбы, веселья и взаимоуважения и радости.
Торжественно, с соблюдением церемониальных ритуа­лов, песен и танцев проводились и свадьбы молодоженов. Все жители села принимали участие в свадьбах молодоженов, принося им подарки.
Одновременно сельчане занимались земледелием, овцеводством, животноводством. В селении были свои ка­менщики, плотники, сапожники, портные. Посудой селение обеспечивал балхарцы, а бурки приобретали у андийцев, серьги, браслеты, кулоны, кольца приобретали у гоцатлинцев и унцукульцев. Ковры покупали у лезгин, табасарнцев, кото­рые продавались на базарах Кумуха, Цудахара, Гергебиля.
У Гунухцев формировалась под большим влиянием обычаев, традиции горской морали. У жителей селения Гунух существуют написанные, но строго выработанные и соблю­даемые в жизни правила поведения человека: обращения друг другу, с учетом возраста, пола, положений, ситуаций, возни­кающих во всех средах жизни.
В традиционной культуре поведения человека, приви­ваемой из поколения в поколения, молодежи села нет ни од­ной случайной детали. Все направлено на то, чтобы не задеть достоинство человека, стремясь в процессе общения удер­жать его около себя, не нарушая его права на свободу дейст­вий.
В межличностных человеческих отношениях высоко ценилось скромность, умение соблюдать меру во всем, доб­роту, щедрость, честь и достоинство, верность человека дан­ному слову.
В межличностных отношениях порицались высокоме­рие, безразличие, двуличие, тунеядство, пьянство, лень, во­ровство.
С принятием ислама, определенное влияние на образ жизни людей оказали каноны шариата тариката накшубан-дийского толка. Самым страшным грехом считалось убийст­во. Жизнь дарованная Богом человеку, говорили алимы, ни­кто не имеет права отнимать. Другим пороком, прощаемым сельчанами считалась богохульство - игра в верующего, бу­дучи в жизни неверующим в Бога человеком.
Существовали строго выработанные нормы наказания порочных поступков человека в жизни: воровства, обмана, измены, поджога и порчи чужого имущества, уничтожения посевов, полей, лугов, пастбищ, лесов.
Суд над людьми, совершавшими правонарушения, осу­ществлялась советом старейшин родов, наиболее почитаемы­ми людьми села. Решения суда, при присутствии свидетелей неукоснительно выполнялось. Были случаи, когда собствен­ный род и сельчане изгоняли из села человека, совершившего порочный, аморальный поступок.
В 50-е годы XX в. в селении построена типовая началь­ная школа, где постоянно директором работает Багаутдинов Магомедкарим, заслуженный учитель республики Дагестан. Окончив начальную школу в селе, молодежь продолжает учебу в средней школе Тлярош.
Окончив медицинскую академию, а затем аспирантуру в Московской медицинской академии доктора медицинских наук стал Багаутдинов Камиль. Камиль Газалиевич много лет работал главным хирургом военно-воздушных сил СССР. У Камиля много друзей среди космонавтов России и Дагестана -Муса Макаров, Магомед Толбоев. В Московской медакаде-мии докторскую диссертацию защитил Абакаров Асадула, рано ушедший из жизни. Докторскую диссертацию в области медицины в Москве защитил Багаутдинов Хатасуммагомед Магомедович, который работает заведующим хирургиче­ского отделения железнодорожной больницы в Махачкала.

Одаренным талантливым певцом из села Гунух в начале XX в. был Абдулгапур. Известен интересный случай встречи талантливого певца и прославленного поэта Махмуда в Дер­бенте. Возвращавшиеся из Баку на родину, Махмуд в чайхане Дербента услышал удивительно красивое исполнение песни на слова Махмуда, посвященные возлюбленной Муи. Зайдя в чайхану Махмуд сказал: ассаламалайкум Абдулгьапур! Как я хотел бы слить, соединить «с твоим голосом и талантом ис­полнения песен с моим поэтическим даром!» Абдулгапур встал с места, пошел на встречу поэту, обняв его сказал: на­верное я вижу впервые прославленного поэта своего народа. Удивительно талантливым певцом в 50-60 годы XX в. был сын Абдулгапура Муса, а зурначом его друг Махамнаби, та­кого талантливого зурнача в Карахе не было после его смер­ти.
Прославил Дагестан талантливый кинорежиссер Абака-ров Асхаб. Окончив академию художеств в Тбилиси, Асхаб поступил в высшие режиссерские курсы Петербургский ин­ститут кинематографии. После завершения курсов снял до­кументальные фильмы об истории и жизни, горских сел Даге­стана. Затем создал кинофильм, посвященный народному ге­рою Хочбару. Фильм вышел на экраны республики и получил общенародное признание.
Тбилисский институт искусства окончил и Салманов Магомед Ахмедович. После окончания института он посту­пил учиться в аспирантуру кафедры философии ГИТИССА -в Москве. В настоящее время работает профессором на кафедре культурологии Даггоспедуниверситета. Издал учебник для вузов «Эстетическая культура горцев Дагестана», являет­ся автором многих научных работ. За плодотворную работу по подготовке молодых специалистов для школ республики Салманов М.А. награжден знаком «Отличник народного об­разования России», дипломом Лауреата Всероссийского кон­курса на лучшие научные и учебно-мотодические работы по совершенствованию системы подготовки специалистов без отрыва от работы.
Ибрагимов Абдулмуъмин Магомедович, депутат город­ского собрания г. Махачкала, Директор ГУП Винзавод «Ле-нинкентский», Заслуженный работник промышленности РД.
Шапиев Сиябшах, доктор юридических наук, чпредсе-датель избирательной комиссии РД, ныне член изберкома РФ.
Талантливыми борцами, занявшими призовые места в спортивных состязаниях республиканского уровня и в мас­штабах России являлись:

  1. Ибрагимов Абдужалил
  2. Абдулаев Абдула
  3. Нажмудинов Абдурахман
  4. Джалилов Мурад
  5. Ибрагимов Марат является членом сборной команды
    России среди юношей.

Особо следует отметить блестящие успехи заслуженно­го мастера спорта, II призера Олимпийских игр в Афинах 2004 г. Ибрагимова Магомеда Абдулмуъминовича.
В 1988 году Магомед стал II призером мира среди юно­шей, которые состоялись в Манчестере Великобритании. В 1999 г. в Новороссийске он стал чемпионом России среди юношей, а в августе 2002 года чемпионом Европы среди юношей в Братиславе.
В 2002 г. в г. Бусане. Южная Карелия, Магомед стал III призером Азиатских Олимпийских игр среди взрослых.

В апреле 2003 г. в г. Дели он стал II призером чемпио­ната Азии среди взрослых, а в августе в Стамбуле чемпионом мира среди молодежи.
В апреле 2004 года в г. Тегеране, Иране, Магомед стал чемпионом Азии среди взрослых, а в июне этого года чем­пионом отборочного Международного турнира на 28 Олимпийские игры.

В августе 2004 года в Афинах, Греции Магомед Ибрагимов стал призером Олимпийских игр.
Отрадно отметить, что, окон­чив блестяще юридический факуль­тет университета, Магомед поступил в аспирантуру права юридического факультета университета, защитил кандидатскую диссертацию. В на­стоящее время Магомед продолжает спортивную и научную карьеру.

Трудно найти семей, не поте­рявших на фронтах Отечественной войны 1941-1945 годы братьев, от­цов.
Добровольно ушел на фронт 20-летний Магомедкадир Муртазалиев,
работавший редактором районной газеты. Если остался бы в живых, он был бы одним из одаренных поэтов Дагестана. А те, которые вернулись с фронта были искалечены войной. Председатель колхоза села, Ибрагимов Магомед ушел на фронт. Вернулся без руки. Асадулаев Магомед вернулся про­стреленной рукой. Его младший брат - Асадулаев Мусмен зачислен в список героев, погибших защищая Брестскую кре­пость. Израненным и исколоченным вернулся с фронта Багаутдинов Имамгазали, который много сделал для развития са­доводства родного села и района.

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района являются карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не рабы! Мы не хунзахцы! У нас есть свои языки и свои корни!

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru