Односельчане.ru
Поделиться:

Гунзибцы (самоназвание - гьунзаль), или хунзалис, энзеби, унзо, - один из малочисленных народов Дагестана, издревле проживающий у подножья гор Большого Кавказского хребта в пяти селениях - Родор, Тодор, Гьело, Нахада и Гарбутль нынешнего Цунтинского района. Они входят в аварскую группу народов и этнически и исторически имеют много общего с ними, особенно с бежтинцами. На юге они граничат с бежтинцами, на западе - с цезами, на стоке - с анцухцами, на севере — с хваршинами. Гунзибцы - представители западного кавкасионского варианта антропологического типа дагестанцев, относящегося к переднеазиатской локальной расе большой европеоидной расы. Говорят они на гунзибском языке, относящемся к цезской ветви аваро-андо-цезской подгруппы дагестанской группы кавказской семьи языков. Письменность — на арабской графической основе с конца XVIII в. и на русской графической основе - с 30-х г. XX в.

Динамика численности гунзибцев выглядит следующим образам. На основной территории их расселения количество населения составляло: в 1866 г. - 568 человек; в 1886 г. - 426 человек; в 1849 - 450 чел., в 1916 г. - 479 чел. (Ибрагимов, 1981. С. 105); в 1959 г. - 398 чел., в 1987 г. - 580 чел., в 2002 г. - 1000 чел. Значительная часть гунзибцев-переселенцев в настоящее время живет в селениях Стальское и Комсомольское Кизилюртовского района (около 750 чел.) и Тхилис-Цкаро и Сарусу Грузии (около 350 чел. по данным сельских администраций). По итогам переписи населения 2003 года, численность гунзибцев в Дагестане составляет 1000 человек. Некоторая непоследовательность сведений о численности гунзибцев в разные периоды объясняется тем, что они приписывают себя то к бежтинцам, то к аварцам-цунтинцам.

Гунзибцы относятся к народам, территории которых входили в ареал формирования восточно-кавказской этнокультурной общности (V-IV тыс. до н.э.), приблизительно относящейся ко времени сложения раннеземледельческой культуры Северо-Восточного Кавказа (Гаджиев М.Г., 1991. С. 242-244).

С древнейших времен и до эпохи средневековья (XV - XVII вв.) гунзибцы, как и другие народы андо-цезской группы, входили в состав военно-политического объединения Дидо. Об этом свидетельствуют косвенные указания Страбона, Плиния, Клавдия, Птолемея, Вахушти и др. (Магомедов Д.М., 1975. С. 38-42). По трудам этих и более поздних авторов можно с уверенностью заключить, что гунзибцы, по крайней мере со второй половины I тысячелетия до н.э., находились на территории, занимаемой ими в настоящее время. Антропологи В.П. Алексеев и А.Г. Гаджиев в своих трудах сообщают, что предки андо-дидойцев были древнейшими жителями горного Дагестана, первыми освоившими эту область (Алексеев В.П., 1974. С. 203; Гаджиев А.Г., 1965). В первые века н.э. дидойцы играли важную роль в политической жизни Закавказья, особенно в событиях Восточной Грузии (в частности дидойцы привлекались в качестве военных союзников царями Картли). С IV-V вв. начинается период христианизации жителей Западного Дагестана миссионерами грузинских царей. Это приводит к появлению церквей и вблизи гунзибской территории (Хамаитль, Силди, Анцух и др.). Однако позиции
христианства здесь не были прочны. Особенно они ослабли после татаро-монгольских нашествий, а также турецких и персидских завоевательных войн, когда вновь усиливаются языческие верования, проникает ислам. Период X-XV вв. - это период борьбы дидойцев с грузинскими правителями за свою независимость. В течение этого времени грузинским царям неоднократно удавалось усмирять дидойцев и обкладывать их данью. Дидойцы восставали, обретали свободу и вновь теряли ее. С XV в. в результате распространения ислама и завоевательной политики хунзахских ханов союз Дидо распадается на ряд союзов сельских обществ (Магомедов Д.М., 1981. c. 27-29). Одним из самых влиятельных со временем стало конфедеративное объединение - союз союзов сельских общин Антль-Ратль, куда входили и гунзибцы.

В составе Антль-Ратля гунзибцы, вместе с капучинцами и анцухцами, образовали Анцухо-Капучинский союз, наиболее сильный и влиятельный в данном регионе. С конца XVII-нач. XVIII в. из-за внутренних распрей союз распался на отдельные союзы общин - Унзо (Гунзиб), Капуча и Анцух. При этом Унзо и Капуча рассматривались как единая военно-политическая единица. В период борьбы горцев Дагестана и Чечни против царской колонизации (20-50-е годы XIX в.) гунзибцы примкнули к Шамилю на втором этапе движения, т.е. с начала 40-х годов. После окончания Кавказской войны и проведения в Дагестане административных реформ гунзибцы вошли в Бежтинский округ (1860 г.), который вскоре вошел в состав Андийского (1861 г.), затем Гунибского округов. В советский период они, как часть населения Цунтинского района, вошли в Дагестанскую АССР. В 1944 г. гунзибцы в принудительном порядке были переселены на земли выселенных чеченцев, и лишь в 1957 г. им было разрешено вернуться на родину.

По природным условиям и хозяйственной специализации гунзибцы входят в высокогорный хозяйственно-культурный ареал отгонных скотоводов и пашенных земледельцев (Османов М.0.1996. С. 139 -140). Главные занятия гунзибцев - скотоводство, земледелие и промыслы. Занимались они и охотой. Главный вид животноводства - овцеводство. Разводили овец тушинской породы, коз, коров и быков малорослой горской породы. Содержали также лошадей, в меньшей степени - ослов. На больших по площади пашенных участках, преимущественно склоновых, иногда террасированных, выращивали ячмень, рожь, овес, просо и в небольшом количестве — пшеницу. Со второй половины XIX в. стали выращивать картофель, изредка — кукурузу. Выращивали также горох, бобы, фасоль, тыквы, табак. К народным агротехническим приемам относились чередование культур, пар, унавоживание почвы. Полива не было. Пахота производилась безотвальным горским деревянным плугом с тяжелой деревянной подошвой и железным сошником (наральником). Были развиты обработка шерсти (выделка сукна, вязаной обуви, паласов, переметных сум и др.), металла (главным образом кузнечное ремесло), дерева (плотницкое дело), камня и др. С XIX в., особенно со второй его половины, сельскохозяйственная продукция стала приобретать товарный характер. Предметами торговли и обмена оставались шерсть, топленое масло, сыр и др. Горные тропы связывали селения гунзибцев с бежтинцами, цезами гинухцами, а через их территории - с грузинскими селениями, с рынками внутреннего Дагестана и Чечни, Закавказья. В обмен на свои товары гунзибцы получали и приобретали фабричные ткани, хлеб, кожу, металл, металлические изделия, шелк, парчу и др.

В общественной, семейной и личной жизни гунзибцев большое место занимало семейно-родственное объединение - тухум. Он включал в себя несколько родственных семей, объединенных общностью происхождения глав от одного предка и представляющих определенное идеологическое и хозяйственное единство. В общине - джамаате - могло быть от 2-3 до 7-8 тухумов. Главы тухумов представляли интересы своего родственного союза перед джамаатом, союзом общин и союзом союзов. Хотя принципы расселения и хозяйственно-экономических отношений уже с эпохи раннего средневековья были преимущественно соседскими (соседско-общинными), тухумная поддержка и тухумная солидарность играла важную роль вплоть до 30-х г. XX в.

Как и во всем Дагестане, гунзибская малая семья утвердилась как основная форма с периода раннего средневековья. Однако пережитки семейно-общинных организаций в различных формах сохранились здесь вплоть до 30-40 гг. XX в. Сохранились, в частности, кое-где так называемые неразделенные семьи, состоящие из совместно проживающих со своими домочадцами отца и нескольких братьев, ведущих общее хозяйство.

В семье гунзибцев преобладали патриархальные отношения. Главой семьи был отец. По нормам обычного права он считался полноправным распорядителем судеб домочадцев и семейного имущества (за исключением свадебных подарков и приданого жены). Жена - это хозяйка дома, без участия которой фактически не решался ни один из семейных вопросов. В семье, как и в обществе вообще, был развит культ старшего по возрасту.

Традиционные поселения гунзибцев - это скученные многодворные селения, максимумально приведенные в соответствие с рельефом местности, выбранной с учетом оборонительного фактора, наличия или близости источника воды и солнечной ориентации. Планировка вертикальная, террасообразная. Дома были преимущественно 2-3-этажные с хозяйственными службами на первом этаже и жилыми помещениями наверху. Строительным материалом служили камень и дерево. Убранство жилых помещений составляли паласы, шкуры домашних и диких животных, постельные принадлежности, посуда и др.

Мужская одежда была представлена овчинными папахами, несколькими разновидностями чинных шуб, буркой, бешметом, черкеской. Преобладающий вид обуви — шерстяные вязаные узорные сапоги со стеганой шерстяной подошвой со швом спереди и у пятки, сапоги из цельного куска сыромятной кожи со швом спереди и у пятки, сапоги на мягкой подошве, комбинированная обувь с войлочным верхом и кожаным низом и др. Неотъемлемой частью мужского костюма был узкий ремень и кинжал.

Основные элементы женского костюма: 1) наплечная одежда: рубаха, платье; 2) поясная одежда: штаны; 3) головные уборы: чухту, вязаные и матерчатые плат 4) обувь: вязаные носки и нос сапоги.
До конца XIX в. мужчины и женщины зимой иногда носили овчинные штаны и рубахи мехом вовнутрь. Неотъемлемой частью традиционного костюма гунзибок были многочисленные украшения - наручные, ушные, шейные, носимые с одеждой и пришиваемые к ней.

Пища гунзибцев — мучная и мясо-молочная. Овощи и фрукты потреблялись редко; их в какой-то мере заменяли разнообразные съедобные травы, лесные ягоды. Основным продуктом питания был хлеб из ячменной, ржаной, пшеничной и кукурузной муки, разновидности хинкалов, каши из круп, молочные и мучные похлебки, пироги с начинкой из творога, мяса, съедобных трав, свежее и сушеное мясо, масло, творог, сыр, яйца и др. В общественном и семейном быте гунзибцев значительное место занимали религиозные и календарные праздники (Ураза-байрам, День рождения пророка Мухаммеда, День первой борозды, дни пригона и отгона скота, дни поминовения покойных и др.). В осенне-зимний период распространены были увеселительные собрания мужчин и женщин по половому и возрастному принципу - род посиделок.

Устное народное творчество гунзибцев сохранилось в народной среде на родном и аварском языках. Оно было представлено сказками, сказками-притчами, пословицами и поговорками и др. Своеобразен сельскохозяйственный календарь и система счета времени, основанные на эмпирическом опыте многих поколений. Народные лекари умели диагностировать и лечить многие болезни. Широкой известностью пользовался не только на территории гунзибцев, но и далеко за ее пределами, народный лекарь Ачурилав Магомед, который прибегал в сложных случаях к полостным операциям и даже трепанации черепа.

У гунзибцев до XIX в., частично и до наших дней, пережиточно сохранились отголоски домонотеистических верований: вера в чертей, джинов («щайтIанла»), в мифических персонажей, вредящих людям и даже силам природы («Рохо», «Рахил»), в антропоморфных существ — носителей зла («Будалал», Кьартай»), в злых духов («НацIа-ру вору жо») и др.

В социальном отношении гунзибцы представляли собой свободных общинников, скотоводов-землепашцев, воинов, объединенных в территориально-родственные коллективы (джамааты). Члены джамаата в социальном отношении были однородны, хотя имущественная дифференциация в узденской среде началась задолго до нового и раннего средневековья. Имущая верхушка и члены сельского управления представляли собой в какой-то мере тип феодализирующейся прослойки.

Гунзибцы исповедуют ислам суннитского толка.

Преобразования в социально-экономической и культурной жизни народа за годы социалистического строительства отразились и на компонентах материальной культуры. Изменения в горных поселениях происходят в основном за счет переселения части жителей со скученно застроенных склонов на более пологие участки на окраинах селений, а также за счет перепланировки улиц, модернизации и перестройки домов.

Культурно-бытовые процессы, происходящие среди народа, глубже, ощутимее среди гунзибцев-переселенцев. Так, в селении Стальское Кизилюртовского р-на, где проживает 650 гунзибцев, имеются 2 средние школы, амбулатория и 2 медпункта, клуб на 25 мест, 3 магазина, библиотека, отделение связи, столовая, детсад на 75 детей. Все более интенсивным становится животноводство, что в первую очередь связано с улучшением кормовой базы и породности скота. По планировке и формам поселения гунзибцев-переселенцев в корне отличаются от поселений горцев. Вместо бессистемной планировки, тесноты и скученности, характерных для поселений горцев, поселения гунзибцев имеют свободную планировку, обусловленную равнинным рельефом. Однако из сказанного не следует, что и оставшимся в горных селениях гунзибцам необходимо переселяться на низменность. Переселенчество, сыграв положительную роль на определенной стадии, в наше время требует
регулирования. Нельзя допускать обезлюдения исконных земель гунзибцев с их прекрасной природой, обширными пастбищными угодьями. На наш взгляд, в наше время остро стоят вопросы укрепления экономики горных хозяйств, осуществления мероприятий по дальнейшему улучшению условий труда и быта горцев, разумного использования природных и трудовых ресурсов, климатических особенностей края.

Исследования, проведенные в горных селениях гунзибцев, убеждают, что дальнейшее улучшение условий горцев и, в первую очередь, повышение культурно-бытового уровня населения требуют своего решения.

Остро стоит проблема создания сети культурно-бытовых учреждений в горных селениях: клубов, спортивных учреждений, предприятий службы быта, просвещения, торговли, транспорта, медицинского обслуживания и т.д. Необходимо активизировать работу по организации досуга молодежи (вечеров молодежи, спортивных состязаний, выступлений коллективов художественной самодеятельности и др.).

Вполне реально расширение животноводческих хозяйств и на этой основе - функционирование комбинатов по переработке продуктов животноводства (сыр, масло и др.), а также предприятий по изготовлению шерстяных изделий (носков, варежек, свитеров и др.), что в значительной степени решит и проблему занятости населения. Огромное значение для дальнейшего развития производительных сил горных хозяйств имеет применение машинной техники, хотя бы там, где это возможно (Гьело, Нахала, Гарбутль). Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного труда приведет не только к значительному облегчению производственных процессов в земледелии и животноводстве, но и сделает труд более производительным и эффективным.

8 комментариев (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
24.12.2014

Численность Гунзибцев на много раз выше. Просто аварская националистическая политика насильственного включения в состав аварцев чуждые им наших андо-цезских народов привела к тому, что численность наших андо-цезских народов искусственно занижены. Этот вопрос надо поднимать во - всех инстанциях, чтобы мы окончательно не растворились в аварской среде. Надо добивается признания официального статуса наших языков на равне с аварским и остальными языками Дагестана.

22222 221131 пишет:
17.03.2015

И большое различие между вами? ) Вы же почти одно и тоже теперь. Раньше на территории Аваристана существовало множество различных народов. Местный хан объединил всех и сделал маг1арулалами ) Нет смысла теперь разделятся, лучше вместе держаться. Тем более у аварцев богатая история.

Dag Karatinski пишет:
04.11.2015

Мы свободолюбивый народ!!!

Dag Karatinski пишет:
04.11.2015

Предлагай своему народу стать хунзахцами. Мы не хотим!!!

-
01.01.2016

Хунзахцем не возможно стать Хунзахцем родиться надо ! Ты можешь представить человека из карати под именем Умаханом , Ахбердилава Магома ,Хаджимурада , Гамзатбегом или же великим Расулом представил то то оно не возможно одно желание не достаточно ! Как говорится рожденный ползать летатьне умеет !

09.04.2015

Местный хан не имеет ни ко кое ношение к объединению этих народов, они не были аварами и не будут и не нужны аварам и аварцы не считают их аварами у них ест свои название а то что их не признают это их проблемы !

Dag Karatinski пишет:
04.11.2015

Вы нам всегда подлизывались и до сих пор лижите, лишь бы не ушли от вас. А знаешь такую пословицу? Сколько волка не корми, все равно в лес убежит. Так вот, сколько вы не старались подхалимничать нам, мы все равно получим свои национальные статусы!!!

Вашу двуличную натуру знают многие народы Дагестана, как вы предавали одних народов и подставляли других народов...

-
01.01.2016

Когда и где подлизывали вам или еще кому ни будь мы авары ? И кого и когда мы подставляли авары ? Пока вы себя считали аварами вы почувствовали людьми в даге читать писать научились песни сочинять и петь стали на равнину переселились !

   
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru