Односельчане.ru

Говоря о родном селении, у каждого из нас сердце наполняется теплом. Это тот уголок земли, где прошло твое беззаботное, золотое детство. Если даже были какие-то заботы, без них не обойтись, но в памяти остается то милое, согретое материнским теплом, солнечное детство. После многих лет, оказавшись по воле судьбы в большом городе, после трудового дня, во сне, убеленной сединой голове, всплывают картины детских лет, места, где ты купался с друзьями лес и поляна, где ты пас телят. И всем кажется, что твое селение красивее всех остальных. Известно, что археологические раскопки в нашем селении не велись, но по всему видно, что место, где расположено село первоначально использовалось, как кладбище, дома находились только на скалах. Имеются многочисленные факты, когда жильцы селения находили могилы, даже относительно свежие захоронения. Местами захоронения носят многослойный характер. Около селения сохранились развалины бывших хуторов, Когда-то, здесь занимались своим хозяйством наши предки. Впоследствии, в целях безопасности, жизнь заставила людей собраться в одно место. Всех интересует вопрос сколько лет селению.

"В горах Чародинского района в селении Ириб в могильниках средневековья (раскопки ДАЭ 1957 г.) найдено две особи: лошадь и собака, по-видимому, лошадь к данному времени уже перестала употребляться в пищу. Лошадью в это время дорожили" (материалы по археологии Дагестана). Данный случай относится к V веку н. э. Значит, в V веке существовало и селение Нукуш. Не только из археологии Дагестана, но и по другим многочисленным источникам известно, что в наших горах жили задолго до V века. Люди заселялись там, где была вода, лес, можно было держать домашних животных, на солнечной стороне "сосолрахъ", где зимой было тепло. Основные хутора у наших предков были в: Ах1азухъ, Къалдиб, Мух1ухъ, Огъал, Магъали, Поцохъ, Куйдал Жаниб, Ник1иб, Къулолъ, Чатракули. Хутора передавались по наследству своим детям. Горцы до сих пор с гордостью рассказывают о хуторах своих предков, но жить там не хотят.

Селение Нукуш расположено на скалистой местности и скалы здесь почти доходят до реки Кара-койсу, словно они пришли на водопои. Когда встаешь утром, первое, что бросается взору - это сосновый лес и наша река, которая не уставая, звеня и грохоча уносит свои воды к большой реке Сулак. Есть единогласное утверждение, что название "Нукъуш" произошло от арабского слова "Накъиш" (узор). Есть много фактов в пользу этой версии. У односельчан неплохо развит художественный вкус. У нас веками не переводились мастеровые люди. В Нукуше были люди, которые переписывали Коран и другие духовьые книги шариатского толка.

В горах ценился человек, у которого была специальность. Старики без устали повторяли, что золотые руки не пропадут. Поэтому, возможно, пригожие невесты, в первую очередь, доставались мастеровым людям, у которых был шанс как-то зарабатывать.

Лучшим мастером по изготовлению ядер для пушек ша-милевского периода был человек по имени Хадулав (Х1адулав). Он же из целого горного камня оттесал кувшин. Рассказывают, что сохранился этот кувшин до XX века. Он был предком семьи Абсулдиновых. Признанными строительными мастерами в начале прошлого века были Асхабалиев Джахбар, Кудияв Тагьир, Тинав Тагир, Ибрагимов Абдулха-мид, Абдулазизов Ахма. Дело отцов продолжают их дети: Ибрагимов Ильяс -- столяр высшего класса, строительный инженер-самоучка, Ибрагимов Шахбан - столяр, универсальный мастер по строительству, Джахбаров Абдул - правнук Джахбара имеет высшее художественное образование, Ахмаев Шамиль - ювелир, тоже имеет высшее художественное образование - правнук Ахмы Абдулазизова и многие другие.

В селении всего четыре тухума: Кумачи, Терхим или Ярагьан Алил, Парг Китбизул, Али Айшазул.

Этимология слов, как называется тот или иной тухум, как бы указывает на желание наших предков дать какую-нибудь характеристику тухумам. Как видно, характеристика она положительная. Обратим внимание - "Ярагъан" - человек отважный, умеющий; "Парг" (Паргалав чи - ловкий человек); "Кумачи" (Кумак чи - буква к здесь выпадает, как глухая от слова кумакчи - помощник).

В селении некоторых называют ("апарагами" - пришелец, приезжие из других мест). Разумеется, селение образовано из приезжих с близлежащих сел. При встрече каждый знает, кто из какого тухума и окликают своих словами "дирчи", "тухумчи" или "тухумч!ужу". Постепенно эти межтухумные отношения исчезают.

Участие сельчан в событиях шамилевского периода. О событиях этого периода мы располагаем немногочисленными фактами. Излагаем то, что передавали из поколения в поколение. Если кто шел на войну, то морально и материально помогали ему всем тухумом, всем селом. Помощь была добровольная. "Лекъав" (хромой) Абдужалил из села был непосредственным участником войны горцев против царя. Он благополучно вернулся домой, стал крупным животноводом, по масштабам наших гор имел около 1000 овец и коз.

Располагаем архивными данными еще о двух сельчанах, принимавших участие в самом крупном восстании в 1877 г. под предводительством Абдурахмана из Согратля против царского режима в Дагестане.
Один из них Баармесед, был казнен вместе еще с 13 активными участниками восстания в местечке "Солони", Гу-нибского района. К сожалению, мы даже не знаем, чей он родственник. 2-й участник Гасан был в ссылке в Челябинской области. Вместе с ним была и вся его семья. Гасан и жена его умерли там, а дети вернулись. Его сын, впоследствии Гасанмухундибир считался значительным арабистом. Сохранилась большая библиотека его книг. Символично, что по воле судьбы хранителем этих книг оказался Абдулазизов Гасан, который бережно храгит книги и имя своего предка. Третий участник восстания - Омар сын Кади спасся от ссылки бегством в Азербайджан. Больше не вернулся в село, были слухи о том, что его видели в Турции.

Из селения Нукуш долгое время был наибом, человек по имени Абдул. По рассказам современников он был справедливым, поэтому и авторитетным наибом.

Чего не скажешь о многих "наибах" сегодня. Он являлся предком семьи Ибнугаджаровых. Его сын Алигаджи служил в царской армии в чине штабс-капитана. Рассказывали, что за пенсией, когда вышел в отставку, он сам на (иноходце) ездил в Гуниб.

В начале XX ве;;а нукушцы, как и наши соседи, мало имели представления о том, что творится в мире. О тех или других событиях горцы узнавали от редких заезжих купцов в наши края. До Азербайджана и Анжи (Махачкала) люди, ишаки, лошади ходили по узким, петляющимся каменистым тропам. Дороги, вторых мы привыкли видеть сегодня, не было, их стали строить после 20-х годов при Советах. Горцы жили своей размеренной жизнью, как и 1000 лет назад. Врачей не было, выживал сильный, здоровый по прйР°Де- Если даже кто и хотел жить по-другому, изменить что-то, он не мог. Но горец догадывался, что где-то есть другая жизнь, внутренне он был готов к каким-то изменениям. Из нашего же селения были люди, которые побывали в Баку, участвовали в событиях 1-й русской революции. Много разговоров на годекане было о Русско-Японской войне.

40 лет спустя, возмущались и ругали Николая за то, что он позорно проиграл войну японцам (Японии). Говорили о чуме 1915 г. Еще были живые свидетели. В некоторых семьях никто не остался. Больные сами уходили в местечко "алх!абад" за речкой, когда чувствовали, что заболели. Рассказывали о своих путешествиях. Часто бывали в дороге Ка-диомаров Магомед, Исаков Магомед. У каждого из них был мул и один-два ишака. Они возили в горы из Темирхан-Шура (Буйнакск) керосин, соль, бязь, ситец и кожу. Без бурки и хурджин горец редко выходил из дому на дорогу. 0 непогоду бурка была ему надежным прикрытием, а в хурджинах он, кроме прочего, держал запас еды на дорогу, корчед тандур леваш толокно из жареной пшеницы, сыр, брынзу и другое. Испытанные веками чарыки вплоть до 40-х годоз XX века, были незаменимой обувью для горцев.

Женщины носили штиблеты -- изобретение местных мастеров. В горах, почти в каждом селении были свои сапожники. Но наш мастер Шамсутдинов Абдусамад заслуженно считался лучшим мастером района. Его дело продолжал сын его Шамсутдин, человек добродушный и веселого нрава. Со всего района ходили к ним заказывать хромовые сапоги (чак-маял). Шамсутдин научился у хупинцев шить и модные туфли. Есть еще одна деталь, хромовые сапоги - "чакмаял" кроме всего, еще должны были при ходьбе скрипеть, мода такая была старинная.

В домах более зажиточных крестьян имелись самодельные ткацкие станки. В наших краях, в частности и в нашем селении ткани "сугьур" - сукно для черкески. Из этого грубошерстного материала женщины шили себе платья. И женщины плакали от этих платьев, потому что они обтирали плечи до крови. Другого тонкого материала они не могли себе достать. Жили наши предки в неотштукатуренных домах из камня. Все домочадцы жили в одной большой комнате. В такой комнате в углу стоял "бухари" камин - место для приготовления пищи, конечно же и источник тепла в холодное время года. Комнату освещал "шайтан-чирах" керосиновая лампочка или на животном жире (магъ).

В летние месяцы, когда женщины были заняты работой на полях, дети с 2-х 3-х лет сами находились дома, целыми днями бегали по улицам или около речки, там же спали и не болели.

Советскую власть в Дагестане установили только в 21 году 20 декабря природа сама закаливала детей гор. В горах зншти, что произошла революция, но по привычке и подогреваемые всякой контрой, долго еще сопротивлялись. Еще в 1919 году с каждого селения по 2-3 человека с кинжалами в руках собирались на Хупинском перевале, чтобы охранять горы от большевиков и русских, а большевики долго еще не появлялись, чтобы как-то скоротать время, "защитники гор" устраивали всякие состязания: боролись, кидали камни, а когда кушать было нечего, расходились по домам. К тому же злились они на своих вшей, не давали им покоя, как будто они были на стороне большевиков. А большевики появились тогда, когда их вовсе не ожидали. Из нашего селения там были: Исаков Магомед, Шейхмагомедов Курбанмагомед, Яхил-мухун, Зубаир, Магомедов Саидмухун. В зимние месяцы наши односельчане ходили на заработки в Азербайджан, Грузию, точно также как оттуда ехали к нам сегодня на заработки. Некоторые из них навсегда оставались в Азербайджане. Есть в Белокане родственники и у нукушцев (семьи Османа-номаровых и Кя-иомаровых). В основном, они едут к нам. Это внуки и правнуки семьи Маламухамад (Халамагомед) Мусы и Муслимат. Маламухамед был известным нукушцем в Белокане, работал в милиции, много помогал нашим во время войны. В 1944 г. он был в Нукуше. Касумов Абдулка-дыр по его просьбе помогал ему побывать на Родине перед смертью. Обе руки у него были поколечены, будучи на охоте, встретился с раненым им же медведем, медведя свалил, а сам остался в живых. Второй случай о встрече с медведем. На этот раз встреча обошлась без драки. Абдуллаев Халил, сколько себя помнит,, вечный чабан, человек взрывного характера. При встрече с медведем на узкой тропинке, нашел общий язык с ним. Зверь и человек поняли друг друга, разошлись мирно. Досадно, конечно, когда человек с человеком не могут договориться.

В 50-70-х годах XX века, когда уже колхозы в селах укрепились, работа была не всем В наших краях тогда зазорным считалось мужчине помогать по хозяйству. Всю работу выполняли женщины, даже за своими же детьми, мужчины не смотрели, собирались на годекане, часами обсуждали политику. Немало критики досталось и Хрущеву (Хрушбегу) так его называли в горах, особенно после 20 съезда партии, где он развернул критику о культе личности Сталина.

Больше всего выступал тот, кто меньше всего понимал и знал. Невольно вспоминались басни дедушки Крылова. Заканчивались споры в магазине или у кого-то дома за столом. Тем временем женщины работали на полях, на спине, таскали колхозное сено, успевали работать и на своих приусадебных участках, доить коров, готовить пищу для семьи, накормить детей.

Сейчас конечно многое изменилось, таких бездельников мужиков редко можно-встретить в селе, и пить стали меньше. Хотя, где речка протекала там и ил найдется.

Когда пишут о сельчанах, главным образом отмечают положительное то доброе, что оставили нам наши отцы и деды и то, что дал нам прогресс, жизнеутверждающая сила в любом обществе. Ни для кого не секрет, что 20-е годы отличались небывалой разпухой, но Советская власть сделала все возможное (временами даже невозможное) чтобы вырвать горцев из царства темноты. Во всех больших населенных пунктах были открыты школы.

В Тлейсерухском участке НСШ была открыта в с. Ириб в 1927 г. Для школы приспособили 2-х этажный дом, в центре села, Магомедшапиева Гусейна, отца известного учителя, ныне здравствующего аксакала Шапи Шапиевича. Первыми учениками этой школы из Нукуша были: Алиев Магомедгази, Закарьяев Хабиб, Абдулжалилов Ильяс, Джахбаров Али-скант, Идрисов Макашарип, Гаджиев Давуд, Зиявудинова Зу-байдат, Исмаилова Хава, Кадиомарова Хасбат. Рамазанова Салимат, Саидов Магомед, Магомедалиев Исмаил, Тинама-гомедов Асхабали, Магомедов Али. В 1933 в Нукуше открыли начальную школу. С этого же периода во всех селах были организованы ликбезы для взрослого населения. Кадыров Пахрудин был первым нашим учителем из с. Нукуш и родители наши ставили его нам в пример, чтобы мы тоже учились, а потом были бы уважаемыми людьми в селе. А учитель в селе тогда пользовался большим уважением. При встрече с учителями на улице взрослые уважительно приветствовали его, а дети снимали шапки.
Учителя к работе относились предельно добросовестно, хотя знания у них были скромные. После занятий редко кто из детей занимался дома.

Во-первых, родителям было некогда с детьми заниматься, с утра до вечера были заняты работой колхоза. Во-вторых, если кто и хотел бы заниматься дома, не было элементарных условий для этого: во всем доме коптила одна керосиновая лампочка, источник света для всех, не было стола, учебников, тетрадей. Жили бедно. Но мы дети, об этом не думали о другой богатой жизни и не знали.

Отгремела война. По стране шел восстановительный процесс и родители наши, забывая себя и детей, работали на колхозных полях и на своих участках. После войны появи­лись учебники, тетради. Требование к школам повысилось. Из класса в класс не переводили без надлежащих знаний, как это делают сейчас. Девочки родителям помогали гораздо больше, чем мальчики. Тогда считалось, что девочкам не обязательно учиться, поэтому в течение 4-5, лет почти до замужества, девочки сидели в одном и том же классе. На охват детей школьного возраста и на их посе­щаемость обращали больше внимания. В горах был большой дефицит кадров. Специалистов тогда редко было в горах с высшим образованием и со средним специальным образова­нием. Что бы сейчас ни говорили, Советское правительство обращало большое внимание на образование. Уже в 1960 г. первый юноша из с. Нукуш - Омаров Магомед закончил Да­гестанский сельхозинститут. Здесь без лишней скромности нужно отметить, что у нукушцев есть такая черта характера, как упорство, целеустремленность, желание идти к намечен­ной цели, во что бы то ни стало. Как доказательство выска­занной мысли, здесь приведены примеры. Все они получили высшее образование, некоторые из них стали учеными, руко­водителями организаций республики. Многие стали врачами, учителями инженерами.

Вот далеко неполный перечень, достижений наших односельчан (всех перечислить невозможно):
Омаров Магомед Османович - один из первых получил высшее образование в селе, первый кандидат биологических наук из района, академик международного института экологии. 35 лет был на руководящей работе. Из них 25 - директором Касп. НИИРХ.

Ахмаев Абдула - закончил математический факультет, имеет педагогический стаж - 30 лет, ветеран труда, скоропо­стижно скончался, когда не достигнув 50 лет.

Абдулазизов Гасан - закончил два вуза, учитель, юрист, педагогический стаж - 35 лет, заслуженный учитель РД.

Османов Зиявудин - закончил исторический факультет Даггосуниверситета, педагогический стаж - 40 лет, ветеран спорта.

Османова Асма - закончила Даггосуниверситет, отлич­ник народного просвещения, педагогический стаж - 45 лет.

Абдусамадов Идрис закончил Дагестанский сельхозин­ститут, председатель сельского совета и колхоза 25 лет. Заве­дующий ЗАГСом Чародинского района.

Магомедов Ибрагим закончил Даггосуниверситет, учитель отличник народного просвещения, поэт.

Магомеднабиев Тагир - получил высшее юридическое образование, подполковник милиции, один из первых на­чальников школы милиции республики.

Абакар из Нукуша - дорожный мастер. Всю свою жизнь посвятил ремонту дорог, пользовался уважением у всех чародинцев.

Джахбаров Джахбар - закончил строительный факуль­тет, с 26 лет работает на руководящих строительных органи­зациях, долгое время был заместителем министра по строи­тельству РД, заслуженный строитель.

Саидов Гаджимурад - закончил политехнический ин­ститут, директор республиканской радиотелевизионной пе­редающей станции.

Абдусамадов Тайгиб возглавлял "ГТРК Дагестан", сейчас работает советником Всероссийской государственной телерадиокомпании.

Раджабова Саидат финансовый директор ГУП "Авиалинии Дагестана", заслуженный экономист.

Абдусамадов Ахма - доктор биологических наук, ди­ректор Каспниирх.

Раджабов Омар - первый летчик района, начальник производственно-диспечерской службы "Авиалинии Даге­стана", заслуженный работник транспорта.

Омаров Ильяс - профессор, доктор медицинских на­ук, хирург.

Омаров Юсуп - кандидат экономических наук.

Зиявудинов Осман - начальник ПМК "Дагагропромстрой" с 1985 г., заслуженный строитель.

Джахбаров Юсуп - закончил четыре ВУЗа, кандидат юридических наук, работал 1 секретарем райкома комсомо­ла, заместителем председателя райисполкома Чародинского района, адвокат, зав. кафедрой Академии адвокатуры.

Абдуллаев Магомед - подполковник, военный комис­сар района.

Магомедов Муса - подполковник милиции, начальник милиции Краснодарского РОВД.

Ибрагимов Рамазан - зоотехник.

Ибнугаджаров Омарасхаб - финансист, экономист 20 лет работает главным бухгалтером.

Раджабов Магомед - майор милиции.

Можно также перечислить и многих других.

Есть у нас также скромные профессионалы своего дела.

Ибнумаксудов Магомед - строитель по специально­сти, является заслуженным работником культуры, долгое время работал заместителем председателя спорткомитета. Ибнумаксудов Хусбудин, Алиев Муса работают ин­женерами-конструкторами на заводе им. Гаджиева. Немало молодых ребят нашли себе работу в силовых структурах.  Джахбаров Шапиула - майор милиции. Абдулхамидов Арсен - капитан, работник военного комиссариата республики, Зиявудинов Асхаб, Зиявудинов Руслан и многие другие.

Тинамагомедов Магомед - генерал, гордость не толь­ко района, но и гордость всего Дагестана. Он пример для подражания безупречного служения Родине подрастающему поколению. Тропинка, по которой поднимался он до высокого звания, была нелегкой. В юношеском возрасте ушел из дому один всего добился сам. Учился на Севере, служил на юге, объездил Союз вдоль и поперек.

Служил в трех иностранных государствах. Вернулся на Родину генералом и с 1997 года возглавляет военный комиссариат РД. Принимал участие во всех военных событиях Республики, освободил заложников в аэропорту, рискуя своей жизнью.

Будучи комиссаром РД повышен в звании, он стал генерал-лейтенантом. Награжден 6-ю орденами (3 из них ордена мужества) и 16 медалями. Помимо всего - он обаятельный, эрудированный собеседник, верный товарищ, отец и семикратный дедушка.

В настоящее время более 50 студентов из села обучаются в высших учебных заведениях. На наш взгляд неплохо традицию предков усвоили врачи Омаров Ильяс, его ученик Омаров Кади, Омарова Жанна, медсестра Абдулазизова Ха-лимат.Раз речь идет о взаимопомощи односельчан друг другу. Было бы уместным вспомнить о помощи колхозных водителей нам, без которой не обходился никто, тем более в 50-60-70-х годах не было автобусов вовсе. Они не только перевозили людей на своих самосвалах, они, конечно, шумели, ругались, но доставляли по домам мешки, присланные бабушками, дедушками своим детям, внукам, и остались таковыми.

К ним относятся: Абдулазизов Серго (Сиражудин), Абумуслимов Газимагомед, Ниматулаев Абдулазиз, Джама-лутдинов Гаджимагомед, Магомедов Али.

Колхозы и мы. Вступать в колхозы тогда, конечно, никто не хотел. Кому хочется ломать веками установившийся уклад жизни. Новое, очень даже хорошее, воспринимается с осторожностью, с большой неохотой. Главное, крестьянин не хотел изменить свой привычный образ жизни. Несколько голодранцев, бывшие батраки, кому нечего было терять, озвучивали громко, вложенные в их уста - трафаретные слова -"Долой кулаки, буржуи", "Мы хотим в колхозы".

В горах практически не было кулаков, более того даже зажиточных кре стьян на село раз два и обчелся. Их выдумали сами же местные "деятели" Советской власти - в своих корыстных целях. Такой "деятель", как бы между делом, говорил тому или иному крестьянину о том, что на активе о нем был разговор. Перепуганный крестьянин, чтобы "деятель" замял дело, поздно ночью таскал ему магарыч. Таких сценарий было почти во всех селах.

К чести наших активистов нужно отметить, что селение Нукуш в целом районе было единственным местом где не нашли кулака. Соседи завидовали нам. До сих пор говорят нам, что мы люди "хитрые, скрытные", своих не выдаем. А нам нравится такая оценка.

Активистами колхозного строительства из села были: Кадыров Магомед - человек малограмотный, но сообразительный. Работал он и в аппарате райкома партии, председателем колхоза в разных селах. Был в опале у Советской власти. Вырастил и воспитал достойных детей. Дожил до пенсионного возраста. И Шамсудинов Абдул -- человек резкий, преданный идеям социализма, еще до Великой Отечественной войны работал председателем сельсовета в с. Ириб. В 1942 году был призван в армию и пропал без вести, вскоре умерла его жена. Остались 4-ро детей. Всех вырастила бабушка Алимагомедова Марин, честь и хвала ей. В нашем селении был более менее зажиточный крестьянин, которого неоднократно хотели раскулачивать. Речь идет о Кадиомарове Магомеде. Из нижеизложенного станет ясно, как он разбогател и почему его не раскулачили. Он был чисто пролетарского происхождения, на ато тогда обращали большое внимание. Родителей он своих не помнил, отец его Омар, как участник восстания горцев против царского режима в 1877 году спасся бегством в Азербайджан и больше не вернулся. Он всю свою сознательную жизнь работал. С 9 лет он начал с того, что продавал уксус собственного производства. Первый капитал нажил на этом. Купил ишака, до седьмого пота работал на земле. Купил быков, мул. Так и пошло дальше. Помогал людям и ему помогали дважды, был доброжелателен, общителен. Много ездил по Дагестану по торговым делам и к нему приезжали гости, кунаки из Цудахара, Балхара и Кумуха. Дом бывал полон гостей. Был лоялен к новой власти. Одну треть своего добра сдал колхозу, зная, что все равно отберут. Думал мужик головой, поэтому и не раскулачили. По привычке, до конца своих дней работал он в колхозе и себя не забывал, во время войны очень много помогал нуждающимся (а нуждались тогда почти все) словом и делом. Он ценил и уважал людей и люди не оставались в долгу. Умер он трагически в 1946 г. перед с. Ценеб во время перевозки колхозного сыра.

Вернемся к началу создания колхозов. Несмотря ни на что, колхозы состоялись. Мы тогда были в составе Ирибского колхоза. Наступила война, но работа в колхозе не прекращалась. Из нашего села на войну ушло 33 человека. За себя и за тех, которые ушли на фронт, героически работали нижеперечисленные односельчане: Османов Магомеднаби, Кадиев Омар, Раджабов Омар-магомед, чабаны: Магомедов Магомедшапи, Абдулмуталибов Магомедрасул, Абдуллаев Халил, Абдуллаев Магомед (чан), Абдуллаев Нажмудин, Гаджиев Газимагомед, Магомедов Пайзула, Тинамагомедов Бадрудин, Гаджиев Магомедамин, Шапиев Магомед, Джамалудинов Хабибула, Абдуллаев Магомед (нач), Зиявудинов Магомед (ветврач). По 1.5 месяца весной и осенью перегоняли они отары с Кочубейской зоны в горы без элементарных бытовых условий, в дождь и в пургу, бурка заменяла им крышу, булыжник заменял подушку. Чем не горы труда? Но орден Трудового Красного Знамени получил только Магомедов Пайзула.

Особо считаю необходимым отметить не менее героический труд (если не больше) женщин. Работали в колхозе, воспитали и вырастили детей без мужа. Некоторые скрывали от маленьких детей смерть отца. Вот неполный перечень этих женщин: Курамагомедова Марин, Абдулазизова Хати-мат, Херова Разият, Султанова Патимат, Абумуслимова Марин, Абулмуслимова Айшат, Алиева Заидат - отправила на фронт 3-х сыновей, 2 погибли, третий объявился только в 56 году. Все они еще после войны долго продолжали работать, как всегда, забывая себя.

В 1947 г. у нас. был уже свой колхоз, отделились от Ирибского колхоза. Первым председателем колхоза им. Калинина был Лекав Абас из Ириба, его заменил Раджабов Омар из Гоаба. Только 3-й председатель колхоза, на короткое время, Раджабомаров Магомед был из Нукуша. Умер Сталин, к власти пришел Хрущев. Уже он начал свои реорганизации и эксперименты над народом, колхозы опять объединили, повысилась роль и значение труда. Чабан и доярка в 60-х годах были уважаемыми людьми на селе. О них слагали песни, писали книги, создавали кинофильмы.

Мы опять были в составе колхоза им. Орджоникидзе. Председателем колхоза был Мусаев Расул из Чарода. Когда председателем колхоза был Хайбулаев Раджаб из с. Доронуб, наш сельчанин Абдулсамадов Идрис работал председателем с/совета. Идрис долго работал на этой должности. Работал он и секретарем парторганизации колхоза, потом до 90-х годов работал председателем колхоза. Где бы ни работал, он умел убеждать людей, обладал большими организаторскими способностями.

Фронтовик Исмаилов Магомедшарип работал на руководящих работах в колхозе им. Орджоникидзе в 50-60-х годах. После сорока лет поступил учиться в Хасавюртовский сельскохозяйственный техникум. Работал аграномом колхоза вместе с Тинамагомедовым Мухтаром. Они посадили и вырастили прекрасный сад в местечке "Лъарахъ". Их уже нет в живых, а сад до сих пор стоит, как память о них.

Как ветврач района и колхозов не малую роль в развитии овцеводства сыграл и Зиявудинов Магомед. После 40 лет поступил в Дагсельхозинститут.

Но не все могли быть чабанами и доярками. В горах еще не было электричества. Люди работали так, как работали и 1000 лет назад. После войны бывшие фронтовики поняли, что где-то люди живут лучше, по другому зарабатывают себе хлеб насущный. В 60-х годах колхозникам уже начали выдавать паспорта. Начался переселенческий процесс. Начался он как-то стихийно. Продуманной государственной политики здесь не было. У партии и правительства были свои заботы, они больше заботились об освобождении угнетенных народов Африки, Азии, Америки. Одним словом, горцы не хотели ждать до конца мировой революции и тихо начали решать свои проблемы сами.

Переселилась часть нукушцев в Шамхал, Ленинкент, в Махачкалу. Первыми переселенцами были: Османов Омар, Кадыров Магомед, Саидов Магомед, Идрисов Макашарип, Гаджиев Давуд, Саидов Абдухалик, Магомеднабиев Султан, семья Курамагомедовых, мать Марин, братья Асхаб, Абдул-вагаб и Зубаир, Кадыров Пахрудин, Тинмагомедов Мухтар, Раджабов Омар, Султанова Патимат, Алиева Хастат, а часть переселилась в Махачкалу уже позже.

Магомеднабиев Султанахмед был одним из первых руководителей села на плоскости. Более 20 лет он работал в Шамхале на руководящих должностях, был представителем поселкового совета, Парторгом, главным агрономом. Где бы он ни работал, проявлял к людям доброжелательность. Нужно было видеть Шамхал в те годы, ни улиц нормальных, ни воды. Газ здесь появился только в 2000 году. Умер Султанахмед рано, но осталось его доброе имя. Не это ли главное, что мы оставляем на этом свете. Также с теплотой отзываются в Шамхале о Курамагомедове Асхабе, Тинмагомедове Мухта-рудине. Ни одно мероприятие в Шамхале не проходило без участия Асхаба. Асхаб, как строитель, столяр, помогал односельчанам, был веселым заводилой организованной помощи. Говоря о переселенцах, никак нельзя не вспомнить о Мака-шарипе, Давуде и "примкнувшего" к ним Гусейне. (Юазончи) - смысловой значение человек законный. Так шутя, называли его односельчане и ему это нравилось. Мы все помним их, как веселых балагуров. Но в жизни им не очень везло.

Родителей Макашарип лишился рано. В 20 лет был призван в армию. Был на фронтах, попал в плен, получил 25 лет, из них отсидел 10. Вернулся на Родину, по привычке будто бы, и на Родине дважды был судим по разным причинам. Итого отсидел 17 лет, но человеколюбие не потерял. Как вещественное доказательство сказанному, сохранилось его письмо, написаное в 1947 г. из Норильска, где он передает более 90 приветов односельчанам. А в селении у него не было ни дома, ни близких родственников, кроме жены двоюродного брата. Если речь идет о крепких орешках, уместно здесь вспомнить судьбу другого фронтовика. Магомедов Ниматула тоже фронтовик, принимал участие во многих боях, по воле судьбы, а может по вине командиров, попал в плен, расплачиваться пришлось ему - получил 25, отсидел из них 10, 10 лет работал на вреднейших рудниках Магадана. Голодал, замерзал, когда кругом не было нечего есть, голод утолял снегом, но выдержал, не упал духом. Вернулся домой. Еще долго работал завгаром колхоза. Пользовался большим уважением в районе и в селе. Был веселым оптимистом. В селении сейчас осталось несколько хозяйств, колхоза нет, ничего нет. А в 50-х годах было более 100 хозяйств, жизнь кипела, особенно весной и осенью, когда возвращались чабаны с отарами овец. Молодежь и старики тянутся на плоскость, в горах работать никто не хочет. Нам, старикам, кажется, что жили бы там, душа тянется в горы, а тело привыкло к удобствам и через несколько дней проведенных в горах, ты уже ищешь причину, как бы уехать домой. Дома наши знакомые горы и леса, реки, которые без уст ли грохоча, уносит к морю свои воды, все - осталось там, высоко в горах.

Ниже приведены примеры тех, кто мог найти работу не только себе, а смог помочь многим односельчанам.

Профтехучилище №17, где в свое время работал Ибрагимов Ибрагим, была кузницей кадров для односельчан. Ибрагим дал многим направление в жизни, помог открыть свои собственные столярные цеха и сейчас продолжает быть наставником молодежи. Саидов Гаджимурад собрал много односельчан в телецентре и ребята успешно работают. Военный комиссар Тинамагомедов Магомед без устали помогает не только односельчанам, но и многим землякам района.

Сверкают погоны на плечах молодых ребят из села, хочется надеяться, что через определенное время кто-то станет из них генералом или военным комиссаром республики.

Вот уже более 30 лет помогают не только односельчанам, но целому району и не устают Омар и Саидат. Благодаря им аэропорт стал для нукушцев родным. Сейчас проблема с билетами не та, что было раньше. Скольким чародинцам они оказали помощь это не счесть. ПМК - 1, которую создали братья Джахбаровы (Джахбар и Магомед) сейчас ООО, где руководителем является Зиявудинов Осман, по праву называют "Нукушской". Есть у нас свои спонсоры и в Москве -это братья Абдусамадовы (Тайиб, Хизри).

Нукушцы из числа молодежи по своей инициативе сами создали оперативную группу. В случае необходимости, оказывают экстреную помощь сельчанам, попавшим в беду. Возглавляет эту грукпу Кадыров Магомед (Шамхальский Магомед).

Вопросы взаимодействия с правоохранительными органами помогает реулировать помощник прокурора Ленинского района Тинамагомедов Башир, а также в эту группу входят: Магомедов Раджаб, Магомедов Исак, Абдулхамидов Расул, Газимагомедов Магомед, Тинамагомедов Магомед ГАИ и Исмаилов Рамазан.

Участники ВОВ из с. Нукуш. В армию были призваны из села 33 чел., многие из них были юношеского возраста. Были и добровольцы среди них. По рассказам самих же участников, многие не хотели идти на войну, хотя сейчас пишут разное, и не всегда объективное. У каждого своя судьба и не все были героями, их уже нет в живых, поэтому не мы им судьи.

Много женщин со всего Дагестана были мобилизованы в трудовую армию в том числе и из нашего села были пятеро: Магомедшапиева Умахабибат, Омарова Патимат, Ахмаева Зулейхат, Исмаилова Хава, Ахмаева Равзат.

Война оставила свой кровавый след в каждой семье. Участники Великой Отечественной войны были ранены не только телесно, но и душевно от ужасов пережитого. Матери еще долго оплакивали своих сыновей. Вечная память погибшим!

Мы не можем о всех нукушцах отзываться лестно, но мы можем с уверенностью отметить, что зятья и невестки из других селений нам достались лучшие из лучших. Их трудно отличить от коренных жителей. Так они влились в ритм жизни нашего села. Если речь идет об их общественно-полезном труде, то они занимали и занимают значимые места в организациях города и республики.

1. Абдулазизов Тинамагомед - окончив педагогический Университет, долгое время работал учителем в Цурибской СШ. Сейчас работает директором Дагестанского филиала военно-мемориальной компании России.
Магомедов Бадрудин имеет высшее юридическое обра­зование. Работает следователем в Советском районном про­куратуре.
Ибрагимов Магомед - получил высшее технологическое образование (виноделие), работу по специальности, оставил религиозное образование, и сейчас является главным редак­тором газеты "Ассалам".
Омаров Магомед - получил диплом двух вузов, много лет работал в органах МВД начальником школы милиции. Будучи на пенсии, создал охранную службу республиканско­го значения, где работает более 300 чел., среди них много нукушцев.

Не будем говорить о достоинствах невесток села, они продолжают и умножают лучшие традиции села. Нукушские невесты ни чуть не хуже, чем зятья.

Религия и нукушцы. Древние нукушцы, как и наши соседи, жили по шариатским законам, соблюдали обычаи и религиозные обряды.

Лет двести тому назад в центре села был построен "ха-вуз" (баня из больших каменных плит) Вода конечно холодная. Там же приспособили помещение под мечеть. Была у нас в селе и главная мечеть, в советское время ее закрыли, а потом и вовсе развалилась. Сейчас восстановили с помощью городских нукушцев. На 15-20 хозяйств в селе есть и мулла. Верующим почет и угажение. В селе всегда были богословы и алимы.

Может поэтому Нукуш был центром дискуссий по та-рикату, здесь приводили в исполнение наказание нарушителей шариатского закона. Нам еще в детстве показывали место перед школой, где была большая яма "диванхана"

Вот имена некоторых арабистов-алимов: Шуайб дибир, Хасанмухун дибир, Закари дибир, Хаджимухун дибир, Абду-рахим дибир, Усманмухун дибир, Исмаилхаджи дибир.


Очень трудно писать историю села изолируя от жизни соседей, почти невозможно. Ведь живем мы, вернее жили рядом, на одних и тех же скудных каменных склонах, где в изобилии только одни скалы. Кпхоз у нас был один и тот же, за исключением семилетнего развода, а сельсовет все время был один. Выполняли одну и ту же работу. В горах и в Кочубей-ской зоне были вместе.

Все жили и живут дружной семьей. Рулдабцы отличаются гостеприимством, Ирибцы - веселым нравом и шутками, Хинубцы - юмором и музыкально-танцевальным талантом.

Нет, разделить нас трудно, почти невозможно. Мы все сёла - одно село - одна большая семья. Вместе нам веселее. Вместе мы можем очень многое, хотя селения имеют разные названия.

Омаров Султанмажид

5 комментариев (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
-
29.02.2016

Султанмажид Кадиевич, когда мы пишем что то для публичного чтения,тем более всё, что здесь написано, наши потомки будут принимать за 100% истину, мы должны быть точными в определениях. Итак: Ибрагьимил Абдула ан-Нукуши был назначен наибом в 1841 году имамом Шамилем в Унцукуле . ( Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У. Хроника Иманмухаммада Гигатлинского - текст Х!Х в. об истории Имамата. Махачкала, 2010,с.129.) Он же был наибом и при русских после "пленения" имама. Как он сам указывает в письме муфтию Г!усману аль Г!ири , у него было офицерское звание подпоручик. У него было (по доступным мне данным) 5 сыновей : Али-поручик, Гаджимагомед, Усман,Х!ерачи и Ибрагим переехали в Хецуб -все "сын офицера" по посемейным спискам 1886 г. Паломник двух святынь Хасан из Нукуша был одним из руководителей восстания 1877г. Умер в тьюрме в Темирхан Шуре, а его жена Бахарчу(?) и две её дочери были высланы в г. Опочка (Упушка) Псковской губернии. Об этом имеются записи в библиотеке Г!усман Дибира аль Г!ири.(согласно Ш.М. Хапизову). Баг!армесед был не из Нукуша. На памятнике под Согратлем - ошибка.

-
02.03.2016

По моему тут ошибка . Думаю, что Али - не сын Абдулы Нукушского . После уточнения напишу

Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района являются карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не рабы! Мы не хунзахцы! У нас есть свои языки и свои корни!

Исключительно райский уголок!!!

26.02.2014

ТОЧНО!

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
http://gazpetrol.ru/ цены на дизельное топливо стоимость дизтоплива.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru