Односельчане.ru

Название села Гоаб произошло от слов собака и овца. Дело в том, что с давних времен люди промышляли скотоводством. А для того, чтобы охранять скот, необходима была собака. Так и стали друзьями собака и овца. Неизвестно сколько лет селению Гоаб, когда оно возникло.

Жители селения Гоаб состоят из следующих тухумов: Ахмед Гасановы (гормачи. мирзинцы. метекубцы. махли, ильи. пащи, унхи, узубы, Усуп Гусейновы (чохокни. абдальцы, ункханчи. Основателями селения являются махлинцы и узубы.

Рождение сына ознаменовалось большой радостью, организацией застолья. Если вдруг отец с этим сыном приходил на го декан, все находящиеся там мужчины бросали жребий: выигравшие трое имели право взять с собой еще по одному человеку и идти отмечать рождение мальчика. Заодно приглашенные на торжество дарили новорожденному подарки. Кроме того, при рождении сына резали двух баранов, а при рождении дочери - одного.

Сыновей на религиозные мероприятия, такие как раздача садака милостыни, Курбан-байрам не пускали до исполнения им 15-летнего возраста. После этого отец брал сына на сходку джамаата и объявлял, что сын уже повзрослел, поумнел. Теперь сыну можно было посещать годекан, участвовать в церемонии раздачи саадака и т. д.

Сына женили по выбору родителей и свадьбы ничем не отличались от свадеб в других селах района.

Если человек умирал, все село участвовало при погребении умершего: читали зикру, 3 дня на могиле усопшего читали Коран, 7 дней утром и вечером мужчины читают на кладбище къулгьу; мужчины 3 дня, а женщины 10 дней посещают дом усопшего для поминания.

Обычаем было прошение дождя у Всевышнего во время засухи, делая садака, произнося зикру, посещая могилы шейхов-устазов.

На гоабском кладбище похоронены больше десяти шейхов. Аул Гоаб очень гостеприимный. Пришедшего спрашивали, есть ли у него где остановиться. Если нет, то каждый аульчанин торопился пригласить его в свой дом, объявляя того кунаком.

В селении были свои развлечение, игры, такие как ханапа - найти друг друга; бросание камня - кто из взрослых подальше бросит камень и т. д.

Одежда мужская - шапка кожаная, нижняя рубашка из бязи, верхняя одежда, в том числе, шуба, ремень - из кожи, кожаные брюки, зенгер - сапоги из кожи внутри утепленные. Дома строили из камня. Дверь необычно низкая, войти можно было только пригнувшись. Прямо посреди комнаты зажигали огонь, дым выходил из отверстия на потолке в одном доме жили семьи 4-5 братьев.

Земли у богатых было много, а у бедняков мало, были и такие, у кого и вовсе земли не было. Богатые приглашали бедняков за обед и в течение короткого времени справлялись с пахотой. Очень бедные жили за счет закаата со стороны более имущих или работая на более богатых. Орудием пахоты был плуг, изготовленный местным мастером, для сенокоса -серп, тоже сделанный кузнецом. В хозяйстве использовали ишаков, коней, да и женщины на спине носили немалый груз сена, зерна и т.д.

У гоабцев очень обширные луга, пастбища, вплоть до границы с тляратинцами. В советский период в горах гоабцев паслись 6 отар овец по 1200 голов в каждой, 200 крупный рогатый скот в 200 и табун лошадей в 120 голов. До революции в своем владении 7 человек имели 15000 овец-коз, около 1000 КРС и около 300 голов коней. К примеру, у Джаватхана было 5000 овец-коз, 30 коров 10 волов, 10 коней. После революции он и еще четверо были объявлены кулаками, у них было отнято все. а сами они исчезли бесследно.

У гоабцев был обычай собираться у очага: соседи, родственники приходили друг к другу провести вечер, поделиться новостями, пошутить, рассказать сказки.

Взаимопомощь у гоабцев очень сильно развита: когда строили дом или покрывали его крышей, все село приходило помогать, кто чем мог, и, бывало что даже в одни сутки заканчивали полностью домостроение.
Раздача молока - это очень большое садака всего аула. В день начала лета собирают молоко со всего скота, в том числе овец, коз, делают из него сыр раздают его и всем членам аула чтобы Аллах смилостивился над животными, берег их и приумножал.

Музыкальными инструментами были зурна, барабан и свирель. Прославленным зурначом в ауле был Лабазанов Курбан. Игрою на зурне он воодушевлял аульских парней выступить на стороне Шамиля. Перед боем Шамиль просил его играть, и битвы бывали успешными.

Убийство человека очень осуждалось. Но закон был мягким, после убийства человека, между тухумами устанавливали мир. Если это не помогало, то добивались ответной меры. Если примирение не удавалось, убийцу отправляли в дальние аулы - Гуниб, Акуша, Хунзах и т. д.

В Гоаба имеется башня, по рассказам стариков, ее построили, чтобы знать время намаза. Еще в доисламское время в Гоабе была крепость (ханши), свидетельством тому является еще не полностью исчезнувший канал для проведения воды с горы в крепость.

В Гоабе есть начальная школа, построенная в 1958 году. Директором работает - Тажудинов Ахмед. Учителями работали пришедшие из других сел и приезжие: это ныне покойный уважаемый профессор Ахмед Закарьяев из Рулдаба; АбДула Даганов из Гочоба народный поэт Дагестана, Николаи Николаевич (русский), Шайихмагомед Зулумханов, Джаннат.

Исаев Рамазан

4 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев).

heart of a champion пишет:
09.07.2013

хочу добавить к коментарию Гасана Магомедова, что Насрула Магомедов является почётным работником оброзования Российской Федерации! Эту информацию можно наити http://kaspiysk8.dagschool.com/uchitelya.php

Gasan magomedov пишет:
17.02.2013

ИСТОРИЯ ГОАБа

Уважаемые Гоабцы!

Прошу Вас изложить краткую информацию об истории села, о выходцах нашего села в истории и современности, о местах компактного проживания. На сайте односельчане ру самая скудная информация о нашем селе. Давайте каждый из нас узнает у старшего поколения когда образовалось село, какие тухумы есть, как они появились.

У нас также есть Шейхи, о которых я думаю мало кто знает из молодежи не проживающих в селе, необходимо как можно по подробней о них написать.

Есть также учасники Великой отечественной войны, участники Кавказской войны - прошу о них рассказать.

На сегодняшний день выходцы Гоаба проживают в различных уголках Дагестана и за прелелами. Хотелось бы, чтоб Вы написали об уважаемых людях, которые являются примером для подрожания.

На мой взгляд одними из них являются:

Кечулаев Магомед Курбанович- заведующий отделом реанимации Валдайской больницы;

Давудмагомедов Абас Гусейнович- бизнесмен и меценат, кавалер ордена Петра Великого за вклад в развитие строительной отрасли России;

Кечулаев Исрапиль Курбанович- 1- й кандидат медицинских наук, кардиолог;

Магомедов Насрула Гасанович- судя всероссийской котегории по волейболу, без которого не проходя ни одни соревнования в Дагестане.

Магомедов Махмуд Тажудинович- руководитель счетной палаты района;

Абид- один из руководителей таможни республики Дагестан

Также хочется отметить молодых ребят у которых все впереди, но которыми мы также можем гордится:

Ислам- победитель многих соревнований по самбо и рукопашному бою;

2-е поколение Кечулаевых являющимися прекрасными медиками;

Касума сын Раджаб -работает в Министерстве обороны.

У нас есть очень много достойных и уважаемых людей, но в связи с незнанием их прошу Вас написать о них.

По итогу всего этого я думаю мы напишем небольшой рассказ о нашем селе, а также о выходцах, являющимися примером,о которых мы должны знать.

Прошу не дублировать.

16.05.2013
Комментарий удален
Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
Самый простой и недорогой тюнинг лексуса gs 300 - установить ксенон или ангельские глазки.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru