Односельчане.ru
Поделиться:

Татары (самоназвание - татар) в России насчитывают 5522 тыс. человек, в Татарии - 1765.6 тыс. чел., Башкирии - 1220.6 тыс. чел-., Чувашии - 35,7 тыс. чел., Удмуртии -110,5 тыс. чел., Мордовии - 47, тыс. чел., Марийской Республике -43,3 тыс. чел. Они живут также в странах СНГ и в других республиках Российской Федерации. В СССР числилось 6,5 млн. чел. В Дагестане, по переписи 2002 г., живут более 4 тыс. чел.

Татары делятся на четыре этнотерриториальные группы: казахские, астраханские, крымские, сибирские. Язык - татарский, относится к тюркским языкам кыпчакской группы, литовские татары перешли на белорусский язык. Верующие татары - мусульмане - сунниты.

Монголо-татарское нашествие в корне перекроило этническую карту Северного Кавказа и существенно отразилось на процессах этногенеза народов, социально-экономическом и культурном развитии населения Дагестана. Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племен в У1-1Х вв., в конце ХГХ -начале XX в он закрепился как общий этноним татар. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения.

Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп. В XV-XVII вв. это население, жившее в Астраханском ханстве (1459 -1556), частично в Ногайской Орде и отдельных ногайских княжествах (Большие и Малые ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев. Среди астраханских татар имеются и отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки. С XVIII века усилилось этническое взаимодействие астраханских татар с волго-уральскими. В отдельных группах астраханских татар - в юртовских татарах и карагашах - различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов. Среди части астраханских татар бытовал этноним «ногайцы», «карагаши».

Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров. В XVIII - начале XX века усилились этнические контакты сибирских татар с волго-уральскими. По переписи 1926 года многие из них считались нагай-баками.

Татары при нашествии большой численностью не останавливались и не выбирали новое местожительство. Этим, видимо, объясняется отсутствие в республиках Северного Кавказа специальных больших поселений. Национальный состав населения показывает, что в XX в. татары оказались в небольшом количестве. Например, в 1959 г. в Дагестане их было 12 тыс. чел., в 1970 г.- 8 тыс. чел., в 1969 г. - 5,3 тыс. чел., 1998 г. - 4 тыс. чел.

Татары жили в Дагестане с давних времен, но их число в Дагестане резко увеличилось в 21-22 годы XX в., когда разразился страшный голод в Татарии и Приволжских областях. В те годы здесь жило около 20 тыс. чел. Многие из них навсегда остались в Дагестане. Например, Акчурин Абузер с семьей приехал из Саратовской губернии, работал в Костеке. Его дочь Акчурина Зулиха с 1925 г. работала учительницей в Костеке, затем до 1938 г. в Хасавюрте в опорной кумыкской школе № 2. Зулиха стала кандидатом биологических наук, работала научным сотрудником в Дагестанском филиале Академии наук СССР.

В 1920 г. образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991 преобразована в Республику Татарстан.

Как отмечалось выше, татары живут в основном в 6-7 областях и республиках РФ и в бывших республиках СССР, а также в республиках Северного Кавказа.

Традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю.

Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, свиней. В степной зоне стада были значительными, а у оренбургских и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Для татар характерна особая любовь к лошади - наследию кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток, в последнее время - индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Южном Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство. Традиционным для волго-уральских татар было пчеловодство.

Традиционными, особенно для казанских татар, были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие. Обладали высоким мастерством в обработке кожи овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказанье в XVIII -XIX веках возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в XIX веке - кожевенные, суконные и другие заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы. Многие крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме (портные, шерстобиты, красильщики, плотники).
Исконными для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность. Татары практически монополизировали мелкую торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татарами.
У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни (аул) в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для татар Предкамья, части Приуралья характерны селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые селения татар Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства вплоть до конца XIX-XX века сохраняли кучевую гнездовую формы расселения беспорядочную планировку отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и тд. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т.д.

В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы, о лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка). Крупные поселения зачастую являлись волостными цензами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для административного функционирования здания.

Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны (т.н. «штаны с широким шагом»). Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальным нагрудным украшением изу.

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дублёные шубы.

Головной убор мужчин - четырёхклинная полусферической формы тюбетейка. Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной» гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины - покрывала) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женская шапочка - калфак -вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп татар, кроме кряшен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие русских женщин. Многочисленны женские украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты. В сельской местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты.
Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, т.н. «казанские сапожки». Рабочей обувью служили лапти татарского образца.

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища - супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленую колбасу (казы-лык). Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога) и др. Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки - чай, айран - смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда - элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (балмай), - свадебное блюдо и др.

Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах до начала XX века существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества. Браки совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек.

В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, т.е. о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в т.ч. религиозный обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфической особенностью свадебных застолий казанских татар являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин.
Наиболее значительные мусульманские праздники: Корбан гаете связан с жертвоприношением, Ураза гаете отмечается по окончании 30-дневного поста и день рождения пророка Мухаммеда - Мэулид. Крещёные татары отмечали христианские праздники.

Ради объективности надо подчеркнуть, что велик вклад татар в развитие экономики и культуры Дагестана. Первые мектебы и медресе на татарском языке в Дагестане были открыты еще в ХУП-ХЕК вв. Дети богатых мусульман Кизляра занимались при мечетях, обучались чтению Корана и арабской письменности. В одной из Кизлярских мечетей в конце XVIII века, - пишет профессор А.-Г. Гаджиев, - работал ученый из Казани Муххамед Амин. В начале XX в. впервые в с. Аксай открыли новомодное медресе на татарском языке, где получили образование Зайнуладиб Батырмурзаев, Багаутдин Астемиров и др. известные деятели Дагестана. Татары помогли открыть первую типографию в Темир-Хан-Шуре. В открытие школ для ногайцев в конце ХГХ в. свой вклад внес Телимжан Ибрагимов. В начале XX в. в ногайском ауле в Кизлярском районе он открыл первую школу, где учились дети состоятельных ногайцев. Достойное место в истории создания дагестанского радио занимает Нури Хайрулин. Он в 1924 г. смастерил первый в республике радиоприемник.

Среди передовиков производства были и татары. Стахановец завода «Двигательстрой» Гайфулла Гарифулин - бригадир слесарей-монтажников. Татары в 50-е годы XX века, в 4-й пятилетке, отличились среди нефтяников. Махмудов Махмуд на нефтеперегонном заводе отличился высокой производительностью труда, внедрил много рацпредложений.

Диктор вещания на кумыкском языке Галина Джамалудиновна Бекбулатова работала на радио почти 60 лет. Ее голос звучал в эфире почти 3 тыс. часов, в переводе на машинописные страницы текста это около 90 тыс. страниц. В Дагестане известны имена преподавателя медресе в с. Аксай в нач. XX в. Исаака Эфенди, редактора кумыкской газеты Ленин Елу Валиюллаева, зам. министра мелиорации Дагестана Енилеева, олимпийского чемпиона, фехтовальщика Назлымова, наркомзема Дагестана Акджигитиева, репрессированного в 1938 году, организатора и руководителя татарского культурного центра в Дагестане Мустафина Равиля, директора бывшего ресторана «Лезгинка» Сайфуллина Равиля, бывшего ответственного секретаря Дагестанского отделения ВООПИК, члена Союза журналистов СССР, участника ВОВ Хасаншина Хайдара Газиевича и многих других.

Народы Дагестана не живут своими узкими замкнутыми интересами, а проявляют большой интерес к жизни и культуре других народов, в том числе проживающих в нашей республике.

М. Курбанов, журнал "Народы Дагестана", №6, 2006 г.

2 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
04.11.2015

Какие еще "дагестанские татары"? Нет такого народа в Дагестане. Может просто татары, которые живут в Дагестане?

Kirei Kireev пишет:
22.04.2014

Как совершенно верно выразился доктор исторических наук Д.М. Исхаков в одной своей книге, "подлинная история татар,народа во всех отношениях исторического, еще не написана". Но после этого, в 2005-20013 гг., вышли статьи и книги независимого татарского историка и профессионального правозащитника Г.Р Еникеева.

Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского аксакала Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, ... разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, понимающий свое предначертание, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение».

Читайте отзывы Рафката Галими и других татарских мыслящих и просвещенных людей на книги Г.Р. Еникеева на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/

Там же главы из книг и статьи Г. Еникеева.

В Год Татарской истории (2012 г.) вышли 2-я и 3-я книги серии "Татарский след в истории России и Евразии" - "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар".

В этом году эти книги изданы дополнительными тиражами. Книги этой серии издаются на средства, собранные татарским народом, вернее, на средства татарских подвижников-каhарманов.

Автор книг - независимый татарский историк Гали Еникей (Гали Еникеев). Книга “Наследие татар” написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы.

Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ

Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на русском и английском языках: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website:

http://www.smashwords.com/profile/view/MIG17

   
Техническая эксплуатация коммерческой недвижимости в Москве (комплексное обслуживание).
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru