Односельчане.ru
Поделиться:

Политические и экономические условия. в которых находились армяне на протяжении своей многовековой истории, привели к их расселению почти во всех частях света.

Армения, расположенная на стыке международных путей, связывающих Восток с Западом, постоянно была театром военных действий для соседних государств. В древности на ее территории происходили военные столкновения восточных деспотий - Ассирии. Вавилона, Ирана. Армения, могущественное рабовладельческое государство, боролась с Грецией и Римом. В V в. н. э., ставшая объектом соперничества между Римской империей и Сасанидским Ираном, она лишилась своей государственной целостности и самостоятельности.

Ученый Омаров Муса Магомедович утверждает, что при армянских царях Трдате IV (287-330) и Хосрове II (330-338) христианство распространяется не только в Армении, но и в Албании. Оно распространилось вплоть до Дербента, о чем свидетельствует и христианская часовня, сооруженная на месте гибели Святого Григория (рядом с городищем Торопах-Кала близ с.Билиджи). В IV-V в. н.э. влияние христианской Армении на Албанию усиливается. Армяне посылают миссионеров для распространения христианства среди дагестанских гуннов. Чуть позже в Дербенте строят армянскую церковь. ВIV в. армянский просветитель Месроп Маштоц разработал албанскую азбуку на основе разработанного им же самим армянского алфавита, в другой редакции - возобновил албанский алфавит. Многие ученые утверждают, что албанский язык относится к дагестанским языкам, принадлежащим народностям лезгинской группы.

Новая волна миграции армян на Северный Кавказ в конце XIX в. и особенно в начале XX в. вызвана геноцидом в Турции.

В Дагестане, по официальным данным, проживает около 6 тыс. армян, которые принимают активное участие в экономической, общественной и культурной жизни республики. В 1959 году их было 6630 человек, в 1970г. - 6615 человек, в 1979г.- 6463 человек, в 1989г. -6260 человек.

Наибольшие темпы роста численности армянского населения в республике происходили в предвоенные годы и первое послевоенное десятилетие, что объясняется процессом широкого строительства промышленных предприятий в довоенный период, а также восстановлением народного хозяйства после войны и, как следствие, притоком в республику специалистов различных национальностей, в том числе и армян.

Недалеко от Кизляра имеется небольшое армянское село Карабаглы, основанное карабахскими армянами в конце XVIII в. Они родом с Нагорного Карабаха. Из-за притеснения со стороны Турции десятки тысяч армян уехали на Северный Кавказ. По указу Павла I от 1 мая 1797 года армян из Карабаха и Дербента заселили в Кизляр, а часть на притоках р. Терек, где было образовано с. Карабаглы. Второй, более заметный, этап переселения состоялся в 90-х годах XX в. в период карабахского конфликта. Во время этих событий беженцы из Азербайджана и Нагорного Карабаха попали в Дагестан.
Материалы переписей 1959-1989 гг. фиксируют сокращение численности армян в сельской местности, 94 % армян проживало в городах.

В 1989 г. их было 6260 человек, а в 2002 г. - 5702, т. е. численность армян снизилась на 558 человек. На конец 2001 г. численость армянского населения в Дагестане насчитывала 5,4 тыс. чел.
Сокращение численности армян в Дагестане происходило в указанный период как за счет их миграционного оттока из республики, так и за счет минусового показателя естественного прироста населения.

Наиболее многочисленная прослойка армянского населения в Дагестане - строители и работники сферы обслуживания. Большой процент армянского городского населения составляет интеллигенция: врачи, учителя, инженеры, деятели искусства, государственные служащие.

Интересно отметить, что 0,3 % армянского населения Дагестана в качестве родного языка назвали языки народов Дагестана. Большинство молодежи практически не владеет армянским языком. Для армянского населения Дагестана характерно двуязычие, что вполне естественно в условиях полиэтничной среды, так как обусловлено практической необходимостью.

Армянское население в Дагестане разделяется и по религиозной принадлежности. Среди дагестанских армян есть и григориане, и православные, и католики. Григорианами себя считают в основном выходцы из Армении. Армяне, приехавшие из других мест, или местные армяне в основном относят себя к православию и католичеству. Вероятно, главная причина этого - незнание того, к какому направлению христианства на самом деле относятся армяне, то есть какое направление считается официально принятым в Армении, незнание армянских религиозных традиций. Многие осознанно относят себя к православию или католичеству, так как крещены в православной или католической церкви (часто - из-за отсутствия армяно-григорианской), близкие родственники (супруг-супруга и др.) относятся к этим направлениям и по многим другим причинам.

Материалы социсследования филиала Ростовского госуниверситета в г.Махачкале в 2005 г. позволяют проследить ряд особенностей. Основная часть опрошенных не желает уезжать из Махачкалы «из-за привязанности к городу и народу», многие - «из-за родственных связей». Неудовлетворенность своим социальным статусом и материальным положением чувствуется лишь у небольшой части опрошенных. В качестве причин, по которым они хотели бы уехать из Махачкалы, приводятся в основном следующие: «...из-за отсутствия перспективы (в основном - для детей), из-за беспокойства за будущее детей», «...с целью улучшения материального положения». Среди причин отъезда отмечаются также: «Хочу вернуться на родину, где родился и вырос, хочу жить среди людей своей национальности», «По семейным обстоятельствам», «Из-за неспокойной политической обстановки». Для отъезда выбираются самые разные регионы, но большинство предполагаемых мигрантов собираются изменить место жительства в пределах РФ.

Армяне, как наследники древней культуры своей родины, переносят в те страны, в которые переселяются, культурные традиции армянского народа. Значительна роль армянского населения и в жизни Дагестана. Музыкальную жизнь города Кизляра конца XX-начала XXI в. невозможно представить без личностей Р. Меликяна, Н. Мкртычяна, Д. Согомоняна. Все они родились в Кизляре, где и начали свою музыкальную карьеру. Именем Р. Меликяна названо одно из музыкальных училищ Еревана.

Всем в Дагестане известна фамилия Агабабовых. Отец семейства А. Я. Агабабов был выходцем из Западной Армении. Родители жены - из Нагорного Карабаха.

Старший сын С. Агабабов внес великий вклад в музыкальную культуру Дагестана. В 1946 году С. Агабабов поступил в Дагестанский медицинский институт. Параллельно учился в музыкальном училище на теоретико-композиторском отделении. В студенческие годы организовал в медицинском институте хоровой коллектив, создал студенческий эстрадный ансамбль.

Он внес свой вклад и в дагестанский спорт, был нападающим, капитаном, а потом и тренером волейбольной команды республики. В 1951 г. С. Агабабов поступает в Московскую консерваторию, которую заканчивает в 1956 году с отличием. Ему принадлежат более ста произведений - песни, кантаты, инструментальные пьесы, симфонии.

Дело Сергея продолжил младший брат - А. Агабабов. Он известный в Дагестане и в России композитор, доцент, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской консерватории. Аркадий получил начальное музыкальное образование в Махачкалинском музыкальном училище им. Г.А. Гасанова. Другой брат Я. Агабабов и сестра М. Агабабова посвятили себя медицине. Яков работал хирургом, защитил кандидатскую диссертацию. Мария - опытный педиатр-инфекционист, помогла тысячам детей и сейчас, хотя и на пенсии, не может остаться равнодушной к боли или просто проблеме другого человека.
Уже долгие годы приносит людям здоровье и радость заслуженный врач РД, кандидат медицинских наук, доцент М.И. Чурукян. Она прошла большой жизненный путь: врач, ординатор, ассистент, заведующая кафедрой общей хирургии Дагмедакадемии. Сорок лет Мария Ивановна преподавала в ДМА. Она и сейчас оперирует больных.

По стопам матери пошел сын - Терещенко А. Г. Он врач, кандидат наук, в настоящее время работает главврачом онкодиспансера.

В республике пользуется большой известностью врач Саакова А.А. Она заведует отделением оперативной гинекологии 2-го роддома. Л.А. Амбарцумян - акушер-гинеколог. Многие женщины, которые ощутили радость материнства, с любовью вспоминают ее имя. В здравоохранительных органах Дагестана работают десятки врачей, фармацевтов, медицинских сестер, акушерок. Всех перечислить невозможно: З.Г. Манукова, Е.И. Балаянц, И. Мкртычян, Г. С. Григорян, Н.Г. Навоян, К. Степанян и многие другие. В госучреждениях работают А.Багдасарова, Б.К.Ваниянц, С.М. Григорян.

Большую роль в воспитании подрастающего поколения и студенческой молодежи, а также развитии культуры Дагестана играют Г.С. Мелконян, Г.В. Оганесян, К.Р. Саркисян, М.А. Астратьянц, Л. Айрапетян, Е.Г. Абрамян, Ж.В. Григорян, Р.Осипов, декан факультета культуры педуниверситета, С.С. Казарян, М.А. Плахарская, профессор ДГПУ, А.А. Мхитарян. В культурно-художественном воспитании молодежи большую роль играет «Молодежный центр культуры», которым руководит К.А. Мкртычан. Немало представителей армянского народа среди научной общественности Дагестана: Г.П. Ходжоян, Г.Л.Хачумов, А.Г.Агабеков, Т.С. Навасардова и др. Многие армяне внесли свой вклад в дагестанский спорт. В их ряду известные тренеры А. Карапетян, А. Маркаров, один из основателей детской юношеской спортивной школы олимпийского резерва, Ю. Шахмурадов, Г. Сафарян.

Армяне играли и продолжают играть большую роль в развитии промышленности, в строительстве Дагестана. Среди них выделяются Э.Каспаров, Г.Э. Попов, В.Г. Мелконян, Г. А. Арзуманов, А.М. Грикуров, Г.Г. Чалабянц. Всемирно известен коньячный завод Кизляра, директором которого является Владимир Саркисович Григорянц.

Отметим, что многие известные и общественно значимые здания Дагестана были проектированы и/или построены армянами. Армяне и сейчас принимают активное участие в строительстве Дагестана.
Немалый вклад в развитие экономики и в строительство Дагестана в настоящее время вносят армяне-предприниматели.

Среди них большой известностью пользуются В. Э. Пилоян (фирма «ВАН»), Г.В.Тадевосян (фирма «Звезда»), Г. Б.Аветистисян (сеть салонов «Сириус») и др.

И в конце хотелось бы обратить внимание на то, как обстоит дело с удовлетворением национально-культурных потребностей армянского населения. В конце анкеты нашего исследования мы попросили респондентов указать проблемы, которые, по их мнению наиболее важны для армян, живущих в Дагестане, и для семьи респондента в частности. В числе таких проблем назывались основном: отсутствие объединяющей силы – организованной армянской общины, армянского культурного центра, армянской школы, церкви, возможности приобщаться к армянской культуре, изучать обычаи, традиции своего народа, незнание многих элементов своей культуры; проблема изучения, сохранения языка. Проблемы личного характера - проблема жилья, трудоустройства - отводились на второй план.

На это хотелось бы обратить внимание властей и Армении, и Дагестана, а также представителей интеллигенции армянского народа в Дагестане, которые призваны сохранять и развивать культуру народа, способствовать сохранению самобытности нашей многовековой культуры. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию этнических отношений, основанных на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимопринятии /толерантности/.

Н.Д. Саркисян, старший преподаватель филиала Ростовского государственного университета, журнал "Народы Дагестана", № 2, 2006 г.

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
24.07.2011

Интересная статья!

   
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru