Односельчане.ru

Дидойская диаспора в Турции

Поделиться:

Недавно в одной из дагестанских газет появилась статья «О турецких дидойцах», где бывший главный врач Цунтинской районной больницы 3. Магомедов описывает жизнь и быт своих соотечественников в Турции. Ему довелось коротать долгие ночи в беседе с ними во время поездки в Турцию. Статья вызвала большой интерес. Национально-культурная автономия «Дидойцы» получила огромное количество писем от дидойцев, проживающих не только в районе, но и в переселенческих селах и городах Низменного Дагестана, с просьбой через республиканское печатное издание дать более полное разъяснение о том, как, когда, зачем попали дидойцы в эту страну, каковы их быт, культура. 

В поисках ответов на эти вопросы нам пришлось еще раз перелистать ранее собранные в Турции нашими работниками материалы, долго работать в библиотеках и госархивах Дагестана, беседовать с людьми, которые встречались в Турции с нашими соотечественниками. Многое удалось выяснить. Мы посчитали своим долгом предложить вниманию дагестанских читателей обобщенный нами материал.

Прежде всего наш интерес к дидойской диаспоре, проживающей в Турции, предполагал сбор информации о том, как они попали туда, как живут на чужбине, насколько им удалось сохранить свой язык, свои этнические и этнографические особенности в сравнении с нами Нам было интересно также узнать, каковы роль исторического прошлого в адаптации и интеграции этнической группы в новой среде, возможности сохранения и воспроизводства этнической самобытности и идентификации в условиях резко изменившейся турецкой социально-культурной среды. Мы надеемся, что эта информация будет способствовать установлению и упрочению чисто человеческих и родственных отношений, расширению культурных связей, ибо судьба наших соотечественников в Турции - это часть нашей национальной истории. Согласно архивным данным, массовое переселение наших горцев в Турцию приходится на 1859, 1878, 1899, 1904 и 1912 годы. По грубым подсчетам, около половины дидойцев в эти годы оказались беженцами и покидали Родину не от хорошей жизни. После пленения Имама Шамиля большая часть дагестанского общества была охвачена апатией. Все чаще в проповедях и личном общении духовные авторитеты стали указывать на то, что в Дагестане распространяется «купру» (безбожие).

Это вынуждало их искать и находить духовное освобождение, спасать и сохранять свою мораль, свою веру, национальность. Среди первых переселенцев на Восток были ученые – алимы, имевшие в мусульманском мире высокую репутацию, прекрасно знавшие классический арабский язык и занимавшие в иерархии духовенства весьма достойные позиции. Это переселение нанесло огромный и непоправимый ущерб генофонду, интеллектуальному потенциалу дагестанцев.

Вокруг вопроса о переселении в Турцию, оказывается, были откровенные провокации и авантюры, к которым прибегали лица нечестивые, с неудовлетворенными политическими амбициями и корыстными намерениями.

Горцам обещали райскую жизнь среди правоверных в Турции, говорили, как обеспокоен их судьбой глава мусульман - турецкий султан.

Впоследствии для многих переселенцев иллюзии о благополучной жизни в стране единоверцев обернулись разочарованиями и тоской по Родине. Вместо обещанных райских кущ многие нашли в Турции лишь последнее пристанище.

В переселенческой политике и турецкие власти преследовали свои цели, стараясь поселить воинственных горцев поближе к границам с Российской империей с учетом наличия пустующих или слабозаселенных, пригодных для сельского хозяйства земель, а также с целью решения внутренних этнических проблем. Оказывается, для Османской империи они нужны были не как этнополитический элемент, а как воины и пахари. А в случае возвращения их обратно царская Россия им предъявляла иск в преступлении «перехода в подданство иностранной державы». Тех, кто «несмотря на означенное воспрещение, найдет случай возвратиться на родину», князь А. Барятинский, тогдашний наместник царя на Кавказе приказывал арестовывать и «немедленно ссылать их внутрь России на поселение навсегда».

На начальном этапе царская Россия не только поддерживала переселение, но и подстегивала его, обрабатывая шейхов, мулл, распространяя воззвания турецких и дагестанских эмиссаров, призывающих к переселению в Турцию. В рапорте главнокомандующего Кавказской армией г. Министру иностранных дел России от 19 ноября 1859 года за № 78 написано: «Видя..., что многолетняя религиозная борьба на Кавказе приняла решительный оборот в пользу русского господства, считая священной обязанностью всякого истинного мусульманина воспользоваться случаем для перехода в подданство правоверного государя, сотни семей из Северного Кавказа устремились на юг».

Главной причиной переселения дагестанцев в Турцию стала колонизаторская, антиисламская политика царизма. Царские власти на Кавказе предписывали «увольнять желающих беспрепятственно».
 Выселение «кавказских мусульман» с «их родины и заселение кавказского края русскими переселенцами» рассматривалось как «важная государственная мера». Следовательно, переселившиеся в Турцию дагестанцы стали жертвами имперской политики царской России на Кавказе того периода.

Порядок переселения был следующий. Желающий переселиться подавал прошение на имя начальника округа. В этом прошении он указывал имена, возраст и родственные отношения тех, кто намерен отправиться в Турцию вместе с ним. Далее начальник округа переправлял это прошение с визой о своем согласии начальнику Дагестанской области. Последний, в свою очередь, давал письменный указ – разрешение на выдачу «заграничных паспортов», представляющих собой лист гербовой бумаги с печатью и, что интересно, без фотографии.

Вначале очень многие успели отправиться в Турцию на жительство под предлогом паломничества в Мекку в более упрощенной форме.

Турецкие власти неохотно шли на разрешение горцам своих отдельных поселений. Если и получали горцы такого рода разрешения, то хорошие места для создания сел уже были заняты местным населением. В основном наши горцы вначале расселялись в Карее и Карской области.

Чувство Родины - категория и нравственная, и историческая. Формируется оно веками. При всей универсальности любви к своей Родине у каждого народа и содержание и формы выражения этого природного, сопряженного с историей и культурой народа чувства - особенны и своеобразны.

До Октябрьской революции дидойцы Турции и Дагестана имели хоть какую-то возможность для поддержания связей со своими родственниками. В советский период не только прекратилась миграция в Турцию, но и напрочь были закрыты малейшие возможности установления связей с соотечественниками за рубежом.

Среди покинувших Родину дидойцев было много алимов, одаренных людей. Для относительно небольшого по численности народа, понесшего огромные людские, социально-экономические потери, переселение на чужбину каждой семьи, каждого человека было значимым. Ведь переселялись наиболее деятельные, активные во всех отношениях, элитные представители народа, которые в Турции практически исчезли бесследно, а оставшаяся часть ассимилировалась с турками. Следовательно, генофонду дидойского народа был нанесен существенный урон.

Вопросы межэтнического отношения в Турции однозначно регламентируются Конституцией страны: «Ст. 66. Каждый, кто связан узами гражданства с турецким государством, - турок. Ст. 120. Никакой иной язык, кроме турецкого, не может преподаваться турецким, гражданам в общеобразовательных учебных заведениях: в качестве родного языка».

Это привело к тому, что в Турции сегодня турком считается любой гражданин этой страны суннитского вероисповедания независимо от этнического происхождения.

Прямых свидетельств о насильственной туркизации дагестанской диаспоры в Османской империи нет. Из религиозных соображений их по идее и не могло быть. Тем не менее, турецкая статистика не содержит точных сведений о распределении населения по этнической принадлежности и языку. Процесс ассимиляции нашей диаспоры в Турции интенсивно продолжается.

Стремление к самосохранению, сильно развило в дагестанцах, живущих в Турции, чувства сплоченности, солидарности между собой. В Турции, как и в Азербайджане, нередко всех дагестанцев именуют лезгинами, правда, со следующими уточнениями. Аварцы, например, известны там под названием «кара-лезги» лакцы - как «бейаз-лезги», дидойцы (цезы) - как «эсас-лезги». Собирательным для всех представителей дагестанской диаспоры, наиболее употребительным как среди дагестанцев так и среди других жителей Турции является понятие «дагьистан-лилер».    

Дидойцы в основном живут в селениях Къазува, Замар-кой, Оважик, Решадие, Дереагъзи (все в Токате) и Читесхъала (в Сивасе). Утрата этнических свойств, в особенности родного языка, его почти полное вытеснение из бытовой речи становится существенной этнопсихологической характеристикой дагестанцев, живущих в Турции. Поэтому самая большая проблема нашей диаспоры - это проблема утраты языка. Кстати, по не совсем точным данным, в Турции проживает около 9,5 тыс. дидойцев. В средневековом государственном образовании - конфедеративном суперсоюзе вольных сельских обществ «Дидо» числилось 80 тыс. дидойцев.

В разные годы Кавказской войны более половины были уничтожены, вторая половина переселена, а в Дагестане, по переписи России 1886 г., осталось всего 5 тыс. чел. В сельских поселениях Турции, где компактно проживают дидойцы, можно встретить людей, озабоченных сохранением и возрождением культурного наследия своего народа. В с. Читесхъала несколько энтузиастов создали маленький музей дидойского народа. Они просят нас из Дидоэтии направить различные экспонаты, фотоиллюстрации и другие элементы материальной культуры своих предков. Многие из них изъявляют желание учиться дидойской письменности и подписаться на дидойские национальные печатные издания России, если таковые на родине имеются.

Дидойцы там также соблюдают дух цезского союза вольных обществ, управляемых старейшинами джамаата. Дома строят с художественной кладкой камней, применяя арочные конструкции. У многих имеются традиционные дагестанские адеисды - разновидности овчинных шуб, узорные носки, чухту, серебряные украшения, большие платки с бахромой. В рационе питания мясо, курдюк, сыр, травы, хинкал, ягоды, чуду, курзе. Они обязательно празднуют те праздники, которые отмечались их предками: дни встречи зимы, весны, увеселительные собрания, сопровождающиеся песнями, притчами, загадками, спортивными играми, иногда даже языческими обрядами. Все это говорит о том, что люди веками сохраняют любовь к своей земле, культуре, традициям, передают их из поколения в поколение.

Понимая этнокультурные потребности наших соотечественников в Турции и в целях расширения культурных связей с ними, национально-культурная автономия «Дидойцы» намерена оказать им посильную помощь.

Это очень важно, так как сегодня определяющими социально-культурный облик нашей диаспоры в Турции свойствами и показателями являются не этнографические особенности, а ориентация на зажиточную и комфортную жизнь. В Турции исторически сложилась тенденция притупления национального самосознания, и социальное самочувствие представителей любого народа здесь определяете гражданской, а не этнической принадлежностью.

Д. Магомедов, президент национально-культурной автономии, журнал "Народы Дагестана", 2005 г.

3 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Turgut UZUNDAG пишет:
18.06.2017

Osmaniye k?y?nde de tsez insanlar var. ayr?ca tsez kabilesinden bejtalarda var.

24.08.2013

Я, аварец по национальности из сел. Кулецма. Есть и из наших родственников, проживающих в Турции. Они родственники Ахмед Озавар. Очень бы хотелось установить контакт с ними да и со всеми выходцами из сел. Куецма, проживающими в Турции

Ben Avar k?kenli k?yleri. Kulecma. T?rkiye'de bizim yak?nlar? vard?r. Ahmed Ozavar akrabalar? onlar. Ger?ekten yapmak istiyorum ki?i ile onlar? ve t?m k?yleri ile. Kuecma, T?rkiye'de ikamet eden

Turgut UZUNDAG пишет:
20.04.2012

barkala

   
Календарь ростов открылся левый аксайский мост 2014 в личном календаре.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru