Односельчане.ru

Селение Багинуб находится на высоте 1960 метров над уровнем моря в 14 км от райцентра Цуриб. История его возникновения такова. В начале XVII века Казикумухское ханство на Кавказе было одним из сильнейших, подвластная этому ханству территория простиралась далеко от места проживания лакцев. Аварское и лак­ское население, которое проживало по соседству, знало оба языка, пере­нимало друг у друга понравившиеся обычаи, адаты. заключало межна­циональные браки. Более того, Кази-Кумухское ханство имело большое влияние на граничащие с ним авар­ские села и некоторые из них входи­ли в состав этого ханства. Например. 10 селений участка Рис-op Чародинского района, в которых проживали аварцы, являлись вассапьными владениями Кази-Кумухского хана. Есть предание, что основателями некоторых сел участка Рис-op, наряду с аварцами. были лакцы. Так вот, в описываемое время при дворе Кази-Кумухского хана служила или, точнее, воспитывалась отбор­ная молодежь из всех лакских сел. В эту группу подбирались молодые люди с отменным здоровьем, сильные и ловкие, из знатных и состоятельных семей. Эти молодые люди изучали различные науки, историю и особенно военное искусство. В числе этой элитной группы молодежи находился основатель селения Багинуб Чанкал Хасан. По преданию в горах, там, где распространялось ханство, общество делилось на четыре сословия. Первое - это хан и его род; второе- это Чанка; третье - это уздены. т.е. свободные крестьяне, ремесленники и т.д.и четвертое сословие- лагъ. т.е. раб.

Чанкал Хасан был из селения Хулисма Лакского района Он был высокого роста, необыкновенной физической силы, ловкий и смелый парень. Отличался большим трудолюбием, преуспевал в учебе и в военном искусстве, среди своих товарищей и пользовался уважением и любовью Но случилась беда. По какому-то случаю Чанкал Хасан и двоюродный брат хана поссорились, произошла драка и Хасан убил ханского родственника. Все знали, что хан никогда не простит ему убийство человека из своего рода. Друзья день -два скрывали Хасана, а потом предложили ему исчезнуть. Ночью он ушел из Кумуха.

Когда хан узнал об убийстве, немедленно потребовал к себе Хасана, но того уже и след простыл. Хан разослал людей по всем аулам, хуторам, лесам и пещерам и приказал найти и привести Хасана живым или мертвым. Но найти его не уда­лось, поиски продолжались долго. Наконец хан решил, что Хасана нет в Дагестане и прекратил поиски.

Тем временем Чанкал Хасан скрывался в маленьком аварском селении Мукутль. В то время там было около 10-15 дворов. Чанкал Хасан рассказал мукутлинцам все без утайки. В приграничных с лакцами аулах аварцы владели лакским языком. В этом плане трудностей не возникало. Мукутлинцам понравился юноша они пообещали ему помочь и спрятали на самом труднодоступном хуторе. Там он летом пас скот, а зимой ухаживал за ним. Несмотря на то. что поиски прекратились, Ха­сан не мог вернуться в родное селение Хулисма. Пока хан был жив, дорога туда ему была заказана. Ему ничего не оставалось, кроме как обосноваться в этих краях. Только этим можно объяснить тот факт, что он женился в возрасте около 45 лет на девушке моложе его на 25 лет. Хасан не захотел жить в селении Мукутль. По совету мукутлинцев он выбрал для своего обоснования местность Багин.

Багин представляет собой менее пересеченное место, расположенное на солнечной стороне, что очень важно в горах. Здесь были три источника воды, из которых два не высыхали при самых неблагоприятных погодных условиях. Кроме того, Багин расположен в центре больших массивов пастбищ со значительным количеством земель на южных склонах, зимой паст­бища, обращенные к северу, закрываются толстым слоем снега, а на южных склонах снег долго не держится и поэтому на них можно пасти скот круглый год.

Большое значение имело и то, что на расстоянии 300-400 метров от будущего селения находился сосновый притом дело­вой лес, который занимал почти 70 гектаров. Наличие такого леса рядом с домом имело большое значение для строительства и обеспечения топливом. С этого места как на ладони видны многие населенные пункты, что позволяло жителям чувствовать себя в этом мире не одинокими. Все это в конечном итоге опре­делило место для строительства первого дома Эти события происходили в 1620-1640 годах. Годы никто не оспаривал, но точно определить, с которого из них начинается история села, тоже не могли. Поэтому старики решили считать годом осно­вания селения Багинуб лето 1630 года.

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев).

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
Вывоз строительного мусора в Зеленогорске. Вывоз разных видов мусора дешево.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru