Односельчане.ru

Автор: Саид Ниналалов, газета "Молодежь Дагестана", 26 июня 2015 г.

Республика Дагестан занимает первое место в России по объему производства изделий народных художественных промыслов. И свою небольшую лепту в этот «чемпионский» титул вносит известный на всю страну гончарным промыслом аул Балхар. Но жизнь селения не заканчивается одной керамикой. Проблемы Балхара характерны для многих аулов горной зоны Дагестана. 

Аул в горах 

- Была бы моя воля, я бы полностью отменил налоги для тех, кто живет и пытается работать в горах, - говорит глава сельского поселения Балхар Абдулжалил Абакаров. - Пусть первые пять лет не платит ничего, а потом уже, когда будет что-то зарабатывать, платит налоги небольшие, не грабительские. Но пусть понимает, что закон нельзя обойти, и этот небольшой налог придется во что бы то ни стало платить.

Мы часто слышим заявления о том, что в Российской Федерации одна из самых выгодных для населения налоговая система – подоходный налог составляет всего 13%. На деле к этому налогу добавляется более 30% отчислений в различные фонды, а к стоимости каждого изготовленного изделия надо прибавлять налог на добавленную стоимость. По степени сложности и изощренности, по частоте поправок и дополнений в Налоговый кодекс Россия на одном из первых мест в мире.

- Был такой случай, - продолжает рассказывать Абдулжалил. – Одна старушка отвезла глиняную посуду, которую делает своими руками всю жизнь, на базар и поменяла ее с горем пополам на муку. Вернулась с половиной мешка муки домой в Балхар. У порога ее встретил финансовый инспектор и забрал эту муку вместо налога. Вместо того, чтобы поощрять таких людей, которые работают в горах в не самых лучших условиях, их, наоборот, обирают. Да такой бабушке при жизни памятник надо ставить! – горячится Абдулжалил.

Аул Балхар расположен в уютной долине на высоте около 1 600 метров над уровнем моря. Несмотря на то, что он является центром народного искусства и местом паломничества туристов, сюда до сих пор не проложен асфальт, нет газа, хотя газопровод от соседнего села проведен. Когда строили газопровод в Акушинском районе, нитку трубы между двумя селениями по дороге в Балхар почему-то не провели. Так и живут сегодня аульчане без газа, греясь холодными зимами дровами и кизяком.

Территория, которая находится в распоряжении сельского поселения Балхар, включающего два села – собственно Балхар и соседнее Цуликана, составляет около 22 квадратных километров. Но в последние годы эта земля практически не обрабатывается. Есть у каждого жителя огороды, и многие балхарцы содержат крупный рогатый скот. Коров и телят утром выгоняют за околицу, и они пасутся, не разбирая, где чей участок.

- Больше всего проблем с крупным рогатым скотом. Раньше определяли каждый день ответственного за стадо, а сегодня почему-то хотят, чтобы именно я, глава села, в пять утра выгонял коров на поле, а вечером разводил их по домам, – рассказывает Аблдулжалил. – Но это никак не укладывается в мои должностные обязанности. Зато сельчане каждый день приходят с жалобами. Сегодня коровы Ахмеда потравили огород Магомеда, а завтра, наоборот, коровы Магомеда целый день паслись на участке Ахмеда. Вот так и живем, - грустно улыбается Абдулжалил. 

Балхарская керамика 

Издревле гончарным ремеслом в Балхаре занимались только женщины. Сегодня в дело включились и мужчины: один из лучших мастеров Балхара – директор оставшегося с советских времен предприятия, член Союза художников России Абакар Газимагомедов.

Абакар водит нас по цехам, в которых выставлено множество необожженных глиняных изделий. Тут и классические балхарские игрушки – ослики, тянущие за собой повозки с поклажей, фигурки людей – кто сидит на годекане, кто танцует лезгинку. Тут и множество кувшинов - самых маленьких и огромных, высотой не менее метра. Большие кувшины в верхней части украшены пирамидой стилизованных домиков горного аула – этот вид изделий разработан Абакаром несколько лет назад и пользуется стабильным спросом.

- Уже несколько месяцев в горах нет хорошей солнечной погоды, при которой можно разжечь печь и закончить всю эту продукцию, - сетует Абакар. – А так, товар давно был бы развезен по магазинам.

Балхарцы и сегодня выдерживают марку народного промысла. И глава села, и руководитель предприятия, и частные мастера не раз выезжали на выставки и ярмарки народных промыслов. Так, в 2010 году на 4-м международном фестивале гончаров в подмосковном народном центре гончарного промысла Скопине мастера из дагестанского аула Каримат Магомедова, Минажат Гасаева и Абакар Газимагомедов заняли первые места. В 2012 году подвижницей родом из Балхара Фатимой Гаммадовой была организована неделя балхарской керамики в Московском доме национальностей. И, конечно, без балхарских изделий из глины не обходится ни одно мероприятие в столице Дагестана.

Проблемы этого промысла, видимо, характерны для многих промыслов Дагестана и России. Нет последовательной системы маркетинга и нет стабильных отношений с торговыми предприятиями по стране. Нет нормальной современной надежной упаковки для изделий из глины. Многие покупатели хотят, покупая кувшин, унести его с собой не в руках, а в пакете или в коробке, еще и предварительно завернутым в целлофан, чтобы не разбить хрупкое приобретение по дороге. Для организации работы по-современному нужны не такие большие вложения, как кажется на первый взгляд.

Нужна и реклама продукции - выпуск буклетов, каталогов, проспектов, свой сайт в Интернете, на котором можно было бы увидеть весь ассортимент продукции балхарских мастеров. Сегодня для рекламы балхарской керамики очень много делает (может быть, больше, чем сами балхарцы) подвижник из Израиля, школьный учитель Альберт Якубов, который там, в Израиле, вдалеке от России, обучает основам гончарного промысла своих учеников. 

Будущее горного аула 

В Балхаре с годами происходит то же самое, что и во многих аулах горного Дагестана. Население потихоньку уменьшается – люди уезжают в города. Хотят нормальных условий для жизни, хотят работать и зарабатывать. Вырастают дети, поступают учиться в вузы республики, и за ними уезжают родители, не желая оставлять их без присмотра. Средняя школа Балхара в прежние годы выпускала два класса, не менее 50 человек. А сегодня во всех 10 классах учится около 50 детей, а выпускников в 2015 году всего трое.

Для того, чтобы остановить эту негативную тенденцию, по мнению главы села, нужно найти способы сделать выгодной работу в ауле. Для этого, кроме отмены налогов, надо организовать в Балхаре современные сельскохозяйственные производства. Конечно, возвращаться к террасному земледелию никто не будет, хотя вокруг аула немало террас, сохранившихся со старых времен. Но здесь есть немало земли для того, чтобы выращивать капусту, овощи, сажать сады, заниматься скотоводством.

Балхар может стать узловой точкой для этнотуристов, посещающих центры народных промыслов. Если сделать в селе несколько гостевых домов с обстановкой, характерной для старинного горного аула, то Балхар станет местом, где туристы будут останавливаться на ночлег. Уже отсюда они будут ездить в Кубачи, Гоцатль, Унцукуль, так как все эти всемирно известные центры народного творчества находятся в достаточной близости от аула Балхар, занимающего географически центральное место между ними.

Для того чтобы горный аул развивался, нужна действенная помощь выходцев из Балхара, предпринимателей, многие из которых, проживая в городах Дагестана, зарегистрированы в селе. Среди них немало ювелиров, торгующих по всей России изделиями из серебра и золота.

Сегодня из всей суммы налогов, отчисляемых предпринимателями, едва ли два процента остается в местной администрации. Все остальное уходит в район, в республику, в центр. Положение таково, что на обслуживание внутрисельских дорог, на уборку мусора, на поддержание в порядке электрических линий села выделяются мизерные суммы. Нужно в корне менять приоритеты. Руководитель местного самоуправления должен иметь не только обязанности, но и права, и возможности их осуществлять.

Сегодня инициативы главы села поддерживает предприниматель из Новосибирска, генеральный директор группы компаний «Калибр» балхарец Расул Каландаров. В его планах возрождение балхарского промысла и самого аула. Заканчивается разработка проекта Дома народного творчества в ауле Балхар. В этом доме будет большой концертный зал, на двух этажах разместятся помещения для производства глиняных изделий, ювелирный цех, а также музей балхарского гончарного искусства. 

Ближайшие планы 

Уже несколько раз в Балхаре весной проводили Праздник первой борозды. На него собиралось множество гостей из районов и городов Дагестана. Будет в Балхаре и еще один праздник – День Балхара, который пройдет 7 - 8 августа. В эти дни состоится выставка-продажа изделий народных художественных промыслов всего Дагестана. Для мастеров каждого промысла – кубачинцев, унцукульцев, гоцатлинцев, ковровщиц из Табасарана - на большой площадке в центре Балхара будут развернуты специальные павильоны, где гости праздника смогут приобрести понравившиеся изделия.

В программе праздника большая концертная программа с участием известных исполнителей и народных ансамблей, в том числе ансамбль «Балхар», известный своим творчеством по всему Дагестану.

Одним из центральных мероприятий праздника станет конкурс на лучшее гончарное изделие. В нем примут участие не только балхарцы, но и мастера из других традиционных центров народных промыслов, начавших возрождаться в последние годы – Сулевкент, Испик, Зизик.

Такие патриоты своего аула, как Расул Каландаров, Фатима Гаммадова и, конечно, Абдулжалил Абакаров, сделают все возможное, чтобы не угас балхарский гончарный промысел, чтобы не исчез с карты России маленький горный аул. Но будем надеяться, что возрождение и развитие народных промыслов в России станет нашей общей задачей, а не уделом немногих энтузиастов.

3 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
-
11.04.2011

Ужасно Хочу Туда))))))

20.02.2011

обожаю своё село!!!!!!!!!

06.01.2011

Балхар – лакское селение, расположенное в Акушинском районе. Оно известно прежде всего своей керамикой. Нельзя с уверенностью сказать, что именно Балхар является родиной дагестанской керамики. В Балхаре живет легенда о первом гончаре, некоем Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь. Когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкуччи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики.Однажды Расул Гамзатов поехал в Японию и как сувениры взял с собой несколько балхарских кувшинчиков, чтобы подарить в благодарность за гостеприимство. Когда же он открыл чемодан, чтобы вручить гостинцы японским художникам, то увидел, что все кувшинчики рассыпались на такие мелкие части, будто, по ним били молотком. Расул Гамзатов был сильно огорчен и на несколько минут буквально застыл над чемоданом, не говоря ни слова. Японцы тихонько подошли и, увидев черепки, бережно собрали их и унесли домой. А через несколько дней Расул Гамзатов удивился, увидев свои кувшинчики стоящими на столе целыми и невредимыми. Как сумели так искусно склеить черепки японцы, что из них не просачивалась даже капля напитка, осталось секретом. А секрет, наверное, был в том, что японцы уважительно отнеслись к труду и мастерству людей далекого для них села Балхар.

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru