Односельчане.ru

Доисламские религиозные верования

Поделиться:

Автор: Абдулгамид Булатов, кандидат исторических наук,  Журнал "Возрождение"   // 1993 

Вплоть до последнего времени у аварцев, как и других народов Дагестана, сохранились многочисленные пережитки доисламских верований, функционировавших на этой территории с древнейших времен. Обобщенное наименование комплекса ранних форм религии, предшествовавших появлению более развитых монотеистических религий, - язычество. Наиболее четко по полевым материалам выделяются реликты тотемизма, магии, шаманства, культов политеистических природных и домашних божеств.

Самым ранним свидетельством бытования тотемизма (вера в кровнородственную связь определенного коллектива людей с тем или иным природным объектом, чаще всего видом животных или растений), в Дагестане являются изображения мезолитического времени из местонахождений Чинна-Хитта и Чувал-Хвараб-Нохо в Гунибском районе. (Котович В. М., 1976, 1984).

Отголоски тотемистических верований проявляются в особом отношении к определенным частям тела некоторых животных - клыкам, когтям, частям шкуры, лапам и т.д., которым приписывались свойства охранительного продуцирующего или лечебного характера. Так, например, в одних селениях был обычай вешать лапу медведя в хлеву или конюшне, чтобы скот лучше плодился, в других - использовали медвежьи клыки против сглаза, прикрепляя их к талисману на шее лошади, в третьих - медвежью шкуру вешали в сарае как оберег. Реликты тотемистических воззрений, связанных с медведем, исследователи видят и в некоторых фольклорных сюжетах, рассказывающих о браке человека с медведем и последующем рождении получеловека-полузверя (Булатова А. Г., 1984). С тотемистическими воззрениями в отношении медведя и волка можно связать и звериные маски ряженых. У аварцев ряженый вообще назывался медведем, волком или в наименовании его объединялись медведь и волк (си-баца). В некоторых аварских селениях (Чох, Гочоб, Орода, Мачада, Тиди) сохранились следы тотемистических представлений, связанных с орлом. Его перья, когти и клюв использовались в качестве талисмана, а сам он почитался как могучая и отважная птица, убийство которой считалось грехом. (Чуреин Г. Ф., 1928).

Лучше сохранились в верованиях аварцев разнообразные магические представления и обряды, связанные как с семейной, так и производственной сферами жизни. Центральной идеей их было обеспечение и сохранение плодородия. Наиболее ярко магические верования проявились в обычаях и обрядах, связанных с рождением и воспитанием детей. Идеей продуцирования была проникнута уже вся свадебная обрядность. Это обливание невесты водой, осыпание ее золой, мукой, зерном, сластями по пути в дом жениха и при входе в него, сооружение деревца, украшенного яйцами, орехами, фруктами как атрибут свадебного торжества и другие.

Много магических действий было связано с рождением и воспитанием ребенка. Это, в первую очередь, различные способы магической защиты ребенка от всевозможных заболеваний. В качестве таковых выступали различные предметы, пришиваемые к его одежде, - раковины, перламутровые бусины и пуговицы, колечки от кольчуги, кабаньи, волчьи клыки и др. Роль оберега выполняли и соответствующие элементы орнамента вышивки на предметах одежды и постельных принадлежностях ребенка - крест, спираль, древо жизни. Под подушку ребенка клали обычно какой-нибудь стальной предмет, чаще нож или ножницы, кусочек хлеба, прутики метелочной травы. В случае, если ребенок все-таки заболевал, использовали различные магические приемы для снятия причины болезни, которую видели в сглазе, испуге и т.д.

Разнообразные магические ритуалы пронизывали сферу производственной деятельности. Все они восходили к основополагающей идее продуцирования и находили свое выражение в праздниках и обрядах календарного цикла.

В верованиях аварцев сохранились реликты воззрений и ритуалов, связанных с культами различных божеств. Они отражают более высокую ступень развития человеческого общества и его идеологии, когда появление частной собственности, социального и имущественного неравенства повлекло за собой возникновение представлений о божествах-"хозяевах" и покровителях различных природных стихий, явлений, территорий, областей человеческой деятельности и складыванию их пантеона во главе с верховным божеством.

Свои сверхъестественные хозяева по представлениям аварцев, были и у дома, домашнего хозяйства. Они были двух типов - покровители и антагонисты.

В обрядовой практике аварцев до недавнего времени сохранились реликты такой своеобразной формы религии, как шаманство. Шаманство основывается на представлении о возможности общения с миром духов с помощью специального посредника, осуществляющего эту связь в состоянии экстаза. Это универсальное явление в истории религии, практически многие народы мира на определенной ступени своего развития проходили через эту форму религии, в том числе и народы. Дагестана. Согласно бытовавшим у аварцев представлениям, наряду с миром людей существовал параллельный ему незримый мир духов-джинов. Считалось, что они живут такими же сообществами, как и люди. По традиционным воззрениям, джины делились на белых и черных. Хотя все джины, как считалось, являлись антагонистами человека и вредили ему, тем не менее белые джины считались более доброжелательными к людям. Именно к ним обращались за помощью в трудных случаях жизни: когда кто-то болел и его не могли вылечить традиционными способами, для выяснения причины заболевания и способа его излечения, для нахождения пропавших вещей и, в случае кражи, выявления виновника, выяснения судьбы пропавших родственников. Связь с джинами осуществлялась через особых лиц, выполнявших посредническую миссию между миром людей и миром духов. В качестве таковых выступали обычно ученые - алимы, муллы. Часто они использовали в качестве помощников детей в возрасте 7-12 лет независимо от пола.

Реликты древних воззрений нашли свое отражение и в такой области ислама, как культ святых. Это выразилось во включении в число святых мест, наряду с пирами и зияратами мусульманских святых, некоторых природных объектов - горных вершин, скальных проходов и т.д. У аварцев такими культовыми центрами являлись гора Бахарган на границе Андийского и Гумбетовского районов, Седло-гора в Центральной Аварии, гора Аддала-Шухгельмеэр в Западном Дагестане, скальный проход у вершины горы Вали, у сел. Церетли Гумбетовского района и т.д.

И сегодня у аварцев, как и у других народов Дагестана, на бытовом уровне сохраняются многие осколки древних религиозных верований.

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
04.12.2011

Очень интересно написано, но мало. хотелось бы больше узнать о верованиях в до исламский период.

   
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru