Односельчане.ru

Автор: Абдусалам Халилов

Муккутль, исторический центр аварского вольного общества Муккратль, расположен на солнечной стороне, на склоне у правого берега реки Рисор, в 10-ти километрах от Чародинского райцентра Цуриб. Такое месторасположение (солнечная сторона, где круглый год скот находится на пастбищах) имеет огромное значение для горских селений, особенно в прошлые века, когда села обеспечивали сами себя продуктами питания, кормами и т.д. Через Муккутль проходила дорога и на Рисор, раньше не была дороги вдоль реки как сейчас, также отсюда проходили люди из Гунибского и Лакского района, идущие на заработки в сторону Цора (Грузия, Азербайджан).

История с. Муккутль подлежит всестороннему изучению историками, учеными, я думаю, что есть над чем поработать. Дата образования села, даже приблизительное время никто не знает, и нет нигде в исторических записках. Но зато в любых периодах истории, когда пишут о тех или иных событиях, в летописях, упоминается  Муккратль, особенно в народных преданиях. А народные предания они вечны, существовали, и будут существовать всегда. Муккутль можно сказать, ровесник Дагестанской истории, как Дербент, Гуниб, Хунзах, Кумух и т.д. Месторасположение села, по рассказам предков, несколько раз менялось, по тем или иным обстоятельствам (войны, болезни и т.д.). По преданиям раньше село называли Макка шагьар т.е. весь Муккратль тогда составляло одно целое село с множеством хуторов каждых тухумов, потом  отдельные тухумы обосновались в своих хуторах и потихоньку там образовались селения. Поэтому в Муккратле нет селений, где нет родни с других сел. Село Муккутль, как и другие селения в горах, построено над скалистым местом, в целях экономии пахотных и сенокосных земель. Это имело еще и немаловажное значение для обороны села. Посреди села над скалой возвышался крепость «Орисна» (сейчас остались только развалины в три этажа), куда был только единственный ход через мост с откидным механизмом, который на ночь поднимали, а днем опускали. Был еще и тайный ход через нижний этаж, откуда пополняли запасы продовольствия. В крепости постоянно жили 7-10 хозяйств, а также всегда держали там запас воды и пищи для всего села на месяц, в случае военной осады села.

Крепость также являлась, как бы, учебным центром изучения военного дела для мужчин Муккратля, благодаря чему мужчины Муккратля были умелыми воинами и про их воинской славе было известно далеко за пределами  Муккратля, об этом свидетельствуют дошедшие до нас произведения фольклора «Сказание о разгроме Надиршаха», Бахтика», Именно в крепости с Муккутль срочно был организован штаб обороны горцев, куда стекались воины из сел Караха, Тлейсеруха, Рисор и других участков и срочным порядком после короткой разминки отправлялись на бой, на разгром Надиршаха. С громом и молнией сравнивают их действия в бою в народном предании. Говорится также о конкретных героях сражения, это руководитель Муккратлинцев ГIисал Ибрагим, Амир из Гочоба, Муруха Антав ит.д. Туда же  подоспели из  Хунзаха Дайтилал и отряды других горских селений, спешащие на помощь своим братьям, другой дороги не было, весь Андалальский участок был занят воинами Надиршаха. Надиршах, который ожидал легкую победу над кучкой горцев, был ошеломлен поворотом событий в бою и вынужден был сбежать с позором. В лирической поэме «Бахтика» тоже речь идет, о дочери аварского хана Бахтике, которую вопреки ее желаниям выдавали замуж за сына Шуша хана, Ибрагимхана, где в своей мольбе она просит, чтоб на дороге ее похитили воины Муккратля, чем выйти замуж за сына Шушахана. Но воины Муккратля не оказались на ее пути, видимо до них ее мольба не дошла, к сожалению. Также о Муккратле упоминается в книге Магомеда-Тагира аль Карахи «Три имама»,  в повести Муртуза Дугричилева «Последний газават» восстание горцев в 1877 году и в др. изданиях.

В местечке «Хабадух», что означает кладбище, существуют, так называемые «могилы неверных» (христианские или языческие захоронения, которые ждут своих исследователей), где находили монеты, стрелы, кувшины и другую утварь кавказской культуры. Старое село раньше может быть, располагалось на этом месте. В селе Муккутль на надмогильных памятниках можно найти надписи, указывающие на тысячелетнюю историю. Эти могилы и надписи на памятниках могут быть отнесены к периоду христианского миссионерства в Дагестане или раннего мусульманского периода. Таким образом, можно предположить, что селению Муккутль боле 1000 лет. Даже сейчас, когда строили новую мечеть на месте, где раньше была площадка для молотьбы, в раскопках  нашли остатки арочной постройки, древесный уголь, также изделия из камней для домохозяйки. Старожилы  про это место ничего не знали.

В Муккутле существуют четыре тухума, равноценные по сословию: «Устакил», «ХIаначил», «ИлГIалил», «ГIумарилал». У каждого тухума были свои хутора, участки в Куйдукье, ХIариб, Аса колоб, Кьоро колоб, Лихъаб, ЦIа квани кули и т.д. Благо земли и пастбищ у Муккратлинцев было достаточно. Территория Муккратля начинается с места Чакъинуб, Чакла кули, Мекъсалди, Гураб, ТIинасул кули, ЧетIра вдоль речки, включая и Содаб,  дальше до хутора ХIемагъада, до границы с. ЧIвадаб и Могъроб. Граничит с Гунибским и Лакским районами. Так как Муккратль был вольным, свободолюбивым  обществом, не признающей над собою власти, у Муккутлинцев не признавался эксплуатация чужого труда. Могли по просьбе пойти помочь друг другу. В основном Муккутле были зажиточные уздены. Люди, спасаясь от ханских произволов, гнева, находили убежище в Муккратле. Так  Муккутлинцы приютили Чанкал Хасан из лакского селения Хулисма, который служил при дворе Кази-кумухского хана. По какому-то случаю Чанкал Хасан и двоюродный брат хана поссорились, произошла драка и Хасан убил ханского родственника. Все знали, что хан никогда не простит ему убийство человека из своего рода. Друзья день-два скрывали Хасана, а потом предложили ему исчезнуть. Это было примерно в 1620 году. Чанкал Хасан рассказал мукутлинцам все без утайки. В приграничных с лакцами аулах аварцы владели лакским языком. В этом плане трудностей не возникало. Мукутлинцам понравился юноша они пообещали ему помочь и спрятали на самом труднодоступном хуторе. Там он летом пас скот, а зимой ухаживал за ним. Несмотря на то. что поиски прекратились, Хасан не мог вернуться в родное селение Хулисма. Пока хан был жив, дорога туда ему была заказана. Ему ничего не оставалось, кроме как обосноваться в этих краях. Только этим можно объяснить тот факт, что он женился в возрасте около 45 лет на девушке моложе его на 25 лет. Хасан не захотел жить в селении Мукутль. Мукутлинцы выделили ему  местность Багин, для своего обоснования. Так образовалось селение Багинуб.

Муккутлинцы оставили свой след в духовной жизни и истории Дагестана.

На краю села в местечке «Гьенда цебе» существовали мечеть и медресе, которая дала 12 ученых алимов, проповедников ислама и шариата, ученых арабистов, муфтиев, слава которых перешагнула пределы Дагестана. Основатель этой мечети МахIа-хIажи (сподвижник Мамма-дибира аль Рочи) был сильным ученым арабистом, работал Дибиром в Мекке 8 лет, этот мечеть являлся как бы маленькой копией, одной из мечетей Мекки. Сюда приходили учиться мутаилы  не только Муккратля, но и из соседних участков, округов. В развалинах мечети и сейчас лежат каменные часы, по которым в то время определяли точное время и время молитвы, азана. На уцелевшей стене на камне гравирована надпись, написанная на гIажаме, что это место и территория вокруг является собственностью вакъфу (медресе, мечети) и урожай собранный оттуда должны отдавать мутаилам (ученикам медресе) и мечети на общественные нужды. В центре села, возле крепости Орисна была еще одна мечеть, где  на одном камне гравирована надпись, «Когда всех селений захватили враги, взять эту крепость-село  не смогли, и кто оставит это село, от того уйдет баракат и ничего хорошего в своей жизни не увидит». Мечеть позже во время советской власти переделали в сельский клуб, как это делалось и многих других селениях. А  джамаат ходил молиться в домик  в центре кладбища, где находился родник и все условия для омовения. Хочется говорить о тех ученых арабистах, про которых написано в книге Шуайб-афанди, это КIудияв ХIамзат, Къади Абдула, МахIа-хIажи.    КIудияв ХIамзат был сподвижником Абдурахман-хIажи аль Сугъури, долгое время был дибиром (имамом) в Согратле. На его могиле в Муккутле был Зиярат (домик с верандой, молитвенный коврик, Коран, книги арабские, посох, четки и другие исламские принадлежности). Во время советской власти все это разбазарили, книги раздали или отдавали за бесценок, говорили целых 2 матрасных чехла книг было. Къади Абдула, МахIа-хIажи были сподвижниками, Мамма-дибира аль Рочи и Шуайб-апанди аль Багинуб. Шуайб-апанди говорил, когда к нему на зиярат люди приходили, чтобы они сперва посетили Зияраты этих людей в Муккутле, а потом только к нему. Къади Абдула был сыном МахIа-хIажи, познал науку, гIелму не учив, не изучая его, как бы божий дар, посещал арабские и персидские страны, принимал участие в религиозных дискуссиях спорах. Эти люди достигли глубоких  знаний, знали сину-рапал, например, постелив бурку над бурной рекой молились и т.д. Рассказывают о таком случае с МахIа-хIажи. В Муккутле была красавица, которая нравилась ему, а с ее стороны к нему не было никакого внимания и он, подкараулив ее у родника, попросил у нее прядь волос, якобы для изготовления чернил (раньше чернила изготавливали из волос, поджигая и отваривая). Она согласилась и, придя домой, заподозрив что-то неладное, оторвала волосы из хвоста шкуры недавно зарезанной коровы и на пути к роднику отдала ему эти волосы. Когда она домой шла из родника, ей навстречу выскочила та шкура и помчалась в сторону мечети, где находился в это время дибир. Он, прочитав сину-рапал, сделал так, чтоб обладательница этих волос влюбилась в него, но когда примчалась шкура коровы, он понял, что и его обхитрили. Особо нужно говорить и о МухIамад-хIажи, который три раза пешком совершил хадж, в селении и сейчас существует хавлат в его доме, где он в течение сорока дней уединялся, читая молитвы, без еды и пищи. Его Зиярат находится в Закатале. Его сестра Мусал Патимат - жена хецубца Атаева Мусы, обучала молодежь села чтению Корана, арабской грамоте.Также три раза хадж совершил Гьобол-хIажи, Зиярат находится в Дженгутае. У въезда в селе находится Зиярат Акбар-шейха, говорят, что он во сне видел, что на этом месте приземлились пророк (с.гI.с.) МухIаммад и его дочка и попросил, чтоб его хоронили там. Продолжателями духовной жизни были Дибир МухIама, Джабраил – обладал красивым почерком арабского шрифта и  узоров, Сиражудин дибир, АхIматI, его сестра Калимат, которая тоже прекрасно знала Коран, во время советской власти приглашали на чтение зикру, мавлиды и т.д. АхIматI жил в Хецубе и был по тем меркам достаточно зажиточным человеком, добровольно присоединился к общественному хозяйству, колхозу, но когда репрессировали ученых, арабистов, его успели предупредить и он за ночь, оставив все хозяйство, богатство, забрав семью, ушел из села. Когда дошел до Дженгутая, дженгутайцы приютили его и семью, не выдавали их, сказали, разве можно такой баракат из села отпускать, тайно сделали его своим дибиром. Говорят девчата влюблялись в его голос, когда он читал Азан. Он долгое время был дибиром Ухли, Кулецма. Там он выдал свою дочь Марин за своего ученика, который впоследствии был муфтием Северного Кавказа, ХIапиз-хIажиява. Также нужно отметить ТIина Ибрагьимил МухIамад, который и во время советской власти тайно занимался арабской грамотой, писал книги, у него была большая  и ценная библиотека, которую после его смерти разбазарили родственники, отдали за безделушки. Он получил и светское образование, был очень грамотным, мудрым человеком. В одном номере альманаха была статья, где говорилось, что книга, которая он написал, по своей значимости и содержанию превосходит всех книг новых алимов того времени, только у Мусалава Кудутлинского нашли книгу такого уровня.

Долгое время  Муккутль оставался без действующей мечети. Когда кругом в селах открывали новые мечети или возобновляли старые, нашему поколению, у которых были такие предки, было стыдно за себя и за свое село. Каждый раз хабарами строили новую мечеть и ничего с места не двигалось, не было конкретного организатора. Это конечно упиралась и  в финансовых проблемах. Но как говорится, любые благие начинания не остаются без поддержки, необходимо было начинать. И в этом должное нужно отдать организаторам постройки мечети. Это Гасангусейнов Гасангусейн, который вернулся в село из Кизлярского района и Халилова Айша – заведующая ЗАГСом района. Они долго бегали добиваясь место и разрешения для постройки мечети. Их поддержали все жители села. Айша предупредила всех сельчан, которые находились и за пределами села, района, назначили день села, организовали субботник, и дело двинулось с мертвой точки. По проекту сделанной Абдусаламом Халиловым составили смету.   Нашлись и спонсоры.  Это Магомедов Башир из Хецуба, бывший министр охраны природных  ресурсов и экологии. Обеспечил пластиковыми окнами, дверьми, кровельным материалом, гофрометаллом для крыши. По его примеру последовали и другие спонсоры земляки и не только, сами сельчане собрали кто сколько смог. Дай Аллагь им всем бараката, счастья, всех земных благ!  Сейчас в Муккутле прекрасная мечеть, современным дизайном, со всеми условиями внутри. Каменщиком был Абдуллаев Рамазан, сын известного каменщика Абдуллаева Магомеда. Когда джамаат объединяется, не бывает ничего невозможного.

У Муккутлинцев, также как и других селений Муккратля были следующие адаты, которые сохранились и в наши дни: прошение дождя у Всевышнего; праздник первой борозды; Ураза-байрам; Курбан-байрам; сватание невесты; свадьба; проводы ребят в армию; встреча первого дня весны большим костром; «гвагьибай» - помощь по различным видам работ и др. Для детей, молодежи и даже для взрослых основными играми были прятки, ганжа-чах (сбивание бараньего рога с камня), дигал-т1ил, волейбол с войлочным мячом, xlacaн-дала (битье подошвы ног при завязанных глазах на опознавание), игра в альчики. Взрослым доставляло большое удовольствие заставлять детей бегать, бороться, прыгать, заливать водой с крыши свадебную процессию невесты.

Советскую власть Муккутлинцы встретили без особой вражды, изначальной целью новой власти была свержение царской, ханской власти, которую не признавали и Муккратлинцы. Тогда противники новой власти начали использовать религиозный мотив и объявили гъазават против неверных под руководством Ибрагим-хIажи из Къучраба, авторитетного арабиста того времени. И тут Ибрагьим дибир из Хецуба отговорил многих муккратлинцев от участия в этой войне, которая принесла бы многих бессмысленных жертв. Но были и сторонники гъазавата, которые пошли воевать с отрядом Ибрагим-хIажи, один из них ХIажисул МухIамад из Муккутля, который был убит  в первом же бою, вместе с основным частем отряда, спаслись только единицы.Это случилось в местечке АхIул гохI (где по зову собирались на гъазават) возле лакского селения Ури. Стихийно собранный отряд горцев, неизвестно кто-чем вооружен, столкнулись на спящего красноармейца у пулеметного расчета. Они палкой разбудили пулеметчика (пулемета тоже они до этих пор не видели, не знали что это такое), и тот в испуге и в растерянности развернул пулемет и пустил очередь по отряду горцев, где полегло не мало людей. Были и такие, которые боролись за советскую власть, один из них ТIина АхIматI, красный партизан, во время Отечественной войны организовывал мобилизацию на фронт, боролся с дезертирством. Кстати именно к нему пришел сдаваться, прятавший в то время в лесах Давудилав из Кучраба. Помню, как об этом эпизоде рассказывал Ахмедов Хабибула, сын ТIина АхIматIа. «Утром рано, когда еще отец спал пришел дядка (Давудилав) грозного вида с ружьем, спросил у жены Айши где муж и прямиком пошел в комнату где спал отец. За ним следом схватив топор пошла и жена. Он молча положил ружье, отец в это время уже проснулся, поздоровался и тот сказал, что устал прятаться и пришел сдаваться. Он просил, чтобы его отправили в тюрьму  Хунзах, а не в Гуниб, потому что там комендантом был брат убитого Давудилавом. Но его все таки потом перевели в Гуниб. Комендант подговорил конвоиров, чтобы те ослабили внимание во время очередной прогулки, где Давудилав, зная что брат убитого его не оставит в живых, решил сбежать, этого и ждали люди коменданта подкараулившие его и был ими убит за попытку к бегству».

Муккутлинцы принимали активное участие в организации общественных хозяйств, колхозов. В то время по переписи населения 1926 года, в Муккутле проживали 103 мужского и 88 женского населения, всего 191 человек. В Хецубе – 59 мужск. и 54 женск. населения, всего 113 человек. В различных руководящих местах района работали: Джабраилов М-Расул – зав. райОНО, Джабраилов Магомед, Сула, Гасан –учителя, Хизриев Микаил – работник прокуратуры, Магомедов Ахмед – работник МВД, Тинчиев Магомед – райфинотдел, ревизор.

Жители селений Мукутль и Хецуб создали колхоз имени СМ. Кирова. Общественное стадо колхоза выросло до 5000 голов овец и коз и более 300 голов крупного рогатого скота. И надо отметить, что за трудодни колхозники с середины 50-х годов стали получать из колхоза неплохую натуроплату в виде шерсти, мяса, зерна. Но денег не выдавали. Бывали и случаи, когда чабаны из зимних пастбищ возвращались должниками колхозу за еду и вынуждены были покинуть село, родной колхоз. Следует отметить также, когда объединяли колхоы в 1951 году, доля колхоза им. Кирова составляля 2/3 из всего колхоза семи сел Муккратля.

В 1951 году пошла волна укрупнения колхозов и сельских советов, в результате чего Магар стал центром 7 соседних сел. Председателями с/с работали: Магомедова Калимат-Хурух; Абдулаев Абдула и Химелов Гусейн, Абдулмеджидов Магомед, Ярбилов Паридалав, Иса Магомедов, Гороч Исмаил Магар; Гитинов Тинамагомед, Салихов Халил, Малаалиев Омар - Ценеб; Магомедов Ахмед, Сагитов Магомед, Сулаев Идрис, Адухов Абдурахман - Муккутль; Магомедов Патаали - Чуниб.

Образование

После победы советской власти, народным комитетом по образованию была поставлена задача ликвидировать безграмотность в России и в республиках. Срочным порядком в районах и селах открывались школы (ликпункты, ликбезы).  В 1929 году в Муккутле была открыта школа, учителем работал Нурмагомед из Кульзеба, потом Шахбанов Рамазан из Ценеба, ХIажи-МуцгIали из Муккутля, Гирай из ЦIулдаба, Гитинов Сулла из Муккутля, Магомедов Шамсулгуда, Османов Осман, Чахиев Ильяс, Абдуллаев Микаил – из Хуруха, Абдуллаева Патимат – Хецуб, Магомедов Ахмед, Шамилов Магомед – Ценеб, Сулаев Идрис, Микаилова Шахрузат, Микаилов Рукъбан – Муккутль, Халиков Башир, Гаджиев Камиль, Муъминат Османовна –Магъар, Абдурашидов Магомед, Гасанов Микаил – Хурух, Хабибулаев Абукар – Тлярош, Магомедова Бурлият – Буйнакск, Наврузов Абуталиб – ЦIуриб, Патахов Омарапанди – Багинуб, Абдуллаева Ашура (ГIалил) – Муккутль, Абдуллаева Муъминат – Хецуб, Амирова Халимат – Ценеб, Шамсулгудаева Меседо – Хурух. Со многими из них работала и сейчас работает в школе Магомедова Сакинат Магомедовна. Стоит отметить также приехавшие из России в то время Галину со своей сестрой Катей, жили они в доме у Шабаги.

Учителя из Муккутля внесли достойный вклад в дело образования района и республики:

Тинчиев Омар Магомедович – преподаватель химии и биологии, отличник народного образования СССР, долгое время работал завучем Магарской восьмилетней школы, его ученики стали заслуженными учителями России;

Сулаев Идрис Сулаевич – преподаватель русского языка и литературы, Заслуженный учитель РФ, работал директором Магарской средней школы;

Микаилов Рукбан – преподаватель истории, Заслуженный учитель РФ, долгое время работал директором школы в Кульзебе. В Кульзебской школе работает и Магомедов Алиакбар.

Абдуллаев Юсуп – преподаватель физики и математики, работает в Гилибской средней школе.

В деле образования и науки особых высот достиг Гасанов Магомед Ахмедович – доктор физико-математических наук. Родился 19 января 1941 года, в 1958 году окончил Ирибскую среднюю школу, после чего поступил и блестяще окончил физический факультет ДГУ. Работал учителем физики и математики в ЦIурибе, Завучем Дусрахской средней школы, дальше переехал в Махачкалу и работал в школе №16. В 1968 году поступил в аспирантуру физики АН СССР, институт физмата АН СССР г. Свердловск (Екатеринбург), старший научный сотрудник института физики филиала АН  СССР. В 1982 г – преподаватель Дагестанского пединститута, доцент кафедры, Более 100 научных работ, является Почетным работником высшего профессионального образования РФ за заслуги в области образования.

Здравоохранение и медицина

В то время образованных врачей не было, была сильно развита народная медицина. Почти в каждом роду были свои лекари, знахари. Они друг другу передавали лечебные рецепты трав, методы лечения. Особо следует отметить Абдуллаева Ибрагима (берал чарав Ибрагим), который лечил костный туберкулез, черепно-мозговые травмы, которые даже сейчас современной  медицине редко удается вылечить. Врач Хужа - признанный травматолог, хирург. Рассказывают о спасенных ими безнадежно больных людях, буквально из того света вытаскивал.

В 1963 году в селение открыли медпункт. В начале там работала Шамилова Патимат (тохтир Патимат называли ее ласково муккутлинцы) из Ценеба, она в свое время с семьей жила в Муккутле. После нее и до сих пор работает Тинчиева Патимат, санитаркой работали Магомедова Асбат, Халилова Садият. Сейчас Тинчиевой Патимат помогает ее дочка Асият, которая пришла после окончания медучилища. Другая дочка Наида тоже работает акушеркой в роддоме г. Махачкалы. Тинчиева (Алиева) Хурия работает в печально известном роддоме г. Кизляра, которая первая встретила бандитов Салмана Радуева (в ту ночь она находилась на дежурстве) 9 го января 1996 года. Во время захвата роддома и Кизлярской больницы боевиками, она  вела себя очень мужественно и достойно, подбадривала больных, помогала раненным. Также особо нужно отметить хирурга Омарова Арсена Тажудиновича, сына Тажудина Омарова,  работает в Москве в одном из центральных больниц, его там очень ценят как грамотного специалиста и прекрасного человека.

Муккутль славится и своими мастерами каменщиками: Это Магомед Тинчиясул, который построил немало домов в селе и за пределами. И сейчас приходят люди смотреть на лицевую часть дома с верандой, которую он построил в то время. Из грубого горского камня он сделал ровные кирпичики, за день успевал обрабатывать одну - две штуки, инструментов как сейчас у них тогда не было. Лезвие ножа не возможно протиснуть сквозь рядов камней на стене. Также Абдурахимил МухIама, Абдулаев Магомед, Гасангусейнов Сагит, Магомедов Пирдагъ, Абдуллаев Рамазан, Ахмедов Ахмед и т.д.  То, что Муккутль и раньше славился своими мастерами, свидетельствует и свидетель многовековых историй – крепость Орисна, стены которых  до сих пор стоят, разбирали их вручную боясь обвала, если оставили не трогая, они еще век стояли бы, настолько трудно было их разбирать. Угол стены в три этажа до сих пор стоит, ровная как натянутая струна. Внутри крепости были толстые деревянные подпорки и перегородки, на которых были узоры красивые и арабские надписи, сделанные мастерами резки по дереву, пропитанные дымом и копотью. Некоторые деревянные прямоугольные полотна были толщиной 25-30см, шириной около метра, высотой 2-2,5 метра. На всех 4-х сторонах были вырезаны надписи и узоры. Удивляемся, какой толщины должно быть дерево, чтобы из нее получилось полотно таких размеров. Очень много камней на стенах с резными узорами, ироглифами и надписями. В доме моей бабушки Калимат и дедушки АхIматI, над окном в арочном проеме стоит камень, где арабским шрифтом нарисован голубь. На первый взгляд в глаза бросается красивый рисунок голубя, приглядевшись, видишь, что каждая линия, каждый штрих это арабская буква или знак. Дедушка был арабист с красивым почерком, талантом художника и строителя.

В Кульзебе и в окрестных селах Кизилюртовского района славится жестяных дел мастер – сварщик Аликбарил МухIамад, его знают под кличкой  «Маххулав». В Кизляре – Газиев (Халилов) Газияв газосварщик, мастер по изготавлению ворот, дверей бронированных и т.д.

Участники ВОВ

В июне 1941 года во всех селениях района были проведены митинги, собрания - призывавших поддержать Красную Армию в защите Отечества.

Трудно найти в районе семью, которой война не нанесла бы тяжелые раны. Есть семьи, которые проводили на фронт несколько своих членов.

Проводили на фронт по три члена семьи-семья Жабраиловых - Магомедерасул, Магомед, Наби, вернулся из фронта только Наби, кстати, единственный из ветеранов, который дожил до 65 летия победы и умер после праздника. Остались на фронте братья Ибрагимовы – Ниматула и Амирхан (офицер красной армии), братья Абдурагимовы – Магомед и Шуайб, братья Ибрагимовы – Апанди и Закари.

Из такого маленького селения Муккутль на фронт ушли, в основном добровольцами, 31 человек, только 8 из них вернулись, остальные отдали жизнь за Родину.

Не вернулись с фронта:

1. Алиев Магомед
2. Ахмедов Гасан
3. Абдурагимов Магомед
4. Абдурагимов Шуайб
5. Гитинов Сулла
6. Джабраилов МагомедРасул
7. Джабраилов Магомед
8. Ибрагимов Ниматула
9. Ибрагимов Амирхан
10. Ибрагимов Апанди
11. Ибрагимов Закари
12. Ибрагимов Джамалудин
13. Исмаилов Салих
14. Ичалов Магомед
15. Магомедов Хабибула
16. Магомедов Абдулгамид
17. Магомедов Махмуд
18. Магомедов Омар
19. Сумалов Гулмагомед
20. Сагитов Абдулазиз
21. Хизриев Магомед
22. Магомедов Абдусалам (приз-ся из Закаталинского округа)
23. Эльдарасул Магомед (приз-ся из Закаталинского округа)

Вернулись с фронта:

1. Джабраилов Наби
2. Дибир (приз-ся из Закаталинского округа)
3. Ибрагимов Магомед
4. Гаджиев Муцали
5. Магомедов Саид
6. Сагитов Магомед
7. Тинчуев Магомед
8. Юсупов Магомед

Участники трудового фронта (рытье окопов, строительство оборонительных сооружений):

1. Сагитов Магомед
2. Сагитова Ашура
3. Османова Марин
4. Абдулкадырова Патимат
5. Ичалова Хадижа
Погибли в окопах:
1. Абдуллаев Магомед
2. Абдулгамидова Айшат
3. Халидов Ибрагим
4. Хечисул Меседо

Остальные своим трудом помогали фронту: из 62 кг чистого серебра собранных из Чародинского района 32 кг из Мукратля, также отправляли в помощь фронтовикам теплую одежду, носки, перчатки, сущенное мясо, масло, сыр.  посылки с подарками и мн. др., хотя сами недоедали, голодали.

Участники венгерских событий:

1. Ахмедов Хабибула,
2. Сулаев Магомед.

Женщины с. Муккутль принимали самое активное участие во всех сферах жизнедеятельности района. Среди них Гасангусейнова Написат - мать-героиня, воспитавшая 15 детей, доярка Патимат Ичалова - орден «Дружбы народов", орден «Трудового Красного знамени», Ибрагимова Хадижат, воспитавшая 7 детей награждена орденом «Материнская слава» и Почетной грамотой министерства образования РД «За примерное воспитание детей», Сулаева Муъминат, воспитавшая 9 детей – кавалер ордена   «Материнская слава», и др. Нельзя не отметить  и ГIумарил ГIейша (моя прабабушка, при ее жизни у нее были и пра пра внуки), очень мудрая женщина, повидавшая многое в своей жизни, прожившая 112 лет, мать Омарова Тажудина (работал зав. Отделом обкома партии Дагестана, руководителем Чародинского района, о нем можно читать отдельную статью, «выдающиеся люди Чародинского района»), бабушка Хурии Кантуловой, заслуженной артистки РФ,  и не только их. Она сама родом из Чильдаба, кстати  выдающиеся в Дагестане люди: Магомед Магомедов, долгое время работал в обкоме партии и Абдугалим Абдуллаев – зам министра сельского хозяйства РД являются ее племянниками. Ее мудрые изречения, цитаты и до сих пор используются в Муккратле, в районе и за ее пределами.

Не отстают от них и современное поколение. Достойное место в общественно-политической  и хозяйственной жизни района  занимает заведующая ЗАГСом района, председатель женсовета  - Айша Халилова, до этого она работала помощником председателя райисполкома. В Аппарате президента РД работает Магомедова Муслимат, отдел наград и поощрений, Зав. кафедрой психологии Дагестанского пед.университета работает кандидат наук, доцент Омарова Патимат Омаровна – внучка Тажудина Омарова. Следует также отметить первая женщина из Муккутля с необычной профессией – крановщик строительного башенного крана – Алигаджиева Раисат, которая после смерти родителей освоила эту профессию и подняла на ноги своих младших братьев.

Немалый вклад в развитие культуры района и республики внесли: певицы, Заслуженная артистка РСФСР, «Заслуженный работник культуры РД»  Хурия Кантулова, Патимат Ахмедова (Хабибулагьил), оккомпониатор, баянист - Хизри Микаилов, в Чародинском хоре - Муртуз Магомедов и т.д. В государственном ансамбле Лезгинка танцевал Зайд Магомедов, который проживает в Кульзебе.

Традиции старших достойно переняли молодые талантливые исполнители, и славу Чародинского хора умножают работники культурного фронта 90-х годов: Жавгарат Гасангусейнова (заслуженная артистка республики Дагестан), Магомед Абдуллаев (директор районного дома культуры), певцы и музыканты Магомед Микаилов, Абдуллаев Раджаб, Магомедов Гаджи и многие другие.

Нельзя тут не перечислить работников основной отрасли – животноводства, овцеводства. Это передовые чабаны колхоза «Дружба»:

1. Акуш МухIама
2. Джабраилов Наби
3. Дибир МухIама
4. АхIматIил МухIамад
5. Халилов Ибрагим – бригадир овцеводческой бригады
6. Сагитов Магомед – бригадир полеводческой бригады, зам предколхоза
7. Магомедов Къасим, один из сильнейщих специалистов по стрижке овец, трагически погиб.
8. Магомедов Муртуз – табунщик, не было барти, которого он не мог оседлать

Следует не забывать и о тех, которые всю свою жизнь посвятили животноводству:

1. Ибрагимов ИбрагимХалил
2. Ибрагимов Абдула
3. Ичалов АхIматI
4. Лаба-лабазан (вали) – до последних дней (до 100 лет) пас коз

Трудную профессию своих предков приняли и молодое поколение:

1. Сулаев Сула, Халилов Магомед, Абдулаев Мурад, Ибрагимов Омарасхаб

Нет в Чародинском районе села, где не знали трактористов-механизаторов Ахмедова Хабибулы и Абдулаева Магомеда, они были одними из первых механизаторов района и самые уважаемые люди 70-х годов, автомобильная дорога нужна была всем! Один из первых водителей был Ичалов Али, Ахмедов Зулпукар.

Их традиции продолжают молодые механизаторы:

1. Ибрагимов Магомед-шапи, Ахмедов Рустам, Магомедов Омар (Акуш) и др.

Многие муккутлинцы сейчас живут и работают в разных уголках страны и республики. Некоторые еще до революции уехали на заработки в Азербайджан, Грузию (как тогда называли ЦIор, Джаро-Белоканская область), Закатала, Белокан и остались там с семьями. Многие из них  умерли по болезни и по дороге туда. 18 человек из трех семей погибли тогда. В то время туда уехали семьи Абумуслима, Сиражудина и Жавгьарата, Муцали МухIамада.

Попозже туда уехали Халибег МухIамад, Байзат, Закари, Абдула. В Тбилиси жил МухIамадбег, после перестройки приехал обратно в Мукккутль, также приехал обратно на родину и Дибир. В основном Муккутлинцы (семьи и потомки) жили и живут

В Буйнакске:

1. Магомедов Султан – всю жизнь работал в органах правопорядка, почетный ветеран МВД,
2. Хужа – работал прапорщиком в воинской части, сын Ичилав работает в нефтеперерабатывающей промышленности в Казахстане,
3. Саид мухIамад – преподавателем в школе,
4. Микаилова (Ильясова) Шагьрузат

В Согратле Малаали, семья

В Кульзебе (Пельтивск) Кизилюртовский р-он:

1. Микаилов Рукъбан – работал директором школы, преподаватель истории,
2. Аликбар МухIамад – мастер жестяных дел
3. Аликбар АхIматI – работал в партийно-хозяйственных работах
4. Магомедов Камиль
5.  Магомедов Аликбар – преподаватель начальных классов.
6. Сулаев Магомед, долгое время проживал в Москве, женился там , сын Генадий и сейчас живет в Москве. Первые фотографии муккутлинцев его рук дело, благодаря ему осталось память о предыдущем поколении. Также в Кульзебе живут его племянники
7. Сулаев Магомед,
8. Асильдар

В Кизилюрте:

1. Сулаев Абумуслим, занимается ремонтно-строительным бизнесом
2. Магомедов Магомед (Асхабалил)

Поселок Дубки Юсупов Магомед

В Кизляре:

1. Халилов Абдусалам – начальник рекламной службы концерна КЭМЗ,  первым в Кизляре начал заниматься наружной рекламой, используя компьютерную графику и современный материал,
2. Халилов Эльдар – работал художником-оформителем в рекламном отделе, сейчас занимается художественным оформление витражных стекол в мебельном производстве,
3. Газиев (Халилов) Газияв – мастер газо-сварочных работ, изготовительворот, дверей ит.д.
4. Алиева (Тинчиева) Хурия  - работает в роддоме, акушерка

В Кизлярском районе:

1. совхоз им. Урицкого - Гасангусейнов Магомед, работает в станции техобслуживания, также в Урицком живут его братья Рустам, Алисултан, сестры Хадижат и Узлипат
2. село Новогладовка - Микаилов Хизри, Разият, их дети Ибрагим, Казим, Рафаэль, Муслим, Магомед, Патимат, Катибат
3. село Кардоновка - Микаилов Магомед , работает  музыкантом в ДК КЭМЗ, Магомедов Руслан – занимается бизнесом
4. село Ефимовка – Магомедалиева (Халилова) Лейла – работает в винзаводе
5. село Бирюзак – Ахмедовы: Зульфукар, Асият, Патимат –фермерское хозяйство
6. село Крайновка – Мамаева (Халилова) Хурия

В Юрковке Тарумовский р-он: Магомедовы (Халиловы) Халилулагь, Патимат

В Махачкале:

1. Омаров Омар Тажудинович – инженер строитель
2. Магомедов Нурдин
3. ХIажисул МухIамад – поэт
4. Гасанов Магомед – доктор физикоматематических наук, его сыновья Гасан, Заур
5. Шамилов Ибрагим
6. Алигаджиевы: Магомед, Иса, Саид, Раисат, Хадижат
7. Магомедова Шабага,
8. Микаилова Зулмира
9. Тинчиева Наида – акушерка,
10. Тинчиева Раисат,
11. Абдулаевы: Патимат, Гугьаша, Хадижат

В Каспийске:

Абдуллаев Магомед – работал на заводе точной механики, дочка Абдуллаева Чамасдак.

В Шамхале:

1. Гасангусейнов МагомедРасул – начальник ГАИ (ГИБДД), сестра Патима
2. Микаилова Эльмира –преподаватель, воспитатель

Россия:

1. Омаров Арсен – г. Москва, хирург,
2. Ибрагимов Абас – г. Москва, бизнесмен
3. Абдуллаев Омар – шахтер, г. Воркута
4. Джабраилов Магомед – нефтяник
5. Магомедов Магомед Камилович – Ленинградская область, г. Кингисеп, начальник горводоканала

 

Рассказ об истории Муккутль и Муккратль написано Абдусаламом Халиловым, используя некоторые архивные материалы, рассказы старожилов (в основном большое спасибо мунагьал чураяй Сагитил ГIиша), некоторые материалы с сайта «Чарода.сом». Если есть у кого-нибудь, что-то новое или обнаружите неточности, имеется более достоверная информация, прошу обратиться ко мне лично или на мою эл. Почту tc-kemz@mail.ru

 

2 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района являются карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не рабы! Мы не хунзахцы! У нас есть свои языки и свои корни!

17.12.2016

Мы аварцы и гордимся этим!!! Быть каратинцем , ахвахцем, гидатлинцем, карахцем и т.д. нам никто не запрещает, что ни село, то у него свой диалект, свои какие-то обычаи, нравы и т.д. Может это не относится к Даг Каратинскому, но хочу сказать послеперестроечная политика в основном антиаварская, которая была направлена на разделение аварцев, ослабление их влияния на руководство Дагестана, подхватили многие представители аварских общин, которые хотели показать себя, свое лидерство, тем самым разделяя братский народ. Каждое село теперь будем называть нацией со своим президентом?.. Кстати, Чародинцы это не только карахцы (точнее къаралал)- там еще три вольных общества: Тлейсерух (Кьесер), Муккратль (Муккракь) и Рисор (РисгIор). Но мы не разделяем себя, называемся Чародинцами, далее Аварцами и далее Дагестанцами. Никто нас рабами не называют и при чем тут хунзахцы!? Аварцы великая нация, богатой исторической прошлой!!! Этот провокационный комментарий, так называемого каратинца, в чем я сомневаюсь, распространен везде. Прошу не поддаваться провокациям!

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru