Односельчане.ru

Авторы: Магомедов Магомед-Али Юсупович, Магомедов Магомед Магомедалиевич, фрагмент из книги «ЧибяхI-Дарго», 2009 год.

Современное селение Гинта расположено на расстоянии двух с половиной километров севернее селения Бутри. Об этом селении имеются чрезвычайно скудные сведения, и ныне здравствующие старожилы не располагают уверенно реальной информацией об историческом прошлом своего села. Очевидно, что селение в период похода Тимура на Бутри на нынешней территории не находилось, иначе бы остались в памяти народной  какие-то отзвуки от зверств завоевателей. Следовательно, на этой территории находились лишь только потухумные (родовые) поселения по обе стороны долины речушки, берущей начало от Ирчикаркинского хребта. А утверждать, что сородичи этих поселений избежали грабежа и насилия от полчищ Тимура вряд ли будет правомерным, когда как врагам постоянно требовалось пополнение своих продовольственных запасов, и, более того, они всюду демонстрировали свою силу и власть для устрашения и покорности. Видимо, поселенцы не могли и не были в состоянии оказать хотя бы незначительного физически и психологически неоправданного сопротивления врагу, иначе поселение стерли бы с лица земли.

Старожилы утверждают, что до возникновения объединенного аула Гинта существовали поселения Гумралаая, Аялахъяб, Ая, Холасаннабек.

По своим занятиям, языку, психологическому складу, обычаям и традициям жители всех поселений были схожи, хотя существовали незначительные различия в их говоре и обычаях.  Напрашивается логический вывод, что инстинкт самосохранения и самообороны, перед непредвиденной агрессией неприятеля подтолкнули жителей вышеперечисленных поселений создать объединенный аул. Этот новый аул получил название "ХIинта", что в переводе на русский язык означает "скирда". И, действительно, по своему первоначальному расположению, он оправдывает свое название. Аул располагался у основания холмика сужаясь кверху, что напоминало скирду. Как это происходило и в других объединившихся селениях, жители каждого поселения заселялись в отдельном квартале и давали свое название. Сородичи поселения Гумралаая образовали квартал "Холакьат", где заселились тухумы Цепухъали и Саламхъали. Название  "Холакьат" наталкивает нас на мысль, что это были выходцы сравнительно более значительного поселения, чем остальные. Выходцы из поселения Аяляхъяб образовали квартал "Багникьат", где проживали тухумы Ахъайхъали. Жители поселения Ая образовали квартал "Цулхакьат", где проживали - Янусхъали и Парххъали. Выходцы из поселения Холасаннабек образовали квартал  "Палжни", где проживали Куссахъали и Мяххъали.

На территориях бывших поселений до сих пор сохранились очертания фундаментов жилых помещений и заметные следы хозяйственной деятельности его жителей.

В начальный период заселения в новом ауле жители каждого квартала старались сохранить свои обычаи и традиции, которые формировались столетиями: это соблюдение своих ритуалов, обрядов, отказ выдачи замуж за представителя другого квартала, чтобы сохранить свою генетическую чистоту, поклонение языческим божествам и т.д. Но ассимиляционные процессы, которые происходили в экономической и нравственно-психологической деятельности и новая религия ислам, утвердившаяся здесь в XV-XVI вв., необратимо стирали те отпечатки традиций и обычаев, которые мешали консолидации в единый (сельский) общинный джамаат. Ведь они объединились добровольно, стало быть, должны утвердиться и единые, не ущемляющие интересы жителей ни одного квартала, правовые и нравственные нормы. Впоследствии так и произошло.

Затем в селении Гинта утвердились наряду с нормами адата и нормы шариата, которые регулировали всю повседневную жизнь жителей аула. В ауле был создан представительный орган Совет старейшин, куда каждый тухум делегировал наиболее авторитетных представителей. Каждый член Совета выполнял определенные функции, порученные ему Советом старейшин. Была введена должность сельского кадия, который должен был следить за соблюдением норм шариата. Такое положение в общественной жизни аула сохранялось до установления Советской власти.

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)

Было очень интересно узнать,о происхождение своего села!

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru