Первый национальный театр Дагестана

0

Поделиться

01 Янв 2000 г.

«Существует изречение, — пишет искусствовед М. Зульфукарова, которое передает отношение человека к наследию: из духовного очага наших предков мы должны брать не остывший пепел, а «пылающий огонь».

Материальная и духовная культура — фольклор, литература и поэзия демократической направленности -подготовили благодатную почву, а революционная эпоха, давшая сильный толчок революционному сознанию горцев, призвала к жизни дремлющий в недрах народного сознания театр, который у лезгин родился в с. Ахты в 1906 году.

На 1906 год как на дату рождения лезгинского театра в своих книгах ссылаются дагестанские искусствоведы С. Говоров (он же С. Глаголь), М. Зульфукарова, Г. Султанова и др.

Достоверность того, что лезгинский театр родился в 1906 году подтверждает и тот факт, что именно в разгар первой русской революции 1905-1907 гг. на Бакинских нефтепромыслах было создано легальное общество взаимопомощи горцев Дагестана. Это общество дало возможность вести культурно-просветительскую и политико-воспитательную работу среди шести-семи тысяч дагестанцев, живущих в Баку, а через них — в, нагорном Дагестане.

«История дореволюционного драматического искусства горских народов знает лишь два-три (в Северной Осетии и Дагестане) драматических кружка, возникших в 1905-1906 гг.», — пишет С. Глаголь, имея в виду и возникновение театрального кружка лезгин.

К такому выводу вслед за С. Глаголем приходит и дагестанский искусствовед М. Зульфукарова, которая пишет, что «лезгины раньше других не только делали попытки ставить спектакли, но и создавали собственную инсценировку».

В разгар революционного пробуждения народных масс, в обстановке двойного гнета — царских властей и местных феодалов — рабочие-отходники во главе с Идрисом Шамхаловым подготовили и показали спектакль «Буржали». В основу спектакля легла инсценировка лезгинского фольклора, сделанная самим режиссером. Спектакль имел огромный успех у населения.

Афиша возвещала, что режиссером спектакля был Идрис Шамхалов, художником — Нух Аскаров. Места в зрительном зале заняли офицеры крепости, окружное начальство, солдаты и жители Ахты.

По воспоминаниям старожилов, свой первый спектакль энтузиасты подготовили в доме А. Ашуралиева и там же показали его. Только для мужчин. Но когда молодежь решила демонстрировать свое представление перед женщинами, явились разгневанные муллы с криками «Они развращают наших женщин!», убрали лестницу и сорвали спектакль. Узнав о трудностях молодежи, русские солдаты пригласили их в гарнизон, и, по свидетельству И. Шамхалова и С. Агабалаева, «первый свой спектакль кружковцы показали солдатам крепости в 1906 году».

В таких условиях состоялся дебют лезгинского театра. «Этот спектакль явился фактически родоначальником лезгинского театра, существующего в Ахтах и до сих пор», — писал С. Глаголь в 1935 г.

Успех окрылил кружковцев. Но вскоре наступила пора отхожих промыслов и участники ахтынского театрального кружка отправились на нефтепромыслы в Баку, Сабунчи, Бибиайбат, Бинакади и другие города. Много лезгин работало в начале века и в Сурахане, где энтузиасты решили продолжить свои занятия театральным делом.

По воспоминаниям народного артиста ДАССР С. Т. Велиханова, сураханский театральный кружок возник сразу же после дебюта ахтынского кружка и регулярно (в основном на азербайджанском языке) давал спектакли в осенне-зимнее время.

В том кружке ставились главным образом спектакли по пьесам азербайджанских авторов. Но, как вспоминает С. Т. Велиханов, небольшие пьесы, написанные участниками драматического кружка Магомедом Эйвазовым и Энвером Кухмазовым, силами любителей ставились на сцене Народного дома, где работали энтузиасты.

В сураханском театральном кружке участвовали такие активисты, как Гасан Кисриев, Халил Гусейнов, Ашурбек Ашуралиев, Джавад Меджидов, Умудхан Меджидов (старше всех по возрасту), Казимагомед Алибеков, Абдурахман Алибеков (гармонист) и другие. М. Айвазов А. Бейбутов, Э. Кухмазов, С. Агабалаев выполняли функции режиссера и сами играли.

С.Т. Велиханов вспоминает, что в отличие от ахтынского кружка сураханский был разнороден по своему составу. В его работе и спектаклях принимали участие даже женщины. Помимо ахтынцев, в него входили отходники — любители театра и из других лезгинских районов: Касумкентского, Курахского, Магарамкентского.

Таким образом, у лезгин функционировали два театральных кружка — ахтынский и сураханский, первый — весной и летом, второй — осенью и зимой. Поставленные летом ахтынским кружком спектакли показывались зрителям бакинских нефтепромыслов, а репертуар сураханского драмкружка — ахтынцам. В Ахты спектакли шли на открытой площадке, в ненастную погоду — в доме Ашуралиева или в старой гостинице, а в Сурахане — в Народном доме (впоследствии Дом культуры им. С. Орджоникидзе). Музыкальные развлекательные спектакли собирали множество зрителей, и это вдохновляло самодеятельных артистов.

Так, летом 1908 г. ахтынцы осуществили новую постановку. Пьеса «Старая Турция» (автор неизвестен), видимо, была создана по свежим следам недавней турецкой буржуазной революции, приведшей к власти младотурков – националистическую партию «Единство и прогресс», основанную в 1889 г.

— Познакомившись с содержанием пьесы, — пишет С. Глаголь, — комендант запретил ее постановку и выгнал режиссера с территории крепости. Решено было поставить пьесу в ауле. Штатское начальство на первых порах оказалось более либеральным. Постановка была разрешена. На улицах запестрели афишы, молниеносно были распроданы билеты. В день спектакля разнаряженная публика задолго до начала заняла все места. Но посмотреть спектакль зрителям не удалось. За несколько минут до поднятия занавеса в зал явилась полиция, разогнала публику и арестовала «виновника торжества» И. Шамхалова. Лишь после ходатайства особо влиятельных лиц спектакль состоялся и имел огромный успех. Но Шамхалов был вновь арестован и, просидев 10 дней в тюрьме, вынужден был уехать в Баку».

После трех лет революции 1905-1907 гг. Россия пережила три года контрреволюции, три года Столыпинской реакции — насилия и бесправия, что, естественно, не могло не отразиться на демократических институтах национальных окраин империи. В немилость местных властей попал и театр любителей. Работа театральных кружков временно была приостановлена.

Но, несмотря на репрессивные меры царских властей, театральное движение лезгин не остановилось. Многие кружковцы стали принимать участие в спектаклях Бакинских театров. Особенно частым гостем спектаклей профессиональных театров Баку был С. Агабалаев, которого антрепренеры приглашали для исполнения женских ролей.

Дальнейшее оживление театральной жизни произошло в 1912-1914 гг. В 1913 г. сураханский театральный кружок показал своим зрителям спектакль «Цветы Дагестана», а ахтынский кружок — «Молодость».

Возобновились любительские спектакли по произведениям азербайджанских авторов. В 1915-1916 гг. театр ставит «Иблис», «Аршин мал алан» — своеобразный горский «Фигаро» и т. д.

Так как состав театра (кружка) в основном менялся, можно полагать, что эти известные нам временные промежутки работа кружка не затихала и он продолжал выполнять свою просветительскую миссию. Курсируя между Ахты и Сураханы, и зритель, а в Ахты он был более или менее постоянным, уже по-иному воспринимал предлагаемые ему зрелища, а это, в свою очередь, должно было стимулировать профессиональный рост исполнителей.

В 1915-1916 гг. энтузиасты осуществили постановку азербайджанских авторов «Аршин мал алан», «Лейли и Меджнун» У. Гаджибекова, «Ашик Гариб» З. Гаджибекова, «Иблис» Г. Джаваида и др.

Сурахамский театральный кружок функционировал вплоть до 1929 г. и служил своего рода школой, студией, где любители знакомились с новостями театральной жизни, а когда требовалось (в дореволюционное время), находили убежище те, кто подвергался преследованиям со стороны властей. В 1930 г. сураханский театральный кружок прекратил свое существование. Часть наиболее способных актеров перешла в ахтынский театральный коллектив, который в ту пору уже получил признание.

Организатор ахтынского театрального кружка Идрис Шамхалов (1880-1944) — безземельный батрак, затем рабочий-отходник Бакинских нефтепромыслов.

Верным соратником И. Шамхалова во всех его творческих начинаниях на протяжении многих лет выступал актер, режиссер и переводчик Сефербег Агабалаев(1890-1964).

В повышении культуры любительского театра большую роль сыграло деятельное участие в его работе художника Нухбека Аскарова, который до этого учился в Ставропольской гимназии и Бакинском реальном училище.

Благодаря демократическим взглядам Н. Аскарова многие члены его семьи впоследствии стали на путь служения искусству. Сестра Саяд и дочь Сафият Аскаровы еще в 1914 г. смело поднялись на подмостки ахтынского театра, сын Хас-Булат Аскар Сарыджа стал прославленным скульптором, другие два сына, как и вторая дочь Сарет, связали свою судьбу с кинематографом.

Интересную страницу в истории многонационального искусства Дагестана вписала Сафият Аскарова (1907-1955). В 1925 г. Она снялась в картине «Под властью адата», а затем после окончания кинокурсов, стала работать на киностудии «Мосфильм».

Вскоре Сафият Аскарова сыграла роль Марии Темрюковны, в фильме «Крылья холопа» («Иван Грозный»). Образ царицы Темрюковны созданный молодой актрисой в этом фильме, получил большой зрительский и общественный резонанс.

В 1927 г. С. Аскарова снялась в главной роли в картине «Чадра», выпущенной студией «Узбекфильм», и, как сообщала «Дагестанская правда» от 26 сентября 1934 г., была приглашена для съемок в картине «Заключенные» на тему Беломорстроя.

Тринадцать лет своей яркой жизни Сафият Аскарова посвятила немому кино, талантливо создала ряд женских образов. Во время Великой Отечественной войны Сафият вместе с мужем, кинорежиссером Я. Хорватом, с концертными бригадами изъездила множество фронтовых дорог, где выступала перед воинами Красной Армии.

У истоков нарождающегося искусства стояли представители передового революционного мировоззрения. Участие в работе театральных кружков таких революционно настроенных рабочих, как Гасан Кисриев Халил Гусейнов, Малик Гениев и Нисред Магарамов, помогло привлечь в коллектив местную интеллигенцию в лице учителей А. Ашуралиева Б. Бабаханова, Д. Меликова, М. Акимова, С. Ганиева, передовых рабочих Э. Эмирдавнова, А. Муртузалиева, А. Магомедова, М. Эфендиева и др.

, раздел: Культура

Автор: Эседулла Наврузбеков, народный артист РД / Источник: журнал "Возрождение"
0

Поделиться

01 Янв 2000 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля