Односельчане.ru

Кудиябросо

8 комментариев (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
17.03.2012

История Ахвахского района района

ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ

Районный центр,- с. Карата. Площадь района – 291,1 кв.км.Расстояние до г. Махачкалы – 280 км. Район состоит из 25 населенных пунктов, образующих 13 муниципальных образований. Численность населения района составляет 21,6 тыс. человек. Плотность населения района - 72,2 человека на 1 кв.км. В структуре национального состава 98% аварцев.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

В основном животноводство. Во всех категориях хозяйств количество КРС составляет 22,9 тыс. голов овец и 115,7 тыс. голов коз. Площадь сельхозугодий составляет 23,3 тыс. га, функционируют 14 сельхозпредприятий, 204 крестьянско-фермерских хозяйства, а также 5277 личных подворий. Производимые продукты: молоко, мясо, шерсть, яйца.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

В каждом селе имеются памятники павшим в годы Великой Отечественной войны землякам, в с. Карата - памятник Герою Советского Союза Магомед-загиду Абдулманапову. Имеются древние захоронения, сторожевые башни и другие памятники. В районе имеются хвойные и лиственные леса, фруктовые сады.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Среди основных направлений - развитие племенного животноводства, увеличение валового надоя молока за счет улучшения породных и продуктивных качеств скота. Перспективно возрождение террасного садоводства в горах, закладка садов и виноградников на равнине. Предполагается завершить строительство консервного цеха в с. Карата, реконструировать здание ковровой фабрики. Приобретение и установка оборудования позволит возродить традиционные промыслы, такие как производство джураби, паласов ручной работы. Принципиально важно завершить строительство малых ГЭС в с. Карата и на речке Местерух, построить автодорогу с мостом к переселенческому поселку Местерух с антиаварийной укладкой и переходящим мостом, что позволит наладить сообщение как внутри района, так и с республикой.

В пору комсомольской юности, проводя встречи молодежи Ахвахского и Шамильского (тогда Советского) районов, не раз доводилось подниматься до линии водораздела Богосского хребта и обозревать всю землю предков от тропы, ведущей в Цумадинский район близ аула Тлиси, до берегов Аварского Койсу. Завидовал мудрости предков, построивших по дну глубоких каньонов по обе стороны от водораздела серповидную цепочку аулов, острие которой направлено на огромный массив бывших когда-то общими для ахвахского вольного общества пастбищ. Понял, отчего моим пращурам приходилось постоянно отстаивать право на свою землю. В отличие от окрестных земель, имеющих засушливый климат и скудную растительность, ахвахской земле характерны мягкий климат, обилие речек, лесов и другой растительности. На этой земле плодоносят теплолюбивые ореховые деревья, зреет виноград, вместе с тем можно посидеть и в прохладе, веющей от ледников.

Судя по преданиям, ахвахцы осели в Западном Дагестане вместе с другими андо-дидойскими племенами около пяти тысяч лет назад. Память сберегла предостерегающий людей от повторения ошибок фольклор, легенды о героизме, ратных делах, защитниках аулов, общества. На ахвахском языке до сих пор нет письменности, еще никто не обобщил сведения об их истории. Отрадно, что аксакал Шамсудин Исаев собрал довольно-таки богатый материал о родном крае.

АХВАХСКОЕ СООБЩЕСТВО

Ахвахское общество было немногочисленным, людей всегда недоставало, и потому здесь испокон веков пришедших с добром принимали с распростертыми объятиями, помогали строить жилище, отводили землю. Люди приходили и оседали в краю, где ни ханы, ни беки не угнетали, не приходилось платить налоги, власть всегда избиралась всенародно, законы принимались решением джамаата. Оставались жить здесь даже русские.

МИГРАЦИЯ

Ахвахцы участвовали почти во всех войнах по защите Отечества и хорошо знали внешний мир, но находили, что везде живут хуже, чем в родных местах, и не покидали их. Тенденция к миграции возникла в 1730 году. Двадцать восемь ахвахских воинов участвовало в захвате Ширвана Чолак-Сурхаем. В благодарность он подарил восьми ахвахцам земли на правой стороне речки Закатал. Они перевезли туда свои семьи, так возник аул Ахвахдара Закатальского района Азербайджана, в котором по переписи 1987 года, жило более 2 тыс. человек.

Большому потоку миграции ахвахцев в равнинные города Дагестана и Чечню способствовало и произошедшее в 30-е годы укрупнение аулов.

Ахвахцев предположительно около 23 тысяч человек. По переписи, около десяти тысяч человек числятся в сельсоветах Лологонитля, Тадмагитля, Кудиябросо, Изано-Ахвахского, Ратлуб, Тлянуб, Цекоб-Шамильского, Советское-Хасавюртовского районов, почти столько же в иных равнинных населенных пунктах и городах, около трех тысяч человек живут в аулах Ахвахдаре Закатальского и Кабахчу Белоканского районов Азербайджана.

ШАМИЛЬ И АХВАХЦЫ

Своеобразна была позиция ахвахцев в Кавказской войне. Говоря об этой войне, многие забывают, что она началась с гражданской войны, в которой в попытках объединить людей вокруг идеи газавата войска имамов перебили не только ханов, но и рядовых людей сотен других аулов.

Алигаджи из аула Кванкеро был однокашником и правой рукой имама Газимагомеда. По его призыву десятки ахвахцев приняли участие в набеге на Кизляр, взятии Таркинской крепости. Алигаджи ослеп, но даже тогда он руководил отрядом из 92 ахвахских мюридов при имамах Газимагомеде и Гамзате.

В 1837 году вернулся на родину учившийся в духовных учебных заведениях Гянджи, Шеки и Кабахчу в Азербайджане сын Алихаджи Гусейндибир. На одном из диванов в Ведено Гусейндибир упрекнул имама Шамиля в отступлении от норм шариата. Результатом ссоры стало то, что в 1838 году северные ахвахцы покинули войско имама Шамиля и больше не воевали. Карательная экспедиция Шамиля в Ахвах, в ходе которой был убит Абдула из Мигишто, сожжены покинутые людьми дома Кванкеро, не дала результата. Осенью того же года, когда имам во главе трехсот мюридов спешил на помощь Кебед-Магомеду из Телетля, ахвахцы перекрыли ему дорогу. Войску позволили пройти только благодаря соседнему джамаату аула Карата, который обратился к ахвахцам с соответствующей просьбой.

ВОССТАНИЕ 1877 ГОДА

Но не привыкших платить дань ни хунзахским ханам, ни имаму Шамилю ахвахцев вынуждали аккуратно платить царю обременительные налоги.

И когда в 1877 году избранный имамом сын Абдурахман-шейха из Согратля Гаджимагомед призвал к газавату, ахвахцы поддержали его. Участвовали в битвах с царскими войсками близ Ботлиха, Инхело, Муни, Миарсо. Пришлось отступить, и в ахвахских аулах мнения разделились. В аулах, относящихся к Кванкеринскому старшине, считали, что дальнейшее сопротивление бесполезно, предложили покинуть аулы и уйти в горы, а жители аулов, относящихся к Кудиябросинскому и Изанинскому старшинам, решили дать бой у аула Мигишто.

Сражение началось в полдень 28 октября 1877 года. 2500 царским солдатам и поддерживающим их гумбетовцам противостояло около двухсот ахвахцев. В этом бою было убито 69, из них потом умерло от ран еще восемь. Потери наступавших превысили четыреста солдат и командиров. Руководил боем, судя по преданиям, Курбан из Изано.

КАК АХВАХ СТАЛ КРАСНЫМ

В мае 1918 года по заданию ахвахцев Шамхал Салихов встретился с Махачем Дахадаевым и дал слово вступить в Социалистическую группу, поддержать революцию. По призыву Махача группа ахвахцев участвовала в боях близ аулов Каранай, Эрпели, Чиркей, в составе войска Узун-хаджи совместно с большевистскими частями Гикало воевали с казаками близ Грозного. А в период имама Гоцинского, когда стали поступать угрозы "окрасить камни ахвахских речных долин в цвет крови", в состав партизанского отряда вступили почти все жители боеспособного возраста - 452 человека.

Первое боевое крещение отряд получил близ Тлянуба и Цекоба, где преградил дорогу войску имама, желавшего занять эти аулы. Отряд принял активное участие в установлении Советской власти в районах Западного Дагестана, в освобождении Хунзахской и Гунибской крепостей, Темир-Хан-Шуры. Победы обошлись очень дорого - погиб 21 ахвахец. Турач Курамагомедов, Газимагомед Алиев, Гайдарбег Магомедов, Имахо Алиев, Сулейман Мутаэлумов, Ихали Магомедов, Магомедхан Исаев, Ибрагим Алиев, Аду Магомедов были удостоены орденов Боевого Красного Знамени. Шамхалу Салихову 13 ноября 1920 года С. Орджоникидзе вручил сразу два ордена Боевого Красного Знамени. Шамхал Салихов был избран председателем Андийского окружкома, председателем президиума Чрезвычайного съезда народов Дагестана, на котором была объявлена автономия Дагестана, он избирался делегатом Всероссийского съезда Советов 1922 года и съезда представителей восточных народов в Баку. Турач Амиров избирался делегатом VII Чрезвычайного съезда Советов, где была принята Конституция СССР. Он, как и Шамхал, был членом ЦИК Дагестана, руководил Андийским округом, был представителем Дагестана во ВЦИКе. Судьба их, однако, оказалась несчастливой: Ш.Салихов погиб в перестрелке с бандитами, Т. Амиров был репрессирован в 1937 году.

ПОТЕРИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Великая Отечественная война нанесла ахвахцам значительные потери. Не было ни одного случая дезертирства или уклонения от призыва, четверть ушедших на фронт были добровольцами.

Погиб вместе со всей дивизией на линии Маннергейма полковник Исламбек Алиев, был политработником Бадрудин Салманов, вернулся капитаном Абдурахман Омаров, после войны в бою с бандитами на территории Польши погиб лейтенант Тахту Ахмедов и т.д. Одиннадцать человек, среди них и уничтоживший 131 фашиста снайпер Багаудин Джамбулаев, удостоились орденов, сотни других получили медали и благодарности верховного главнокомандующего.

КОЛХОЗЫ СЫТНО НЕ КОРМИЛИ

Ахвахцы трудолюбивы. Однако колхозы кормили людей не очень сытно. Земля в горах приходила в упадок. Частникам пользоваться ею не давали, а колхоз ввиду преобладания ручного труда нес убытки. Площадь кутанов на плоскости была незначительной, в основном ахвахские отгонные пастбища располагаются на солончаках.

В последние годы впервые увидел людей, восстанавливающих древние подпорные стены на террасных полях, роющих водоводы. В сельских подворьях растет поголовье крупного и мелкого рогатого скота, каждой осенью значительное число людей вывозит на продажу в город мясо, масло, сыр. Сохранившие дееспособность колхозы делают все возможное для обеспечения аульчан выращенным на кутанах дешевым зерном.

СОЦИАЛЬНОЕ ЛИЦО СЕГОДНЯШНЕГО АХВАХА

В каждый ахвахский аул ныне ведет автомобильная дорога. Шамильское доруправление прокладывает в Тлянуб новую широкую, благоустроенную дорогу по солнечному склону, что сделает движение непрерывным. Во всех ахвахских аулах есть ФАПы, в Тадмагитле - участковая больница.

Библиотеки и клубы позволяют сохранить и использовать ахвахский фольклор. Особое место в этой работе занимает фольклорный ансамбль при тадмагитлинском Доме культуры. Делаются попытки собрать и записать на родном бесписьменном ахвахском и аварском языках стихи, пословицы, поговорки, сказки ахвахцев. Во всех селах функционируют средние школы, где работают местные кадры.

Любопытно, что стремление молодежи к получению высшего образования выше в тех аулах, чьи земельные угодья не столь значительны. Например, в числе жителей Тадмагитля более двухсот пятидесяти человек имеют высшее образование - почти столько же, сколько в трех соседних аулах, но большая их часть живет и работает за пределами аула и района.

Невозможно перечислить имена многих сотен ахвахцев, делами которых гордятся потомки. Но ахвахцы надеются, что аксакал Шамсудин Исаев завершит работу по сбору сведений истории и издаст свою рукопись, что другие его последователи возьмутся за научный труд о прошлом ахвахцев, составление их алфавита и словаря.

17.03.2012

АХВАХЦЫ

АХВАХЦЫ, а ш в а д о (самоназв.), садыкьилиду, гIахъвалал. Числ. в Рос. Федерации 4 тыс. чел. (оценка). Живут также в Азербайджане (2 тыс. чел.). Общая числ. ок. 6,5 тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Говорят на ахвахском яз., имеющем 2 диалекта: сев. и юж.; последний включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также аварский, среди части А. — азербайджанский и кумыкский яз. Письменность на аварском яз. на осн. русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты.

Арочная конструкция в селении Тад-Магитль.

А. предположительно произошли от жителей разл. р-нов Аварии, гл. обр. хунзахских аварцев, переселившихся на новое место. Народ ахуали, ахвали упоминается в груз, историч. хрониках 14 в. Сев. А. образовали Ахвахский союз общин, известный как Цунта-Ахвах. Юж. А., Ратлу-Ахвах, ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с 17 в. вошли в состав Гидатлинского союза общин. С 15 в. боролись за независимость с хунзахцами, гидатлинцами, тиндалами и др. Часть пастбищ для общины А. арендовали у хунзахцев. С 15 в. подвергались исламизации. Согласно Гюлистанскому миру 1813 между Ираном и Россией терр. Дагестана отошла к России. С 40-х гг. приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля (1834—1859). В результате адм. реформ 60-х гг. Цунта-Ахвах вошел в состав Каратинского наибства Андийского округа, а Ратлу-Ахвах в состав Телетль Гидатлинского наибства Гунибского округа. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 — Респ. Дагестан). Живут на зап. склонах Богосского хребта, по правым притокам р. Андийское Койсу (с. Изано, Лологанитль, Кудияб-Росо, Гад-Магитль, Цвакилколо, Кванкеро Ахвахского р-на — Цунта-Ахвах), на вост. склонах Богосского хребта, по левым притокам р. Аварское Койсу (с. Тлянуб, Цекоб, Ратлуб — Ратлу-Ахвах). В сов. период часть А. осела на Кумыкской плоскости, между Тереком и Сулаком. Часть А. в 1-й пол. 18 в. расселилась в Закатальском р-не Азербайджана и живет там либо смешанно с местным нас. (с. Закаталы, Джар и др.), либо изолированно (с. Ахвахдере).

Новый квартал селения Изано.

Традиц. занятия — отгонное животноводство и пашенное земледелие. Разводили гл. обр. аварских и андийских овец, а также коз, кр. рогатый скот великокавказской породы, лошадей дагестанской породы. На террасных участках, частично поливных, выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овёс, просо, полбу, со 2-й пол. 19 в. — кукурузу и картофель; выращивали также бобовые, лук, чеснок, табак. Гл. орудие — безотвальный горский плуг с тяжелой деревянной подошвой и железным лемехом. Разводили пчел. Ремесла: обработка овчины, выработка кож, кузнечное, обработка дерева, камня и др. Со 2-й пол. 19 в. росла товарность производства, появились элементы капиталистич. х-ва. В наше время в горах превалируют традиц. отрасли х-ва, на Кумыкской плоскости получили развитие полеводство, садоводство, овощеводство и животноводство (коровы, овцы). Среди мужчин распространено отходничество (на 1—2 года) в Азербайджан, Ср. Азию, разл. р-ны России (где они работают каменщиками, плотниками, пастухами и др.). Сформировалась нац. интеллигенция.

Сторожевая башня в селении Цекоб.

Каратинцы – коренной этнос Дагестана, проживающий в 13 селениях, в основном в Ахвахском районе. Численность каратинцев в Дагестане около 25 тысяч человек. С 1949 г. каратинцев стали называть аварцами.

Ахвахский район расположен на высоте 1700 м. над уровнем моря в живописных и красивейших местах Нагорного Дагестана. Селения окружены густыми лесными массивами. Реки с холодной и чистой водой, в которых когда-то в обилии водилась форель. К сожалениию, экология портится даже здесь.

Что можно сказать о характере каратинцев, проживающих на такой прекрасной земле? Е. Марков, побывавший в этих местах в конце XIX в. пишет: «Полудикий житель Дагестана является достойным имени человека – своею твердою волею, твердыми убеждениями, речами и поступками. В нем не угас благородный гнев, который не позволит оскорбить себя и близких своих никому, кто бы то ни был, какие бы последствия ни были от этого. Богатство, почести, личный покой – не ценятся им выше чести человека, выше его нравственного долга».

М. Львов в «Путешествиях по Кавказу» отмечал, что «работать судьей в Нагорном Дагестане одно удовольствие, ибо горцы не знают, что такое говорить неправду». Он же задавался вопросом о соизмеримости колонизаторских и горских ценностей: «Что мы предлагаем горцам? – пьянство, распутство, склонность ко лжи и безмерному чинопочитанию! Стоило ли ради этого в течение десятилетий беспощадно уничтожать собственный и дагестанские народы?».

«Время в горах течет медленно», – сказал мне один горец. И характер каратинцев практически не изменился. Как и у других народностей Дагестана здесь сохранились пережитки языческих верований (обряды вызывания дождя на вершинах гор, магические амулеты и заговоры от сглаза и порчи людей, животных и урожая и т. п.).

Язык каратинцев делится на ряд говоров по аулам. Местные жители об этом говорят: «У каждого аула у нас свой язык, но главный – в селении Карата».

Каратинцы живут на своей территории с начала III тыс. до н.э. Они входили в состав хуррито-урартских государственных образований – в глубокой древности, и Дидойского союза в начале нашей эры. Археологические находки подтверждают, что на протяжении, пяти тысячелетий каратинское население вело оседлый образ жизни, основу которого составляли земледелие и скотоводство.

В середине ХХ в. около с. Карата были найдены хорошо сохранившиеся ручные жернова, датируемые 3-2 тыс до н. э, а также языческое кладбище, где рядом с покойниками лежала еда, различные предметы обихода и металлические украшения. Человеческие кости, обнаруженные в некоторых могильниках значительно превосходят размеры костей современников, и этот феномен еще предстоит изучить.

Возраст большинства найденных металлических фигурок датируется II тыс до н. э. Изготовление бронзовых статуэток продолжалось и в средневековье, культ которых у горцев сохранялся до принятия ими мусульманства. В одном из могильников обнаружено стилизованное изображение барана, две человеческие статуэтки, круглая пластинка с изображением креста, массивная бронзовая цепь с бляшкой изображающей голову медведя, держащую в зубах голову быка. Аналогичные памятники обнаружены в селениях Анчих Карата, Арчо, Верхнее Инхело и в других.

Недалеко от с. Арчо, на вершине горы Бераки было найдено жертвенное место. Обычно культовые места располагались на господствующих высотах или горных перевалах, откуда открывался прекрасный обзор окружающей местности. Эти места, когда-то считались обиталищами языческих богов. Каратинцы, в периоды неоднократного отхода от Ислама в основном оставались язычниками: они поклонялись солнцу, огню, грому, разным деревянным и металлическим статуэткам. Согласно преданиям, Карата в давние времена было окружено многочисленными бронзовыми статуэтками людей и животных.

Первые письменные упоминания каратинцев в составе государства Дидо относятся к сер. I тыс. до н. э.

С XVI в возникает Каратинское общество – независимый союз сельских общин, куда входили свободные скотоводы и земледельцы-воины. Защита территории в случае внезапного нападения врага или угона общественных стад, тушение пожаров являлась прямой и почетной обязанностью всех каратинцев. Уклонение от этих обязанностей строго каралось, вплоть до изгнания из общества. Другие общественные обязанности осуществлялись по очереди. Вокруг каратинского общества известна целая система оборонительных башен. Такие башни были в с. Арчо, возле с. Анчих, Рачабулда и Ингердах. Башни, от которых сохранились лишь остатки фундамента, были высокими и вместительными. По преданиям, одна башня могла вместить до 50 человек.

В августе 1741 г. стотысячная армия властителя Персии Надир-шаха, вторглась в глубь гор. Готовясь к бою, горцы пытались предотвратить кровопролитие. В письме к шаху алимы с достоинством писали: «Вы, не гордитесь, что вас много, что вам никто не оказал достойного сопротивления. Возвращайтесь домой, пока жители не начали проклинать вас. Как сказал пророк: «Один день мы выиграем, на другой день мы проигрываем». Мы не хотим воевать, хотя знаем, что одолеем вас. «Кто борется за справедливость, тот победит».

Надир-шах с войском, опьяненным победами, двинулся вперед, преодолевая героическое сопротивление горцев и опустошая все на своем пути. Но, уже в начале осени в окрестностях с. Согратль произошла грандиозная битва с участием каратинского и иных вольных обществ, завершившая полным разгромом войска легендарного Надир-шаха. В память об этой битве до сих пор гуляет по Ирану поговорка: «только глупый шах пойдет завоевывать Дагестан».

В освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни каратинцы включились в 30-х годах XIX в. Карата становится одним из значительных опорных пунктов движения Шамиля: здесь хранилась большая часть казны Имамата и артиллерийский склад. Здесь же была резиденция каратинского наиба, старшего сына и наследника Шамиля Кази-Магомеда. Его каратинский отряд в 250 человек принял последний бой с царскими войсками на горе Гуниб в августе 1859 г, обороняя северо-восточный склон плато. Каратинец, знаменосец Хуни Багадур изображен на известной картине Т. Горшельдта «Мюрид с наибским знаменем». Жители с. Карата с благоговением относятся к могиле сына Шамиля Джамалуддина, отданного в аманаты при Ахульго, и дому, где жил Шамиль с семьей.

После вхождения каратинского вольного общества в состав Имамата оно потеряло свою самостоятельность с республиканским правлением, продолжавшуюся около 2 тысяч лет.

С августа 1859 г. Дагестан вошёл в состав России и военное командование возводит ряд опорных пунктов с солидными гарнизонами, чтобы предупредить возможные вооружённые выступления горцев. Недалеко от с. Анчих построен Преображенский редут, который, по словам князя Барятинского, «станет началом утверждения русской власти в этом крае». По преданию, стальные детали для моста привозили из Грозного на арбах, а камни вытесали местные мастера. За один камень мастер получал рубль. (Хорошая корова стоила 2 рубля), но запрещалось вытесывать за день больше двух камней. Считалось, что за день мастер может изготовить лишь два качественных камня.

В 1877 г. вспыхнуло новое восстание горцев против колониальной политики. Неорганизованные силы каратинцев 7 месяцев сопротивлялись регулярным войскам. Восстание было подавлено, его руководителей казнили, а на участников наложили контрибуцию. В 2007 г. в с. Тадмагитли на историческом поле битвы состоялось открытие памятника этим воинам.

Испокон веков каратинцы занимались земледелием и скотоводством. Земледелие и садоводство были настолько развиты, что академик Н.И.Вавилов назвал их «агрокультурное террасирование изумительным».

С незапамятных времен здесь развиты ремесла: обработка шерсти, металла, камня, дерева, кожсырья, оружейное и ювелирное дело, а также добыча пищевой соли, серебра и свинца; производился порох для армии Шамиля. Горцы вели натуральное хозяйство и существовала своеобразная специализация ремесел. Например, был тухум гончаров кузнецов и мельников. Некоторые каратинцы занимались столярным делом, были каменщиками, ткачами и т.д. Часто приходилось заниматься отходничеством.

По всему Кавказу и России славились т.н. каратинские шали, секрет производства которых утерян (выставлены в «Эрмитаже»). Шали неоднократно отмечались медалями на всероссийских и международных ярмарках до 1914 г.

Далеко за пределами Дагестана был известен и мастер Ахъулат из с. Карата – холодное оружие его производства считалось одним из лучших в регионе. Сабля работы мастера ныне хранится в музее г. Тбилиси, а кинжал в Республиканском краеведческом музее. Каратинские кустарные изделия (522 экз.) были отмечены серебряными и бронзовыми медалями Всероссийской выставки «Русская Ривьера» в Санкт-Петербурге в 1912 г. Эта коллекция – одна из самых крупных в России.

Карата – центр Ахвахского района. В 3 км. южнее находится селение Арчо, где имелось несколько оборонительных башен. Старейшая часть аула – Верхний квартал расположен на скалах и склонах. Некогда вход в этот квартал замыкали ворота. По преданию, здесь жили «семь братьев», которые командовали аулом и районом. В эпоху Шамиля с. Арчо также входило в число опорных пунктов имама. На кладбище вам покажут могилу верного наиба Шамиля Нур-Магомеда Арчоевского.

Селение Анчих располагается под скалой, поэтому так и называется – Анчакьи «под камнем». Анчихцы бережно хранят предания, легенды и истории, связанные с физической силой своих предков. Например, анчихец, МухА был человеком огромной силы. Он поворачивал арбу с сидящим на ней человеком, поднимал железнодорожную шпалу с двумя седоками. А однажды, его вытолкнули друзья на бой против самого Ал-Клыча. Но силы Ал-Клыча были настолько велики, что он подошёл к анчихскому богатырю и на вытянутых руках приподнял от земли.

Анчихцы, конечно, гордятся своим земляком Магомедханом Гамзатхановым, более известным как Волк Хан. Начав заниматься вольной борьбой в 1979 г. у пятикратного чемпиона мира по вольной борьбе, легендарного Али Алиева, он уже в 1991 г. подписал контракт с мировой бойцовской лигой «РИНГС» для участия в профессиональных боях в Японии. Японские промоутеры долго думали, как преподнести его публике. О нем говорили, что он тренирует сотрудников КГБ, является потомком самого Чингисхана и многое другое. Публике его представили под прозвищем VOLK HAN. Сейчас Магомедхан – мастер спорта по вольной борьбе, по борьбе дзю-до, боевого раздела самбо, по классической борьбе. Пятикратный чемпион России по борьбе самбо. Двукратный чемпион мира по профессиональной борьбе в лиге «РИНГС» Двукратный обладатель Золотой короны – высшей награде мировой федерации «РИНГС». Провел 110 боев – 97 побед.

В бытовых аспектах жизнь каратинцев, если не считать мобильной связи, остается на уровне XIX в. Лишь в некоторые аулы проведены водопроводы, не проведен газ, отсутствует канализационная система, часто отключается электричество. Но каратинцы, относятся ко всему с завидным спокойствием. Предпочитая просто и без затей радоваться каждому новому дню, восходу солнца, полету орла и многоцветью окружающего их мира.

17.03.2012

Француз из Ахваха

Сотрудничество

Имя профессора Лионского университета во Франции Дениса Крэсселя хорошо известно дагестанским языковедам. Денис работает над изучением ахвахского языка. На днях, когда он побывал в Махачкале, с ним встретился журналист Ниматула Нурмагомедов.

– Денис, какова цель вашего приезда в Дагестан?

– Я работаю над составлением грамматики ахвахского языка. В Дагестан приехал, чтобы собрать материал. Посольство России во Франции дало мне время – только одну неделю. Замечу, что это моя первая поездка в Страну гор. Успел уже побывать в Камышкутанской гимназии и в селах Тадмагитль Ахвахского района и Советское Хасавюртовского района. В прошлом году принимал участие в двух конференциях, которые прошли в Махачкале. Выступал с докладами, посвященными ахвахскому языку. На этот раз из-за ограниченности времени успел побывать только в Махачкале и встретился с несколькими ахвахцами: Ахмедом Абдуллаевым, Садрудином Шамхаловым, кандидатом филологических наук из Тадмагитля преподавателем ДГПУ Индирой Абдуллаевой и другими. От них я и получил много материалов об истории, обычаях и традициях ахвахцев.

Я написал уже девять статей об ахвахском языке. Они опубликованы в дагестанских и зарубежных научных изданиях. Также подготовил некоторые главы книги грамматики северной диалектики ахвахского языка.

– Почему вы для изучения избрали именно ахвахский язык?

– Раньше я изучал африканские языки. Изучить ахвахский язык мне порекомендовал профессор Парижского университета Жиль Отье, так как он относительно мало изученный язык. А сам Отье уже давно изучает лезгинский, рутульский, цахурский и другие языки. Он много раз бывал в Азербайджане. Кстати, я тоже неоднократно туда ездил. Последний раз в мае прошлого года побывал в селении Ахвах–Дре Закаталии, где компактно проживают ахвахцы. Собрать материалы об ахвахском языке мне помогли Загид Абдуллаев и директор Закатальского парка Гаджимурад Бериков.

Замечу, в Азербайджан можно ездить свободно, между Францией и Азербайджаном существует безвизовый режим. А между Францией и Россией такой режим не действует.

– Было трудно учить ахвахский язык?

– Языки все нелегко изучать. А ахвахский оказался особенно трудным. Он по структуре и по системе очень сложный.

– Есть ли различия между дагестанским и закатальским языками ахвахцев?

– Нет. Какие-то различия имеются в обычаях. Потому что закатальские ахвахцы живут среди азербайджанцев и большинство из них работают в городе.

– Человек по фамилии Шарашидзе написал книгу грамматики языка аварцев, проживающих в Турции. Что вы знаете о нём и об этой книге?

– Шарашидзе – грузин. Он проживал во Франции и преподавал грузинский язык. В 70-е годы прошлого века он работал в Турции. Там он и изучил аварский язык и собрал материал для грамматики аварского языка, которую издал в 1980 году.

– Поделитесь своими планами.

– Думаю в октябре ещё раз приехать в Дагестан. До сих пор изучал северные диалекты ахвахского языка. Планирую также посетить те населенные пункты, где разговаривают на южном диалекте ахвахского языка.

– Ваше впечатление о Дагестане и о его жителях?

– Люди везде одинаковые. Есть и хорошие, и плохие. О Дагестане и о его жителях у меня сложилось только хорошее впечатление. На Кавказе живут гостеприимные люди. Меня хорошо приняли и в Дагестане, и в Азербайджане. Спасибо им!

17.03.2012

География

Ахвахский район является горным районом и граничит на севере с Ботлихским, на юго – западе Цумадинским, на востоке

сХунзахским и на юго – востоке с Шамильским районами и занимает территорию29109 га., из них 2127га. – леса. Общая площадь с прикутанными хозяйствами составляет 48977кв.км.

Территория Ахвахского района расположена в западной части внутреннего Дагестана. Согласно природно-сельскохозяйственному районированию земельного фонда она входит в Кавказско-Крымскую горную область, Кавказскую горно - лугово-лесную провинцию, в южный предгорно-горный сухо-лесной и лесо - степной кадастровый район.

Территорию Ахвахского района составляют все земли в пределах административно-территориальной границы района, а также земли отгонного животноводства в Бабаюртовской и Хасавюртовской зонах.

На территории района находятся 352 памятника истории и архитектуры местного и республиканского значения.

Общая численность населения составляет на 01.01.2011г. – 21908.

Национальный состав определяют условные аварцы – это аварцы, ахвахцы , багвалинцы , каратинцы .

В районе распространено многоязычие. Они представляют собой давно сложившиеся самостоятельные этносы со всеми присущими этническим общностям компонентами, главными среди которых являются самостоятельный язык, специфический комплекс обычаев, обрядов, уклад жизни.

Именно это и придает особую прелесть и колорит уникальной ахвахской культуре. Они, как и все дагестанцы, имеют самобытный фольклор, декоративно-прикладное искусство. Здесь ткали сукно которое славилось на всем Северном Кавказе. Работала ковровая фабрика. В с. Местерух живет мастер по изготовлению пандуров (музыкальный инструмент).

В Ахвахский район входят 13 муниципальных образований состоящих из 17 сел: Арчо, Анчих, Верхнее-Инхело, Ингердах, Изано, Карата, Кудиябросо, Лологонитль, Местерух, Маштада, Рацитли, Рачабулда, Тадмагитль, Тлибишо, Тлиси, Тукита, Цолода.

За пределами административной границы района, на землях отгонного животноводства расположены еще 12 населенных пунктов: Кирпич-кутан, Индира, Андуз, Казиюрт, Камыш-кутан, Цияб-Цолода, Хариб, Инхело, прикутанные хозяйства селений Арчо, Рачабулда, Тадмагитль и Тлибишо.

Сельское хозяйство.

Специализация в хозяйствах района животноводство, ведущая отрасль – овцеводство. В настоящее время в Ахвахском районе имеются 14 СПК, 162 КФХ, 5700 ЛПХ. Общественное хозяйство имеют КРС 1303, в том числе коров 420. МРС – 5660 голов. В КФХ количество КРС 3055, в том числе коров 1338, МРС – 60650, овцематок 39600. В ЛПХ – КРС 18381, в том числе коров – 10103, МРС – 43579, в том числе овцематок 29770.

17.03.2012

КIудиябросо (в пер. с авар. – большое село), Ахвах, Штаб-Ахвах, ИнкIагьани (ахв.) — село (аул) в Ахвахском районе Дагестана.

Село до 1937 года входило в состав Ботлихского района.

Статус центра сельсовета[2] с 1921[1] года.

20.03.2012

Марзигат не ври

22.03.2012

:-) не вру же

22.12.2012

не верю

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru