Односельчане.ru

Село, которого нет, но обязательно будет

Когда-то Зубутли было крупным селом с самым большим в Казбековском районе колхозом. Жители занимались террасным земледелием, выращивали орехи, айву, разводили скот. Привычная жизнь рухнула в одночасье, причем рухнула в прямом смысле слова. 14 мая 1970 года серия мощных подземных толчков силой в 9 баллов сотрясла Дагестан. До основания были разрушены несколько десятков сел, более 250 населенных пунктов республики сильно пострадали.

Аул Зубутли находился недалеко от эпицентра стихии и был полностью разрушен. Погибли 28 зубутлинцев, они похоронены на отдельном кладбище в селе. Остальных переселили в другое место. Сегодня это село Зубутли-Миатли Кизил­юртовского района. Старый аул не имеет официального статуса поселения. Но с недавних пор он стал возрождаться.

Сегодня добраться в населенный пункт можно двумя путями. Дорога через территорию Миатлинской ГЭС сопряжена с множеством проверок: статус стратегически важного объекта обязывает. Другая дорога – сверху, через село Хубар. Обе дороги – грунтовые, страшно представить, во что они превращаются в непогоду. Можно, конечно, спуститься в каньон пешком со стороны Дубков. И когда-то даже такая мысль у меня возникала. Уже в Зубутли я не раз порадовалась, что мою затею никто не поддержал. Если смотреть на гору, где раскинулись Дубки, снизу, из каньона, она кажется просто великаном, высота ее больше 900 метров. Орлы в небе усиливают впечатление.  

Само село – как одна большая стройплощадка в обеденный перерыв. Куда ни кинь взгляд – везде фундаменты да строящиеся дома. И ни души. Самое высокое строение в Зубутли, как и во всех селах, наверное, - минарет мечети в центре села. К ней мы и двинулись, рассчитывая увидеть тут местных жителей.

В одном доме распахнуты ворота. Двое мужчин очень удивились, увидев нас, и сразу же пригласили на чай. «Вы первые журналисты, которые приехали сюда», - говорят они. Нурудин Гаджиев строит здесь дом, на том самом месте, где жили его родители до землетрясения. «Это наша земля, тут жили наши предки. Я родился тут, отучился восемь классов в школе. Потом пришлось переехать», - говорит он. По его словам, люди стали возвращаться сюда лет 15 назад. Одним из первых зданий, что появилось в селе, стала мечеть. А потом постепенно выходцы из Зубутли стали строить здесь жилье.

Само село – как одна большая стройплощадка в обеденный перерыв. Куда ни кинь взгляд – везде фундаменты да строящиеся дома.

«Сердце тянет сюда», - рассказывает Сапират Магомедова. Она, как и Нурудин, живет в Зубутли-Миатли. За 40 лет это вторая ее поездка в места, где прошло детство. «Как-то раньше не получалось сюда приехать, хотя очень хотелось. А недавно приснился сон, где умершая сестра приглашала сюда - посмотреть дом, который строят ее сыновья. Вот приехала. Мне было 14 лет, когда случилось землетрясение и нас всех переселили. Прошлась по улочкам, даже нашла тутовое дерево наше, вспомнила, кто и где жил. Я бы хотела тут остаться жить».

Тут я вспоминаю историю, связанную с происхождением жителей села. Некоторые историки считают, что село основали евреи. В этнографическом обозрении доктора исторических наук Игоря Семенова «Метаморфозы эпитета «еврейский» в дагестанских преданиях» указано, что «В местности Гъелю, около Зубутли, есть кладбище с гексаграммами на стелах; вследствие этого в соседних селах жителей Зубутли называют «евреями». В эпоху распространения ислама в Дагестане некоторые из зубутлинских евреев вынуждены были принять ислам и впоследствии ассимилировались среди мусульман, другие были истреблены, третьи – бежали».

Мой вопрос вызывает у сельчан улыбку. «Когда я была маленькой, недалеко от Старого Чиркея проводили раскопки. Мы с отцом туда ездили, смотрели. Так вот, там нашли остатки еврейских поселений, как будто водой жилища были смыты, я сама видела. Людей, живших там, называли «жугут». Есть что-то общее с названием нашего села».

Сейчас в селе примерно 50-60 домов. Половина из них - еще нежилые. Строят дома там, где жили предки, каждый знает свою территорию. «Каждый, у кого предки имели жилье в Зубутли, может приехать и строить на том же месте», - говорят сельчане. Работать стараются с соблюдением старых технологий: кирпичи и камни кладут так, как это делали деды, стены штукатурят глиной с добавлением соломы.

«Пойдемте, покажем вам нашу достопримечательность - родник», - предлагают собеседники. Его местные жители благоустроили собственными силами. Рядом – небольшое здание. Первый этаж уже готов, здесь будет баня, а на втором этаже можно будет помолиться, рассказывают мужчины. За мостом через Сулак – старое кладбище. Надгробные камни давно покосились в разные стороны. «Наше село очень старое, на этом кладбище есть камни, датированные VII-VIII веками», - с гордостью сообщают наши спутники.

«А вот здесь у нас школа», - продолжает Нурудин. Школа – это обычный жилой дом, там обучают детишек младшего возраста. Учеников в этой «школе» - человек десять.

Следующая остановка нашей экскурсии – памятник сельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Около 150 человек ушли на фронт, половина из них не вернулась. Пятиконечная звезда и мраморные доски с именами погибших воинов – тоже дело рук сельчан. Памятник поставили тут еще в 1990 году. «Сами деньги собирали, дизайн разрабатывали. У села ведь нет статуса поселения, нет администрации, главы и денег соответственно тоже нет. Все приходится самим. Вот бы дорогу еще к нам сделать… На это слишком большие средства нужны», - вздыхает Нурудин.

«А вот здесь у нас школа», - продолжает Нурудин. Школа – это обычный жилой дом, там обучают детишек младшего возраста. Учеников в этой «школе» - человек десять.

«Статуса у старого села сейчас никакого нет. Причина в том, что до сих пор не установлено право собственности: к какому району принадлежит эта территория – Казбековскому или Кизилюртовскому. Дело находится на рассмотрении в суде уже семь лет и пока никак не двигается. Вопрос разграничения земель должен решаться на уровне правительства. Только после того как будет ясно, кто «хозяин», будут решаться другие административные вопросы. Сейчас это село, как и многие другие в республике, если можно так сказать, повисло в воздухе», - объяснил глава муниципального образования «сельсовет Зубутли-Миатлинский» Абдулазиз Султанов.

Но, несмотря на наличие или отсутствие статуса, Зубутли строится и растет. Для кого-то дом здесь – дача с садом и огородом, куда приятно приехать отдохнуть. Другие строят, чтобы остаться тут жить. Но мотив у всех один – здесь когда-то жили отцы и деды, здесь старинные могилы, память нужно сохранять. И, надеюсь, следующим летом я отвезу дедушку туда, где прошло его детство. Тем более что я нашла место, где был дом его отца, моего прадеда.

2 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
12.11.2012

ЦIобокь (гIурус мацIалда Зубутли) росу ккола кIудияб тарихалъул росу. Гьеб чIчIун буго Сулахъ гIурул рагIалда, Салатавиялъул мугIрузда. Росу кида гIуцIцIарабали лъалеб гьечIо, амма тарих кIудияб букIиналъе хIужжаби рачине бегьула гIагарда бугеб ЧIикIаб росдал тарихалъухъ балагьун. Цодагьалъ цебе ЧIикIаб росулъ 1000 сон баялда бухьун кIудияб данделъи букIана.

1895 соналда Россиялда гьабураб хъвай-хъваялда рекъон ЦIобокь росулъ вукун вуго 1069 инсан.

12.11.2012

Зубутли — один из старинных Салатавских аулов. Расположен на второй ступени главного Сулакского каньона, на левом берегу реки Сулак.

15 сентября 1844 года в Кавказскую войну был окружен отрядом казаков, которые разрушили мост и сожгли село.

Разрушен до основания землетрясением 14 мая 1970 года. Население насчитывавшее около 540 жителей было переселено в село Зубутли-Миатли Кизилюртовского района.

Связан горной грунтовой дорогой с близлежащим посёлком Дубки.

Рядом с аулом расположена Зубутлинскаяская кластокарстовая (cуффозионно-карстовая) пещера протяженностью 21 км

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью

Гостевая

Имам Шамиль – шейх Накшубандийского тариката, имам Дагестана и Чечни Есть такой хадис, который гласит, что достойных людей могут оценить только достойные люди. Ещё есть такое изречение, что при упоминании благочестивых людей ниспосылается благодать Всевышнего. Поэтому, с надеждой на милость Аллаха, ...
04.12.2011
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru