Народное хореографическое творчество

0

Поделиться

19 Мар 2010 г.

Как пишет искусствовед А.М. Умаханова, хореографическое искусство Дахадаевского района можно выделить особо, т.к. здесь сохранились «наидревнейшие» формы хореографии Дагестана. Это регион наиболее интересных и оригинальных форм хореографии. В хореографическом наследии сел района хорошо отражены связи с различными жанрами фольклора. В танцах жителей района сохранились многие комические, сатирические и героические персонажи народных действ.
Фольклорное трио

Колоритны танцы сел Кища, Дейбук, Харбук, Меусиша. Здесь сохраняется дух и традиции прошлого, которые передаются новым поколениям. Самобытны и парные танцы сел Ашты и Амузги. Изысканной пластикой выделяются своеобразные парные танцы жителей с. Кубачи.

Мунгиев Бахмуд, победитель республиканского конкурса чунгуристов 2009 г.

В других селах (Хуршни, Мирзидта, Сутбук, Гуладты, Ашты, Карбучимахи) сохраняются и наиболее старинные групповые, массовые плясы. Например, массовый хороводный танец «Гтугъла гIяяр», исполняющийся под конец свадьбы или празднества. Обращает внимание и танец четверок «авладелхъ». В прошлом он был только, магическим танцем.

Особой оригинальностью выделяются хореографические действа, совершаемые во время кубачинского обрядового праздника «гулалла акьв булкьун» и аналогичного во многом ему праздника ицаринцев. Кубачинский праздник был хорошо описан кавказоведом Е.М. Шиллингом. Благодаря его замечательному труду «Кубачинцы и их культура» мы имеем возможность представить дух и особенности этого народного праздника, танцев, которые исполнялись во время его проведения. Дугой известный российский ученый, академик Д.Н. Анучин оставил нам краткие сведения о другом необычном празднике «дахадаевцев». В XIX в. на Сутбукской поляне «Мулкли» собирались жители многих соседних сел. Их число доходило до 400 и более человек.
Многие села района были известны своими певцами, музыкантами, виртуозами игры на чунгуре. Широко известна легенда-быль о песенно-музыкальном соревновании поэтов Батырая и Мунги Ахмеда в Кубачи. В Кубачи в начале XX века жила певица, мастерица игры на чунгуре Манаба Алжанова. Таких мастериц и певцов можно было найти и в других селах.

Шамаев Ибрагим, с. Дуакар

Сегодня Дахадаевский район — территория с развитыми традициями народной культуры, фольклора и традиционных художественнных промыслов. В районе функционирует более 40 домов культуры и клубов, 43 библиотеки, межпоселенческий культурно-досуговый центр, концертно-спортивный комплекс, межпоселенческий вокально-хореографический коллектив «Уркарах», 9 народных и ряд музыкальных коллективов, 3 школы искусства и 1 художественная школа.

Управление культуры, искусства, туризма и информации администрации района занимается вопросами возрождения и сохранения традиционных обрядов. С этой целью проводятся фольклорные фестивали, смотры коллективов художественной самодеятельности, конкурсы артистов художественной самодеятельности и коллективов района: ежегодный отчетный концерт коллективов художественной самодеятельности в городе Махачкале, песенный конкурс «Голос гор», смотр «Песни и танцы моего села». В районе также прошел первый республиканский конкурс чунгуристов и кумузистов памяти даргинского поэта и певца Мунги Ахмеда, где приняли участие музыканты со многих районов республики.

Фольклорный коллектив района

Возрождаются и становятся регулярными инсценировки старых праздников-обрядов — праздник первой борозды, шествие невесты к роднику и др. Коллективы района участвуют почти во всех республиканских фольклорных, музыкальных мероприятиях, выставках народных промыслов. Только в 2009 году состоялось 3 выезда артистов района в составе республиканских коллективов. Цибац Маллаева из с. Сутбук, заслуженный работник культуры РД приняла участие в Днях культуры РД в Москве, Тагир Алиев, директор Дома культуры с. Трисанчи, и Рабадан Рабаданов, руководитель музыкального коллектива с. Кудагу, участвовали на фестивале фольклорных коллективов Северного Кавказа в г. Ростов-на-Дону Молодой певец и художественный руководитель Дома культуры с. Сутбук Мухтар Гамзаев стал лауреатом фестиваля в г. Ярославле.

Фольклорные коллективы района за последние 30 лет приняли участие в десятках конкурсов, фестивалей, дней культуры различного уровня — от региональных до международных.

Фольклорный коллектив с. Сутбук

Кратко и о новом празднике, инициатива проведения которого принадлежит администрации района. Речь идет о Республиканском конкурсе народной музыки и песни имени кубачинского поэта Мунги Ахмеда. Главный конкурс праздника — игра на чунгуре. Чунгур (у даргинцев он именуется «чугур»), струнно-щипковый музыкальный инструмент, изготовленный из нескольких пород дерева (корпус из ореха и тутовника, гриф из липы, а отдельные мелкие детали из можжевельника или дуба). У чунгура четыре стальные струны одинаковой толщины, но различной длины, что и позволяет менять высоту звучания и делает инструмент простым для усвоения. В древности вместо металлических струн использовались сплетенные конские волосы, жилки из шелка, шкур или кишок животных. Резонансная коробка чунгура имеет полусферическую форму, перекрытую плоской пластиной без отверстия. Длина чунгура в среднем 70—80 см.

На дне чабана. 2008 г.

Нежное, мягкое звучание чунгура прекрасно сочетается с певческим голосом, поэтому чаще всего он применяется как аккомпанирующий инструмент. На чунгуре играли соло и аккомпанировали пению, он был для горцев сильным стимулятором к сочинительству. Наши предки были одновременно и композиторами, и исполнителями, и нередко мастерами музыкальных инструментов. Признанным мастером чунгура в Дахадаевском районе считают Амирхана из с. Киша, жившего в XX столетии. Иметь дома чунгур его работы считается честью. Поиском идеальной формы чунгура для гармоничного звучания этого инструмента занимался дибгашинец Рабадан Таинов, кандидат экономических наук, математик, разносторонний мастер. Но он не успел завершить свой труд, т.к. рано ушел из жизни. Сегодня изготовлением чунгуров занимается Муса Магомедов из с. Кища.

Искусное владение чунгуром способно тронуть душу собеседника, заинтересованного зрителя, пробудить интерес к инструменту подрастающего поколения. Очень важно ввести обучение игре на чунгуре в школах искусств района, где традиционно он был распространен. Дать новую путевку в жизнь чунгуру, сохранить и возродить народную культуру, связанную с ним, — именно такая задача ставилась при проведении конкурса народной музыки и песни имени Мунги-Ахмеда в Кубачи в 2008 году.

0

Поделиться

19 Мар 2010 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля