Легенды и предания

0

Поделиться

29 Окт 2004 г.

 Легенда о Шейхгасане

В XIII веке в горы Дагестана прибыл арабский Шейх-Гасан со своим ополчением, чтобы обратить горцев в мусульманство. Его поход не был безуспешным, росло число его сторонников, приверженцев новой веры. Но это утверждение проходило в борьбе. Не хотели сдаваться без борьбы и кубачинцы. Схватки происходили в местности «Урчинукъяла майдан». Шейх-Гасан был вооружен, на нем была сетчатая рубашка из железа (эта рубашка сегодня хранится в школьном музее села Ицари). По преданиям, после каждой схватки, возвратившись в село, он снимал и отряхивал эту рубашку. Оттуда выпадали пули, стрелы.

Кубачинцы долго думали, как расправиться с врагом. Решили пойти на хитрость. Жена Шейх-Гасана была кубачинкой. Разузнали у нее, в чем слабое место шейха, как можно его умертвить и приготовили айбалта — подобие топора с лезвием длиной 30-40 см. В одном из сражений, улучив момент, ударили этим оружием по шее Шейх-Гасана и отсекли голову. Голова покатилась с горы в с. Шири. Там, куда она упала, сейчас стоит памятник — стела. Обезглавленное тело оказалось на земле амузгинцев оно ударилось о скалу, расколов ее на две большие половины. Его забрали кубачинцы. Говорят, на скалах остались вмятины от колен и живота Шейх-Гасана.

Ширинцы стали требовать от кубачинцев тело, чтобы похоронить вместе с головой, а кубачинцы стали требовать голову. После долгих споров и уговоров кубачинцы согласились отдать тело взамен на землю. Ширинцы уступили землю, размером 500-600 га. Это была пастбищная и сенокосная земля.

Раньше памятник Шейх-Гасана был конусообразным, как ныне в Кубачах и Аштах памятник Шейх-Ахмеда. Сейчас же уста Магомедов Омар (Гъунт ГIумар) переделал его, придав ему четырехугольную форму. На головной части памятника написано: «Ты сражался с неверными, помогая им стать на верный путь Аллаха, защищал веру Аллаха и его пророка Мухаммеда, расчленившись на части. Да благословит тебя Аллах!».

На нижней части памятника можно прочитать такую надпись: «Это могила Шейх-Гасана, сражавшегося с неверными».

Предполагают, что Шейх-Гасан был убит в месяце Рабиул-аввал 706 года хиджры, что соответствует 10 сентября 1306 года.

К этому памятнику на могилу Шейх-Гасана каждый год верующие совершают зиярат.

Р.Рабаданова, с.Шири

Памятный столб

На окраине селения Кунки, на обочине дороги, одиноко возвышается столб. Во времена своего правления Кази-Кумухский хан засылал войска в южные села Дагестана с целью ограбления и покорения местных жителей. После одного из таких набегов отряд захватчиков остановился вблизи села Кунки. До поздней ночи продолжалось их шумное застолье. После сытного ужина все заснули. И вот кункинцы, тайно подкравшись, уничтожили незваных гостей, а тело предводителя расчленили.

Услышав эту страшную весть, Кази-Кумухский хан направил туда свой многочисленный отряд с наибом во главе. Прибыв на место гибели своих товарищей, они поставили там высокую стелу, а жителям села объявили: до тех пор, пока не сотрутся надписи на этом памятнике, каждую весну они должны поставлять хану 40 голов крупного рогатого скота, 10 лошадей и более 100 голов овец.

Долго думали кункинцы, как уничтожить запись на стеле. Наконец, пригласили старика, слепого с давних пор. Дали ему в руки стамеску. Молодые, крепкие ребята поочередно подсаживали его на свои плечи. Он упорно трудился до тех пор, пока ему не удалось стереть надпись на стеле.

В очередную весну кункинцы не заплатили хану дани. Хан решил отомстить непокорным кункинцам и послал своего наиба. Он (наиб) был ошеломлен, увидев памятник без надписей, и, созвав всех сельчан, заставил их поклясться на Коране, что не виновны в случившемся. Все жители села дали клятву об их непричастности к зачистке надписи. Остался только тот слепой старик. Наиб, желая убедиться в слепоте старика, несколько раз провел шашкой перед его глазами. На лице старика не дрогнул ни один мускул.

Поняв, что слепой не может быть свидетелем, наиб со своим отрядом вернулся к хану. И с тех пор кункинцы перестали платить день хану.

Д.Исмаилова, с.Кунки

Харбукский мудрец

По преданию, завоеватель Шах-Аббас остановился недалеко от села Харбук, в местности «Шикая». Во время пира, устроенного в честь своих побед, шах похвастался, что не только по силе оружия, но и по уму нет ему равных в дагестанских горах. Подвыпивший везир заметил, что такой человек может оказаться в горах. Шах рассердился на своего везиря и сказал: «Даю тебе 3 дня. Если за это время ты не найдешь человека, равного мне по уму, то твоя голова слетит с плеч».

Испуганный везир сразу отправился в путь. Так как происходило это недалеко от Харбука, то он прежде всего пришел в Харбук. Когда везир поднялся в нижний квартал села, увидел двух истекающих кровью, но продолжающих драться мальчиков. Рядом сидел аксакал и улыбался. Везир обратился к нему:

— Ассаламу алейкум, уважаемый! Почему ты улыбаешься и не разнимаешь дерущхся?

— Они должны сами понять, что драться не так приятно, как есть пироги. А если я разниму их, то они снова захотят подраться. — ответил стариц

Удивившись сказанному, везир продолжил свой путь и за два дня обошел все соседние села. Не найдя никого, он вспомнил слова старика. Везир возвратился в Харбук, нашел этого старика и все ему рассказал.

— Может, вы попытаетесь сохранить мне голову? — взмолился везир.

Старик, которого звали Зявкка-Магомед, согласился пойти к шаху. Как только они вышли из села, на дороге обнаружили меч, поставленный поперек пути. Везир узнал меч своего повелителя и хотел его поднять, но старик не разрешил. Магомед неподалеку нашел уголек, поставил его на меч и, ничего не сказав везиру, продолжил путь. Пройдя еще немного дороги, они обнаружили на тропинке бочку, до краев наполненную водой. Старик вытащил нож, настрогал из дерева щепку, положил ее на воду в бочке и снова продолжил путь.

Шах-Аббас хорошо встретил гостя и посадил с собой разделить трапезу. Шах свою часть угощения отделил, но старик брал еду, откуда хотел. Когда поели, шах погладил свою бороду, а старик — голову с затылка и бороду. Шах-Аббас ничего не сказал гостю, дал в подарок свой халат и отправил его домой. Перепуганный везир упал на колени и стал просить шаха, чтобы он помиловал его за то, что не нашел достойного человека. Шах сказал;

— Ты оказался прав. Этот старик умен и отважен. Он превзошел меня

— Великий шах, — сказал везир, но Вы же ему ни слова не сказали?

— Первый мой вопрос — это меч на дороге. Этим я хотел сказать, что у меня есть сила, чтобы завоевать мир. Старик, положив на меч уголек, дал понять, что найдется такая сила, которая может противостоять моей силе, так как даже маленький уголек может смягчить стальной клинок. Второй мой вопрос — это бочка на дороге. Я хотел сказать, что мое войско — это море. А горец ответил, что даже щепка способна переплыть такое море. Третий вопрос — это трапеза, где я отделил пищу и, закончив есть, погладил бороду. Этим я хотел сказать, что я шах и у меня столько богатства, сколько волос на моей бороде. Старик показал, что ему безразлично, я шах или нет. А погладив голову и бороду, дал понять, что у горцев найдутся богатства побольше, чем у меня. Поэтому, везир, я думаю, что бесполезно воевать с горцами, если первый попавшийся на годекане старик так умен и отважен.

Говорят, после этого шах бежал из Дагестана.

Х.Юсупов, М. Муталимов. Харбукцы: история и культура. — Махачкала, 1997.

Спор решили силачи

Между жителями селений Меусиша и Уркарах долгое время шли споры из-за горы «Къяба дубура». Спор перешел в открытый конфликт, в котором приняли участие даже женщины обоих сел.

Этот спор был разрешен в результате поединка силачей. Спорящие стороны договорились решить вопрос в пользу того общества, чей силач одержит победу. Меусишинцы выставили своего силача Буга-Магомеда, а уркарахцы пригласили силача из села Кудагу. Его звали Ваклакки.

Прежде чем согласиться вступить в поединок с меусишинским силачом, Ваклаки подошел к кизиловому дереву срезал сучок и сжал его в руке так, что стал капать сок. Ваклаки заключил: «Силы все-таки не те. Раньше, бывало, вода струей текла». Однако он согласился на поединок.

Первым испытать свои силы выпало меусишинскому силачу. Он с такой силой надавил пальцами на виски Ваклаки, что глаза вышли из глазниц. А Ваклаки в свою очередь проткнул пальцами живот Буга-Магомеда и вытащил кишки. Буга-Магомед, говорят, скончался на месте, а Ваклаки через несколько дней в своем селе.

После этого поединка меусишинцы заимели право пользоваться пастбищными и сенокосными землями «Къяба дубура» с осени до середины весны каждого года, а уркарахцы — с середины весны до осени, в более благоприятное для выпаса и сенокоса время, так как последним умер их представитель.

Расул М., с.Меусиша.

Кубачинские кольчужники

Кубачинцы в «Дербент-наме» рассказывают о себе: «Наши предки, в числе около полутораста мастеров-френгов, были взяты из Рима Искандерем Зулькарием (Александром Македонским) с собою в поход для отделки оружия. Сами они отделились от войска или оставлены были — неизвестно, но, очутившись вблизи моря, они были водворены тогдашним властелином Дербентского побережья в местности Кемах (вблизи Дербента), где они занимались выделкой панцирей. Но климат Кемаха, а равно и Дарша (деревня около Маджалиса), куда они были переселены через год, оказался для них пагубным. Поэтому они удалились в горы и избрали настоящее место, где во все времена, как и теперь, все были мастерами, и никто не занимался ни земледелием, ни скотоводством. Поселившись здесь, предки наши взяли жен из соседних обществ, утратили первоначальный язык свой и прославились как лучшие в Дагестане мастера, снабжавшие почти весь край сначала панцирями, кольчугами, луками и стрелами, а затем оружием и пистолетами».

Из всех существующих легенд о происхождении кубачинцев наиболее распространенной до революции была легенда о том, что кубачинцы по происхождению французы. Вот предание, известное с прошлого века в различных вариантах.

Шамхал Тарковский однажды обратился к французскому королю с просьбой прислать к нему 40 оружейных мастеров. Король исполнил просьбу шамхала. Мастера жили сначала у самого шамхала, а потом поселились в Дербенте. Но французы были народом неуживчивым, ссорились с жителями Дербента и потому вынуждены были покинуть город. Когда они вышли из города, дербентцы навсегда заперли за ними ворота. Из Дербента кубачинцы пошли к даргинцам и поселились среди них, назвав себя карбуками.

Говорят, что Кубачи в переводе означает «кольчужники». Калакорейшцы тоже претендовали на звание «кольчужников», но не смогли превзойти соседей в их обработке.

Кубачи образовалось из семи поселений: Даци, Мажи, Дешал, Мугли, Анчи-бачи, Шихбала, Бахай. Вокруг современного Кубачи сохранились развалины этих поселений. Сами себя кубачинцы называют угбук. В переводе угбук означает «оружейник». Вокруг Кубачи было расположено 5 оборонительных башен. Главная из них — Чабканаци. Остатки башен сохранились и поныне. Одна из них превращена в жилой дом. Согласно легенде, в старину в башнях жили сорок батирти (богатырей). После того, как юноша уходил в батирти, родители не имели права встречаться с ним, пока не пройдет его смена. Передают, что одна мать пожелала повидать своего сына до окончания срока службы. Подошла к крепостной башне и стала звать его. Стражники услыхали это, отрубили руку ее сына и бросили матери с башни, крикнув: «Вот смотри на то, что можно видеть у твоего сына».

В одной кубачинской легенде рассказывается, что во время стычки с калакорейшцами было убито 40 батирти. Поводом к стычке был спор из-за владения пастбищем на склоне горы Лимцлябах (Лямц1ла бях1).

По совету старейшин, убитых похоронили в ту же ночь и при этом били в барабаны и играли в зурны, чтобы скрыть от соседей горе аула. С этой же целью на могиле героев посадили редьку. Теперь это место называется Кала-ку.

Р.М. Магомедов. Легенды и факты о Дагестане. — Махачкала, 1969, с.32.

Единоборство Кур6ана и Багадура

В начале XX века жил в с. Сутбук человек по имени Курбан (Кьуйла Кьурбан). Он был единственным сыном в семье, и родители воспитали его благородным трудолюбивым человеком. На территории села в местности Муркли почти ежегодно в июне-июле собиралась молодежь селений Урари, Дуакар, Ураги, Урцаки, Бакни, Сутбук. Обычно здесь состязались в беге, метании камня, организовывали скачки, национальную борьбу, танцы и конкурсы на лучшего певца. Здесь же есть участок, который называется «ГIяярла шукъа». Это на возвышенности, а по центру — круглое углубление, которое образовалось от массовых танцев и борцовских схваток На этих соревнованиях не один раз оказывался победителем этот самый Кьуйла Кьурбан – парень уравновешенный, физически хорошо развитый и очень ловкий в движениях. О нем прослышал другой, не менее известный борец из с. Усиша Акушинского округа, который захотел помериться силой и ловкостью с Курбаном. Он обратился с посланием: «Я наслышан о твоей силе и ловкости, сноровке и победах. Если хочешь встретиться со мной, то приглашаю тебя в с. Усиша». Это желание донесли до Курбана и его родителей торговцы, приехавшие на ураринский базар. Родители сильно забеспокоились и отговаривали сына. Но Курбан говорит: «Родные мои, зачем вам нужен сын, который даже не попытается отстоять свою честь?». Тем не менее родители предпринимали всяческие попытки, чтобы их сын не поехал: на ночь прятали одежду, конскую сбрую. А Курбан взял маленькую подушку, привязал спине коня и ночью без обуви, в одной рубахе и брюках выехал из села в сторону Усиша. Доехал он к вечеру. Подъехав к годекану, сошел с коня и приветствовал мужчину плотного телосложения: Ассаламу ГIялайкум!». Мужчина приостановил свою работу по обработке кожи и ответил: «Ваг1ялайкум салам, добрый молодец! Откуда и куда держишь свой путь, есть ли у тебя кунак в этом селе?».

«Путь-дорога моя в это село. Приехал я по приглашению Багадура. Нет у меня здесь кунаков», — ответил Курбан.

Усишинец свернул кожу, взял под мышку и говорит: «Если так, то я твой кунак, пошли ко мне». И привел к себе. Угостил, оказал почести, которые полагались гостю в горах, а на следующее утро говорит Курбану: «Я есть тот самый человек, который пригласил тебя. Что будем делать, померимся силой и ловкостью дома или при людях?». Курбан отвечает: «Думаю, если ты меня пригласил как известный борец и я приехал к тебе отстаивать способности, зачем же скрывать это от людей». Договорились. Глашатай села известил сельчан о предстоящей встрече. Собрались все на площади перед домом Багадура. И тут, выйдя на середину площади Багадур говорит: «Этот парень из с. Cутбук приехал по моему приглашению. Я не знаю, как завершится наш поединок, но при любом исходе он мой гость, и если кто-нибудь из моих родственников, друзей или сельчан словом или поступком захочет обидеть его, значит, вы обижаете меня». Началась борьба. Багадур два раза бросил Курбана через голову, но оба раза Курбан оказывался на ногах. После долгой утомительной борьбы первым земли коснулся Багадур. А по правилам это считалось проигрышем.

Вскакивает брат Багадура с кинжалом в руке. Тут Багадур встал и, закрыв своим телом Курбана, сказал: «Я ведь предупреждал: кто попытается обидеть моего гостя, тот будет иметь дело со мной», — и поднял свой кинжал. Багадур признал свое поражение. На коня Курбана возложил дорогую сбрую, одел парня с ног до головы, наполнил хурджины и с почестями проводил своего гостя.

 М.Шапиева, с.Меусиша

 Сказание о Гилале

После нашествия монголов силы местных ханов ослабли, селения были ограблены более могущественными, а между соседними ханами происходили разногласия за сферы влияния, доходившие до кровопролития.

Подобный земельный спор возник между Кумухским Агаларханом и лезгинским Арсланханом. Лезгинский хан Гарунбек написал прошение царскому наместнику о содействии в вопросе подчинения селений Ашты, Анклух, Амух, Худуц, Кунки, Чираг с их пастбищами себе, так как они находились ранее под влиянием лезгин. Чтобы разрешить затянувшийся конфликт, царский наместник предложил каждому уготовить по одному пехлевану. Пусть они встрется на заранее намеченном месте. Чей пехлеван победит на этом поле, эта сторона и получит разрешение владеть спорными землями.

Узнав об этом решении, Кумухский Аглархан с воинами, числом 100 человек, изъездил лакские, сиргинские селения и собрал 25 пехлеванов. Со своим отрядом он остановился в селении Ашты. Здесь Аглархан обратился к сельскому старшине Исе, нет ли в их селении пехлевана. Иса отвечал, что есть такой, и выразил сомнение, что он согласится с предложением хана. Это был Гилал Хажилаев. Дальше сельский старшина сообщил, что врядли из собранных пехлеванов найдется такой, который сможет состязаться с ним в борьбе, джигитовке и стрельбе.

В это время появился статный всадник, обвешанный дорогим оружием. Как только Аглархан увидел этого всадника, хотя и засомневался в его превосходстве над другими, объяснил цель приезда в Ашты:

— Завтра утром, в местность Хала-дирка прибудет Гарунбек со своим отрядом и с пехлеваном Аджаром. (Аджар был куплен в Асталти (Ашага-Сталь) за большую сумму). Наши пехлеваны будут состязаться либо на конях, либо в борьбе. Сторонникам пехлевана, который победит в этом состязании, достанутся спорные аулы и их земли. Тому, кто победит Аджара, я подпишу грамоту, в которой будет сказано об освобождении села победителя из-под ханского влияния.

На предложение Аглархана Гилал отвечал:

— Если вы обещаете представить к такой грамоте, то я завтра готов вступить в состязание с лезгинским пехлеваном.

На другой день лезгинский и кумухский ханы разбили свои лагеря в местечке Халадирка. Лезгинский пехлеван выбрал состязание в джигитовке на лошади. Гилал согласился с его предложением. По жребию первым должен был выступить Аджар. Пехлеванам надо было проскакать на конях навстречу друг другу и попытаться скинуть с седла противника. Аджару не удалось скинуть Гилала. Тогда Аджар выхватил пистолет и выстрелил в спину Гилала. Заранее угадав коварный план противника, Гилал подвернулся под шею коня, и это спасло ему жизнь. Теперь пришла очередь выступить Гилалу. Аджар не успел даже нажать на курок, как пуля Гилала сразила его в лоб.

Гилал на скаку схватил коня Аджара за сбрую и остановил его, ударом сабли снял оружие с противника и, подняв его крикнул:

— Не вините меня за то, что я снял оружие с него таким путем, ибо он не достоин того, чтобы я спешился.

Через два года Гилал был приглашен в Кумух. Когда уезжал в Кумух, Гилал обратился к провожающему его джамаату:

— Я знаю, какого сурового нрава этот Аглархан, как он мстителен и подозрителен. Знаю, каково его мужество. Зная это, все же я пойду получить грамоту из его рук об освобождении нашего джамаата из-под его влияния.

Аглархан назначил Гилала первым своим нукером и начальником отряда в 300-400 человек. Через 2-3 года, благодаря Гилалу, возрос авторитет Аглархана. Сильно прославился в Кумухе Гилал. А Аглархан подумал, что он может занять его место. Неприязнь хана к Гилалу возрастала еще и потому, что имам Шамиль предложил Гилалу стать его мюридом и главой одного из отрядов. А между тем, изо дня в день слава Гилала росла. От его славы закружились головы родных и близких хана. Они начали выдумывать различные небылицы. Агалархан заточил Гилала в тюрьму. А в 1847 году, в декабре, Гилала утопили в Кумухском пруду.

Со дня подписания акта об освобождении общины женщины-аштынки ходят в белых накидках. Это признак их независимости. А все женщины соседних сел ходят в черных накидках — признак их зависимости от ханской власти.

С. Имациев, с.Ашты

0

Поделиться

29 Окт 2004 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля