Односельчане.ru

Автор: Халидбег Умаханов, из книги "Андийцы помнят", 1999 г.

Селение Гагатли расположено на северном склоне Главного Кавказского хребта. Здесь живут очень трудолюбивые люди. Гостеприимство гагатлинцев известно далеко за пределами андийских селений. Источником их существования является животноводство, главным образом, разведение особой породы овец, из шерсти которых изготавливают наплечные бурки и войлоки. Земледелие в жизни села играет несущественную роль.

Гагатлинцы – это часть андийской народности, численность которой в настоящее время составляет более 30 тысяч человек. Около 12 тысяч из них проживает постоянно в горах. Основным местом обитания андийцев является котлован между горами Азал на западе и Бахарган на востоке. Основные пастбища и сенокосы находятся на северном склоне перевала Харами в сторону Чечни.

В конце 60-х годов группа археологов под руководством доктора исторических наук М. Гаджиева на склоне горы «Хитим» к югу от села в местности Галгалатли производила раскопки. Были найдены останки жилищ, различная домашняя утварь, сосуды для хранения зерна, орудия труда, в том числе и каменные, а также обугленное зерно — пшеница, ячмень — и каменные приспособления для молотьбы. Ученые установили, что найденное подтверждает существование земледелия высоко в горах около 5000 тысяч лет назад и доказывает, что к этому времени в наших местах люди вели оседлый образ жизни и достигли высокого уровня культуры и быта. Так, вокруг села, да и в нем самом, часто находили древние захоронения. Например, когда нашему соседу понадобилось углубить фундамент дома, у самого основания под большой каменной глыбой нашли останки очень рослого человека. Рядом с ним лежали бронзовые украшения, напоминающие серьги. Останки были перезахоронены, а бронзовые украшения переданы на хранение.

Существует предание о том, что во времена завоевательных походов Тимура в нашем селе проживал человек по имени Елук. Достоверность этой личности подтверждают и некоторые ученые, один из них утверждает, что Елук — выходец из кумыкского селения Кафыр-Кумух, расположенного на окраине нынешнего Буйнакска. Само слово Елук также кумыкского происхождения. В самом центре села, на возвышенности, удобной для защиты при нападениях, находился дворец-крепость «хана» Елука. Предание гласит, что когда открывали ворота, от их скрипа разбегались табуны на пастбищах за гребнем огромного хребта Азал. Согласно преданию, Елук покинул родные места, не желая принять ислам, так как тогда ему пришлось бы отказаться от стада любимых свиней. Елук со своими людьми и стадом решил переселиться в Гагатли, богатый сочными лугами и речками. Когда Елука насильно привели в мечеть, он произнес ставшие крылатыми слова: «В мечеть-то привели, но попробуйте заставить молиться». Это выражение используют и теперь, когда хотят указать на невозможность добиться чего-то насильно. Основным занятием тогда было разведение скота, в том числе свиней. Вспоминают, что последним желанием Елука перед казнью за непринятие ислама было съесть хранящуюся у него дома свиную голову.

По преданию, жители Гагатли и селения за речкой Бичона постоянно враждовали. Причиной тому служили притязания сторон на различные земельные участки. Говорят, что в этой напряженной обстановке гагатлинцы пригласили из соседнего села Анди влиятельного человека по имени Мамад с двумя сыновьями — Качи и Таджику. Потомки этих сыновей и образуют два наиболее влиятельных тухума (рода) в селе: гаджикулал и качилал. В свою очередь, бичонал приглашают оттуда же предков рода Агларовых для усиления своей стороны. Дедушка рассказывал, что ложбина, непосредственно прилегающая к селу Бичона с названием «Щуку», принадлежала их роду и служила сенокосом. На его памяти миром (гваем) заготавливали там довольно много сена. Позже владелец сенокоса, вынужденный покинуть село, объявил Щуку вакуфом, т.е. передал для общественного пользования. Существовали участки пахотной земли в самом Анди, полученные в наследство, которые дедушка отдавал в аренду и через андийца Хасаймирзу получал арендную плату.

Примерно до второй половины XIX века резко очерченных границ между Анди и Гагатли не существовало, подтверждением этому служит спор вокруг сенокоса «Сендусол». Андийцы не хотели уступать. Тогда Качи, человек вспыльчивый, стал шуметь, что он один своим кинжалом завладеет сенокосами. Его же браг Таджику, степенный человек, поступил осторожно, более дипломатично. Он убедил андийцев в том, что земли, расположенные ближе к Гагатли, из-за скудности можно оставить гагатлинцам. На такую просьбу андийцы пошли навстречу, но с условием не разрешать роду качилал пользоваться сенокосами. «Сендусол» же целиком принадлежал представителям рода гаджикулал.

Позже, род гаджикулал распался на ветви — семьи Муртазали, Булача, Хамамади, Давуда. Род же качилал сохранил единство, видимо, из-за немногочисленности, и к нему присоединились новообразованные роды. Другие переселившиеся, как-то херчилал, галгиел, вагамадул (потомки Елука), сохранили свои самостоятельные родовые структуры. Над другими мелкими родами по негласным обычаям верховенство осуществляли крупные роды.

От поколения к поколению передается молва о кровопролитном сражении воинов Елука с войсками Тимура.

Тут, наверное, нелишне будет сказать несколько слов о Тимуре. Он один из потомков самого Чингиз-хана, такой же беспощадный и жестокий завоеватель. Говорят, что как-то в походе он спросил у одного мудреца, какого тот о нем мнения. На что мудрец ответил: «Я не знаю, какой ты человек: хороший или плохой, но точно знаю, что ты настоящий бич Бога».

Тимур с бесчисленными своими войсками завоевал Среднюю Азию, Индию, Персию и направил свой меч на Кавказ, а затем в глубь Руси. В 1394 году он вплотную подошел к Москве, но вынужден был отступить. В 1402 году Тимур разгромил турецкие войска, а самого султана Баязета (Первого) пленил и заточил в специальную клетку. В этот период отряды войск Тимура проникли и в наше ущелье. Воспоминания о жестоких сражениях с тимуровцами в местечке Игалу (место встречи войск) и Гьимлиру (место кровопролития) бережно передаются из поколения в поколение. О какой-либо борьбе окрестных сел и об их разорении тимуровцами не упоминается, но есть в легенде такие подробности: войска Тимура, овладев землями за Бахарганом, остановились перед узким проходом, который вел в котловину, где жило андийское племя.

Проход Буцрах к тому времени был сильно укреплен. Тимуровцы не решились с ходу брать его, а стали искать обходные пути. С этой целью снарядили лазутчика, владевшего языком. Лазутчик под видом нищего, с хурджинами через плечо, обойдя Бахарган, добрался до селения Бичона. В село он вошел к вечеру в расчете на гостеприимство жителей и с надеждой выведать секреты. Приняла «гостя» пожилая женщина, проживавшая в первом доме. Она сварила кашу на молоке и поставила перед гостем. «Гость» поел совсем немного. Женщина заметила, что гость так же неприхотлив в еде, как и Тимур. Ухватившись за эти слова, лазутчик стал спрашивать, кто такой Тимур, откуда она знает о нем, кто, по ее мнению, победит в предстоящей битве. На это женщина ответила, что если близлежащие села придут на помощь и если на подготовку будет время, тимуровцы могут и проиграть. Старуха еще добавила, что гагатлинцы должны защищать проход, но и им надо дать время собраться с силами. «Гость» заметил: «А что, если тимуровцы сумеют обойти Бахарган и ускорят выступление?» На что женщина сказала: «Тогда дело пропало».

Рано утром лазутчик поспешил с докладом. Воспользовавшись его сведениями, тимуровцы преодолели Буцрах задолго до захода солнца, добрались до склона Занибаха, откуда все селение Гагатли было видно как на ладони. Тимуровцы послали гонцов в село с требованием сдаться на их милость. Елук ответил, что требование он обсудит на совете старейшин и утром следующего дня даст ответ.

К утру Елук сосредоточил свои войска пониже от Занибаха, к местности Игалу, а их часть, как резерв, — у места Гьимлиру и послал гонцов к тимуровцам с требованием немедленно покинуть его владения.
Началось неравное сражение. Войска Елука отошли к нижним укреплениям позиции. С обеих сторон было так много убитых, что вода в речке стала красной от крови. Когда кровавые воды достигли селения Муни (15 км), мунинцы подняли тревогу и кинулись вверх по течению реки, но не успели. Войско Елука не смогло удержать натиска закаленных и опытных воинов Тимура и потерпело полное поражение. Разъяренные сопротивлением и немалыми 30 потерями, тимуровцы ворвались в село, схватили всех, кто им попался, собрали на току и без разбора, старый человек или ребенок, растоптали копытами лошадей.

Рассказывают и то, что Тимур оставил для продолжения рода, отдавая дань храбрости воинам Елука, несколько семейств и молил Аллаха, чтобы их число никогда не превышало сорока. С того времени в роду Елука больше сорока- семейств никогда не было.

20 января 1921 года была образована ДАССР. В апреле 1921 года установилась Советская власть и в Гагатли. Первым председателем Ревкома был назначен Алумкачев. Через 5 месяцев проводились выборы исполкома сельского совета и председателем стал Яхъя, затем поочередно Хайрудин, Тембатат, Идрис, братья Абдулкеримовы, Курбанов.

Школу открыли в 1925 году. Первыми учителями были Рашидхан Узунов, Муртазагаджи Нураев, Магомед Алганаев.

27 декабря 1930 года была создана кооперация «Искра», в которую вошло 9 семей, председателем ее был Курбангаджи. В кооперации или объединении имелось 2 быка, 9 голов мелкого рогатого скота и 12 телят.

Объединение в 1936 году переросло в колхоз. К концу 1938 года все жители села стали членами колхоза. К тому времени колхоз имел 340 быков, много лошадей. Руководителями колхоза поочередно были Курбангаджи, Умардибиров, Абдуллаев.

24 февраля 1936 года ВЦИК СССР наградил чабана колхоза Искра» Абакара Ильясова орденом Красного Знамени, как стахановца, сохранившего 105 ягнят от 100 овцематок, а С.-А. Бадуев в 1966.году был удостоен звания Герой Социалистического Труда.

104 жителя села Гагатли ушли на фронт в годы Великой Отечественной войны, из них 54 не вернулись.
1. Алиев Ахмеднаби
2. Алиев Ахмед
3. Алиев Увейс
4 Алидибиров Закарья
5. Абдуллаев Хайбула
6. Абдуллаев Гусейн
7. Айдемиров Мажитхан
8. Амиргаджиев Эгизбей
9. Ахмедханов Иманали
10 Абдусаламов Абакар
11. Абдусаламов Газгерей
12. Арсануков Темярсултан
13. Абдулкеримов Жалалудин
14 Абдуллаев Мусалав
15. Амиров Байали
16 Амираев Бейгерей
17. Батилгереев Гъайирбег
18 Болачов Умаргаджав
19. Гаджиев Магомед
20. Газиев Магомед
21. Гайирбехов Ибрагим
22. Газиев Аъиаур
23. Газиев Расул
24. Давудов Ражаб
25. Джамилаев Байсулав
26. Жамадов Вали
27. Жамалов Зарип
28. Ибрагимов Магомед
29. Ибрагимов Ахмед
30. Истаев Сайдахмед
31. Изудинов Ниязбей
32. Маматханов Мажид
33. Мамагазиев Магомед
34. Магомедов Сайид
35. Магомедов Темиргаджи
36. Мухтаров Хизбула
37. Мухтаров Назирбей
38. Мухтаров Янгирбей
39. Муталимов Батыр
40. Мустафаев Хайбула
41. Магомедов Мамади
42. Мамиев Магомед
43. Магомедов Герей
44. Рабзуев Герей
45. Рамазанов Магомед
46. Темболатов Расул
47. Умаханов Аслуднн
48. Хасаев Эзирбей
49. Хайрулаев Икрам
50. Хасуев Султан
51. Хасаймусаев Магомед
52. Шарипов Зулкабнр
53. Шахрубеков Жамал
54. Чупанов Расул

 

3 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители села являются андийцы. Андийцы - один из коренных народов Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не рабы! Мы не хунзахцы! У нас есть свои языки и свои корни!

28.01.2013

Официальный сайт сел Андийского участка. АНДИ И АНДИЙЦЫ.RU

ссылка на село Гагатли:

http://andi.fo.ru/wiki/63556/108318

С уважением администратор сайта АНДИ И АНДИЙЦЫ.RU - Хизри Ибрагимов

03.07.2013

куда бы не смотрел ,везде Хизри Андийский

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
Магазин E96. Iphone 7 Plus. Бесплатная доставка
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru