Односельчане.ru

Над Анклухом тишина. Она стоит над ним с тех пор, когда село покинул последний из его жителей – Курбанов Иби Рабданович в «далёком» уже 1982 году.

А ведь было время, и в селе кипела полнокровная жизнь. В 1980 году, когда началось переселение анклухцев в совхоз имени Ильича Дербентского района ДАССР (ныне город Дагестанские Огни), в селении насчитывалось 70 хозяйств.

Селение Анклух расположено на высоте 1700 метров над уровнем моря. Недалеко от села протекает небольшая речка, впадающая в Уллучай.

К востоку от Анклуха в 3-х километрах находится село Амух Агульского района – одно из высокогорных даргинских сёл, к югу – Чираг, высота которого над уровнем моря составляет 2200 метров . На западе от Анклуха на расстоянии около 3 км расположено село Дирбагъ Дахадаевского района, а к северу аул Ашты того же района. Расстояние до ашты составляет 6 км.

Автомобильная дорога в соседний Дахадаевский район была проложена в начале 70 – х годов 20 века. Благодаря этому расстояние до Избербаша и Махачкалы сократилось на несколько десятков километров. Расстояние от Анклуха до Махачкалы - столицы республики равно 255 километрам, до райцентра - с. Тпиг- 25 км.

Вокруг села простираются богатые растительностью субальпийские луга. Вот то, что писал учёный – этнограф Н. И. Кузнецов, когда ехал в с. Чираг: « По обеим сторонам дороги и по склонам гор роскошные субальпийские луга. Эти субальпийские луга отличались высотой и густотой травостоя. Таких высоких и роскошных субальальпийских лугов я нигде в Дагестане не видел». Это в полной мере можно отнести и к селу Анклух.

Язык относится к амухскому диалекту даргинского языка .Из близлежащих даргинских сёл также близок язык селений Худуц и Кунки. А язык дирбагъцев и аштынцев относится к кубачинскому диалекту даргинского языка. Отличается и чирагский диалект.

Если говорить об образовании села, то известно следующее.Вот, что пишет об этом учёный -историк Хасбулат Хасбулатов в книге « История Уркараха и других населённых пунктов Дахадаевского района»: «В начале 15 века правнук Ричинского хана Аюба Сулейманхан приказал поселить два рода с поселения Гьарбар и 7 семей с Дирбагъа в селении Ашты. На хуторе Харабши оставалось жить ещё 5 тухумов.Это проселение находилось высоко на гребне горы, и поэтому оно не было в выгодном для ведения хозяйства положении. Эти 5 тухумов Гядухъали, Муслихъали, Ших-Гялихьали, Давудхъали и Пикьихъали – решили поселиться в новом месте, называемом Анклуг, и здесь образовалось селение Анклуг. По поводу близлежащих с Анклугом территорий -Калдажи, Минбарла хьана, Джафарла уттан у аштынцев постоянно возникали споры с анклугцами».

Село было в составе сельского общества – Буркьун – Дарго. С южной стороны села обрыв. Село делилось на два квартала: Кьарша и Гьарша. Топили в основном кизяком, а также дровами. В 1978 году был открыт сельсовет. В Анклухе была начальная школа, а затем в 5-8 классах учились в с. Амух в школе – интернате. Чтобы получить среднее образование, нужно было ехать в с.Тпиг или Ашты.

Со второй половины 19 столетия село входило в Казикумухский округ, наибство Аштикулинское. В Аштикулинское наибство входили кроме основных селений Ашты и Кули, ещё Чираг, Буркихан, Амух, Анклух, Цирхъа, Худуц, Санжи, Кунки, Хосрех, Сумбатль, Цовкра, Вачи Кая и отселки – Уллуарти, Тукат, Сойми, Сухьи, Хойхи, Цыша.

В союз сельских обществ Буркун – Дарго джамааты селений Ашты, Кунки, Худуц, Амух, Анклух, Санжи, Ицари, Шаррьи. Ислам проник сюда предположительно в начале 13 века.

До середины 60-х годов прошлого столетия в селе был колхоз имени Куйбышева, а затем был образован совхоз « Агульский», куда вошли ещё 3 села: Амух, Шари и Цирхе. Основным занятием жителей было животноводство и земледелие. Прикутанные земли сельчан были в Дербентском и Каякентском районах республики.

В Анклухе, как и в других аулах высокогорного Дагестана, заметна скученность домов. Сакли строили из местного камня. Дома двухэтажные. На первом этаже хлев, сарай для коров, а также сенник. На втором этаже - жилая площадь. Для гостей была отведена специальная комната – тавла къал. В селе был только один трёхэтажный дом, который построил мой дед - Рабаданов Рабдан, отличавшийся от других анклухцев большой богобоязненностью и строго соблюдавший все религиозные ритуалы в советское время ( 30-е- 70-е годы прошлого века.) Прожил он более 90 лет, не курил и не употреблял спиртное.

Во дворе и на крышах домов сушили траву на сено. Каждое хозяйство имело место для изготовления кизяка.

В Великой Отечественной войне участвовало около 16 анклухцев. Половина из них не вернулись с поля брани.

В лесах водятся кабаны, зайцы, волки, барсуки и другие животные. В речке можно встретить «царскую рыбу» - форель. На расстоянии 6 км от села находилась совхозная ферма – Муггачи, вокруг которого много сенокосных угодий.

В настоящее время основная масса анклухцев проживает в городе Дагестанские Огни, есть около десятка семей в г. Махачкала, с. Чинар Дербентского района и в некоторых других местах.

Добавил Шихали Шихалиев

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
23.12.2014

Полагаю, таким образом, вся демографическая политика в недавнем прошлом и нынешних властей сводится к банальному продвижению мер по депопуляции горного населения Дагестана. К сожалению, такая участь постигает мое родное село…

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru