Односельчане.ru
4 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
ада баева пишет:
03.01.2012

Ишкарты

/ Ишкартынский сельский Совет образован декретом ВЦИК от 20.01.1921г./

В муниципальное образование входят селения Верхнее Ишкарты и Нижнее Ишкарты,

в которых проживают 1350 человек, имеется 420 хозяйств.

В селениях есть школа и фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры, библиотека, клуб.

Глава А. Джанбаев

Происхождение названия селения

Ученые пришли к мысли, что скифы пребывали на территории Дагестана еще до нашей эры. "А не осталось ли следов иранского (следовательно, скифского) языка в словарях дагестанских народов? - спрашивает языковед Казбек Микаилов и сам же отвечает: "Осталось. И немало".

В подтверждение своих слов ученый приводит следующий пример: "Название кумыкского села Ишкарты звучит: по-кумыкски -Ишарты, по-аварски - Ишкаталиб, Ишкеталиб, Ишкиталиб. Ни на кумыкской, ни на аварской языковой почве это название не объясняется. Но вспомним скифов, и тогда станет ясно, что перед нами один из древнейших дагестанских топонимов и, значит, населенных пунктов. Здесь отражено слово скиф в скифском звучании - скисс, где буквосочетанием сс мы передаем специфический древнеиранский межзубный согласный. Этот трудный для произношения звук в разных языках передавался по-разному. Так, в русском языке слово скисс произносили как скиф. В древности аварцы так же, как и европейские народы, воспринимали и воспроизводили этот чуждый для них звук как т. Именно поэтому скифское самоназвание скисс они произносили как ишкит (начальный и здесь облегчает произношение, ср.: авар, истакан -русск. стакан, а переход с в ш перед согласным широко известен по языкам мира). А что же значат элементы ал и ив - показатели в аварском названии Ишкиталиб? Все очень просто. Часть ал (Ишкита-ал) указывает на множественность, а иб - показатель одного из местных падежей со значением "там, где..."

Итак, когда мы уже знаем значение каждой из частей ойконима Ишкаталиб, Ишкиталиб, то можем уже без труда просто перевести это слово как "там, где (живут) скифы".

Видимо, нашим археологам следует обратить свое внимание на эту округу. Скифы не могли не оставить здесь своих следов"*.

Не ставя под сомнение ни одно слово К. Ш. Микаилова, хочу представить вниманию читателя то, что рассказывают ишкартинцы о происхождении села и о других событиях, происшедших на их земле.

Считают, что аулы Эрпели и Ишкарты в давно прошедшие времена будто располагались близ друг друга. Нередко между жителями этих селений из-за земли, воды, пастбищ происходили споры, нередко переходящие в ссоры, а то и в столкновения. Но так как эрпе-линцы числом превосходили ишкартинцев, то последние расстались с обжитыми местами и в километрах 5-6 по прямой, если идти на север, облюбовали новое для себя место.

В 1959 г. я встречался с 95-летним Чапавом Агагишиевым, который считал, что близ Эрпелей имеются могилы их предков. Он же рассказал легенду о том, как переселенцы облюбовали гору, взошли на нее и объявили: "Ишни арты" (кум.) - "делу конец". И мол от слов Ишни арты, трансформируясь, образовалось название села - Ишкарты.

Есть и другое толкование. Высота аула над уровнем моря более 800 м. Сельскохозяйственные работы здесь заканчиваются позже, чем на низине. Поэтому местные жители считают, что ишни арты -"конец всем работам" - происходит именно в Ишкартах. От такого толкования, говорит, и произошло название села.

( Булач Гаджиев )

Буйнакский район в истории и легендах.

интересная история

ада баева пишет:
03.01.2012

Нижнее Ишкарты селение не старое, но и не молодое. По местным преданиям, его основали во второй половине XVIII в., выходцы из более древнего кумыкского селения Мадигин (аул с таким названием действительно фигурирует в документах XVIII в., например, в реестре горским владельцам Д. Ф. Еропкина //ИГЭД, стр. 121-125). По неизвестной причине часть жителей покинули Мадигин и обосновались на новом месте. Скорее всего, это произошло в эпоху Надир-Шаха. Здешние земли серьёзно пострадали от войск генерала Г. С. Кропотова. Вот жители и предпочли окружённый лесом участок, с которого к тому же как на ладони видны равнинные подступы к хребту. По народному топонимическому преданию, село получило своё название от слов "Иш арты" (буквально: "конец дела, работы", "дело завершено"), произнесённых якобы одним из его основателей после того, как он обнаружил здесь место, удобное для строительства своего дома. В XIX в. вышеназванный аул Мадигин покинули и остальные жители, которые переселились в Османскую империю (о потомках мухаджиров из Мадигина смотрите в статье Ирфана Наллара "Аккёпрю тарихинден" // Ёлдаш, 12.12.2008).

В XIX в. в окрестностях Ишкарты произошло множество боёв между царскими войсками и сторонниками газавата. Это, в конце концов, привело к строительству русской крепости ("Кала") на месте современного села Верхнее Ишкарты. В пользу гарнизона и колонистов была передана значительная часть угодий коренных жителей, которые потом за них боролись во главе со своим односельчанином Муртаза-Хаджи Пайзуллаевым. История этой борьбы и многие иные эпизоды из прошлого села подробно описаны в книге А. Д. Бийболатова "Ишарты юрт". Особенный наш интерес в этой книге вызвали биографические очерки об известных уроженцах села: Хадижат Мустапаевой, вышеназванном Муртаза-Хаджи Пайзуллаеве, одном из первых дагестанских профессиональных борцов, современнике Ивана Поддубного, Сулемене Мурзабекове, об огромных потерях во время Великой Отечественной войны (из 130 человек, ушедших на фронт, домой вернулись лишь 15) и список из 336 топонимов. Среди них особенно запомнились Ишарты айламалар, Зурнайтав, Мукула, Сунт, Оьрдеги Ишарты (Къала) Порсуктала, Таркъол, Уллубуван, Хотурлар, Черкескъотан, Шавхалгьажи-шере, Юрторунлар, Инчекёпюр, несколько названий с окончанием махи и, конечно, Индийский поворот (а как на кум. языке?). Последнее название появилось оттого, что здесь упала в овраг машина, на которой несколько молодых сельчан ехали в Буйнакск в кинотеатр смотреть новый индийский фильм.

Зурнайтав - на этой горе обычно играл оркестр военного гарнизона укрепления Ишкарты.

Мукула - название участка, ранее принадлежавшего жителю русско-украинской колонии Алексеевка (на землях бывшего укрепления) Николая Бондаренко, прозванного соплеменниками Николой, а кумыками на свой лад Мукулой.

Сунт - топоним восходит к русскому слову "Зонт", здесь раньше располагались палатки русских солдат.

Хотурлар - образовалось от прибавления кумыкского множественного окончания "лар" к русскому слову "хутор".

Вообще окрестности Ишкарты хранят в своих именах ценный материал для исследователей адаптации русских слов в кумыкской речи XIX - XX вв.

Но вернёмся к нашим эпиграфическим изысканиям.

- О джамиате можно судить по кладбищу, - с грустью сказал наш проводник, глядя на покосившиеся могильные плиты, некоторые из которых вот-вот уйдут лицевой стороной в небытие.

На самой старой плите было начертано 1270 г. хиджры (1853 г.) и имя "сын Мухаммада". Далее мы даём датировку и эпиграфику других наиболее старых либо примечательных своим обликом (величиной) надмогильных плит:

1274. Анвар сын Муртаза-Али

1274. Яхья Ибн Хаджи

1278. Ибрау

1280. Умер Казакбий сын Мухаммада. Да простит грехи их обоих Аллах!

1281. Умер ал-хаджи Халиммек сын Салмана.

1283. Аль-Махрум Джангиши.

1285. Умер Идрис сын Усмана.

1286. Атай (Атав) сын Муртазали.

1286. Умер покойный Алибек сын хаджия Яхья

1287. Умер Алидада сын Ибрау.

1332. Раби ал-ахир. Умер ал-хаджи Ахмад сын Исмаила. Да простит их обоих Прощающий.

1330. Умер покойный ал-хаджи Мурад сын Байболата и похоронен на [кладбище] Джаннат ал-Баки в Лучезарной Медине.

Как видим, датировка самых старых сохранившихся на кладбище могил серединой XIX в. в целом подтверждает народное предание о возникновении селения во второй половине XVIII в. Могли, конечно, быть и более старинные надгробия, но в XIX в. село находилось прямо на линии фронта Кавказской войны, нередко в его окрестностях проходили бои с применением артиллерии, она-то и могла внести свой вклад в разрушение памятников.

Интересно, что некоторые сынташи стояли у самой стены и были повёрнуты тыльной стороной к основной части кладбища (например, вышеупомянутый Мурад сын Байболата).

- В этих могилах никто не похоронен, - пояснил Гусейн Ольмесов, - сынташи установлены в память о тех, кто умер во время хаджа.

Тот факт, что наши предки ставили надмогильные камни даже тем сородичам, чей прах покоится на чужбине, свидетельствует о том, что прежде могилы были не только пристанищем для покойников, но и неким уроком для живых, чтобы помнили, кто они, чьи потомки и куда впоследствии уйдут. Не потому ли немецкий этнограф начала XX в. А. Дирр писал, что лишь за три вида преступлений у кумыков человека объявляли вне закона: за убийство кровника после примирения, за похищение саванов и за разрушение могилы (Дирр А. Об обычном праве кавказских горцев. Махачкала, 2008. С. 24).

В конце статьи хотел бы поблагодарить арабиста-каллиграфа Исмаила Ханмурзаева, осуществившего перевод эпитафий со сделанных нами с Р. Атаевым в Ишкарты снимков. Надеюсь, моя статья будет пусть и скромной, но полезной лептой в изучение прошлого этого по-настоящему красивого селения.

Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 01 октября 2010.

ада баева пишет:
03.01.2012

Ишкарты

В муниципальное образование входят селения Верхнее Ишкарты и Нижнее Ишкарты, в которых проживают 1350 человек, имеется 420 хозяйств.

В селениях есть школа и фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры, библиотека, клуб.

Происхождение названия селения

Ученые пришли к мысли, что скифы пребывали на территории Дагестана еще до нашей эры. "А не осталось ли следов иранского (следовательно, скифского) языка в словарях дагестанских народов? - спрашивает языковед Казбек Микаилов и сам же отвечает: "Осталось. И немало".

В подтверждение своих слов ученый приводит следующий пример: "Название кумыкского села Ишкарты звучит: по-кумыкски -Ишарты, по-аварски - Ишкаталиб, Ишкеталиб, Ишкиталиб. Ни на кумыкской, ни на аварской языковой почве это название не объясняется. Но вспомним скифов, и тогда станет ясно, что перед нами один из древнейших дагестанских топонимов и, значит, населенных пунктов. Здесь отражено слово скиф в скифском звучании - скисс, где буквосочетанием сс мы передаем специфический древнеиранский межзубный согласный. Этот трудный для произношения звук в разных языках передавался по-разному. Так, в русском языке слово скисс произносили как скиф. В древности аварцы так же, как и европейские народы, воспринимали и воспроизводили этот чуждый для них звук как т. Именно поэтому скифское самоназвание скисс они произносили как ишкит (начальный и здесь облегчает произношение, ср.: авар, истакан -русск. стакан, а переход с в ш перед согласным широко известен по языкам мира). А что же значат элементы ал и ив - показатели в аварском названии Ишкиталиб? Все очень просто. Часть ал (Ишкита-ал) указывает на множественность, а иб - показатель одного из местных падежей со значением "там, где..."

Итак, когда мы уже знаем значение каждой из частей ойконима Ишкаталиб, Ишкиталиб, то можем уже без труда просто перевести это слово как "там, где (живут) скифы".

Видимо, нашим археологам следует обратить свое внимание на эту округу. Скифы не могли не оставить здесь своих следов"*.

Не ставя под сомнение ни одно слово К. Ш. Микаилова, хочу представить вниманию читателя то, что рассказывают ишкартинцы о происхождении села и о других событиях, происшедших на их земле.

Считают, что аулы Эрпели и Ишкарты в давно прошедшие времена будто располагались близ друг друга. Нередко между жителями этих селений из-за земли, воды, пастбищ происходили споры, нередко переходящие в ссоры, а то и в столкновения. Но так как эрпе-линцы числом превосходили ишкартинцев, то последние расстались с обжитыми местами и в километрах 5-6 по прямой, если идти на север, облюбовали новое для себя место.

В 1959 г. я встречался с 95-летним Чапавом Агагишиевым, который считал, что близ Эрпелей имеются могилы их предков. Он же рассказал легенду о том, как переселенцы облюбовали гору, взошли на нее и объявили: "Ишни арты" (кум.) - "делу конец". И мол от слов Ишни арты, трансформируясь, образовалось название села - Ишкарты.

Есть и другое толкование. Высота аула над уровнем моря более 800 м. Сельскохозяйственные работы здесь заканчиваются позже, чем на низине. Поэтому местные жители считают, что ишни арты -"конец всем работам" - происходит именно в Ишкартах. От такого толкования, говорит, и произошло название села.

( Булач Гаджиев )

Буйнакский район в истории и легендах.

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
Онлайн тест для выявления налоговых рисков ibfsunited.com.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru