Односельчане.ru
1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
14.06.2014

«Фольклор и традиции моего села»

Преемственность и передача традиции в социальной сфере, а также опыта и навыков трудовой деятельности в производственной сфере обеспечиваются посредством социализации и воспитания подрастающего поколения .От правильного воспитания подрастающего поколения зависит благополучие как отдельной семьи, так и всего общества в целом. Это хорошо понимали наши предки и поэтому старались уделять воспитанию и социализацию подрастающего поколения должного внимания. Очень важно вовлечь детей с раннего детства в общественную жизнь, выражающийся в усвоении индивидуальном социального опыта, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение его в социальную среду, социальные группы, приспособления к ним. Социализация детей начинается у нас в раннем возрасте, примерно с 6-7 лет, и она носит преимущественный характер трудового воспитания. Кроме навыков трудового воспитания, детей постоянно учили правилам и нормам поведения в семье, обществе соблюдению адата и шариата и тем самым готовили к самостоятельной жизни .

В нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения значительную роль играл годекан который имелся в каждом селении, поскольку здесь получили нравственную оценку-одобрение или осуждение помимо нравственных уроков, юноши на годекане получили военно -патриотическое воспитание. Кроме этого у нас традиционно ведётся работа по обучению детей уважительного и бережного отношения их к представителям старшего поколения. По этому поводу у нас сложилась поговорка: « Уважай старших, чтобы тебя уважали младшие». Широко практиковался в нашем селении обычай коллективной взаимопомощи. Как у всех аварцев он назывался у нас «гвай». Чувство коллективной, трудовой солидарности по отношению к соседу, родственнику, односельчанину и вообще всякому нуждающемуся, было неотъемлемой чертой характера сельского жителя.

Оказание помощи односельчанину или родственнику рассматривалось в обществе как выполнение морально-этических норм. Каждый считал своим моральным долгом участвовать в коллективном мероприятии, так как ему самому рано или поздно могла понадобиться такая же помощь. Совместная трапеза после завершении «гвай» ещё более сближала людей, создавая благоприятный морально психологический климат в их взаимоотношениях, в чем заключается бесценное значение этого традиционного обычая.

Во время коллективной совместной работы, которая требовала мужского и женского труда , также происходила социализация- младшие поколения перенимали опыт и трудовые навыки от старших.

Помимо самого трудового процесса на «гвай» также обменивались последними новостями, которые отражали события как внутри джамаата, так и в окрестностях,

Здесь же могли обсуждаться благородные или недостойные поступки отдельных членов, которые получили моральное одобрение или порицание.

Молодёжь, которая в качестве подобной силы принимала участие в трудовом процессе не только набиралась трудовых навыков, но и проходила школу морально-нравственного воспитания. Таким образом происходила социализация в обществе и соблюдалась преемственность поколения.

Немаловажное место в обществе занимает воспитание, приобщение подрастающего поколения к культуре общения. Например, в нашем селе к этому уделяется большое внимание, т.е. соблюдению исторически сложившихся, социально апробированных норм поведения. Такое воспитание обеспечивает мир, спокойствие в обществе, поскольку без следования элементарным правилам поведения и морали невозможно также духовное развитие общества.

К атрибутам общения прежде всего относятся место и время, особо значимые предметы, внешний облик человека. Сюда же относится мимика, жест, поза, обращение, приветствие, слово, фраза, речь, проявление дружелюбия, безразличия, враждебности, манера поведения и т.д.

Мы с вами знаем, что наряда с культурой поведения часто используется термин, этика, Под этикой следует понимать свод предписаний, обычаев и нор. Однозначного понятия «этика» у народов Дагестана нет. Однако эквивалент для обозначения «этикет» мораль «воспитанность, «учтивость» имеется и стоит в одном ряду с такими понятиями, как «намус», адаб, «тарбия». Очень важно передача таких ценностей подрастающему поколению.

Обряд бракосочетания и свадьбы.

Как у всех народов у нас существует обряд бракосочетания и свадебный обряд.

Обязательным условием заключения брака является совершение религиозного обряда- « магьар»,поскольку бракосочетание без «магьара» считается не действительным. «Магьар» считается главным условием бракосочетания, без чего нельзя создать семью. Вокруг этого ритуала у нас существуют разные предписания, которые должны соблюдать. Совершать «магьар», желательно, должны были в тайне , чтобы никто не знал время совершения его, это делалось для того, чтобы избежать от возможного замешательства тех лиц, которые намеревались разрушить этот брак в целях мести, зависти и по другим причинам . У нас по этому поводу существует вот такое поверье, если противники бракосочетания узнают точное время совершения «магьара» и если в это время они разобьют, что -нибудь из посуды произнося слова « пусть этот магьар будет у них разбитым, как это чаша», то этот магьар может быть разрушенным. Поэтому следует этот ритуал бракосочетания провести совершено секретно.

Свадебный ритуал состоит из трех основных актов: сговор, сватовство и соответственно свадьба с весельем , песнями и танцами. При сватовстве в первую очередь внимание обращают на родителей, которые ,воспитали молодых людей , а что касается материальной обеспеченности то это часть возлагают на Всевышнего , поскольку именно он распределяет материальные блага . Мы с вами видим то , что главным критерием для того, чтобы женить детей , мы обращаем внимания на материальную обеспеченность жениха или невесты. Хотя на самом деле материальная сторона не является главным критерием для создания семьи . Поэтому я считаю, что за основу нужно брать : воспитанность в духе соблюдения всех ценностей наших предков, порядочность и т.д. От предков мы унаследовали ещё обычай проведения первой борозды.

Праздник первой борозды.

Он является сельскохозяйственным праздником. Приготовления к праздничному борозды («День выхода плуга»), (День запрягание вола «) Пахарь, который должен провести первую борозду заранее ухаживает за быками чистит их, кормит сытно, порой дает им, как и лошадям овес, мажут жиром рога. Также готовит соху, плуг, ремонтирует, если есть надобность сельхозинвентарь . Пахарь, который проведёт первую борозду, должен быть зажиточным, имеющим достаток, слывущим человеком с баракатом в руках , порядочным, благородным везучим. Пахарь, по традиции, девается в шубу шерстью наружу. Как много шерсти на шубе, так много колосьев появляется на поле.

В конце устраивают для всех общую трапезу с национальными блюдами хинкал с мясом, « гьи»-(кукуруза с фасолем) , ритуальный хлеб, халву и т.д. В конце проводятся соревнования по перетягиванию каната, по киданию камня, по бегу и т.д. После всего устраивают бои быков. Этот праздник объединяет очень много положительных сторон жизни общества.

Обряд гостеприимства и куначества

Как и у всех народов Дагестана гостеприимство является у нас священной обязанностью. Обычай гостеприимства характеризует обязанность . Гостья окружают самым большим вниманием и заботой. Не следует спрашивать гостя о цели его приезда до тех пор, пока он сам не скажет. Часто для гостей мы устраиваем угощение с приглашением родственников, друзей и соседей и превращаем это угощение в настоящий праздник сопровождая песнями и танцами. Часто между кунаками устанавливались такие же близкие отношения , как между родственниками , кунаки становились побратимами или же отношения между собой они скрепляют брачными узами. Дружеские отношения между кунаками передают из поколения в поколение.

Обряд вызывания дождя.

В сильную засуху, взрослые женщины совершают коллективное посещение кладбища « Х1ажиялъул хоб», кладбища, которая находится на окраине села – это кладбище женщины о которой мало, что мы знаем. Видимо это женщина была религиозной женщиной, которая обладала особой сверхъестественной силой, одаренной всевышним. Это место куда наши сельчане часто посещают в целях совершения «Зиярат». На кладбище женщины читают «дуа». т.е. обращение к Всевышнему, с посредством имени «Х1ажияй». Чтобы Всевышний принял их нее обращение «дуа». Настоящее имя этой женщины неизвестно, а «Х1ажияй»ее зовут потому что она совершила паломничество к его имени прибавляется и название «Х!ажияй». После совершения этого обряда мы ожидаем дождя, что и на самом деле происходит.

Свящённое место «Къакъубизухъ».

На границе между сел. Унты и Чох находится священное место, который мы называем «Къакъубизухъ». По преданию наших предков – это место, который Всевышний принимает все наши «Дуа». Посетит это место следует в пятничный день, рано утром. Это место мы называем природным памятником. Там находится многочисленное скопление каменных глыб в образе человека, животного. Там же находится место, которое определяет степень грешности человека. На этом месте находится две большие каменные глыбы, через которые мы должны пролазить, если человеку удалось пролезть через этот проход и не застрял, то его считают безгрешным, а если он застрял на этом проходе то его считают грешным Проход этот очень узкий и составляет 20-25 см. там может застрять самый худой, если у него много грехов и может пройти самый толстый, если у него нет грехов.

Таковы были наиболее интересные традиции и обычай наших предков, которые получили большое признание у нас, а мы в свою очередь изучаем их и передаем следующему поколению.

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью

Гостевая

Ваалейкум ассалам! Я его внук,что именно Вас интересует?
28.09.2013
Асаламу - алейкум, уважаемые жители села Унты. Я - журналист, писатель. Занимаюсь поисками пропавших без вести героев Великой Отечественной войны. Прошу откликнуться тех, кто может мне дать информацию об уроженце вашего села Дибирове Дибире, ( год рождения предположительно 1914 - 1918,) который в "К...
10.08.2012
Промышленные термостаты ibc-chillers.ru.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru