Первые раскопки в Ногайском районе

0

Поделиться

01 Авг 1995 г.

В июле 1992 года в Ногайских степях побывала московская этнографическая группа из Государственного музея народов Востока во главе с кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником музея Владимиром Александровичем Кореняко. Она посетила старые кладбища села Кумли. Были сделаны фотоснимки сынтасов (надгробных памятников 18-19 веков), старинной одежды ногайцев, узоров на войлоке. И тогда еще возникла идея раскопок курганов в Ногайской степи. Эту идею одобрили и поддержали в администрации Ногайского района.

И вот только теперь, через три года, начались раскопки. Курган, что расположен на землях совхоза «Кара-су», казался загадкой не только для простых людей, но и для историков и этнографов. После сильных суховеев вокруг кургана чабаны, пастухи находили осколки глиняных горшочков, другие мелкие детали древней утвари. По сей день живет в народе легенда об этом кургане как о «Сыду-Тоьбе, что значит Курган красоты. От своей бабушки, что дожила до 102 лет, я слышала, например, такой рассказ. В давние времена, когда ногайцы кочевали по всей степи, возле 'этого кургана расположился род Кипчаков. Сылув - так звали дочь самого богатого ногайца из этого рода. Не дожив до16 лет, она умерла от неизвестной болезни, похоронили ее под этим курганом…

Легенда легендой, а нам ученый-археолог из музея народов Востока объяснил научным языком, что курган - искусственная насыпь в соответствии с древним погребальным обычаем (а обычай возник около 5 тысяч лет назад). Древние, похоронив своего соплеменника или сородича, собирались всем родом, племенем - несколько сот человек - и засыпали могилу. Вообще, считает Владимир Александрович, любой курган - это древний могильник, иначе - древнее кладбище.

Курган «Сылу-Тоьбе» высотой 3 метра и диаметром 50 м вначале не поддавался современной технике. Все же упорство ученых победило. Курган хранил в себе 11 погребений - одно основное и десять впускных. Основное, самое древнее, относится к началу бронзового века. Это было время, когда в степи жили племена-скотоводы. Они не знали железа и пользовались медными и каменными орудиями труда. Письменности у них либо не было, либо не сохранилась, поэтому мы не знаем, на каком языке они говорили. По внешнему же облику они были европеоидами.

В начале бронзового века погребальные обычаи очень сильно отличались от современных. Тела людей лежали в скрюченном положении, с согнутыми ногами и руками. Сохранился скелет взрослого мужчины. Ноги у него согнуты в тазобедренной кости и в коленях. Никаких вещей при нем не обнаружено.

Десять же других погребений относятся к среднему и позднему этапам бронзового века. Возраст этих погребений от 4 до 3 тысяч лет. Все скелеты лежали скрюченными на левом боку. При них обнаружены разные вещи: бронзовый нож, бронзовое шило, глиняный сосуд и более двухсот различных бус. Последние найдены в женских погребениях на запястьях рук и на щиколотках ног. Бусы сделаны из сердолика, египетского фаянса, бронзы, минералов.

Более поздних погребений -скифских, сарматских, кипчакских археологической группой обнаружено не было.

В конце увлекательной 6еседы Владимир Александрович поделился своими впечатлениями: «Ногайская степь - замечательная. Кочующие белые барханы, терпко пахнущий ювсан (полынь) и бесконечная зеленая степь. Вообще, ногайцы интересны в историко-культурном отношении: по языку, многим оригинальным обычаям и традициям. Ногайцы могут смело сказать, что живут на древней земле. Мы раскопали один курган, а сколько таких курганов внутри и вокруг Ногайского района! Уезжаю с надеждой, что через год-два приеду снова в Ногайские степи. Она откроет завесу с тайн иных веков».
Мне лишь осталось поблагодарить Владимира Александровича Кореняко и пожелать ему здоровья и плодотворной работы не только у нас, но и везде, где он будет заниматься археологическими раскопками.

Ну а как жительница степи хочу пожелать ей стойкости, ибо природа здесь ранимая. Самый большой враг степи - неблагоразумный человек, которой не думает о завтрашнем дне. Здесь сейчас пасется значительно больше скота, чем степь может прокормить. Мы невольно выгнали сайгаков, коренных обитателей степей, редко можно летом встретить здесь журавлей. Не это ли деградация степи? 

, раздел: История

Автор: Эльмира Кожаева / Источник: "Дагестанская правда"
0

Поделиться

01 Авг 1995 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Сабантой – праздник в степи Дагестана

    Сабантуй, или по-ногайски – Сабантой («Праздник плуга»), — ежегодный праздник весны и полевых работ у тюркских и соседних с ними народов от...

    Авг 2019 г.

  • Кадрия. Стихотворение Расула Гамзатова

    Вижу кровь, замирая от боли, Опаленные вижу крыла… Кадрия, горской музы давно ли Ты заветной надеждой была? Не ногайской степи...

    Янв 2019 г.

  • Эдиге. Ногайский героический эпос

    (Печатается в сокращении) Один бедный чабан пас в степи овец. Однажды он наткнулся на череп человека. Перевернув его палкой, чабан заметил на...

    Ноя 2018 г.

  • Ногайская степь

    Ногайская степь – это достаточно обширная полупустыня на северо-западе Дагестана площадью около 9,5 тыс. км2. Территория представляет собой...

    Июн 2010 г.

  • Народный эпос Эдиге

    В 91 году отмечалось 600-летие ногайского народного эпоса «Эдиге». Он посвящен основателю ногайской государственности Эдиге. Предлагаем...

    Мар 2009 г.

  • Алимхан Асанов: Он выполнил наказ отцов

    Защиту родной земли ногайцы издревле считали высшим проявлением человеческого духа. Этот обычай унаследован еще со стародавних языческих...

    Янв 2004 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля