Односельчане.ru

Автор: М.Абдурашидов, учитель истории Ураринской СШ Дахадаевского района, ветеран труда и Великой Отечественной войны, педстаж 63 года, Журнал "Народы Дагестана", апрель 2007 года

Аулы Дагестана - это целое хранилище всевозможных исторических событий, преданий, легенд и судеб людей. Почти в каждом из них сохранились сведения о его истории, быте, культурном развитии народов. Думаю, читателям журнала будут интересны некоторые этапы из жизни жителей ураринских хуторов и самого с. Урари Дахадаевского района.

О происхождении названия с.Урари имеются две версии. Первая. Село расположено на южном склоне горы. Склон по-урарински - ургIяла. Может быть, название села произошло от слова ургIяла. Вторая. Ур - это стрела. Ураринцы - прямые и честные, как стрелы, во всех отношениях испокон веков люди. Может быть, название села произошло отданного слова. Первоначально село располагалось в местечке "Буркьа шила муза". Это холм, который находится в 2-х км к западу от нынешнего села, где до сих пор остаются развалины, остатки арок, могилы, расположенные вокруг этих развалин. Могилы имеются двух типов - "кари ххяб" и "хIялтIла ххяб". Первый тип - с южной стороны внутри могилы складывают стенку-тумбу высотой с колено мужчины. После укладки покойного его накрывают толстыми каменными плитками, опирающимися одной стороной на тумбу, а другой - на противоположную естественную стенку. Х1ялт1ла хх1яб - это могила, где внутри, с обеих сторон складывают стенки-тумбочки, на которые складывают каменные плитки. Могилы таких типов встречаются и на кладбище современного селения. О существовании первоначального селения Урари в указанной выше местности пишет археолог Козубский в своей работе "Археология Дагестана".

Проблема с водой в селе была сложной и для населения, и для живности. Бытует легенда о том, что один из быков общественного стада часто отделялся, уходил в сторону востока от села и ложился постоянно на одно и то же место. Жители решили покопать там. Когда углубились на некоторую глубину, фонтаном стала бить вода. Проверили на вкус - и холодная, и приятная. Созвали сельчане сход и решили перенести село к месту, где находился этот источник. Так появилось село Урари, которое до сих пор стоит как твердыня среди сюргинских сел.

Население росло. Поскольку основным источником проживания была земля, ее становилось все меньше и меньше, так как в связи с появлением новых семейных очагов перераспределяли пахотные и сенокосные участки. В связи с этим сельчане решили часть семей из каждого тухума переселить на новые места, так как вокруг села располагались свободные земли. Так появились новые населенные пункты, носящие названия хуторов: Уркутта I и II, Урхнища, Курки, Туракари, Каркщци, Мускили, Аяцури, Бутулта, Цурмая I и II. Эти населенные пункты получили своеобразные названия, связанные с месторасположением. Например, Уркутта - возле Уркута. Уркут - это широкая проселочная дорога. Каркацци - от слова кьакьаци - теснина, поскольку хутор расположен между двух скал. Аяцури - ая - это возвышенная точка, где ночью держали общественный скот и по очереди сторожили. ЦIур - это невысокая колонна из камней. Такие колонны строили для отпугивания ночных непрошеных гостей - волков. Только Туракари имеет присущее ей название. Первоначально тухумы этих хуторов не хотели идти на новые места, их силой выгнали - тура агъив. Отсюда и название и т.д.

О возрасте первоначального и нынешнего села Урари и хуторов нет никаких письменных источников. Могилы имеются доисламского и исламского периодов. Есть села, расположенные на расстоянии 20-25 км от Урари, такие как Сурсар-бачи, Аяццимахи и Карбачимахи, считающие, что и они тоже относятся к ураринскому поселению. Об этом свидетельствуют факты: язык, обычаи, традиции одни и те же, родственные связи до сих пор продолжаются. Кроме того, еще до 30-х годов прошлого века покойников из всех вышеназванных населенных пунктов хоронили на ураринском кладбище, отведя для каждого поселения свой участок на кладбищенской площадке.

До Октябрьской революции 1917 г. с. Урари было центром Сюргинского наибства, куда входили джамааты 24-х сел нынешнего Акушинского района и 37 сел Дахадаевского района. Правил наибством наиб, назначаемый Темир-Хан-Шуринским губернатором. Обычно наибами назначались люди, обладающие воинскими званиями. Последним наибом был ураринец Абдурашидов Гусейн. Ему предшествовали наибы из Чираго Гарун и из Урахи - Шахбан. Наиб в своем распоряжении имел 7 нукеров, т.е. слуг для исполнения служебных обязанностей. В с.Урари при наибе имелся суд для первоначального разбирательства правонарушений. Последним судьей был Газлиханов Никадурха - дедушка автора статьи. Также здесь находилась тюрьма, где содержали правонарушителей до судебного разбирательства. Дела по более крупным правонарушениям разбирались в Левашинском окружном суде, куда документы предварительного расследования и подследственные доставлялись под контролем нукеров.

После Октябрьской революции 1917 г. с. Урари оставалось центром Сюрги. Об этом свидетельствуют архивные данные, находящиеся в республиканском архиве, говорящие об открытии в с. Урари районного центра. Об этом было сказано и в статье Абдулабекова М. в одном из номеров журнала "Народы Дагестана" за 2004 г. Однако сложившиеся международные отношения вокруг нашей страны в 30-е годы и начавшаяся Великая Отечественная война помешали решить этот вопрос до конца. О том, что намечалось открытие Сюргинского района с центром в с. Урари, свидетельствуют следующие данные. В 30-е годы были построены здесь здание маслосырзавода на основе голландской техники и технологии по производству сыра, который шел на экспорт за валюту, типовое здание сельмага, когда еще в Уркарахе магазин ютился в хибарке под названием "Иргъанала тукен", типовое здание для семилетней школы, здание радиоузла, сберкассы, почтового отделения, ветстанции, осеменительного пункта. А после Великой Отечественной войны построены здания бани, обувной фабрики на сто мест, восьмиквартирный дом для приезжих специалистов, пекарни, типовой школы на 180 мест, Дома культуры на 400 мест, здания для участковой больницы, администрации села, пришкольного интерната на 50 мест, АТС на 100 точек, сверлильно-токарной мастерской, обслуживающей все сюргинские населенные пункты, АЗС, пункт газоснабжения населения.

На сегодня почти все эти объекты раскулачены, кроме здания школы, Дома культуры, АТС и почтового отделения.

Одобрив ленинскую идею коллективизации сельского хозяйства, ураринцы первыми в районе стали объединяться в коллективные хозяйства: в конце 20-х годов был создан комбед, затем его реорганизовали в кооператив с последующим объединением всех крестьянских хозяйств в колхоз под названием "Первое Мая". Первым председателем колхоза был Никаев Абдурашид, который периодически возглавлял данный колхоз более 30 лет, одновременно возглавляя Ураринский маслосырзавод и Дахадаевский маслопром. За выдающиеся успехи, достигнутые на всех руководящих должностях, и за активное участие в истребительных батальонах против банд в годы ВОВ он был награжден орденом "Знак Почета" и многими медалями.

В дальнейшем колхозом руководили Маликов Магомед, Мусалаев Магомед, оставивший должность зам. министра культуры Дагестана и приехавший как тридцатитысячник. Он заложил основы садоводства в горах, посадив яблоневый сад в 1955 г. на площади 8 га. Особых успехов достиг колхоз, когда стал руководить им Багамаев Магомед. За короткий срок он удвоил доход со всех отраслей животноводства, полеводства, бахчевых и других культур. Правительство республики и СССР высоко оценили его трудовую деятельность - он был награжден орденом Красного Знамени. М.Багамаев был депутатом всех уровней. Строительство на селе здания Дома культуры было его заслугой, ибо он начал и довел до конца работы по его строительству методом народного строительства... Доярки колхоза Гаджидаудова Курбанпатима и Сулейманова Ашура, пастух Абдулжалилов Абдулла стали участниками ВДНХ. Бригадир МТФ Магомедов Алтав был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

До Октябрьской революции 1917 г. с. Урари находилось в таком же социально-культурном положении, как и остальные сюргинские общества. Экономика была основана на земледелии и животноводстве. Жители были свободными членами общества. Узденей и рабов не было. Слишком богатых и очень бедных не было. Славился среди жителей только Бахмудов Аллай, который владел большими отарами овец, стадами крупного рогатого скота и табунами лошадей. Он славился и своей щедростью: ежегодно по осени каждому двору безвозмездно раздавал по одному барану, овечью брынзу, масло. Для содержания такого большого количества живности он не обладал достаточными собственными земельными угодьями. Он арендовал летние пастбища в горах и кутаны на зиму на плоскости. Обслуживали их наемные животноводы, которые положительно отзывались о своем хозяине.

Население в основном было неграмотное, за исключением нескольких арабистов. Ими были Гусайнгаджиев Бахмудгаджи, Хула Бахмудгаджи, Даудгаджи, который работал переводчиком в редакции в Темир-Хан-Шуре и др. Они у себя дома обучали арабской грамоте по нескольку детей сельчан. Школ не было.

Советская власть с первых дней своего установления способствовала развитию образования. В начале 20-х годов была открыта школа. Она ютилась в частных домах Абдурашидовых, Закарьяевых. Как было сказано выше, в 1930 г. было построено типовое здание для начальной школы под железным покрытием, которая в начале 40-х годов была преобразована в семилетнюю. Первыми учителями были выходцы из Сергокалинского и Кайтагского районов. Затем стали работать и ураринцы - Гаджиев Магомед, Аммаева Хадижат, Махаев Магомед. Первым директором Ураринской семилетней школы стал ураринец Курбанов Гусен, окончивший Сергокалинское педагогическое училище. В первые же дни ВОВ он добровольцем ушел в Красную Армию и погиб в ноябре 1942 г., защищая Сталинград. Одновременно с ним окончили Сергокалинское педагогическое училище ураринцы Омаров Багомед, Рабаданов Меджид, Курбанов Магомедрасул, Гусейнов Магомед. Все они также в первые же дни войны ушли добровольцами на войну. Вернулся с фронта только Омаров Багомед с 14-ю ранениями и столькими же правительственными наградами - орденами и медалями. Он сразу возглавлил сельскую семилетнюю школу. К тому времени, заменив ушедших на фронт учителей, в школе работали ураринцы-подростки Мусалаев М., Багомаев М., Магомедов А., Магомедов М.-Р, Абдурашидов М., которые сразу после окончания седьмых классов и 2-месячных курсов подготовки учителей стали учителями. Затем многие из них поступили на заочное отделение Сергокалинского педагогического училища. Первыми его окончили Мусалаев М., Багомаев М., Абдурашидов М. Первым учителем с высшим образованием стал автор данной статьи Абдурашидов М., который, окончив в 1959 году исторический факультет ДГУ, стал руководить коллективом Ураринской СШ. Через год пришли в школу выпускники ДГПИ Мустафаев М.С. и Саидова З.С.

В настоящее время более 200 ураринцев имеют высшее образование. Докторами наук стали ректор СКНИ Магомедов Б., его зам. Кадиев А., бывший директор института ПКУ Алиев Керим и др. Более 10 человек стали кандидатами наук. Все они работают в различных отраслях народного хозяйства.

Особо крупных достижений достигло село в послевоенный период, в особенности во II половине 60-х - II половине 80-х гг.

Селение Урари славилось своими певцами, музыкантами, борцами, каменотесами, сказочниками. Прославленным певцом, продолжателем творчества Омарла Батырая был Абдулгаппаров Меджид. Жил он небогато. Его богатством были "золотой" голос и нескончаемый запас песен на все случаи жизни. Он был женат 9 раз. Насильно никого не брал, наоборот, его талант привлекал взор девушек, и они привязывались к нему.

Прославленным борцом (мушликъя) был Курбан-Багомаев Али, уложивший на лопатки десятки знаменитых борцов Даргинского округа, а сам не проигравший ни одного состязания.

Прославился игрой на чунгуре Омаргаджи из Мускили. Когда он начинал играть на нем, останавливались прохожие, девушки, идущие за водой.

Каменотес Хгусайла Аммай построил немало зданий. Среди них здание, в котором расположено Дахадаевское РОВД, и трехэтажное здание на площади в Уркарахе, на первом этаже которого располагался магазин "Иргъанала тукен".

Когда Аммай полностью завершил строительство жилого дома уркарахца ХIяжибегхIяжила, хозяин сказал: "Аммай, что бы я хотел сейчас, знаешь? Чтобы твоя правая рука отсеклась". Почему он это сказал, ясно: чтобы другим не строил такие дома. Аммай ответил: "А что я хотел бы, знаешь, ХIяжибегхIяжи? Чтобы твой дом забрал урус". Это означало конфискацию. На деле получилось так, как захотел Аммай. В октябре 1917 года произошла революция, и этот дом был конфискован. Там до сих пор располагается ОВД района.

Вскоре после Великой Отечественной войны село было радиофицировано, в 70-е годы - электрифицировано, был протянут водопровод на расстояние 12 км из хребта "Лес", и село обеспечено питьевой водой. Установлен автобусный маршрут Махачкала - Урари. Жители села были регулярно обеспечены газом. Еженедельно 3-4 раза в Доме культуры демонстрировали вначале узкопленочные, затем широкоформатные кинокартины. Население регулярно обеспечивалось свежеиспеченным хлебом из пекарни. Люди приобщились к современной технике - стали пользоваться холодильниками, пылесосами, телевизорами.

С. Урари всегда было лидером вопреки всему. Считаю, что оно преодолеет трудности и противоречия современной эпохи и займет лидирующее место и в районе, и в республике. Урари и ураринцы не умеют отставать от современности. У него есть сила, богатство - это люди и горная земля с холодной водой.

Сегодня ураринцы раскиданы по всей территории Дагестана, да и России. Для обновления былой славы все ураринцы должны объединиться и приложить усилия. Живущие в ураринских хуторах и самом Урари на это надеются.

Говоря об участии ураринцев в ВОВ, следует отметить, что по зову Родины в первые же дни войны добровольцами ушли в армию 154 ураринца. Вернулись только 54 искалеченных и контуженных. На сегодня в живых остался только один участник ВОВ - Раджабов Али. Подвиги погибших на войне и вернувшихся участников ВОВ - это целая история. Напишу об этом в следующий раз...

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
05.11.2014

Уважаемые мои сельчане, читая историю своего села и видя имена своих сельчан предков да и родственников, мне просто приятно. Как тут сказано по всей стране разбросаны Ураринцы, и наше село опустело, наши дети и в том числе мои забывают и обычаи и традиции и вообще сельчан не знают. Почему так происходит, так как в поисках работы и улучшить благосостояния семьи финансово, приходиться в поисках по стране, республике и т. д. И молодежь не хочет возвращаться в село так как нет условий, ни воды, ни топлива, да ни каких коммуникаций, а особенно работы нет. Почему нашим сельчанам не выделяют территорию на равнине, мне кажется многие согласятся ( как например ново-Викри, новый-Уркарах и т. д.) чтобы у нас у Ураринцев тоже собрать сельчан и быть ближе своим традициям и обычаям, обрядам, культуре и т. д. Спасибо это мнение мое, у кого свои предложения.

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью

Гостевая

Салам...
06.08.2010
Салам всем ураринцам
09.02.2010
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru