Односельчане.ru

Урцаки

По преданию, основоположниками села Урцаки являются 7 братьев армян: Захар, Хайма, Мархис и Ирчан. Остальные имена затерялись в истории. Сохранились местности, названные их именами: Хаймала гIиниз, Захарла шякьи (озеро Захара), Мархасла хъу (поле).

В другом предании говорится о том, что раньше село Урцаки находилось в местности, откуда с крыш домов было видно море.

По предположительным данным, село основано в VIII веке переселенцами (беженцами) из местности Урцеки Карабудахкентского района. Здесь (в 15-18 км от Избербаша) в V—VII веках располагались древнедагестанские городские поселения Урцеки (Варачан), Шам-Шахар, а название третьего не установлено.

Профессор Р. М. Магомедов пишет: «Все, что я видел, наводило меня на мысль, что Шам-Шахар — это одно из древних поселений. Город этот расположен в 18 км от Каспийского моря и по размерам почти вдвое больше, чем городище Урцеки».

«Когда нет письменных источников, обращаемся к устным преданиям. Я уже отметил, что у губденцев сохранилось предание о том, что Шам-Шахар некогда был заселен «народом армянской веры» (Р. М. Магомедов).

Видимо, Шам-Шахар и Урцеки были разрушены в VIII веке арабами. Бежавшие оттуда армяне основали современное село Урцаки. Селу около 12 веков (по датам на надмогильном памятнике).

Сначала село занимало небольшую площадь, обнесенную крепостной стеной (остатки сохранились). На южной стороне скалы высота стены достигала 40 м. В село можно было войти через восточные и западные ворота. Западные ворота находились под мечетью. Этот вход (в виде арочного тоннеля длиной более 10 м) и мечеть сохранились до сих пор. Вход в мечеть был со стороны села (восточные двери). Мечеть перестраивалась несколько раз. С расширением села в сторону запада в мечети установили вторые ворота — двери. Учитывая занимаемую тогда селом площадь, можно предположить, что здесь проживало немного жителей - 10-15 дворов. Умерших хоронили недалеко от крепостной стены. Большинство надмогильных стел были снесены в 30-е годы XX века и использованы при строительстве колодца («Гъуребси гIиниц»).

Основным занятием жителей села было животноводство и террасное земледелие. Разводили крупный и мелкий рогатый скот. Лошадей имели только зажиточные семьи. Основными зерновыми культурами были пшеница, ячмень, просо, рожь. Часто ездили в приморские районы, чтобы обменять продукты животноводства на зерно. Соль и нефть тоже привозили из тех районов в бурдюках на осликах. Часть оставляли себе, а другую часть возили в лакские села для перепродажи или обмена.

Отходничеством занималась сельская беднота. В 30-х годах XX в. ездили в Кизляр, Дербент и Азербайджан, а с конца 30-х годов — в Среднюю Азию. Возили туда изделия кубачинских мастеров для продажи.
Женщины ткали паласы, ковры. Из белого войлока делали женскую обувь (варсилла тапри - мачуйте).

В селе были также мастера по обработке камня и древесины. Камнерезы изготовляли надмогильные стелы, плотники и столяры - рамы для окон, двери.

(Хасбулат Хасбулатов, из книги "История Уркараха и населенных пунктов Дахадаевского района", 2004 г.)

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
03.03.2016

Автору статьи надо было бы ссылаться на первоисточник, прежде всего работы профессора Р.М. Магомедова.

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью

Гостевая

Ваалейкумсалам ))
14.01.2013
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru